МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЁКОЕ - 15.
ГЛАВА 4. СЕЛА И ДЕРЕВНИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ. СЕЛО СТРОМОК.
Комаревская церковь.
Пытаясь как-то получше устроить свои денежные дела, А. Т. Князев в 1785 году строит в Сапожковской округе Рязанского наместничества винокуренный завод и заключает договор с казной на поставку спирта. Здесь же он возводит на реке мельницу, приобретает деревни для обслуживания этих предприятий. Но его «друзья» не дремали и периодически напоминали ему о своем существовании. Так, в 1782 году в Межевую экспедицию попадает жалоба на межевую канцелярию, где когда-то работал секретарем Князев, о якобы неправильном межевании. Межевая экспедиция тут же решает дело в пользу жалобщиков. По шести делам на него возлагается штраф в 2 056 рублей. В погашение этой задолженности деньги удерживаются из его жалованья (содержания) и описывается его деревня. Он пишет жалобу императрице на несправедливость этих решений. Екатерина II не стала накладывать свою резолюцию, а высочайше соизволила рассмотреть его прошение на заседании Сената департаментов. Видимо, после этого рассмотрения противников у Князева не убавилось. Князев посылал еще несколько жалоб на несправедливость властей. Одна из них касалась недопоставки в Санкт-Петербург вина (спирта) согласно заключенному договору. По этому договору Князев должен был в течение 5 лет поставлять казне спирт, начиная с 1787 года. Но в 1786 году в Центральной части России случился страшный неурожай зерна. За недопоставку на него был наложен штраф 80 тысяч рублей (это стоимость хорошего помещичьего имения). Но так как денег не было, то в казну были отписаны винокуренный завод, мельница и деревеньки, что находились в Сапожковской округе, Князев просил Екатерину II дать ему на год отсрочку, но резолюция императрицы здесь была – отказать. Строга была августейшая: от буквы закона – ни на шаг. Деревни же Комарево и Песочная были сохранены только потому, что были записаны на жену. Да, во все времена честному человеку жилось нелегко. После смерти А. Т. Князева дело по завершению благоустройства усадьбы и церкви продолжил его сын, Сергей Анисимович Князев. Ему активно помогала жена Александра Николаевна, урожденная Шеншина. В дальнейшем потомки Анисима Титовича расширили свои владения: была куплена деревня Хлопово (В официальных документах она стала называться Хлопово, Князево тож (в 1897 году этот участок земли именовался «Хлоповщина» и был во владении Александры Николаевны Мосоловой, жены поручика)); куплен новый участок и на нем поселена деревня Колодези. С поселением этой деревни на противоположном берегу Исты была построена помещичья усадьба – одно из немногих сохранившихся дворянских гнезд после революции. После Великой Отечественной войны здесь размещались: детский, дом, пионерский лагерь, управление охотхозяйством. Уместно здесь упомянуть и о населенном пункте под названием Князевские Дворики, располагавшимся между селом Комарево и церковью. В нем насчитывалось два дома, которые первоначально использовались как постоялые дворы, так как рядом проходила большая Мценская дорога. Позднее после отмены крепостного права и проведения земской реформы эти дворы были приобретены земством и в них располагались: земский начальник, почтово-телеграфное отделение, обслуживающее Монаенскую, Сороколетовскую, Будоговищкую и Комаревскую волости. Рядом с Князевскими Двориками располагался большой пустырь, и каждую неделю (по четвергам) здесь со всех сторон собирался люд на Базар. Всего в Белевском уезде было два базара: в Князевских Двориках и в селе Манаенках (где торговля проходила по субботам), а также две ежегодные ярмарки – одна в Белеве, другая в селе Щётино. Сейчас в Комареве уже нет той шумной жизни, что была в прошлом веке. Исчезли Князевские Дворики, а на их месте растет бурьян, да и полуразрушенная церковь смотрит с возвышенности на окружающий мир с укоризной и ждет, что кто-нибудь возьмется, наконец, за ее восстановление.
Сёла Манаенки и Кузьменки.
До сих пор мы писали о деревнях и селах, крестьяне которых жили на помещичьих землях и платили за это помещику оброк или отрабатывали барщину. Но в Московском государстве XVI века существовало три разряда землевладельцев:
- государь,
- церковные учреждения,
- служивые люди.
Крестьян-собственников не существовало. Села Манаенки и Кузьменки располагались на монастырских (церковных) землях, поэтому речь пойдет о них, но вначале нам необходимо совершить небольшой экскурс в историю Белевского монастыря.
1. Белевский Спасо-Преображенский 3 класса мужской монастырь основан белевскими удельными князьями (кем и когда неизвестно).
В. Зверинский в своей книге «О православных монастырях Российской империи» указывает, что монастырь был построен в 1525 году, хотя и не ссылается на письменные доказательства. Впервые, в официальных документах упоминание монастыря относится к 1557 году – запись в монастырской книге о денежном вкладе Богдана Тимофеевича Воейкова (вероятно, белевского воеводы), а также о различных продуктах. Достоверно известно посещение Иваном Грозным Спасо-Преображенского монастыря в Белеве в 1566 году. Городские и подгородные монастыри обыкновенно создавались набожным усердием высших церковных иерархов, а также удельных князей по какому-то знаменательному событию. Таким событием для белевских князей было освобождение Белевского княжества от литовской зависимости (1794 год) и присоединение к Московскому государству. Поэтому 1525 год является наиболее вероятным сроком образования монастыря. По состоянию на 1614 год в монастыре было пять церквей. Все они были деревянные. После пожара, случившегося в 1681 году, было принято решение отстраиваться каменными зданиями, при этом было оставлено четыре церкви и только те, которые находились на монастырском дворе:
- Спасо-Преображенская (соборная),
- Алексеевская,
- Введенская,
- Предтечевская.
Пожары постоянно преследовали монастырь. Очередной пожар случился в 1719 году, но самым опустошительным стал пожар в 1801 году, когда сгорело 450 обывательских домов, 6 церквей и 2 монастыря. Пожар был таков, что семь колоколов общим весом 333 пуда на колокольне соборной церкви расплавились, образовав глыбу меди в 296 пудов. Восстановление монастыря ложилось тяжким бременем на монастырских крестьян. Какими же людскими ресурсами располагал монастырь? С самого начала существования его основатели, князья белевские, приписали к нему во владение свои вотчины, которые в первый раз утверждены за монастырем жалованной грамотой царя Ивана Васильевича Грозного и подтверждены грамотами царя Михаила Федоровича в 1614 и 1623 годах. Все эти грамоты закрепляли за монастырем вотчины, подробную перепись которых мы находим в писцовой «Выписи 1585 год». К ним относились:
- село Монаенки,
- деревня Кузменки,
- деревня Велична,
- деревня Ломанова,
- деревня Куракова,
- деревня Сенюхина,
- деревня Подмонастырская Слободка,
- деревня Игумнова Слободка,
- пустошь Вороновская (прежде называвшаяся починок Анисимов, Воронежский или Вороповскнй Верх тож),
- пустошь Толкачева,
- пустошь Коровинская (Кренина тож),
- пустошь Крысина,
- пустошь Осанова,
- пустошь Добрятина,
- пустошь Котоланова,
- поляна Корытна,
- поляна Свистухипа.
В Кромском уезде деревня Колчева. Всего в распоряжении монастыря числилось 300 дворов, 2 330 душ мужского пола. Кроме того, монахи владели перевозом через реку Ока и правом рыбной ловли в Оке и озерах. Смотреть за порядком в монастырских вотчинах поручалось управителю, лицу светскому, назначаемому из синодского дома, который попеременно жил в деревнях. Управитель вместе с «приписными» подьячими производил суд и расправу над крестьянами, он же назначал им работы на монастырь. Кроме управителей, назначались посельские монахи, причислявшиеся к монастырской братии вотчинные экономы. Они разъезжали по вотчинным селам и деревням, берегли житный хлеб, заведовали посевом и сбором с полей хлеба и сена, вели приходно-расходные книги. Монастырские крестьяне должны сдавать вотчинным экономам коровье масло, холст льняной и посконный, овечью шерсть, пеньку, яйца, орехи, хмель, грибы, вишни, дрова, неводную пряжу, конскую сбрую, обеспечивать подводами в Москву, санями, лопатами, заступами, медом, углем натурально или платить деньгами. По закону монастырские власти не должны были вмешиваться в управление вотчинными крестьянами, но на деле настоятели монастыря властвовали над вотчинами, самоуправно судили и наказывали крестьян, «вступали в мирские, суетные дела», потому крестьяне с неудовольствием переносили тяжесть монашеской власти и нередко отказывались от работ, назначаемых на монастырь. Со временем государство стало считать, что монастыри владеют слишком большим количеством земли и при этом отвлекают от производительных мероприятий большую массу людей.
«В момент изъятия вотчин у монастырей во всех 12 уездах нынешней Тульской губернии было около 16 тысяч душ мужского пола».
Поэтому в 1724 году Петр I своим указом распорядился все мелкие монастыри свести с большими. Екатерина II в 1764 году у монастырей отобрала все вотчины, которые отошли в казну, и они стали именоваться экономическими. Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю были оставлены:
- 4 десятины земли вблизи деревни Ломанова,
- 22 десятины в 40 верстах от села Тургенево,
- озеро с покосными угодьями (18 десятин) вблизи села Сныхино,
- 83 десятины леса вблизи села Жиморино,
- мельница на речке Мизгея.
Манаенки и Кузменки с этого момента стали называться государственными.
2. Манаенки.
В дореволюционных документах название села писалось через букву «о» – Монаенки. В книге Малицкого о нем записано:
«Село Монаенки лежит при большой Белевско-Чернской дороге, в сырой и болотистой местности при речке Истице, среди лета пересыхающей, под большим Белевским лесом и в селе церковь Великого Страстотерпца Христова Егорья деревянна клетцки...».
Время образования села неизвестно, но можно считать, что в XV веке оно уже существовало. Древнюю историю села можно разделить на этапы: до 1525 года Манаенки – вотчина белевских удельных князей; 1525 - 1764 годы – вотчина белевского Спасо-Преображенского монастыря, 1764 года и вплоть до революции – Манаенки перешли в разряд государевых.
«Что касается наименования села Монаенки, то есть попытка произвести это название от греческого «монос» – один и слова «инок», но едва ли это филологическое объяснение удовлетворительно, хотя в пользу его и служит подчиненность Монаенок как иноческой вотчины Белевскому монастырю».
Манаенская Георгиевская церковь стала самостоятельным приходом после того, как освободилась от монастырской зависимости, то есть после 1764 года. В 1884 году было положено основание новому каменному храму взамен деревянного, обветшавшего.
«Своим устройством новый храм, закопченный, хотя и не вполне, в 1892 году обязан всецело единодушному участию прихожан и ревностной деятельности местного церковноприходского попечительства, равно ценным пожертвованиям разных лиц, во главе которых был и Великий Князь Константин Константинович Романов, благоволивший по обозрении новой церкви 8 мая 1877 года пожертвовать для нее массивный вызолоченный крест для водружения оного на купол храма».
Причт церкви в те времена был двухштатный: два священника, дьякон и два псаломщика. Манаенская церковь была единственной в Арсеньевском районе, сохранившейся до наших дней. Видимо, близость к районному центру предохранила ее от разрушения. И если раньше приход церкви составляли Манаенки, Миново и Кудеяровка, то теперь приходом являлась вся волость. До революции село Манаенки являлись волостным центром, куда входило семь деревень, в них были три церкви и шесть школ. В селе располагалось почтово-телеграфное отделение Белевского уезда, находились становой пристав и урядник. Из промышленных предприятий с начала века можно отметить кирпичный завод, руководимый Максимом Федоровичем Ермаковым. Волостным старшиной в то время был Алексей Косолапов, председателем волостного суда – Иван Семернин.
ЦЕРКОВЬ В ДЕРЕВНЕ МАНАЕНКИ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
А. И. Луковкин.