ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЁКОЕ - 16.

МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЁКОЕ - 16.

12.04.2016 16:16

 ГЛАВА 4. СЕЛА И ДЕРЕВНИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.

       3. Кузьменки.

       Впервые в официальных документах упоминается в «Выписи 1585 году», где записано:

       «Деревня Васильевская, Кузьменково тож и Окороково тож на речке на Истице, а в ней двор монастырский, да крестьянских дворов: Ивашко Чмутов, Васка Патурник, Гришка Новоприходец, Степанко Пахомов, Мосейко Монаенов…».

       (Кстати, данная фамилия могла иметь прямое или косвенное отношение к названию села Монаенки – автор):

       «По местному преданию названием село Кузьменки обязано первым обитателям в деревне, братьям Косьме и Алексею, из которых последний вскоре умер, а первый положил начало селению деревни, которая с именем его навсегда связала и свое название».

       Древняя история Кузьменок аналогична с Манаенками, единственное, что можно добавить – это то, что после 1764 года, – когда Кузьменки из монастырских перешли в разряд государевых, – из них образовались Спасские Выселки. Название свое они получили от белевского Спасо-Преображенского монастыря. В 1780 году, после окончания строительства храма, был образован приход из села Кузьменки и деревни Спасские Выселки. Приходской храм села Кузьменки был деревянный, имени святого Николая Чудотворца и построен на благотворительные пожертвования прихожан. В 1787 году был заложен новый каменный храм взамен деревянного с престолами во имя святого Николая чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Златоустского. Причт церкви состоял из священника и псаломщика. В распоряжении церкви было 45 десятин земли. Имелась земская школа. В 1931 году при образовании колхозов Манаенки получают название «Путь Ильича», а на базе села Кузьменки основан колхоз имени Крупской, который со временем влился в конгломерат под названием «Россия». В отношении названия колхозов хочется высказаться особо. В 1932 году в Арсеньевском районе было образовано 134 колхоза, то есть каждая деревня, поселок получили как бы второе название: одно – при образовании (рождении) деревни, второе – при образовании колхозов, совхозов и тому подобное. Вольно или невольно происходил отказ от истории населенного пункта, из сознания его жителей вытравливалась история деревни. Даже сейчас, когда всем понятно, что давать новым формам хозяйствования названия типа: СПК «Красный богатырь» – анахронизм, пережиток старого. Пора бы к седой старине наших деревень относиться бережно.

       Деревня Кудеяровка.

       Из воспоминаний:

       «Детская память моя (Василия Константиновича Гузеева) начиналась с рассказов матери о Кудеяре-разбойнике. Этому способствовали следующие обстоятельства. Мне было три с половиной года, когда началась Великая Отечественная война, которая резко поломала привычный и размеренный уклад жизни. Осенью немцы, двигаясь на восток, заняли деревню Песочное, но уже в декабре, получив мощный, чувствительный удар под Москвой, вынуждены были отступить назад. Фронт временно стабилизировался по реке Ока (10 километров западнее Песочного), деревня оказалась в тактической зоне обороны наших войск, и немецкие самолеты стали бомбить их и деревню. Одна бомба упала на окраине деревни в ста метрах от дома. В окнах были выбиты все стекла, в крайнем доме был убит солдат, сидевший у окна. Командование наших войск отдало приказ: все жители должны покинуть деревню на 30 - 40 километров от линии фронта. Собрав пожитки, мы пешком двинулись на восток. Впереди шла мать, она везла тачку. На ней в куче немудреного скарба покоилась народившаяся несколько месяцев назад сестричка. За тачку была привязана корова, и сзади мы с братцем, который был на два с половиной года старше меня, погоняли ее.

       1. Первая остановка после дневного перехода была деревня Кудеяровка. Пятнадцатикилометровый переход для нас, детей, был изнурительно тяжелым. Дальше мы уже двигаться не могли, и на несколько дней пришлось задержаться у приютившей нас жительницы деревни. Утром, когда мы пришли в себя и вышли погулять на улицу, мать долго нам объясняла:

       «Видите внизу овраг? Туда ходить нельзя, там водятся водяные и лешие, а вон там за деревьями прячется разбойник Кудеяр и ловит всех маленьких детей».

       Напуганные Кудеяром, мы, конечно, от дома далеко не уходили. Вечером, уже ложась спать, я все спрашивал у матери, а не придет ли сюда ночью Кудеяр и не заберет ли нас «Не заберет, если сразу уснете», – отвечала мать. Так вошел в мою память этот легендарный Кудеяр, и, став взрослым, я решил разобраться, кто же такой этот Кудеяр и действительно ли в этих местах когда-то в старину действовала ватага (банда разбойников) под предводительством Кудеяра».

       2. О Кудеяре-разбойнике создано немало преданий, легенд, сказаний. Легенды, существовавшие о нем в Центральной России, в общем-то, перекликаются с сюжетом романа известного русского историка и литератора Н. И. Костомарова под названием «Кудеяр», где исторически достоверные события переплетаются с легендой. В 1525 году великий князь Василий III решил разойтись со своей женой Соломонией и жениться на Елене Глинской. Причина – якобы бесплодие супруги. Соломония была насильно пострижена в монахини. В заточении, однако, как гласит народная молва, она родила сына, которого воспитали тайно. Сын Соломонии вырос, ничего не зная о своем высокородном происхождении, и волею судьбы стал противником своего царственного брата Ивана, знаменитым разбойником-мстителем. По преданиям Саратовской, Астраханской и других губерний Поволжья Кудеяр был татарин, необыкновенного роста и силы, зверовидной наружности, жена его была русская – редкая красавица.

       В легендах Тульского края говорится, что разбойник Кудеяр из этих мест. Имя его связывалось с Белевским уездом и отождествлялось с реальным человеком, носящим то же имя. В русской истории второй половины XVI века во времена Ивана Грозного был известен сын боярский, родом из города Белева, Кудеяр Тишенков, который в 1571 году помог крымскому хану Девлет-Гирею: показал ему пути подхода к столице, а затем вместе с татарами покинул пределы Московского государства и остался в Крыму. Однако нет никаких документов, что Кудеяр Тишенков и знаменитый атаман разбойников – одно лицо. По преданиям Кудеяр обладал несметными сокровищами, отнятыми у богатых, зарывал их якобы в пещерах, в местах, где разбойничал. На все, или почти на все, свои клады Кудеяр оставлял специальные «кладовые записи». Через сто с лишним лет вдруг начали в изобилии находить одну за другой эти кладовые записи, и большая масса людей бросилась в погоню за кладами. В книге известного тульского исследователя И. П. Сахарова «Памятники Тульской губернии» пишется о Чаплыгинском городище в Чернском уезде на речке Снежедок (22 километра на юго-восток от селения Кудеяровки):

       «Это городище, виденною мною в 1832 году, поросшее березняком, было изрыто кладоискателями. Окрестные жители верят в какое-то предание, что в Чаплыгинском городище скрыты несметные богатства. По рассказам, в них часто находили старые деньги и доспехи».

       Много лет спустя о сокровищах Чаплыгинского городища говорилось в книге «Приходы и церкви Тульской епархии», что их закапывал здесь разбойник Кудеяр, имевший свой притон в городище. Но вряд ли нужно искать на окраине Кудеяровки ту телегу, груженную золотыми сокровищами и зарытую там. Ее там никто не зарывал, и вот почему. Деревня Кудеяровка – сравнительно молодое селение. Просматривая ревизские сказки Белевского уезда (а в них учтены все селения), мы находим, что в четвертой ревизской сказке 1782 года деревни Кудеяровки еще нет, а появляется она в следующей, пятой переписи 1792 года и затем во всех остальных. Следовательно, с точностью плюс-минус два года, можно утверждать, что деревня Кудеяровка была образована в 1787 году, что по сравнению со временем правления Ивана Грозного составляет разницу более трех веков.

       В «Экономических примечаниях к генеральному плану межевания Белевского уезда» за 1792 год указывается о принадлежности дачи (участка земли) под номером 291:

       «Евграфу Александровичу Минину, на коей поселено сельцо Кудеярово. Дворов – 6, душ мужского пола – 18, женского пола – 25, под усадьбой – 10 десятин, пашни – 114, лесу – 176, неудобренной земли – 147, всего – 347 десятин. По обе стороны речки Уст. Крестьяне на пашне».

       Ему также принадлежали участки под номерами 287 и 288, составляющие 550 десятин земли, из которых около 400 занимал лес и на которых впоследствии расположились Кудеяровские Выселки.

       Все эти земли в царствование Екатерины II были отданы Евграфу Александровичу Минину за его военную службу. Затем они стали его вотчиной и передавались уже по наследству как поместье.

       3. Евграф Александрович Минин принадлежал к той династии Мининых, основателем которой являлся Кузьма Захарьевич Минин, организатор национально-освободительной борьбы русского народа против польской интервенции вначале XVII веку. В боях за Москву проявил личную храбрость. После победы нижегородского ополчения и воцарения на престоле Михаила Федоровича был возведен в думные дворяне. Это был единственный случай до Петра I пожалования дворянского достоинства простолюдину. Кроме того, в 1615 году Кузьме Минину были пожалованы на вотчину в Нижегородском уезде село Богородское с девятью деревнями. В дальнейшем потомки Кузьмы Минина расселились по городам и весям всей России. Появились они и на территории, которая впоследствии стала составлять Тульскую губернию. В 1666 году Михаил Леонтьевич Минин (внук Кузьмы Минина) был пожалован на поместье в Чернском уезде. Его потомок, действительный статский советник Василий Петрович Минин владел селом Велье-Никольское и дважды избирался предводителем дворянства Тульской губернии. Поручик Павел Александрович Минин получил имение Выжедовка в Ефремовском уезде, а секунд-майор Евграф Александрович Минин, как мы уже знаем, – земли в Белевском уезде.

       Таким образом, можно сделать следующие выводы: деревня Кудеяровка была образована в 1787 году, основателем ее является потомок Кузьмы Минина в шестом поколении Евграф Александрович Минин (1735 - 1805), и название свое она получила по желанию своего основателя. Видимо, Евграф Александрович был по натуре человеком романтического склада, знал многие «преданья старины глубокой». В довершение к этому скажем: место, где была заложена деревня, представляло из себя глухой лес. В недалеком от него расстоянии – заросший овраг, по которому текла речка, под названием Уст – приток реки Исты. Ну, чем не разбойничье пристанище? Все это побудило его дать деревне романтическое название в честь разбойника Кудеяра. Деревне Кудеяровке повезло в том отношении, что с момента образования и до отмены крепостного права ею владели только Минины. После смерти Евграфа Александровича в 1805 году произошел раздел имения, и оно (по наследству) перешло к старшему сыну, отставному гвардии поручику Сергею Евграфовичу (1783 - 1845 годы). Заметим кстати, что в 1832 году он избирался на трехлетний срок предводителем дворянства Белевского уезда. После него деревней владел сын. В «Приложениях к трудам редакционных комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» (1860 год) было записано:

       «Кудеяровка с выселком принадлежит губернскому секретарю Минину Владимиру Сергеевичу. Он был ее последним владельцем».

       Теперь несколько слов о селении под названием Кудеяровские Выселки. В ревизских сказках оно не встречается, а первое упоминание относится к 1860 год. Можно предполагать, что возникло оно между 1845 годом (когда произошел раздел имения) и годом отмены крепостного права (1861 год). На топографических картах до революции и даже позднее селение значилось как Кудеяровские Выселки, но среди населения его называли – Миново, хотя правильнее было бы назвать – Минино. До революции Кудеяровка и Кудеяровские Выселки административно входили в Сороколетовскую волость. В государственном архиве Тульской области мне попал в руки документ – список десятских, избранных в 1905 году в Сороколетовской волости от каждой деревни. От сельца Кудеяровки был избран Василий Егорович Фокин, от Кудеяровских Выселок – Иван Гаврилович Новиков. В церковно-административном отношении оба селения относились к Манаенскому приходу с церковью Святого Георгия. В 1867 году в Манаенках были образованы церковно-приходское попечительство и две земские школы. Одна школа грамоты в 1893 году была открыта в Кудеяровских Выселках.

 

       РАЗБОЙНИК КУДЕЯР.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

А. И. Луковкин.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения