ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЁКОЕ – 17.

МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЁКОЕ – 17.

21.04.2016 17:31

       ГЛАВА 4. СЕЛА И ДЕРЕВНИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.

       Деревня Кудеяровка.

       4. В заключение хотелось бы обратиться к жителям деревень Кудеяровка и Миново. Недалеко, то время, когда вся Россия будет торжественно отмечать 400-летний юбилей национально-освободительной борьбы (1611 - 1612 годы) русского народа против иностранной интервенции. Кудеяровцы и Миновцы наряду со всеми могут в этом деле принять самое активное участие. Для этого, на мой взгляд, предстоит провести ряд мероприятий, главными из которых будут следующие:

       1. На сельском сходе обеих деревень избрать инициативную группу по подготовке и проведению юбилейных дней, куда бы вошли представители всех слоев населения: руководители деревень, педагоги школ, ветераны труда, молодежь и другие.

       2. Установить связь с живущими ныне Миниными и в первую очередь с потомками Ёвграфа Александровича, чьи предки основывали эти деревни и владели ими вплоть до 1861 года, а затем и пригласить их на проводимые торжества.

       3. Открыть счет в Сбербанке посёлка Арсеньево и организовать его наполнение из пожертвований жителей, спонсоров, организаций района, области, Российской федерации.

       4. Через областные организации продумать и осуществить установление памятников (стелл, памятных досок и прочего), а также увековечивание фамилии Мининых, в названиях школ, улиц, обществ и прочего.

       5. Написать историко-краеведческий труд (пособие) для учеников начальной школы с тем, чтобы выпускник твердо знал своих исторических предков, которые горячо любили свой народ и не жалели ни средств, ни самой жизни в тяжелые годы испытаний. Пора перестать жить Иванами, не помнящими родства, а громче говорить о своей причастности к историческим событиям нашей великой Родины – России.

       Село Араны.

       История наших деревень – это живая история нашего народа, позволяющая представить исторические события последних столетий. Но, едва ли, многие из живущих в том или ином населенном пункте назовут, когда и кем он был образован, что означало его первоначальное географическое название, или укажут его связь с различными социальными слоями населения и, прежде всего, с их владельцами, многие из которых были известны как выдающиеся личности своего времени.

       Впервые, гражданское благоустройство (административное деление) России было проведено при царе Михаиле Федоровиче Романове, для чего из вотчинного и поместного приказа в 1625 году были посланы по всему государству подьячие со сведущими начальниками, писцами и дозорниками для описи всех владельческих земель. После этого составлялись по всем уездам писцовые книги, где земли каждого владельца были описаны по живым урочищам четвертною и десятинною мерой и приурочены к своим станам. Стан – это село, где пребывали московские писцы (начальники межевания). Белевский уезд вначале имел 5 - 6 станов, но уже к царствованию Екатерины II перешли к следующему административному делению-губернии состояли из 12 уездов, уезд из 2 - 3 станов. В Белевском уезде стало 2 стана, одним из которых был Погорельский стан (село Погорелое) – это в настоящее время территория почти всего Арсеньевского района.

       Самыми древними деревнями района считаются те, которые попали в эти писцовые книги. К ним относится: Араны. Первое упоминание деревни мы находим в книге под названием «Белевская вивлиофика», составленная на основании Писцовых книг 1630 - 1632 годов. Здесь в разделе «Погорельский стан» под номером 17 читаем:

       «За стряпчими Алексеем да за Семеном Немировым детьми Киреевского в поместье деревня Ораная на реке на Исте… … а писано это поместье по Государевой ввозной грамоте в 1741 году».

       В пересчете на современное летоисчисление – в 1633 году. Опять же, в Генеральном плане межевания Белевского уезда за 1792 год под номером 380 читаем:

       «Сельце Арана с пустошью Гиляевой Поляной Алексея Никитича Киреевского, дворов 41, душ мужского пола 270, женского пола 240. По обе стороны Исты, мельница о трех поставах. Дом господский деревянный».

       Небезынтересно заметить, что в различных архивных документах село Араны называли по-разному:

       - Орань,

       - Арань,

       - Орана,

       - Ораная,

       - Арана,

       - Арано,

       - Араны.

        Все они, кроме первого, не несут в себе никакой смысловой нагрузки. Это результат небрежного, отношения к своей работе писцов, производящих записи в документах. Заметим здесь также, что в старинных рукописях, например, в ревизских сказках (переписях населения), названия населенных пунктов и фамилии их владельцев зачастую употреблялись без гласных букв, а только в виде «костяка» из согласных. В то время гласные при чтении текста, или при переписывании в другой документ добавлялись по памяти. Естественно, что с течением времени гласные путались, забывались, заменялись на другие. Так произошло и со словом «ОРАНЬ», первая и последняя буквы неоднократно менялись, и, в конце концов, превратились в слово «Араны».

       Название деревни образовалось следующим образом. Киреевские, до этого уже владевшие селом Сороколетово, приобрели часть пустоши под названием Гиляева поляна – землю, где сейчас расположено село Араны. Пока не была образована деревня, обрабатывать этот купленный участок приходилось, выезжая из Сороколетова: староста, давая задание своим крестьянам, говорил примерно так:

       «Поезжайте на дальнюю ОРАНЬ пахать, или убирать урожай и тому подобное».

       Орань в переводе со старорусского языка означало пашню (поле, ниву). Сейчас это слово вышло из употребления, но у классиков его можно встретить. Например, в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, его герой, находясь в гостях у помещика Тентетникова, решил осмотреть его имение:

       «Ходил он (Чичиков – примечание автора) наблюдать первые весенние работы, глядеть, как свежая орань черной полосою проходила по зелени, а засеватель, постукивая рукою о сито, висевшее у него на груди, горстью разбрасывал семена».

       Итак, можно утверждать, что деревня Араны первоначально называлась Орань, время образования – 1633 год, основателями ее были помещики Киреевские.

       Дворяне Киреевские принадлежали к одному из старинных родов белевских и козельских дворян. Их отец Василий Иванович Киреевский (1773 - 1812 годы), получил хорошее образование, знал пять языков, в молодости занимался литературой, переводами. Он служил в гвардии и при императоре Павле I вышел в отставку. Во время войны 1812 года занимался лечением раненных и больных, заразился тифом и умер 1 ноября 1812 года. После смерти отца воспитанием Ивана и Петра Киреевских занималась их мать Авдотья Петровна. Вдова с двумя сыновьями и дочерью переехала на жительство в село Долбино, родовое имение Киреевских, находившееся в семи верстах от города Белева. Детские годы братья провели в Долбине. Авдотья Петровна была племянницей русского поэта В. А. Жуковского, который принял деятельное участие в судьбе братьев. Благодаря заботам матери и Жуковского Иван Васильевич и Петр Васильевич получили хорошее образование и рано приобщились к миру русской литературы. Старший брат Иван был одарен блестящими способностями:

       - в 7 лет – мастерски играл в шахматы,

       - в 10 - 12 – он был уже довольно хорошо знаком с произведениями русской литературы, владел языками: французским и немецким, а также литературой, издававшейся на этих языках,

       - в 13 - 14 лет читал в подлиннике Гельвеция, хорошо был знаком с философией.

       Иван Васильевич Киреевский.

       В 1822 году семья переезжает в Москву. Киреевский знакомится с А. С. Пушкиным и другими выдающимися русскими литераторами. С 1832 года он начинает издавать журнал «Европеец», с которым сотрудничают Баратынский, Языков, Жуковский. Поддержку этому начинанию оказывают Пушкин, Вяземский. Постепенно И. Киреевский становится одним из лидеров славянофилов. Существо идейных споров славянофилов и западников состояло в принципиальном расхождении в вопросе о будущем России. Славянофилы отстаивали «самобытный», внеевропейский путь её развития. Они считали «западничество» бездуховным, меркантильным. Спасением от него они видели в развитии православия и патриархально-общинных основ с их корнями в допетровской Руси. Иван собирался стать литератором, критиком, печатал критические статьи о поэзии Пушкина, глубоко знал и любил древнюю Русь, крепко верил, что в ней заключаются те коренные начала, которые могут служить залогом славной будущности России. В кратких словах историко-философские взгляды И. В. Киреевского можно сформулировать так:

       - культура Западной Европы страдает односторонностью, обусловленной господством в ней рационализма;

       - русская народная жизнь характеризуется цельностью духовного начала и определяется требованием гармоничного соединения ума, сердца и воли.

       Он был философ-мыслитель, теоретик славянофильства, писатель-прозаик. Большое влияние на И. Киревского оказал оптинский старец Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов (1788 - 1860 годы), который стал его духовным отцом. При его поддержке И. Киреевскому удалось в 1846 году организовать в Оптиной пустыни издательство, которое публиковало духовную литературу. В 1847 году вышла первая книга издательства «Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского». Иван Киреевский продолжал работать в Оптиной до самой смерти.

       Петр Киреевский, как и брат, в середине 20-х годов входил в «общество любомудров». С осени 1830 года он приступил к исполнению главного дела своей жизни – собиранию русских народных песен. В этой работе ему помогали многие выдающиеся литераторы и собиратели русского фольклора. Известно, что А. С. Пушкин, сам собиравший народные песни и намеривавшийся их издать, передал Киреевскому 50 записанных им песен, сказав при этом:

       «Когда-нибудь от нечего делать, разберите-ка, которые песни поёт народ, а которые я смастерил сам».

       «И сколько ни старался я разгадать эту загадку, – говорил П. В. Киреевский, – никак не могу это сделать». Кроме Пушкина песни в собрание Киреевского передавали Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, Н. М. Языков, В. И. Даль. Достойное место в собрании Петра Васильевича занимали песни калужской губернии. В предисловии к своей книге «Русские народные песни», часть I (изданной в 1848 году) он писал:

       «Есть ли в мире народ певучее русского? Во всех почти минутах жизни русского крестьянина: и одиноких, и общественных – участвует песня; почти все свои труды: и земледельческие, и ремесленные он сопровождает песней. Он поет, когда ему весело, поет, когда ему грустно».

       Тяжелым ударом для П. В. Киреевского стала смерть брата. В своём завещании, написанном после смерти И. В. Киреевского, он просил похоронить его в Оптиной пустыни рядом с могилой брата. 25 октября 1856 года после тяжелой болезни П. В. Киреевский скончался.

       По (гражданскому) административному делению село Араны входило в Сороколетовскую волость, по церковному – в Сороколетовский приход. Церковь Рождества Христова (а в ней придел Успенья Пречистой Богородицы) была деревянной; она не сохранилась. Многое повидало село за время своего существования:

       - крепостное право и его отмену,

       - столыпинские реформы,

       - войны,

       - революции,

       - годы великого перелома.

       Добавим также, что в начале тридцатых годов на базе села Араны был создан колхоз имени Степанова. Сергей Иванович Степанов – революционер, рабочий патронного завода, впоследствии стал первым «красным директором» Тульского патронного завода и возглавлял его более десяти лет. В пятидесятые годы несколько колхозов в Сороколетовской волости были объединены, а Араны стало центральной усадьбой колхоза «Новый путь».

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

А. И. Луковкин.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения