«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ» РЕЖИМ - 53.
САБУРОВ Евгений Федорович.
Доктор экономических наук. Окончил мехмат МГУ в 1970 году, работал в различных проектных институтах. В 1989 году Сабуров начал работать в ИЭПНТП, а уже в 1990 году стал заместителем министра образования. В августе 1991 года его назначили вице-премьером и одновременно министром экономики. Но в новое правительство Гайдара Сабурова не взяли – в декабре 1991 года он оставил правительство. Как-то Сабуров не вписался в команду Гайдара – он на десяток лет старше этой «молодежи» и попал к ним слишком поздно.
ВЬЮГИН Олег Вячеславович.
Кандидат физико-математических наук. Тоже окончил мехмат МГУ (в 1974 году), потом там же закончил аспирантуру. Но потом Вьгин занялся экономикой и в 1980 году начал работать во ВНИИ Конъюнктуры и Спроса, откуда в 1989 году попал в ИЭПНТП и работал там до 1993 года (дослужился до заведующего отделом). В 1993 году Вьюгина назначили начальником департамента в министерстве финансов, c 1996 года он был заместителем министра финансов, потом первым заместителем министра (до 1999 года). Затем Вьюгин занялся бизнесом – стал исполнительным директором фирмы «Тройка-Диалог» (1999 – 2002 годы). В апреле 2002 года Вьюгин стал первым заместителем председателя Центробанка (новым председателем ЦБ был тогда Игнатьев – с марта 2002 года).
Еще одного деятеля Гайдар взял к себе в экономический отдел журнала «Коммунист» в 1988 году – это был один из самых продвинутых теоретиков среди гайдаровцев, Улюкаев. Но Улюкаев попал в команду Гайдара какими-то путями раньше – в августе 1986 года он уже был в команде москвичей на семинаре в Змеиной Горке.
УЛЮКАЕВ Алексей Валентинович.
Доктор экономических наук (с 1998 года). В 1979 году окончил МГУ, потом преподавал в МИСИ (1982 – 1988 годы). В 1988 году стал экономическим обозревателем журнала «Коммунист». В июле 1991 года Улюкаев стал заместителем директора Международного Центра Исследований Экономических Реформ (МЦИЭР). Напомним, что этот Центр организовал в Москве с помощью англичан Кагаловский. В ноябре 1991 года Улюкаев стал советником правительства, в июне 1992 года возглавил всю группу советников правительства. В начале 1994 года он стал заместителем директора гайдаровского Института Экономики Переходного Периода. В мае 2000 года Улюкаева назначили первым заместителем министра финансов.
Итак, мы разобрались с Москвой и Ленинградом. Но у экономистов - «рыночников» был тогда и третий мощный центр – Новосибирск. Разумеется, чекисты привлекли и сибиряков к проекту «Экономическая Реформа». Самая крупная фигура из Сибирского филиала Академии Наук – это профессор Макаров.
МАКАРОВ Валерий Леонидович.
В 1985 году стал директором ЦЭМИ и пробыл на этом посту до 1999 года. Потом вдруг бросил науку и занялся бизнесом – стал заместителем председателя совета директоров Диалог-банка.
Сибирские экономисты выпускали тогда журнал «ЭКО», который стал печатным органом «рыночников». Ленинградец Петр Филиппов в 1987 году стал научным редактором этого журнала – а еще до этого он начал в нем активно печататься и организовал в 1986 году в Питере «Клуб друзей журнала ЭКО». На базе этого клуба, который проводил дискуссии на экономические темы в Доме Ученых и был в 1987 году при помощи Чубайса организован знаменитый клуб «Перестройка». Другой крупный деятель из Новосибирска – Павленко.
ПАВЛЕНКО Сергей Юрьевич.
Окончил в 1981 году Новосибирский Университет и до 1991 года работал в Новосибирском Академгородке. В 1992 году начал работать в Рабочем Центре Экономических Реформ (РЦЭР) при правительстве, позднее возглавлял РЦЭР (до 1997 года). В 1997 году Павленко стал заместителем начальника ГКУ в Администрации Президента (начальником был тогда с марта 1997 года Путин). В 1999 году Павленко стал заместителем руководителя секретариата Правительства.
Москва, Ленинград, Новосибирск – но и это не все: возможно, был и Ростов! По крайней мере, один экономист попал в команду Чубайса оттуда – Мостовой.
МОСТОВОЙ Петр Иванович.
Окончил Ростовский Университет и более 10 лет проработал в лаборатории системного анализа (!) при РГУ. В 1991 году Мостовой переехал в Москву – сначала работал в министерстве тяжелого машиностроения, а в 1992 году стал первым заместителем председателя Госкомимущества. Мостовой проработал на этом посту до ноября 1997 года – его выгнали из-за «книжного скандала» (он тоже входил в команду «писателей» и получил 90 тысяч долларов «гонорара»). Правда, насчет Мостового остаются некоторые сомнения: несмотря на свой «системный анализ», он все же мог попасть в команду Чубайса по линии северокавказской мафии КГБ. Но одно другому здесь не мешает – все равно все упирается во внешнюю разведку.
Был еще ряд кандидатов экономических наук, которые попали в правительство не по линии Гайдара-Чубайса, а через МГИМО, ИМЭМО и тому подобные учреждения внешней разведки. Их принадлежность к «молодым экономистам» пока под вопросом – мы их оставим в покое. Многое бы прояснилось, если бы удалось узнать – были они на стажировке в Австрии или нет. Теперь можно подвести итоги по всей команде «молодых экономистов». Оказались впоследствии на руководящих постах в правительстве следующие деятели. Москва – команда Гайдара:
- Из ВНИИСИ – 2 вице-премьера, 4 министра.
- Из ЦЭМИ – 2 вице-премьера, 4 министра, 6 заместителей министра.
- Из журнала «Коммунист» – 1 заместитель министра.
- Из ИЭПНТП – 1 вице-премьер, 1 заместитель министра (руководитель аппарата правительства Головков приравнен к министру).
Итого, 21 гайдаровец: 5 вице-премьеров, 8 министров, 8 заместителей министра.
Ленинград – кружок Чубайса: всего 10 человек – 3 вице-премьера, 2 министра, 5 заместителей министра. Ростов – один Мостовой, в ранге заместителя министра. Общий итог по чекистскому проекту «Экономическая Реформа» такой: всего попали в разное время в правительство 32 человека – 8 вице-премьеров, 10 министров, 14 заместителей министра. Разумеется, этот список далеко не полный, кого-нибудь да упустили (особенно заместителей министра, их было кошмарное количество). Кроме того, здесь пропущены деятели более низкого ранга (от начальника департамента до советника правительства). Пропущены также те, кто в правительство не попал, а сразу занялся бизнесом. Некоторые даже для бизнеса оказались непригодны – и так и остались при «чистой науке», сейчас руководят различными институтами. Но возможно, они сейчас находятся в своеобразном кадровом резерве и их время еще придет. Им около 45 - 50 лет, не такие и старые – вполне еще могут попасть в правительство. У чекистов «безотходное производство» – каждому стукачу найдут место по его способностям! Одни проворовались и засветились – тут же на их место ставят других. По нашим подсчетам, таких экономистов из команды Гайдара-Чубайса, которые пока не получили высокий пост в правительстве оказалось 33 человека. Разумеется, таких мелких деятелей отслеживать еще труднее и мы многих упустили. Можно оценить только порядок величины: всего в проекте внешней разведки КГБ «Экономическая Реформа» было задействовано около 100 «молодых экономистов». Этого «запаса» чекистам хватит еще лет на 20!
Истоки нашего «демократического» режима. Часть – 18.
Мы начали наше повествование с истории о том, как чекисты во главе с Андроповым в 1982 году захватили власть над советской империей – и постепенно дошли до весны 2004 года, когда президентом России опять стал подполковник КГБ Путин. Далее оставалось только поблагодарить читателей за внимание и распрощаться. Но вместо этого нам придется опять вернуться к самым «истокам», в 80-е годы – и начать чуть ли не все сначала! Надо опять радикально пересмотреть концепцию развития нашего общества: были привлечены новые материалы, в нашей схеме того, как протекала борьба между чекистскими группировками, снова появились неустранимые противоречия – опять все пришлось ломать и строить заново. Мы не можем поручиться, что наша новая схема свободна от ошибок – но это будет еще один шаг к истине сквозь завесу лжи. Итак, вернемся опять к нашим старым знакомым.
Чебриков и Крючков.
Историю советской империи после смерти в феврале 1984 года Андропова мы ранее рассматривали, как борьбу между двумя чекистскими кланами, которые возглавляли два главных соратника Андропова – председатель КГБ Чебриков и начальник внешней разведки (ПГУ КГБ) Крючков. Поначалу мы эту борьбу так примитивно и понимали: боролись за власть разведка и контрразведка! Потом до нас дошло, что уже при жизни Андропова все руководство КГБ полностью оказалось в руках внешней разведки – тогда мы пытались объяснить всю политическую борьбу в те годы, как борьбу европейского и азиатского направлений внешней разведки КГБ. Но оказалось, что и это не так – сначала в КГБ полностью господствовала одна «азиатская мафия», а «европейцы» проявили себя, как самостоятельная сила гораздо позднее (в конце 90-х годов). Так кто же с кем боролся в лице товарищей Чебрикова и Крючкова, какие группировки? Сейчас предлагается такой ответ: никакой борьбы между кланами Чебрикова и Крючкова не было! На самом деле это была единая «чекистская мафия». Напомним, что за проявление этой борьбы мы приняли следующие факты:
1. В октябре 1988 года Чебриков уступил пост председателя КГБ Крючкову и был назначен Секретарем ЦК КПСС – ответственным за органы.
2. В течение двух лет Крючков постепенно расставил в руководстве КГБ своих людей из внешней разведки. А Чебриков пробыл на посту Секретаря ЦК всего год и был отправлен на пенсию (за тбилисскую бойню в апреле 1989 года).
3. В конце 1990 – начале 1991 года Крючков (или те, кто за ним стоял) полностью обновил все государственное руководство СССР. Тогда сформировалась эта будущая команда «путчистов»:
- Язов,
- Пуго,
- Павлов,
- Янаев и так далее.
4. В январе 1991 года была уволена большая группа генералов КГБ во главе с Бобковым (генерал армии Бобков был «человеком Чебрикова», первым заместителем председателя КГБ). И буквально через несколько дней Крючков устроил бойню в Прибалтике – это была как бы репетиция «августовского путча».
Крючков взял курс на ликвидацию демократии и реставрацию «советской власти» (то есть тоталитарного режима). Но в результате августовского путча 1991 года он оказался за решеткой – а Советский Союз полностью развалился. Казалось бы, налицо подковерная борьба между чекистскими кланами Чебрикова и Крючкова. Но это не так – никакого отдельного «клана Крючкова» обнаружить так и не удалось, его просто не было. Зато имеются указания на тесную связь между Чебриковым и Крючковым. Вот эти факты:
1. Генерал Бобков после отставки перебрался в руководство группы «Мост», которую номинально возглавлял олигарх Гусинский, заслуженный агент КГБ.
2. Группа «Мост» после победы демократии входила в московский клан Лужкова. Но и Крючков, когда вышел из тюрьмы в 1994 году тоже оказался на службе у этого чекистского клана – и не где-нибудь на задворках, а в Службе Безопасности АФК «Система»! Как известно, это разведка лужковского клана - ее возглавляет генерал Гусейнов, бывший председатель КГБ Азербайджана. Не могут в такое секретное место допустить человека из враждебного клана! И не может любая мафиозная группировка отпустить одного из своих руководителей к конкурентам – а Крючков, если даже и не был самым главным в «чекистской мафии», то все равно, слишком много знает. Отсюда следует простой вывод: Крючков и Чебриков на самом деле состояли в одной «чекистской мафии» – «азиатской».
Остается только одно противоречие: в мемуарах Крючкова сквозит враждебное отношение к Чебрикову – исподволь проводится мысль, что это Чебриков позволил «американским шпионам» развалить советскую империю и установить демократию. А Крючков возглавил КГБ, когда уже было поздно что-то делать. Вражда между этими деятелями имела бы какое-то значение, если бы они на самом деле были главарями «чекистской мафии», а не чисто номинальными фигурами. Но, разумеется, генералы внешней разведки, которые создали эту тайную «мафиозную организацию», не могли допустить, чтобы вся власть оказалась в руках дилетантов из партийного аппарата. Крючков стал чекистом в возрасте 43 года, а Чебриков в 44 года – слишком поздно, чтобы стать своим человеком в органах. Тем более, в такую эпоху, когда между КГБ и партийным аппаратом разгорелась битва за власть над всей советской империей!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Олег Греченевский.