ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЁКОЕ - 9.

МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЁКОЕ - 9.

29.02.2016 00:00

      ГЛАВА 3.

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА. НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ...

       Посвящаю светлой памяти моего отца – ЛУКОВКИНА Ивана Леонтьевича.

       Однако, несмотря на успехи в служебной карьере, материальные дела Тараканова идут неважно. Он ведет расточительный образ жизни и делает долги. Уже дважды назначается к описи и передаче в ведение Дворянской опеки его имение. Однако ему удается сделать перезалог поместья и, благодаря иммунитету предводителя, избежать неминуемой его продажи. Но вот в «Тульских губернских ведомостях» от 12 мая 1839 года появляется объявление:

       «Тульское губернское правление объявляет, что по неплатежу Петром Дмитриевичем Таракановым Московскому опекунскому Совету 82 614 рублей и разным лицам 197 826 рублей 45 копеек описано его имение Белевского уезда:

       а) в сельце Журино: господское строение, мебель, посуда, скот, лошади, хлеб – все оценено в 5 795 рублей 94 копейки;

       б) в сельце Дертихино: крестьян – 124 души мужского пола и 122 души женского пола, земли – 825 десятин;

       в) в сельце Байдино: господский дом деревянный; каменный скотный двор; рогатый скот; два амбара; на гумне рига; на речке Исте мукомольная мельница о 3-х поставах, при которой находятся двор и две избы; хлеб на скирдах; разного лесу.

       Все оценено в 3 590 рублей Крестьян ревизских 122 мужского пола, 108 женского пола; земли всей вообще 979 десятин, в том числе под дровяным и строевым лесом 205 десятины, доходу с этого сельца через обрабатываемую крестьянами землю и через отдачу в аренду мельницы за 1 200 рублей и постоялого двора за 300 рублей – по выведенным из хозяйственных книг счетам получается в год 6 000 рублей, а в 10 лет можно получить 60 000 рублей.

       г) в деревне Синяково: крестьян ревизских 31 мужского пола, и 38 женского пола; земли всей 267 десятин; доходу получается в год 1 615 рублей, а 10 лет – 16 150 рублей;

       д) в деревне Железнице: крестьян ревизских 13 мужского пола и 8 женского пола, земли 63 десятины; доходу с этой деревни получается в год 350 рублей. Все это имение Тараканова назначено Губернским правлением в продажу 2 августа нынешнего года с переторжкою через три дня».

       Что касается сельца Глазово Рузского уезда, то еще раньше, в 1816 году, Петр Дмитриевич продал его своей мачехе Екатерине Андреевне Таракановой. Итак, Белевское имение Тараканова назначено к продаже. Новым его владельцем становится дочь Петра Дмитриевича Мария. К сожалению, описание обстоятельств покупки имения мне разыскать не удалось. Известно лишь, что после покупки имения у Марии Петровны образовались долги Московскому опекунскому Совету в размере 45 025 рублей 75 копеек, а также недоимки в сумме 2 720 рублей. Незадолго до вступления во владение имением Мария Петровна выходит замуж за боевого офицера Павла Петровича Долгово-Сабурова, происходившего из богатой дворянской семьи (у его отца было имение в Белицком уезде Могилевской губернии – 250 душ, у матери было поместье в Козельском уезде Калужской губернии – 650 душ). Несмотря на свою молодость, Павел Петрович уже участвовал в нескольких боевых операциях против польских мятежников в 1831 году. В одном из таких сражений он получил ранение в голову и в конце 1838 года был уволен с военной службы в чине штабс-капитана. В семье Долгово-Сабуровых родились четыре девочки: в 1839 году – первая дочь, Екатерина, годом позже – Анна, в 1842 году – Мария и в 1846 году – Надежда. В 1850 году в сельце Васильевском молодые супруги строят себе новую усадьбу на месте старой. Рядом с господским домом высаживается липовый парк. К 1851 году в имении Марии Петровны Долгово-Сабуровой состояли следующие селения: деревни:

       - Байдино (101 крепостной мужского пола, 20 дворов, 84 лошади, 25 коров),

       - Железница (13 крепостных, 2 двора, 10 лошадей, 3 коровы),

       - Синяково (37 душ, 7 дворов, 40 лошадей, 12 коров),

       - сельцо Васильевское (16 душ, 3 двора, 14 лошадей, 5 коров),

       - село Дертихино (121 крепостной, 26 дворов, 110 лошадей, 20 коров),

       - село Большое Журино (175 крепостных мужского пола, 26 дворовых, 44 двора, 162 лошади, 45 коров).

       Деревня Синяково по-прежнему стояла по обеим сторонам речки Малаховки, в 6 верстах от большой дороги Белев-Чернь. Вот описание некоторых хозяйственных построек в имении помещицы: В деревне Байдино (на правом берегу Исты) – водяная мукомольная мельница, деревянная с одной дверью, устроенная на речке Исте, о трех поставах, в длину 4, в ширину 2 сажени, крыта тесом. При ней – две избы рубленные, в длину и ширину по 3 сажени, в коих по 1 печи; кирпичный сарай на столбах, крыт соломой, в длину 49 и ширину 2 сажени. В сельце Васильевское (по правую сторону большака Белев-Чернь, рядом с нынешней деревней Синяково): новый господский дом деревянный, на каменном фундаменте с мезонином, обит тесом, крыт железом, в длину 9 саженей 2 аршина, ширину – 6 саженей, 1 аршин; в нем 7 печей, 16 комнат и 1 коридор, 27 застекленных окон, 4 балкона со стеклянными дверями (это господская усадьба у липового сада); два новых деревянных флигеля на каменных фундаментах, крыты под одну связь тесом, в длину 9, ширину 3 сажени, в них 5 печей и 8 комнат, 13 окон; две деревянные избы, одна столярная, другая прачечная; кухня деревянная, на каменном фундаменте, крыта тесом; а также: ледник-кладовая и погреб; амбар для хлеба на каменном фундаменте; конюшня кирпичная; сенной сарай; баня; постоялый двор рубленый, на каменном фундаменте: рядом с ним – кирпичная изба для печения калачей; кузня кирпичная, крыта тесом; рига каменная с молотильным сараем; сарай для корма плетневой; скотный двор каменный, крыт соломой; хлебный запасный магазин, рубленый. В сельце Журино: флигель рубленый на каменном фундаменте, крыт тесом, в длину 13,5 аршин, в ширину 12 аршин, в нем голландская печь, 4 комнаты, 6 окон, 5 дверей; флигель для дворовых людей, крыт соломой; флигель людской, крыт соломой; амбар рубленый, крыт тесом, при нем – житный двор; скотный двор кирпичный, крыт соломой; изба птичная, рубленая, на каменном фундаменте, крыта тесом; кирпичная конюшня с каретным сараем; кузня рубленая из осинового леса, крыта тесом; две риги кирпичные; молотильный сарай, набранный из бревен между кирпичными столбами; хлебный запасный магазин в 16 закромов, рубленый из осинового леса, крыт соломой, в нем находилось половинное количество хлеба. Во всех деревнях и селениях состояло земли 3 143 десятины 1 275 саженей. Из этого количества отведено крестьянам:

       - деревня Байдино – пахотной 252 десятины, сенокосной 42 десятины;

       - деревня Синяково – пахотной 76 десятины 1 000 саж, сенокосной – 17 десятин;

       - сельца Васильевское – пахотной 33 десятины, сенокосной – 10 десятин 1 200 саж.

       Идет время. Долги Московскому опекунскому Совету приходится платить. Мария Петровна вынуждена продать часть своего имения. Большое Журино (за исключением господского дома и четырех дворовых) переходит в собственность полковника Михаила Васильевича Алексеева, а деревня Дертихино – помещицы Лидии Алексеевны Пересветовой. В 1853 - 1854 годах продается и земля деревни Синяково (что была у Черного Верха). Новой владелицей земельного надела деревни Синяково становится Татьяна Илларионовна Реутова. Вновь купленную землю помещица Реутова объединяет с землей своего сельца Синяково, которое позднее стало именоваться Кологриковкой. А крестьяне деревни Синяково (42 мужчины и 41 женщина) переселяются к деревне Байдино, (на левую сторону Исты), где у дороги Белев-Чернь основывают Новопоселенную деревню Синяково, которая состояла из 9 дворов. Продается и земельный надел деревни Железницы (Гамово), участки которого покупаются разными владельцами – крестьянами и помещиками. В 1856 году старшая дочь Долгово-Сабуровых Екатерина Павловна выходит замуж за поручика Александра Ивановича Белановского, участника Крымского сражения, где в 1854 году при реке Альме он получил ранение. Супруги Белановские переезжают жить в сельцо Большое Журино, где в 1857 году у них рождается дочь Мария, а затем в 1858 году – Надежда и в 1860 году – сын Николай. В 1858 году А. И. Белановский участвует в заседании Дворянского комитета по улучшению быта помещичьих крестьян, созданного по инициативе императора Александра II. 105 дворян Тульской губернии подают губернскому предводителю дворянства обращение, в котором, в частности, говорится:

       «Мы, нижеподписавшиеся, в видах улучшения быта крестьян полагаем отпустить крестьян на волю, не иначе, как с наделами земли и чтобы помещики за уступаемую ими землю получили бы полное денежное вознаграждение посредством какой-либо финансовой меры, которая не влекла бы за собой никаких обязательных отношений между крестьянами и помещиками, отношений, которые дворянство предполагает необходимым прекратить».

       Среди подписавших это обращение был и отставной штабс-капитан Долгово-Сабуров. Как известно, после отмены крепостного права в 1861 году крепостная зависимость крестьян от помещиков была уничтожена, но право собственности на усадебные и другие земельные угодья крестьян оставалось за помещиками. Крестьяне могли выкупить в собственность свои усадебные земли; до их выхода на выкуп они оставались на издельной повинности, или оброке и назывались «временнообязанными». В Тульской губернии во всех уездах с каждой ревизской души крестьяне должны были в течение года отбывать: 40 мужских и 30 женских рабочих дней – для получивших высший земельный надел (3,0 – 3,25 десятин) и 20 мужских и 15 женских – для получивших низший надел (1,0 – 1,1 десятины). Вместо издельной повинности крестьянин мог выйти на оброк, размер которого составлял в Тульской губернии до 9 рублей в год. Выкуп земли в собственность разрешался только с согласия помещика; крестьяне, вышедшие на выкуп, стали называться «крестьянами-собственниками». Стоимость каждого душевого надела составляла 150 рублей. Из них казна выплачивала помещикам по 120 рублей, а остальные 30 рублей крестьяне платили деньгами и отрабатывали в определенное число лет. В деревне Байдино после отмены крепостного права крестьяне находились на издельной повинности и назывались временнообязанными (154 мужского пола и 151 женского пола, 41 двор). К 1870 году они выкупают землю и становятся крестьянами-собственниками. В Актовой книге Тульского нотариуса Н. И.  Соколова за 10 января 1870 года есть запись:

       «Крестьяне Тульской губернии Белевского уезда селений Байдино, Сенюково и Новопоселенных Выселок (то есть Васильевского – мое примечание) в числе 141 душ мужского пола приобрели посредством выкупа от бывшей их владелицы, жены штабс-капитана М. П. Долгово-Сабуровой в свою общественную собственность отведенные им по уставной грамоте усадебные земли и полевые угодья, всего 443 десятины 2 000 квадратных саженей со всеми на той земле находящимися строениями за 16 920 рублей, каковая сумма дарована крестьянам в ссуду от правительства и подлежит к выдаче владелице. По сему Акту общество крестьян на основании Исполнительного листа Тульского окружного суда от 24.01.1870 г. за № 569 введено во владение значащимся в сем Акте имением». Вот некоторые данные о количестве земли, выкупленной крестьянами деревни Байдино:

       - Кормилкин Павел Дмитриевич – 3 десятины,

       - Шутиков Василий – 3 десятины,

       - Ефимов Василий – 1 десятина,

       - Макаров Сидор Васильевич – 1 десятина 1 200 саженей,

       - Макаров Иван Кириллович – 1 десятина 1 200 саженей,

       - Макаров Николай Савельевич – 2 десятины 1 200 сажени,

       - Симонов Петр Лукьянович – 1 десятина,

       - Буланов Панфил Васильевич – 3 десятины,

       - Иванов Василий – 3 десятины,

       - Рубцовы Павел и Ипполит Семеновичи – 3 десятины,

       - Корнеев Ефим – 1 десятина 1 200 сажени,

       - Ефимов Василий – 1 десятина 1 200 сажени,

       - Луковкин Иван Евдокимович – 3 десятины,

       - Игнатов Епифан Андреевич – 4 десятины,

       - Алексеев Александр – 2 десятины,

       - Максимов Трофим – 1 десятина,

       - Матюков Кирей Денисович – 1 десятина 800 саж.

       А вот данные о выкупленных земельных наделах крестьян села Большого Журино:

       - Конопельчев Кирей Андреевич – 9 десятин,

       - Конопельчев Максим Иванович – 3 десятины,

       - Анохин Аверьян Исаевич – 3 десятины,

       - Разуваев Ефим Михайлович – 3 десятины 1 200 саж.

       Отмена крепостного права и выкуп земли в собственность крестьянами заметно изменили их жизнь. Вот как описывает русскую деревню в 1863 году профессор-химик, агроном и публицист Александр Николаевич Энгельгардт в «Письмах из деревни»:

       «С тех пор как я последний раз был в деревне, совершилось освобождение крестьян. Очень понятно каждому, что такое событие не могло остаться без влияния на народную жизнь. Я не ожидал, что так быстро все так радикально изменилось к лучшему. Начну с того, что особенно бросается в глаза. В деревнях у крестьян всюду идет постройка – точно после пожара. Новые избы с большими хорошо накрытыми дворами и прочными хозяйственными постройками. Теперь мужики не боятся выказывать деньги, а прежде прятали и притворялись бедняками. На крестьянских наделах тоже кипит работа: мелколесье, «амшары», болота – все разрабатывается, точно пришли новые поселенцы. Крестьяне деятельно разрабатывают свои наделы, и, я думаю, через несколько лет на крестьянских наделах все будут только поля и лужки. Совершенно иной вид имеют помещичьи земли. Господские дома и постройки мало где подновляются, сады зарастают, дорожки в них не чистятся. Экипажи, хорошие лошади, даже скот – все распродается. Помещичьи поля почти везде запускаются наполовину или более. Теперь, если вы видите запущенное поле, покрытое скудной растительностью, то знайте, что это помещичья земля. Если, несмотря на большие расходы, быт крестьян, видимо, улучшился, то причиной улучшения стало то, что крестьянин теперь сделался, свободен в известной степени и независим относительно земли».

 

    КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

А. И. Луковкин.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения