ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » СТАРОВЕРЫ.

СТАРОВЕРЫ.

09.01.2016 23:30

       Свой самиздатовский труд тиражом 20 экземпляров рабочий первоуральской типографии посвятил бабушке и матери.

 Ни чинов, ни регалий не нажил,

И сундук не трещит от вещей,

Только годы рабочего стажа –

Вот и все, что в копилке твоей.

       Я привел четверостишье из поздравления, написанного однажды коллективом первоуральской типографии. О ком же идет речь? Кому посвящены эти строчки? Кто он, этот скромный, исполнительный работник городского печатного цеха? По мнению его коллег, он – «не герой положительной повести, не плакатной души человек, но живущий достойно, по совести, в наш крутой и решительный век». Знакомьтесь, Михаил Меньщиков. На памятном поздравительном снимке, который он получил к своему дню рождения, руку ему жмет сам Президент. Компьютерный фотомонтаж, разумеется! Добрая, дружеская и уважительная шутка ведущих печатников города.

 МИХАИЛ МЕНЬШИКОВ.

       Недавно я побывал у Михаила Геннадьевича в гостях. Обстановка у него и впрямь спартанская. Он с удовольствием открывает для меня свой любимый музыкальный «сундучок» и в единственной комнатушке хозяина, не заставленной «мебелями», раздается пронзительное «Прощание славянки», великая и хватающая за душу мелодия, под которую наши деды и прадеды уходили на поля сражений.

       - Могу и «Дунайские волны» поставить.

       Мое внимание привлекает широкий белый лист, прикрепленный к стене. (Он рядом с иконами). На нем почти четыре десятка фотокарточек, а под ними, внизу – фамилии конкретных людей, их имена, отчества, даты рождения, вступления в супружеский союз. Кого-то уже давно нет в живых. Перед глазами проходит одно поколение за другим.

       - Моя родословная. Так сказать, семейное колесо истории. Мы изучаем генеалогию Рюриковичей, царей, а вот о своих родственных связях многого и не знаем. Я решил хоть как-то исправить этот досадный пробел. Здесь старинные крестьянские имена, которые давали строго по святцам: Марфа, Конон, Капитолина, Матрена и так далее. Его отец, Геннадий Иванович Меньщиков, родом из деревни Меньщиково Курганской области. Работал в пятом цехе НТЗ старшим контролером ОТК. И виртуозно играл на балалайке в народном коллективе Дворца культуры. Сегодня в нашем городе балалаечников, как и сам русский инструмент, не сыскать днем с огнем. Меньщиков-сын тоже стал новотрубником. Закончил УПИ. Инженер-механик. Работал мастером по ремонту станов холодной прокатки труб.

       - Где? В шестом цехе, который новые собственники, к моему глубокому сожалению, окончательно угробили и превратили в склад.

       Его мать, Анна Кононовна, всю жизнь проработала швеей. О матушке напоминает сегодня сыну старинная швейная машина «Зингер», стоящая в углу. В составленной родословной под фамилией Егора Москвичева вижу единственную, скупую и скорбную надпись – репрессирован, сослан на север. Вот Конон Иванович Серебряков из деревни Любимовка. Дата смерти – 1935 год. Место смерти – Беломорканал. Фото тоже отсутствует. Как известно, этот «нелюбимый» канал был построен в основном заключенными лагерей ГУЛАГа.

       - Сгноили его там, – вздыхает Меньщиков.

       Он не скрывает, что его предки были староверами. Старообрядчество, как известно, возникло еще в середине 17 века в результате раскола Русской православной церкви. Историческая драма на русской почве. Безумная жестокость и гонения или, как говорили старообрядцы, «псовая охота» на них. По царскому указу сжигали на кострах «пустосвятов», непокорного протопопа Аввакума и других мучеников, а они и в пламени  крестились двумя истово сложенными пальцами. Такова была глубинная вера в свою правоту!

    СТАРОВЕРЫ.

       - Но ведь это, Михаил Геннадьевич, дела давно минувших дней. Я знаю, что есть староверы со своими молельными домами в Шалинском районе, да и в нашем городе собираются. Просто они себя не афишируют. Вполне современные, чуть аскетичные люди и на улицах ни к кому не пристают, не навязывают свои листовки, как иные сектанты. Скажите честно, какие у потомков старообрядцев сегодня отношения с правящей РПЦ, Русской православной церковью?

       - Натянутые. Разногласия остаются. Староверы осуждают, например, освящение развлекательных, торговых заведений. Это ненормально, это Антихрист. Скажу так, церковь одна, но двери разные.

       Сам Меньщиков не производит впечатление фанатика веры. Цитирует Высоцкого:

       «В церкви мрак и полумрак, дьяки курят ладан…».

       И любит повторять знаменитую киношную фразу Раневской:  

       «Муля, не нервируй меня!».

       «Куда идешь, человек?» - так назвал он свой недавний  труд (самиздат тиражом 20 экземпляров) на историко-философско-религиозную тему. Сборник этот на девяноста листах, который помогали оформлять его племянник и коллеги по работе, посвятил своим верующим бабушке и матушке.

  САМИЗДАТ.

       - Чтить своих родителей, верить им – вот главный смысл моей книжки.

       Здесь вы найдете и грустные размышления самого автора по поводу того, что слова «дети», родители», «семья» стали сегодня во многом превращаться в пустой звук. В идеале, считает Меньщиков, состав семьи должен быть созвучным священному числу семь, то есть составлять не менее семи членов. Обеспокоен он и тем, что современный человек почти совсем потерял чувство стыда и все меньше слышит голос совести, лишаясь тем самым того, чем Бог отличил человека от животных. Здесь и предупреждение об опасности техногенного оккультизма. «Мир виртуальных реальностей удаляет человека от Бога и бросает его в мир наслаждений, в мир надуманный, подчиненный бесам». Но куда же деться нам от компьютеров, глобального Интернета и технического прогресса!? Есть главы о расколе, памятных местах староверия (с рисунками и редкими фотографиями), древлеправославный календарь – такой же висит у него дома и на рабочем месте. В конце нашей беседы Михаил Геннадьевич высказывает такое пожелание читателям:

       - Мир вам всем! И почаще ходите на природу, ибо общение с ней – это общение с Богом, внешним разумом мироздания. Иногда лучше просто пообщаться одному. Один на один. Без компании с шашлыками.

       Я-то знаю, что Меньщиков – заядлый грибник и ягодник. Ельничные он очень даже уважает. Но свои заповедные места и природные тропы держит в секрете, не выставляет напоказ.

Виктор Губачев.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения