ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЁКОЕ - 14.

МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЁКОЕ - 14.

27.03.2016 00:00

       ГЛАВА 4. СЕЛА И ДЕРЕВНИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ. СЕЛО СТРОМОК.

       3. Дальнейшая история села Стромок развивалась следующим образом. В 1764 году, 26-го февраля Екатерина II издает указ под названием «О духовных штатах». Поэтому указу от монастырей были отобраны все вотчинные имения, за оставлением им небольшой части земли и служителей, а вместо того на содержание назначено денежное годовое жалованье. Село Стромок из разряда монастырского владения перешло в государственное. Вместе с тем, заметно поубавилось и количество монастырей. По состоянию на 1762 год были: 881 монастырь (скит, пустынь), а после 1764 года их стало 375. С Шаровкиным монастырем произошла следующая метаморфоза. В 1775 году из-за появления в округе разбойников иноки покинули монастырь, и перешли в Лютиков монастырь, куда перевезли все вещи. Через год он сгорел, уцелели лишь церкви, из коих часть ризницы передана в церковь села Ильинское. С 1764 года из села Стромок образовался самостоятельный приход, куда вошли дополнительно деревни Рахлеево и Мезгея. Существовавший в селе деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1866 году стараниями местного приходского священника Петра Воскресенского, церковного старосты – крестьянина Герасима Казанина и прихожан. Причт церкви в 1895 году состоял из священника и двух псаломщиков. За церковью числилось 39 десятин земли, из которых две десятины – усадебной и две – сенокосной.

       4. Современный период, начавшийся после революции 1917 года, ничего примечательного селу не дал. Была уничтожена церковь, село Стромок вошло в состав Рахлеевского сельского Совета, а сейчас – округа. И в настоящее время на карте района есть село Стромок. Но от села, по существу, осталось лишь одно название. Доброго десятка жителей здесь не сохранилось. Из старожилов проживают:

       - Кузьма Евдокимович Трегубов с супругой,

       - Николай Иванович Лунев,

       - Нина Петровна Скирдкова с мужем,

       - остальные – приезжие.

       В большинстве своем – дачники. Воду стромокские жители берут из колодца, а продукты (хлеб и прочее) покупают в Рахлеевском магазине. До него километр с небольшим (по бездорожью проделывает каждый по необходимости). Село летом благоухает зеленью, а поле, что подступает к Стромку, зарастает молодой порослью и сорняками. Глядишь, со временем лес будет. Из живности местное население все больше держит птицу да коз и рассчитывает лишь на свои силы да небогатую пенсию, которую зарабатывали всю свою сознательную жизнь.

       Деревенька Протасово.

       Название свое деревня получила по фамилии первого владельца и основателя, Андрея Ивановича Протасова. Он был женат на Екатерине Афанасьевне Буниной, младшей дочери Афанасия Ивановича Бунина.

       Афанасий Иванович Бунин.

       Андрей Иванович Бунин купил участок земли у одного из владельцев села Комарево и подарил его в качестве приданого своей дочери. Затем, были куплены крестьяне, и недалеко от Комарево образовалась деревня Протасово. Происходил Андрей Иванович из старинного, очень разветвленного дворянского рода. Его брат, Павел Иванович имел поместье в Орловской губернии (Мценский уезд) с таким же названием. Брак Екатерины Афанасьевны и Андрея Ивановича не был счастливым. Вскоре, А. И. Протасова разорила страсть к картежной игре; в 1805 году он умер, оставив большие долги. Жена с большим трудом расплатилась с ними и, потеряв имение, поселилась в Белеве с двумя дочерьми: Марией (1793 год) и Александрой (1795 год).

       Видя стесненное материальное положение Екатерины Афанасьевны и трудность с наймом хорошего учителя, Жуковский предложил ей заниматься с ее детьми. Протасова согласилась. Жуковский увлекся этим делом, он горячо привязался к девочкам, особенно, к старшей, Марии. Жуковский думал сформировать из неразвитой пока духовно и умственно женщину, такой, как она рисовалась в его воззрениях. Любовь к Марии Андреевне окрасила весь дальнейший период жизни Жуковского и имела чрезвычайно важное влияние на его жизнь и творчество.

       В 1811 году умирает Мария Григорьевна Бунина и мать поэта Елизавета Дементьевна. В том же году Жуковский просит руки у дочери Протасовой, но она наотрез отказывает ему. И, хотя Жуковский доказывал, что не состоит в браке с Екатериной Афанасьевной (следовательно, нет формальных препятствий для брака с Марией Андреевной), она твердо стояла на своей точке зрения – строго соблюдать церковный устав. Е. А. Протасова не только отказала ему в руке дочери в настоящий момент, но и отняла у него всякую надежду когда-либо получить согласие на этот брак; она требовала, чтобы поэт никогда даже не заговаривал с кем-либо об этом. Так и не смогли соединиться вместе любящие сердца.

       Мария Андреевна Протасова вышла замуж в 1817 году за профессора хирургии Дерптского университета, Мойера; умерла она в 1823 году, при родах. В. А. Жуковский уехал за границу, в Германию, где и женился в 1840 году на Елизавете Рейтерн. От этого брака было двое детей: дочь Александра (1842 год) и сын Павел (1845 год) – будущий живописец, основатель историко-краеведческого музея в городе Белеве. Павел Васильевич Жуковский – русский художник, сын поэта В. А. Жуковского, родился 1 (13) января 1845 года во Франкфурте на Майне. Закончил гимназию в Петербурге. Жил в Москве, но большую часть жизни провел за границей (Италия, Франция, Германия), где самостоятельно изучал живопись и архитектуру. Специального художественного образования он не получил. Среди его художественных произведений – картины на религиозные и мифологические темы, портреты, пейзажи, офорты и рисунки. Одна из его работ «Богоматерь с телом Спасителя» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 году (изображена семья Вагнера и сам П. Жуковский в виде Иосифа).

       Дафнис и Хлоя (1889).

       Картины и портреты П. В. Жуковского хранятся в Государственном Русском музее, в Центральном военно-морском музее, в Музее Академии художеств и в ряде других. Один из его рисунков хранится в Музее-усадьбе В. Д. Поленова.

       П. В. Жуковский был членом Московского общества любителей художеств (1869 - 1896 годы), Общества поощрения художеств (1870 год), Общества художников исторической живописи (1896 год), являлся членом Парижского кружка русских художников, куда входили А. П. Боголюбов, К. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, К. А. Савицкий. Академия художеств присвоила ему в 1869 году звание «Почетного вольного общника», а в 1893 году он был избран действительным членом Академии художеств. П. В. Жуковский был знаком с Рихардом Вагнером и разработал эскизы декораций и костюмов для первой постановки его оперы «Парсифаль» в Байрейтском театре (Италия). Восемь лет (1889 - 1897) П. В. Жуковский работал над проектом памятника Александру II для Московского кремля. Был членом-учредителем по устройству Русского музея в Петербурге, участвовал в разработке проекта здания Музея изобразительных искусств в Москве. В 1903 году П. В. Жуковский принял участие в 1-й Тульской выставке картин местных художников. В 1910 году он посетил город Белев и село Мишенское, где родился его отец. По его инициативе 1 сентября 1910 года был открыт Белевский земский научно-образовательный и художественный музей. Этому музею он подарил 33 картины, ранее хранившиеся в Русском музее в Петербурге. После его смерти в 1912 году имя П. В. Жуковского было присвоено Белевскому музею. Возвращаясь к описанию деревни, скажем, что образовалась она в промежутке между 1792 и 1805 годов, после чего была продана. Последним владельцем Протасова была Подымова Александра Сергеевна.

       Село Комарево.

       По поводу названия существует несколько версий: Первая опубликована в книге П. И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии». Вот–де, местность кругом болотистая, много комарья, а потому назвали Комарево. Вторая описана в книге И. Ф. Рында «Чуть ниже начинался Чернский уезд, а дальше – Белевский уезд Тульской губернии, в которых раскинулись обильные тетеревами и рябчиками Парахинские кусты (теперь распаханные) и Шлыковские кусты, а из болот гремели, чуть ли не на три губернии летавшими в них бекасами, дупелями и утками (не говоря уже о бесчисленных стаях всевозможных куликов) Комаревские болота (при деревне того же названия) по реке Исте». Третья версия заключается в том, что название свое она получила от фамилии первого владельца, то есть основателя. В книге «Белевская вивлиофика», в разделе «Бакинский стан» есть запись:

       «За Ермолаем Васильевым сыном Комарева в поместье пол деревни Резанцевой».

       Не исключено, что он, или кто-то из его предков были основателями деревни. Позднее деревня переходит в руки Шеншиных, о чем есть записи в четырех ревизских сказках, а датируется Комарево 1627 годом как поместье за Данилой Григорьевым сыном Шеншина и его многочисленных родственников. Кстати, Шеншины представляли собой разветвленный род орловских и тульских неродовитых дворян. Один из них А. Н. Шеншин, имевший поместье в деревне Новоселки, что в семи верстах от Мценска, являлся отцом знаменитого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. В дальнейшем шло сокращение количества владельцев, и к 1770 году, в основном, Комарево переходит в руки Анисима Титовича Князева, но документы на владение оформлялись на его жену, Ирину Афанасьевну, и на то были причины. А. Т. Князев решает превратить Комарево в родовое поместье и одновременно приступает к выполнению двух основных задач: постройке господского дома (усадьбы) с садово-парковым ансамблем и строительству церкви.

       Село Комарево (реконструкция).

       Владельцы усадьбы в селе Комарево (группа возле стойки дикого винограда, перед вторым крыльцом усадьбы). В первом ряду сидят на ковре (слева направо): Дмитрий Васильевич Князев, Борис Васильевич Князев, Иван Васильевич Князев, Григорий Александрович Бурмин.

       Второй ряд: Калерия Анатольевна Немчинова, Анастасия Николаевна Князева, Зинаида Владимировна Князева, (на ее руках сидит Лидия Васильевна Князева), Василий Валерьянович Князев (прапрадед Вячеслава Владимировича Икорского).

       Третий ряд: Леля (родственница Калерии Анатольевны Немчиновой) на ее руках Николай Васильевич Князев [дедушка (Вячеслава Владимировича Икорского)], Владимир Васильевич Князев, Мария Валерьяновна Орда, Варвара Валериановна Бурмина (фото 1895 год). К сожалению, нет возможности выставить данную фотографию.

       Комаревская церковь.

       Для решения этих задач в 1773 году Анисим Титович приобретает участок в 1 057 десятин, покупает крестьян в деревне Дурасово Епифанското уезда и поселяет в 1782 году на этот участок деревню Песочное, часть крестьян которой несла свой оброк в виде заготовки и обжига кирпича, известняка и доставке их к месту строительства дома, церкви и подсобных помещений. Господский дом и главное здание церкви были закончены к 1793 году. Богослужение до 1841 года осуществлялось в приделе, носившем имя Сергия Радонежского, а после – в главном алтаре во имя святой Троицы. Поэтому и церковь в церковных книгах именовалась вначале Сергиевской, затем Троицкой. То, что краткая биография А. Т. Князева была помещена в «Русском биографическом словаре» и «Словаре Брокгауза и Эфрона», говорит о том, что он был незаурядной личностью. Он был выдающимся деятелем своего времени, главным специалистом в области межевания земель. Это по его докладным было прекращено хищническое разбазаривание казенных земель (пустошей) со стороны тех, кто находился у кормила власти. Поэтому можно представить, сколько он нажил себе врагов за свое честное служение государству. Императрица Екатерина ІІ за его ревностное отношение к своему делу часто награждала его. Так в 1776 году последовал указ Ее императорского величества о выделении ему трех тысяч десятин земли из Рязанской межевой конторы Старорязанского стана в Липецкой засеке. Испытывая большую нужду в деньгах (а к этому времени относится его покупка земли вокруг Песочного верха, строительство усадьбы и церкви), А. Т. Князев почти всю эту землю продал в 1778 году. В реестре на проданную землю мы видим такие фамилии, как генерал-поручик Ржевский, князь Петр Александрович Волконский и других. Отдельно выделено дело о продаже 500 десятин земли за 3 000 рублей крестьянам села Константиново и деревни Городищи. Но для этого необходимо было получить разрешение императрицы, так как по ее же указу крестьянам не полагалось иметь свыше 15 десятин на каждую мужскую душу.

        АНИСИМ ТИТОВИЧ КНЯЗЕВ.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

А. И. Луковкин.

Комментарии

Игорь Амелютин 31.05.2016, 23:17
К сожалению автор статьи привёл вместо портрета А.Т.Князева,известный портрет А.Т.Болотова
ответить
Валерий 02.06.2016, 08:36
Увы, автор здесь не причём. Не было фотоматериалов и поэтому редакция опубликовало то, что нашла на просторах Интернета. Автор молодец.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения