СМЕРТЬ.
Фетизация смерти.
Отношение человека к смерти — один из важнейших вопросов философии. «Что будет после смерти?» — таким вопросом рано или поздно задаются все, но никто не может ответить определенно, потому что никто еще ОТТУДА не возвращался. Однако тема смерти волновала и по-прежнему волнует многих писателей и поэтов. Еще в XVII веке испанский драматург Педро Кальдерон названием своей самой известной пьесы утверждал:
«Жизнь есть сон».
Многие религии сопоставляют смерть с переходом из одного состояния в другое: например, знаменитая реинкарнация, т. е. переселение душ. В любом случае, большинство задумывается о смерти, подойдя к определенному возрастному порогу.
В человеческой природе заложено большое количество страхов. Большая часть из них возникла еще до нашего рождения. Например, мы почти всегда боимся темноты, поскольку она представляла собой опасность для наших далеких предков. Мы часто боимся того, чего не знаем и, скорее всего, не узнаем никогда. Наконец, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о смерти, с которой связан целый комплекс наших страхов.
Ганс Селье основоположник теории стресса писал, что в жизни человека есть пять основных страхов: страх смерти, страх болезни, страх потери близких людей, страх остаться без работы и средств к достойной жизни, страх потери социального статуса.
В современной психологии существует целое направление исследований отношения человека к смерти, в рамках которого разработана теория управления страхом смерти. Согласно этой теории, в процессе развития человек обрел способность к понятийному мышлению, самопознанию и предсказанию последствий своих действий. Благодаря этому, люди осознали конечность своего существования и неизбежность смерти. Поскольку большинство людей хотят жить, размышления о смерти вызывают у них страх (Greenberg J., Solomon S., & Arndt J. A basic but uniquely human motivation: Terror management. In J.Y.Shah, & W.L.Gardner (Eds.), Handbook of motivation science (pp.114–134), 2008).
Для исследования отношения человека к мыслям о смерти используются различные методы. Чаще всего речь идет об экспериментальных процедурах, в ходе которых испытуемым напоминают о смерти. Например, их просят написать небольшое эссе на тему «Что будет, когда я умру?» или предлагают вставить букву в слово гр…б. Некоторые испытуемые вставляют букву «и», другая часть испытуемых вставляет букву «о». В других исследованиях используют специальные тесты, которые оценивают различные формы проявления у человека страха смерти.
Одним из наиболее известных тестов является опросник «Отношение к смерти» адаптированный для русскоязычных респондентов (Чистопольская К. А., Ениколопов С. Н. и другие. Адаптация опросников «Отношение к смерти» и «Страх личной смерти» на русскоязычной выборке // Суицидология. 2014. №2 (15)). По мнению авторов данного теста, следует отличать друг от друга пять различных форм отношения к смерти:
1.»Принятие-приближение смерти» - форма позитивного отношения к тематике смерти. Человек, у которого преобладает такая форма отношения к смерти, как правило, верит в существование загробной жизни и считает, что она будет лучше, чем земная.
«Я жить хочу! - кричит он, дерзновенный.
Пускай обман! О, дайте мне обман!».
И в мыслях нет, что это лед мгновенный,
А там, под ним - бездонный океан.
Бежать? Куда? Где, правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой, что ни улыбка,
Уже под ними торжествует смерть.
Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь - базар крикливый Бога,
То только смерть - его бессмертный храм.
А.Фет.
2.»Избегание темы смерти» - эта форма отношения к смерти, напротив, связана, в большей степени, со всяческим избеганием проявлений мысли о ней. Данная форма предполагает избегание любых напоминаний о смерти в повседневной жизни человека.
Я в жизни обмирал, и чувство это знаю,
Где мукам всем конец и сладок томный хмель;
Вот почему я вас без страха ожидаю,
Ночь безрассветная и вечная постель!
Пусть головы моей рука твоя коснется
И ты сотрешь меня со списка бытия,
Но пред моим судом, покуда сердце бьется,
Мы силы равные, и торжествую я.
Еще ты каждый миг моей покорна воле,
Ты тень у ног моих, безличный призрак ты;
Покуда я дышу - ты мысль моя, не боле,
Игрушка шаткая тоскующей мечты.
А. Фет.
3. «Страх смерти» - форма отношения к смерти связана (как следует из ее названия) со страхом и проявлением всяческого беспокойства, когда человек встречается с данной тематикой.
Бежать? Куда? Где, правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой, что ни улыбка,
Уже под ними торжествует смерть.
Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь - базар крикливый Бога,
То только смерть - его бессмертный храм.
А. Фет.
4. «Принятие смерти как бегства» - особая форма отношения к смерти связана с позитивным ее восприятием. Преобладание указанной формы отношения к смерти связано с мыслями человека об освобождении от собственных трудностей в жизни, когда смерть может рассматриваться как возможный выход из различных неприятных ситуаций.
Когда, измучен жаждой счастья,
И громом бедствий оглушен,
Со взором, полным сладострастья,
В тебе последнего участья,
Искать страдалец обречен.
А. Фет.
5. «Нейтральное принятие» - это отношение к факту смерти не говорит об оценке данного явления с точки зрения позитивности или негативности. Человек с преобладанием такой формы отношения к смерти воспринимает ее скорее как неизбежное событие.
Но кто не молит и не просит,
Кому страданье не дано,
Кто жизни злобно не поносит,
А молча, сознавая, носит,
Твое могучее зерно,
Кто дышит с равным напряженьем,
Того, безмолвна, посети,
Повея полным примиреньем,
Ему предстань за сновиденьем,
И тихо вежды опусти.
А. Фет.
В проведенном «Гласом Рунета» (VoxRu.Net) онлайн тестировании приняли участие 1 134 человека, представляющих активную (недельную) аудиторию Рунета. Среди них 599 мужчин и 535 женщин в возрасте от 11 до 85 лет (среднее значение возраста респондента - 42,2 года, стандартное отклонение – 13,06 лет). Рассмотрим статистические данные, полученные в ходе настоящего исследования. Они представлены в таблице ниже:
Факторы. Среднее значение. Стандартное отклонение.
- «Нейтральное принятие» - 5,48 - 0,95.
- «Избегание темы смерти» - 5,08 - 1,88.
- «Принятие смерти как бегства» - 3,96 - 1,39.
- «Страх смерти» - 3,77 - 1,31.
- «Принятие-приближение смерти» - 3,56 - 1,32.
Самые высокие средние значения мы можем отметить у фактора «Нейтральное принятие», в то время как самые низкие средние значения получил фактор «Принятие-приближение смерти». Разброс диапазона стандартных отклонений для факторов достаточно велик. Однако можно утверждать, что в большинстве случаев, участники тестирования понимают смерть как неизбежное явление, которое происходит со всеми людьми. Лишь небольшая часть среди прошедших тест относится к мыслям о смерти позитивно и думает о своей жизни после смерти. Для более полной интерпретации полученных данных мы считаем необходимым сравнить факторы, формирующие отношение к смерти, по степени их выраженности в восприятии респондентами феномена смерти. Соответствующая информация представлена в таблице ниже (% по строкам отражают долю респондентов, которым свойственен данный уровень восприятия):
Факторы. Низкий уровень. Средний уровень. Высокий уровень.
- «Нейтральное принятие» - 1 % - 19 % - 81 %.
- «Избегание темы смерти» - 9 % - 48 % - 44 %.
- «Принятие смерти как бегства» - 13 % - 60 % - 28 %.
- «Страх смерти» - 15 % - 63 % - 22 %.
- «Принятие-приближение смерти» - 21 % - 63 % - 17 %.
Наиболее выраженным (на высоком уровне) оказывается фактор нейтрального принятия смерти. Большинство респондентов (81 %), по всей видимости, оценивают данное явление, скорее как неизбежный процесс. Остальные факторы отношения к смерти оказались выраженными на среднем уровне (60 – 63 %). Фактор «Избегание темы смерти» показывает, что в своей повседневной жизни 44 % респондентов стараются вообще не думать о смерти, а еще 48 % избегать мыслей о ней, хотя и не столь категорично. Откровенно боятся думать о смерти всего около 22 % от общего количества респондентов, а 28 % считают, что смерть поможет избавиться им от собственных проблем и трудностей.
Обобщая полученные данные, мы можем отметить, что большинство респондентов объективно относятся к факту смерти как естественному и неизбежному окончанию жизненного пути, не выказывают своего явного страха перед смертью, но стараются не думать о ней в своей повседневной жизни, верят в существование загробной жизни, которая будет лучше, чем земная жизнь, но не торопятся таким способом избавиться от земных забот и проблем.
Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия - Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.