ВИКТОР НИКОЛАЕВ.
Первоуральский храм Петра и Павла несет не только слово Божие. В Год литературы (2015) здесь вспомнили об известном афоризме: писатель – инженер человеческих душ. И пригласили на встречу с молодежью писателя из Москвы. В светлом церковном зале, где проходят занятия учеников воскресной школы, собрались студенты из учебного центра Первоуральского Новотрубного завода и металлургического колледжа, прихожане и священники. Зал был забит до отказа. Состоялась интересная и поучительная беседа с Виктором Николаевым.
Виктор Николаевич Николаев.
Автор четырех книг. После последней из них, которая называется «Шамординские истории», пишет уже пятую. Майор запаса. Закончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище. Знаком не понаслышке с кипящим «кавказским котлом». В восьмидесятые годы он служил и выполнял поставленные задачи в горячих точках – Сумгаите, Степанакерте, Карабахе, Спитаке, Тбилиси. Командовал разведгруппой в Афганистане (1987 – 1988 годы). Был тяжело ранен. Награжден боевым орденом Красной Звезды.
Я убедился в том, что этот человек с негромким голосом наделен изумительным даром слова. Аудитория внимала ему, не шелохнувшись. Ни грамма лжи, позы, самолюбования. Все, чему Николаев сам был свидетелем, о чем думал и переживал, нашло отражение на страницах его жизненных, автобиографичных повестей. Он рассказывает о непростых житейских историях, прописных истинах. Часто встречается с военнослужащими и людьми с исковерканной судьбой, заключенными в местах лишения свободы. Задаю ветерану афганской войны и писателю вопрос:
- Сегодня утром вы побывали в первоуральском ГУВД. О чем там шла беседа?
- Затрагивались острые темы, близкие к служебной деятельности сотрудников полиции. Я разговаривал с ними, как военный с военными. Возможно, и там мои советы кому то пригодятся. Собралось около ста сотрудников управления. Слушали внимательно.
- Не могу не спросить про сегодняшние события на Украине.
- Вы ведь знаете, у всех нас есть ниточка с Украиной, что-то с ней близко связано. У меня дядя родом с Донбасса. И я бывал в этом шахтерском краю еще, когда был маленьким. Думаю, что через кровь, через трагедию, но гражданская война там закончится. Ну, никогда еще в истории человечества фашизм не побеждал! Ему рано или поздно, но ломали хребет. А ополченцы так уже обстреляны и обкатаны, что их ничем не запугать. Если бы их не ограничивали в действиях, они бы и в Киеве свой флаг подняли.
- Вы сказали, что знакомы с известными российскими киноактерами.
- Да, у меня очень хорошие отношения с народными артистами Заманским («Проверки на дорогах»), Михайловым («Любовь и голуби»). Кстати, у Заманского шестого февраля был день рождения. Он уже не снимается. А жена у него, знаете кто? Она играла Снежную королеву в известном нашему поколению детском фильме, который так и называется «Снежная королева». Чета Заманских живет тихо, спокойно, скромно. На берегу Оби, рядом с храмом, который называется Никола Мокрый. Мы нередко встречаемся.
Добавлю к сказанному, что у писателя есть свой духовник. Из Оптиной пустыни. Приведу выдержки из выступления Виктора Николаева перед молодыми первоуральцами.
- В нас попадает «Стингер». Летный шлем разбит в двух местах. Сильнейшая контузия. Выбрался из вертолета. Почти без сознания. На минное поле. И что я хочу вам сказать, особенно мужчинам. Вот есть такое понятие – екнуло сердце. Вы знаете, в большинстве случаев оно знакомо только женщинам. Нашим матерям, женам. Екнуло сердце у моей жены. И екнуло очень серьезно. Она внезапно почувствовала, что я попал в беду. И ей стало за меня нестерпимо страшно. Уже позднее она мне призналась, что стала машинально читать молитву, похожую на «Отче наш».
Мы ведь были тогда люди, не крещенные, и в храм не ходили. Но есть такое понятие – передается по наследству. Если у тебя в роду есть крещеная кровь, пусть даже несколько поколений назад. Я ползал, поэтому проклятому минному полю и ни разу не подорвался. А когда вернулся домой, последствия афганского ранения продолжали сказываться. Но было терпимо. Я поступил в военную академию в Москве. И когда учился на третьем курсе, отвечая у доски, вдруг потерял сознание. Меня доставили в госпиталь Бурденко, в отделение нейрохирургии. Сделали обследование и поставили страшный диагноз: рак левой височной доли. Размером уже с куриное яйцо. Врачи пригласили мою жену: будьте мужественны, мы вам скажем правду. Ваш муж должен умереть. Проживет максимум несколько месяцев.
Я хочу сказать вам, мужчины, о мужестве наших женщин. Которые умеют ждать. Знаете, воевать гораздо легче, чем ждать. А женщины сохраняют разум, самообладание и любовь, когда уже надеяться не на что. Моя жена сказала: операцию делать. Что будет, то и будет. И операцию провели, как своего рода показательную перед студентами мединститута: взгляните, что бывает с пораженным мозгом.
У нас дома был поясок «Живый в помощи», купленный в Новодевичьем монастыре. Купили мы его когда-то и забыли. Но когда началась эта операция, а она длилась восемь часов, жена вспомнила и достала этот поясок. И восемь часов, беспрерывно, не отходя никуда, она читала молитву.
Когда в семью приходит беда, дети взрослеют очень быстро. Моя шестилетняя дочь сама достала Владимирскую иконку, прижала ее к груди. Так сильно переживали близкие за меня!
Московский писатель Виктор Николаев еще долго не покидает храм. Вовсе не случайно эта поучительная духовная беседа с первоуральской молодежью состоялась в храме Петра и Павла. Настоятель этого прихода отец Константин, он же Константин Савченко, благочинный Первоуральского церковного округа, сам из семьи военных. У него многодетная семья – пять сыновей и одна дочь, которая является регентом церковного хора. Со своей матерью, матушкой Татьяной, все домочадцы были на этой встрече. Кроме одного. Старший сын Виталий сейчас вдали от дома, вдали от Урала – он поступил в Рязанское военное воздушно-десантное училище.
ВИКТОР НИКОЛАЕВ С ЧИТАТЕЛЯМИ.
Виктор Губачев.