«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ» РЕЖИМ - 27.
ШОХИН Александр Николаевич.
Вице-премьер с ноября 1991 года. Начинал свою карьеру в группе «молодых экономистов» – работал завлабом в Центральном Экономико-Математическом Институте. ЦЭМИ – это было еще одно гнездо для гайдаровцев. В 1986 году Шохин перешел в Институт экономики и прогнозирования. В 1987 году стал советником по экономике министра иностранных дел Шеварднадзе. Для гайдаровца такой зигзаг не совсем обычен, но поскольку «азиатская мафия» была тогда единой семьей, подобные переходы были возможны.
ХИЖА Георгий Степанович.
Вице-премьер по промышленности с мая 1992 года. Выходец из оборонной промышленности Ленинграда, до 1991 года работал генеральным директором завода «Светлана». Затем был заместителем мэра Петербурга. То есть Хижа – «человек Собчака». Прежде мы причисляли Собчака к «европейской мафии», но теперь выясняется, что он был такой же «азиат», как и другие «отцы демократии». Здесь можно вспомнить, что Собчак родился в Чите и окончил ташкентский Университет (потом учился и на юрфаке ЛГУ). Сначала работал в Ставрополе адвокатом – и только потом окончательно перебрался в Ленинград. Что же касается Хижи, то надо сказать, что завод «Светлана» был не совсем обычным – там производилось разного рода секретное электронное оборудование. Так что можно не сомневаться, что у Хижи были с чекистами хорошие отношения.
САЛТЫКОВ Борис Георгиевич.
Вице-премьер по науке с июня 1992 года. Экономист из команды Гайдара: работал в ЦЭМИ, потом в Институте экономики и прогнозирования (1986 – 1991 годы).
МАХАРАДЗЕ Валерий Антонович.
Вице-премьер с июня 1992 года. Родился и долгое время проработал в Дагестане (комсомольская работа, местное телевидение и так далее). С 1981 года работал директором завода в Камышине (Волгоградская область). Потом в 1990 году на «демократической волне» стал председателем Волгоградского Областного Совета.
Теперь подведем итоги. Из 8 членов правительства Гайдара - 3 «экономиста», 2 выходца с Северного Кавказа, 1 из Оренбурга и 1 из Петербурга. Плюс Чубайс, который представлял сразу две группировки – «экономистов» и «питерских». На уровне министров мы разбор делать не будем, там была примерно такая же картина. Как видите, среди правительственной верхушки нет никого из «свердловского клана» Ельцина. Только в апреле 1993 года будет назначен первым вице-премьером свердловчанин Лобов, но ненадолго (до октября 1993 года). Теперь взглянем на другую важную составную часть нашей «демократии» – на Администрацию Президента. Как известно, в советское время была такая же двойственность бюрократического аппарата: кроме Правительства, был еще ЦК КПСС, который давал ему руководящие указания, но ни за что не отвечал. Первым руководителем Администрации Президента Ельцина был Юрий Петров – с августа 1991 до января 1993 года.
ПЕТРОВ Юрий Владимирович.
Бывший секретарь Свердловского обкома. Долгое время был «правой рукой» Ельцина. Поэтому после увольнения из Администрации Президента получил довольно жирный кусок под названием ГОСИНКОР. На эту государственную корпорацию есть горы компромата в Интернете. Суть дела сводится к тому, что ГОСИНКОР должен был привлекать в Россию иностранные инвестиции, для чего ему было выделено различных ценностей на общую сумму свыше миллиарда долларов. В Интернете имеется подробный список полученного Юрием Петровым добра – одного золота там значится больше 5 тонн. Что было дальше, можно не рассказывать: инвестиций не было почти никаких, а все ценности были приватизированы и переданы частному «Гута-банку». Разумеется, все эти деньги достались не одному Петрову, там поработала целая банда, включая бывших чекистов из разведки и просто уголовников (владелец «Гута-банка» Юрий Гущин – 4 судимости общим сроком 22 года).
Другое важное лицо в те годы – первый помощник Президента Виктор Илюшин. Илюшин был помощником Ельцина еще в Свердловске, потом переехал с ним в Москву – и там сопровождал Ельцина во время всех переходов с одного поста на другой. Единственный раз Илюшин покинул Бориса Николаевича в марте 1988 года: был послан в Афганистан, советником по партийным делам. Пробыл там до октября 1988 года, потом опять вернулся к Ельцину. Если какие-то сомнения относительно принадлежности Илюшина и были, то после такой поездки они должны испариться: «азиатская мафия» внешней разведки. Виктор Илюшин дольше всех «свердловских» продержался на вершине власти. В августе 1996 года Илюшин покинул Администрацию Президента и был назначен первым вице-премьером (что было для него большим понижением). А в марте 1997 года вылетел и из правительства, сейчас занимается «бизнесом». Остальных помощников и референтов президента Ельцина трогать не будем – эту мелочь все давно забыли и не стоит их вспоминать. Одного пресс-секретаря Костикова еще помнят – и то больше из-за его скандалов на сексуальной почве и напечатанных им воспоминаний из жизни ельцинского двора.
Первый раскол в правящей мафии – октябрь 1993 года.
Самая первая трещина в едином стане «демократов» появилась еще летом 1992 года. Был самый разгар «шоковой терапии», в обществе начал накапливаться горючий материал на почве гайдаровских реформ. Естественным руководящим центром для всех недовольных стал Верховный Совет России. «Демократы» там были в меньшинстве, в 1990 году Ельцин с большим трудом был избран председателем Верховного Совета. Среди депутатов преобладали секретари райкомов, председатели колхозов и тому подобная партийная номенклатура из провинции, которая от «ельцинской демократии» ничего не поимела. Возглавили эту парламентскую оппозицию председатель Верховного Совета Хазбулатов и вице-президент Руцкой. Присмотримся поближе к этим «вождям угнетенных».
ХАЗБУЛАТОВ Руслан Имранович.
Доцент, доктор экономических наук. Вырос в Средней Азии, куда были сосланы его родители, которые провинились в том, что были чеченцами. Представителю репрессированных народов в советское время место было только в колхозе или на заводе. Чеченец мог тогда стать офицером или юристом только при условии хороших отношений с КГБ. А профессором или генералом – только при очень хороших отношениях с чекистами! То есть чисто формальное стукачество, когда человек был вынужден подписать бумажку о сотрудничестве, а потом в своих отчетах гнал «туфту», что кругом него одни советские патриоты – такой вариант здесь не проходил. Хазбулатов сначала стал заместителем Председателя Верховного Совета, поскольку нужен был представитель малых народов России. Могли бы взять, к примеру, башкира или чуваша – но взяли именно чеченца. Северный Кавказ – ключевой регион для «чекистской мафии». А все несчастья Чечни начались, когда она стала перевалочной базой «мафии для наркоторговли и тому подобного криминала».
РУЦКОЙ Александр Васильевич.
С ним еще проще. Воевал в Афганистане. Был там заместителем командующего ВВС армии. С июня 1991 года – вице-президент у Ельцина. Нужно еще что-то объяснять? Пожалуйста: Афганистан – это-то место, где зародилась наша «чекистская героиновая демократия». «Чекисты получали героин у душманов, в обмен на оружие». «А главным транспортным средством для доставки этого ценного груза в Европу была военная авиация». Почему именно летом 1992 года «парламентская оппозиция» взяла курс на конфронтацию с ельцинским режимом? Хорошие поводы для этого были и раньше – развал Советского Союза в декабре 1991 года, бешеный рост цен с января 1992 года и прочее. Но почему-то ссоры в стане «демократов» начались одновременно с запретом «чеченских авизо». Напомним коротко эту историю.
Выкачивание денег из государственной казны с помощью этих фальшивых бумажек началось с января 1992 года, полный оборот эта «машина» набрала весной – а в июне 1992 года, на самом пике этой аферы – вдруг все запретили. Был снят с председателей Центробанка Матюхин и вместо него назначили другого старого чекиста, Виктора Геращенко. За считанные месяцы было украдено из казны, переведено в доллары и переправлено за рубеж столько миллиардов, что до сих пор не могут сосчитать. Для «азиатской мафии» тут возникли два крупных повода для ссоры. Во-первых, когда столько денег сразу растаскивается во все стороны, такие «финансовые потоки» трудно проконтролировать – и каждому, кажется, что другие украли больше! А во-вторых, тут возникает другой, можно сказать, идейный спор: нужно ли платить населению зарплаты и пенсии? Или качать из казны все, до последней копейки?
К счастью для «азиатской мафии», победило все-таки благоразумие: было решено, что хоть немного, но платить народу нужно. Но видимо, были и недовольные, что такую замечательную кормушку вдруг убрали. Самое смешное, если вдруг окажется, что именно эта, самая ненасытная часть «чекистской мафии» спровоцировала бунт Руцкого-Хасбулатова – а такой вариант вполне возможен! Разумеется, Верховный Совет осудил «чеченские авизо» и даже ставил себе в заслугу их запрещение. Но заседания депутатов были только болтологией, простите за грубость. За спиной Руцкого и Хасбулатова стояли более серьезные люди – и дальнейший ход событий это показал.
Конфликт между Верховным Советом и президентом Ельциным разгорался постепенно. Поначалу были попытки прийти к компромиссу и договориться по-хорошему. Таким компромиссом стало увольнение Гайдара в декабре 1992 года и назначение премьером Черномырдина, который был по своему менталитету гораздо ближе для партийной номенклатуры. Разбирать состав правительства Черномырдина мы не будем – особых качественных изменений там не было, были представлены все те же группировки: «молодые экономисты», «южане», «питерцы». Даже Чубайс остался на своем месте, как некий гарант «экономической реформы».
Как известно, никакого компромисса не получилось – в 1993 году конфликт разгорелся с новой силой. Ельцин увидел, что добром тут ничего не добьешься – и решил принимать жесткие меры. И тут оказалось, что силовики из его ближайшего окружения такой жесткий подход к «парламентской оппозиции» не одобряют! От этих изменников пришлось избавляться. В мае 1993 года был уволен за сочувствие оппозиции Секретарь Совета Безопасности Скоков. А 27 июля 1993 года сняли с поста министра безопасности Виктора Баранникова. Под пустым предлогом: его жена была за границей – и один добрый дядя из одной доброй фирмы предложил ей купить за его счет в местных магазинах все, что пожелает. Та обрадовалась – и забила весь самолет всяким барахлом! Теперь можно с ностальгией вспоминать, что были времена, когда начальника контрразведки можно было купить всего за 20 000 долларов. Сейчас расценки гораздо выше. Разумеется, причины для снятия Баранникова были более серьезные: он отказался устроить оппозиции «жесткий прессинг» – вплоть до того, чтобы организовать некоторым деятелям автомобильную катастрофу или что-нибудь в этом роде. И был уволен с формулировкой: «за нарушение этических норм». А согласился бы убить нескольких человек – и с «этическими нормами» все было бы в порядке.
Баранников сильно обиделся – и ушел в Белый Дом. 22 сентября 1993 года он был назначен «министром безопасности» в «правительстве Руцкого». За что потом провел несколько месяцев в тюрьме. Умер Виктор Баранников в июле 1995 года, при очень сомнительных обстоятельствах. Оппозиция уверена, что его отравили. Это похоже на правду – ему было только 54 года, и он был совершенно здоров.
Был еще один высокопоставленный перебежчик из лагеря «демократии» к «красно-коричневым» – первый заместитель министра внутренних дел Андрей Дунаев. Он был уволен одновременно с Баранниковым за тот же самый проступок: его жена участвовала в том же самом халявном походе по магазинам. Дунаев отправился в Белый Дом, где получил от мятежников пост «министра внутренних дел». В октябре 1993 года был арестован, освобожден в январе 1994 года по амнистии. Дунаева убивать не стали – сейчас он занимается бизнесом, возглавляет крупный банк «Глобэкс» (активы – более 1 миллиарда долларов). Ему сейчас самому смешно вспоминать, что когда-то он был изголодавшимся «совком», которого могли купить за копейки.
Не все соратники Ельцина проявили «мягкотелость» по отношению к оппозиции. Нашлись и такие, кто крови не боялся – и спасли ельцинский режим. Например, генерал Коржаков охотно вспоминает, как он брал Белый Дом и ходил по трупам с автоматом наперевес. Оставим эту тему, все и так знают об этой грязной и кровавой истории. Итоги октябрьских событий:
1. Правящая «чекистская мафия» в результате кризиса 1992 - 1993 годов не претерпела серьезного урона. Напротив, «ельцинская демократия» только окрепла в борьбе с «комунно-фашизмом». «Парламентская оппозиция» крайне бездарно использовала накопившийся в народе взрывной материал и допустила грубейшие ошибки.
2. Полного развала «азиатской мафии» в 1993 году еще не произошло. Откололась только небольшая мафиозная группа. Кто из чекистов ее возглавлял – совершенно неизвестно. Можно только указать те чекистские группировки, которые безоговорочно поддержали президента Ельцина: УКГБ Ленинграда и УКГБ Москвы, то есть Собчак и Лужков.
3. Отколовшаяся мафиозная группировка полностью уничтожена не была, она и сейчас существует. Иначе Дунаев не стал бы процветающим бизнесменом, а Руцкой не пролез бы в курские губернаторы. Кстати, если кто-то ожидал от Руцкого на этом посту каких-нибудь «патриотических подвигов», то совершенно напрасно. Руцкой оказался таким же жуликом, как и обычные «демократы». Компромат на него собирали не «чемоданами», а вагонами.
4. «Азиатская мафия» в 1993 году хотя и не распалась, но первые трещины появились, и была подготовлена почва для этого распада. Уже в 1994 году «процесс пошел» полным ходом.
5. Кто серьезно выиграл от октябрьской бойни, так это питерская группировка. Раньше Питер был представлен на самом верху только группой Чубайса, которая была тесно связана с московской командой Гайдара. Весной 1994 года питерские чекисты получили в свои руки руководство контрразведкой: директором ФСК был назначен Степашин. После увольнения Баранников органы возглавил генерал Голушко, но он ничем себя на этом посту не проявил и скоро был уволен. При Степашине для чекистов из центрального аппарата ФСК начались такие же ужасы, как после августа 1991 года: опять комиссии, опять объяснения и допросы – потом увольнение. На освободившиеся места в руководстве питерская группировка ставила своих людей. Это была не первая большая зачистка в органах – и далеко не последняя.
6. Но больше всех выиграла в результате этих событий группировка генерала Коржакова, которая вышла на первый план и начала оттеснять остальных «азиатов». В январе 1993 года вместо Юрия Петрова руководителем Администрации Президента стал бесцветный Филатов, который никак не мог противостоять коалиции охранника Коржакова и первого помощника Илюшина. В мае 1993 года первым вице-премьером стал знаменитый Сосковец, которого считали, чуть ли не главным в коржаковском блоке.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Олег Греченевский.