«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ» РЕЖИМ – 113.
Истоки нашего «демократического» режима. Часть 30.
Бен Ладен с самого начала советского вторжения в Афганистан занялся тем делом, которым он успешно занимается, и по сей день: руководит сетью учебных лагерей по подготовке диверсантов и боевиков. Правда, совсем уж в тылу Усаме отсидеться не удалось - пришлось и самому некоторое время повоевать в горах Афганистана. Иначе было нельзя - в этой среде человек, который никогда не рисковал своей жизнью, в принципе не может иметь ни малейшего авторитета. Но непосредственные боевые действия не были главным занятием для Бен Ладена - это была не его стихия (он не трус, но особыми боевыми качествами не обладает, по отзыву знающих его людей). Подлинное призвание Бен Ладена было в другом: создание внешней инфраструктуры движения «моджахедов». Тут работы было очень много: со всего мусульманского мира набирали десятки тысяч добровольцев и отправляли их на учебные базы, на территории Пакистана. Там их обучали американские инструкторы из ЦРУ, потом снаряжали и вооружали - и посылали партизанить в Афганистан.
Некоторые политологи видят главную причину той ненависти мусульманского мира к христианскому Западу, которая порождает мусульманский терроризм, исключительно в низком уровне жизни большинства населения стран Третьего мира. Нищие завидуют богатым - вот и готовы убивать их всех, включая даже женщин и детей. Биография самого Усамы Бен Ладена (и многих других боевиков Аль-Каиды, кстати) такую слишком уж прямолинейную теорию опровергает: отец Усамы был богатейший саудовский миллиардер - самый богатый в этой стране предприниматель, который не принадлежал к королевской семье. Правда, Усама был всего лишь 17-м по счету сыном (а всего братьев и сестер у него было 54!). Но, тем не менее, после смерти отца Усама получил в наследство вполне приличную сумму - порядка сотни миллионов долларов. И ему можно было прожить на эти деньги сытую и спокойную жизнь - но нет, те же самые гены, которые сделали его отца богачом, не давали Усаме вести чисто растительный образ жизни и заниматься только дальнейшим «размножением генофонда»!
Усаму подтолкнуло к резкой перемене образа жизни советское вторжение в Афганистан в конце декабря 1979 года - уже в январе 1980 года молодой Бен Ладен, отправился в Пакистан и включился в борьбу за «дело ислама». «Стартовый капитал», полученный в наследство, а также (что еще важнее) семейные связи клана Бен Ладенов в правительственных кругах Саудовской Аравии сделали Усаму с самого начала очень видной фигурой среди лидеров моджахедов - он стал заправлять всеми финансами этого мусульманского движения. Через Бен Ладена в те годы проходили громадные суммы - миллиарды долларов. Финансовая помощь правительства США, помощь почти всех мусульманских правительств, сбор пожертвований чуть ли не во всех мусульманских мечетях мира. И еще с самого начала этой «борьбы за истинную веру» очень важным (и постоянно растущим) финансовым подспорьем стала для движения моджахедов международная оптовая торговля героином. До советского вторжения в Афганистане практически не производили героин - в ходу был только старый традиционный «опиум для народа», который афганцы почти не вывозили за границу, а потребляли сами на месте. Что было потом, все знают - и сейчас уже весь Афганистан сплошь засеян маком и производит 90 % мирового объема героина. Естественно, в таком прибыльном деле не обошлось и без участия спецслужб - сначала тут была острая конкуренция между ЦРУ и КГБ, которая только к 1991 году сменилась полным «консенсусом» («победила дружба»!). Но сейчас у нас немного другая тема - вернемся к финансам движения моджахедов. Существует очень важная сторона дела, которую многие политологи не замечают за идейным фасадом «мусульманского терроризма»: это ведь еще и очень выгодный бизнес для лидеров террористических организаций! Каждый удачный теракт против «врагов ислама» дает всплеск пожертвований на «джихад» - и это громадные деньги, которые можно тратить по своему усмотрению. Еще больше такого «джихада» - еще больше денег в кармане!
Так что Бен Ладен возглавив «мусульманский терроризм» не только стал всемирно известным политиком, каждое слово которого тут же подхватывают и комментируют все мировые СМИ - он еще наверняка также хорошо заработал на этом «джихаде», который он вел сначала против СССР, а потом против США. Никто не знает размеров (и даже порядка величины) личного благосостояния Бен Ладена - но никто из аналитиков также не сомневается, что Бен Ладен, не растратил унаследованные от своего отца деньги, а значительно их приумножил. Есть некоторые свидетельства, что в Аль-Каиде никакого разделения в этих финансах на «личное и общественное» вообще нет: касса Аль-Каиды - это одновременно и личная касса самого Усамы Бен Ладена.
Теперь поговорим немного о другой важной стороне этого «международного терроризма». В XX-м веке было уже невозможно заниматься организацией партизанских войн и устраивать по всему миру взрывы и прочие массовые убийства, не имея при этом крепкой дружбы с какой-нибудь спецслужбой. У Бен Ладена недостатка в таких «друзьях» никогда не было - причем с первых же дней его борьбы за «истинную веру». О тесных контактах Бен Ладена с ЦРУ в самом начале его политической карьеры можно прочитать в любой его биографии, изданной где угодно. Если конечно, эта книга не написана бывшим сотрудником ЦРУ - те почему-то стесняются теперь об этом открыто говорить! Кроме того, ни для кого не секрет также связи Бен Ладена с руководителями саудовской и пакистанской разведки - тут все понятно и так. Из тех же книжек можно узнать, что сначала Бен Ладен был только помощником по финансовым делам при своем шефе Абдулле Азаме, которого Усама считал тогда своим отцом и учителем. Только к 1986 году Бен Ладен окончательно окреп (во всех отношениях) - и, отколовшись от Азама, создал собственную сеть баз и лагерей боевиков на территории Пакистана. Лидер моджахедов Абдулла Азам, кстати, скоро погиб при неясных обстоятельствах (он был взорван в машине в 1989 году). После этого чуть ли не все «финансовые потоки» движения моджахедов окончательно замкнулись на одного Бен Ладена. Правда, надо тут иметь в виду, что Бен Ладен, заведовал только «инфраструктурой» по снабжению моджахедов за пределами Афганистана - а в самом Афганистане самостоятельной роли у него никогда не было. Бен Ладен лишь примыкал там к самому крупному полевому командиру Хекматиару, у которого, в свою очередь, были очень сложные отношения с другими афганскими группировками.
В Афганистане все построено на родоплеменных отношениях: чужаку-арабу в эту архаическую систему в принципе невозможно органически вписаться - и никакие заслуги в борьбе за ислам тут не помогут! Но Бен Ладен и не стремился взять под свой контроль политическую обстановку в Афганистане - ему вполне хватало его «финансовых потоков». И все у Бен Ладена шло замечательно, пока с ним не случилось это несчастье - наши войска в феврале 1989 года были выведены из Афганистана. Это был тяжкий удар по финансам Аль-Каиды, которая была организована (практически в том самом виде, в котором она и сейчас существует) всего за полгода до этого прискорбного события: кому теперь была нужна эта налаженная система по сбору денег и массовому обучению диверсантов? Правда, война в Афганистане успешно продолжалась еще долгие годы - сначала три года шло добивание моджахедами марионеточного режима Наджибуллы, потом началась гражданская война и в самом лагере афганских моджахедов. Но теперь эта война окончательно превратилась в мелкий региональный конфликт между различными племенами и народами, населяющими Афганистан. И все они резали друг друга под зеленым знаменем ислама (даже коммунист Наджибулла вдруг стал правоверным). Спрашивается, кому это интересно за пределами Афганистана - и кто будет теперь давать большие деньги под эту резню местного значения?
Аль-Каиде надо было срочно искать свою «экологическую нишу» за пределами Афганистана - надо было спасать свой кровавый бизнес. Можно было бы переключиться на борьбу с Израилем - но здесь место было уже прочно занято двумя крупными террористическими организациями: ООП Ясира Арафата и «Хамасом». И так уже было слишком много террористов для такого маленького клочка земли! Кстати, нам попалась интересная (и довольно правдоподобная) версия создания организации мусульманских фундаменталистов «Хамас». Сейчас за спиной этих террористов стоит в основном правительство Ирана. Но есть мнение среди некоторых аналитиков, что организован был этот «Хамас» на самом деле по инициативе израильской разведки - с целью расколоть Организацию Освобождения Палестины. Израильтяне хотели отколоть от этого светского (в основном) движения палестинцев мусульманское религиозное крыло - и пусть бы эти палестинские группировки грызлись между собой и оставили Израиль в покое! Все знают, что вышло из этой хитроумной затеи - в лице «Хамаса» израильтяне получили организацию фанатиков-экстремистов, с которыми невозможно ни о чем договориться. На фоне этих отморозков даже покойный Ясир Арафат стал выглядеть умеренным и респектабельным политиком! Даже если это, правда, все же для израильской разведки есть некоторые оправдания по поводу этой авантюры: «хотели как лучше» и боролись за выживание своего государства всеми средствами. И теперь израильские спецслужбы действительно ведут борьбу с этими террористами - ежедневные взрывы на улицах городов никому в Израиле не нужны. Чего нельзя сказать об американской мафии спецслужб: правящая верхушка США на самом деле от терроризма Аль-Каиды не имеет никакого вреда, кроме пользы - как в области глобальной международной политики, так и внутри страны. Под этот «международный терроризм» федеральным властям удалось даже немного «подкрутить гайку» и во внутренней политике.
Идем дальше - мы видим, что к началу 1990-х годов Аль-Каида оказалась фактически без работы. Было и тогда множество мелких региональных конфликтов в разных местах нашей планеты, где долгие годы шла резня между мусульманами и «неверными» (Кашмир, Индонезия, Филиппины и так далее). Но во всех таких «горячих точках» уже были местные террористические организации, которые собственными силами давно наладили финансирование и разное прочее снабжение. Эти мелкие мусульманские организации вовсе не были враждебно настроены к Аль-Каиде - совсем наоборот, отношения с ней у них были замечательные! Ведь многие террористы из этих регионов ранее прошли подготовку в лагерях Бен Ладена - и некоторые из них воевали в Афганистане. Кстати, воевали там далеко не все боевики, обученные на учебных базах в Пакистане - в Аль-Каиде с пониманием относились, что у некоторых моджахедов есть такая же «работа» у себя дома: не все ли равно, где убивать неверных! Проблема была в том, что Бен Ладен, не мог опуститься до уровня мелких (фактически провинциальных) разборок, до которых никому в мире нет дела. Престиж тоже имеет огромное значение на Востоке - ведь Аль-Каида создавалась как инструмент большой политики в борьбе между супердержавами. Но главное, конечно, заключалось в другом: Бен Ладен уже привык к таким «финансовым потокам», которые исчислялись миллиардами долларов - и не хотел отказываться от этой привычки. А кто будет платить такие огромные деньги за взрывы и убийства на каком-нибудь острове в Тихом океане, название которого знают только местные жители? На, те пожертвования, которые дают под это дело, даже местные мусульманские террористы прокормиться не могут - и вынуждены заниматься разными «подсобными промыслами».
Тут очень кстати в 1991 году началась первая война между США и Ираком - это помогло Бен Ладену определиться с поиском нового врага. Казалось бы, какое дело было Бен Ладену до этого конфликта - ведь режим Саддама Хусейна никак не мог быть дружеским по отношению к Аль-Каиде или к любым другим мусульманским фундаменталистам! Идеальное политическое устройство для таких религиозных фанатиков - это теократия, вроде правления талибов в Афганистане: средневековые порядки и традиции, всем управляют муллы по законам шариата и тому подобное. В Ираке, конечно, был еще тот режим по части демократии и прав человека, но все же там была чисто светская диктатура военщины (а муллы знали свое место и ходили по струнке, как говорится).
Дело еще осложнялось тем, что поводом для первой американо-иракской войны послужил захват Ираком соседнего с ним Кувейта. Это был прямой удар по интересам Саудовской Аравии - ведь Кувейт был союзником саудовцев. Поэтому для саудовца Бен Ладена вторжение Ирака в Кувейт было враждебной акцией - ему на самом деле надо было только радоваться, что американская армия хорошенько всыпала тогда Саддаму и выгнала иракских захватчиков из Кувейта. Но, тем не менее, Бен Ладен в 1991 году сильно расстроился, что саудовское правительство в борьбе против Ирака сделало ставку на вмешательство американской армии - хотя Бен Ладен, обещал тогда, что Аль-Каида объявит войну Ираку, если Саудовская Аравия откажется от американской военной помощи. Но этот благородный жест Бен Ладена был, почему-то отвергнут. Саудовское правительство сильно боялось тогда, что если Саддама немедленно не укоротить, то он скоро захватит и территорию самой Саудовской Аравии. И, разумеется, от армии США ожидалась более существенная помощь при разгроме Саддама, чем от кучки фанатиков-террористов. И тогда Бен Ладен тут же нашел, к чему здесь можно придраться с точки зрения крутого фундаментализма:
«Как же так? Неверные воспользовались конфликтом между мусульманами и влезли на мусульманскую территорию - устроили там свои военные базы!».
Других преступлений американцев Бен Ладену уже не понадобилось, для объявления войны Соединенным Штатом Аль-Каиде хватило даже такого повода. Конечно, это был только предлог: просто Аль-Каиде был нужен новый достойный враг - и она его нашла. Америка идеально подходила на эту роль - могучая супердержава, которую ненавидят многие на нашей планете. И, само собой разумеется, на «джихад» против Соединенных Штатов можно было собирать большие деньги со всего мусульманского мира. Перейдем теперь к самому ключевому вопросу в этой истории.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Олег Греченевский.
Комментарии