ЗАЧЕМ МОСКВЕ НЕМОСКОВСКИЙ МЭР.
Несколько слов о профпригодности (или вместо вступления).
Для работы на разных должностях в органах государственной власти и опыт требуется разный. Так, главой государства может стать человек с любым опытом и образованием (совсем не обязательно – высшим). Главное – чтобы сообразительность была в разы выше средней. Кстати, вот никак не могу смириться, что в нашей стране высшая должность называется «президент». Во-первых, не по-русски, одна из величайших стран мира просто обязана обозвать первое лицо как-то по-своему, на государственном же языке. Во-вторых, с этим словом, с первого же дня его применения в России, ничего, кроме бед народных, не связано. В-третьих, уж очень оно созвучно слову «презерватив» (и нерусскому, и неприятному).
Прошу простить за столь пространное лирическое вступление. И продолжаем. С министрами (то бишь, «служителями», коими последние должны быть согласно буквальному смыслу слова «minister») всё несколько сложнее. Если некоторыми отраслями и способен руководить человек без специального образования, то для большей их части требуется высокий профессионализм и твёрдые знания. Среди первых можно назвать такие области, как госбезопасность (моё глубокое убеждение – следует объединить это ведомство с органами внутренних дел, как во времена Сталина), пропаганда и, при определённых условиях, даже культура и искусство (вспомним Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко, великолепно руководившего Минкультом СССР). Ко вторым, однозначно, относятся оборона страны, промышленность, здравоохранение. Здесь требуется чёткое знание того предмета, которым предстоит заниматься. Ну, скажите мне, как можно было ставить на пост министра промышленности и торговли (соединение этих двух отраслей в одно министерство, в общем-то, само по себе бредово!) Мантурова?! Юриста, экономиста, вдобавок – ещё и социолога, но! Ни дня, не проработавшего даже начальником цеха, не то, что директором завода или производственного объединения.
Ничуть не лучше выглядела и «економисьт» (наплодили же этих бездарей!) Голикова во главе Минздрава. И, кто бы что ни говорил, при всей своей работоспособности и бешеной энергии бывший «спасатель №1» Сергей Кужугетович Шойгу – не лучший министр обороны! На последнюю должность требуется исключительно боевой генерал. Желательно – пошедший в военное училище сразу после школы (ещё лучше – начавший путь в армии с Суворовского училища), то есть вояка до мозга костей. При этом исключительно человечный, любимый солдатами и не терпящий самодурства (сумевший при всех заслугах остаться ПРОСТЫМ РУССКИМ МУЖИКОМ и гордящийся этим). Если же говорить о таких должностных лицах, как главы городов (мэры), то, как и в случае с главой государства, их образование и опыт работы значения не имеют. Требуются всё те же сообразительность и организаторские способности. И ещё кое-что.
Глава государства должен любить свою страну в целом, управляя ею, не делая предпочтений какому-нибудь взятому в отдельности городу или области. Тогда, как градоначальник – совсем наоборот, обязан быть тем самым «куликом», что на все лады хвалит именно своё «болото». Разумеется, не только хвалит, но и благоустраивает. Как следствие, лучше всего, когда этот человек живёт в руководимом им городе буквально с рождения. Последнее, конечно, не обязательно, но крайне желательно, чтобы несколько десятков лет жизни градоначальника связывали его с городом. Предполагается, что за эти годы человек, что называется, «прикипит» к месту жительства всей душой.
И откуда взялся этот мэр?
Совершенно очевидно, что нынешний московский мэр Сергей Собянин вышеописанным требованиям не соответствует. Чтобы понять это, достаточно окинуть беглым взглядом его жизненный путь: руководство небольшим городком Когалым, затем – тюменское губернаторство, наконец – Москва, куда Собянина привезли сразу на должность главы администрации президента, и уже 21 октября 2010-го (то есть всего-то через пять лет!) он – московский градоначальник. Несложно заметить, ко времени назначения (именно назначения, ибо «обсуждение кандидатуры» в Мосгордуме при всём желании не назовёшь «выборами») у Сергея Семёновича не было опыта руководства густонаселёнными территориями. Когалым с его населением чуть более 60 000 в расчёт брать нельзя. Тюменская область – да, самая большая в России область, но, вместе с тем, тоже крайне слабо населённая.
Москва же, прежде всего – огромное скопище народа, причём, скопище, занимающее очень мало жизненного пространства. И важно даже не то, что до прихода на должность мэра, Собянин успел прожить в этой совершенно особой атмосфере всего пять лет. Важно, что свой путь в столице он начал не откуда-нибудь, а сразу с Кремля. Если и видел будущий мэр за эти годы какую-то часть московской жизни (что вряд ли), то это могла быть лишь жизнь московских верхов. Меж тем, как любой город – это вовсе не разжиревшие верхи, которые везде ведут одинаково праздный образ жизни, а, в первую очередь, низы и середина (если она ещё сохранилась, как таковая, по мне, так её будет правильнее назвать «высшими слоями низов»).
Ну, и зачем, спрашивается, было назначать на пост, ответственность коего сложно переоценить, человека, абсолютно неподходящего?! И здесь советую читателям освежить в памяти одну из предыдущих моих статей «Зажравшиеся» москвичи» (кто не читал, прочитайте). Там я писал о причинах, по которым власть решила перестать «подкармливать» жителей столицы.
Так вот, говоря о том, что москвичи в глазах Кремля «не оправдали доверия», о другой причине написать, увы, забыл. Хотя, может, оно и к лучшему. Рассмотрим её (причину) здесь более подробно. Согласно данным последней переписи, население Москвы уже перешагнуло отметку в 12 миллионов (а с приросшими к ней городами-спутниками – 15 миллионов). И это только обладатели «заветного» в былые времена штампика в паспорте. В действительности же, в городе постоянно находится не менее 30 миллионов человек, то есть более 20 % от населения всей нашей необъятной страны. Нормальным такое положение считаться не может, и до власти «нашей» это, в конце концов, стало доходить. Кремлёвские обитатели, не будучи сильны в стратегии, кинулись решать проблему лишь тогда, когда она стала им самим доставлять неудобства.
Никто и не спорит, решать надо, пусть даже и с большим опозданием – всё лучше, чем никогда. Как известно, все инструменты власти можно разбить на две большие группы: метод «кнута» и метод «пряника». С древнейших времён ничего нового тут не придумали. Однако, беда в том, что властям современной России метод «пряника» просто неведом! А потому и «разгружать столицу» они пытаются исключительно методом «кнута»: высочайшие поборы в сфере ЖКХ, безумные цены на транспорт и товары первой необходимости и тому подобное. Таким образом, правительство надеется «выдавить лишних» людей (неспособных платить по столь высоким счетам) из Москвы в глубинку. Кстати, разговоры о необходимости «переселения народов» велись уже давно. Например, мне в 2010-м (ещё до прихода Собянина в мэрию Москвы) попалась статья, где говорилось о планах «путинозаменителя» (Медведева) убрать столичных пенсионеров за пределы города. И переселять предлагалось не в Московскую область, а в соседние. Правда, обещали сохранить все московские льготы, но мы-то знаем, «обещанного три года ждут».
Иными словами, вынашивая мысль о разгрузке Москвы, Кремль изначально не собирался ограничиваться «понаехавшими», вместе с ними он не прочь избавиться и от «неплатёжеспособных» москвичей. Наверняка, в числе последних власти хотелось бы видеть и самых дерзких своих противников. Для выполнения этой задачи понадобился человек, чужой для города, но «в доску свой» для Кремля. Лужков, для которого, при всех его недостатках, Москва была родной, тут явно не годился. А Собянин – как раз то, что надо.
Хотели, как (им) лучше, а выйдет?
Эта затея могла бы иметь шансы на успех, кабы Путин со товарищи не пренебрегал «пряником» вовсе. Можно же было вложиться в развитие других крупных городов (благо, они у нас есть), обеспечивая там работу и льготное жильё готовым уехать из Москвы? Можно, но не сделали. Тут кто-нибудь из читателей-путиноидов попытается упрекнуть меня и скажет, а вот, мол, на Дальнем Востоке землю людям бесплатно давать будут. И что?! Что сможет сделать человек, живущий на зарплату (как следствие, не имеющий миллионных накоплений) с куском земли в той же уссурийской тайге? Даже денег от продажи московской квартиры (скромной) не подъём этой земли не хватит. Когда слышу про этот «широкий жест», сразу напрашивается сравнение с планом Столыпина о переселении крестьян в Сибирь. По сути – великолепно, а по содержанию – как всегда. В итоге больше половины переселенцев потеряли и то немногое, что имели, вернувшись из-за Урала буквально нищими. Лишь единицы (думается, имевшие за душой некий капиталец) закрепились на новом месте. Впрочем, бесконечно повышая стоимость жизни в Москве, чего-то власть таки добьётся. Но будет ли это желаемым?
Да, кто-то уедет. Но это будут люди, внутренне слабые, подсознательно готовые сдаться. Куда проляжет их путь? Куда угодно, но только не в глубинку (в частности, на Дальний Восток). Не село поднимать они поедут, а «греть пузо» в тёплых странах на деньги от сдаваемой московской квартиры. В связи со скачком «зелёного» это сейчас затруднительно, но они попробуют (кстати, те, у кого не получится, могут ещё и вернуться). Напротив, дерзкие, отчаянные и волевые останутся. Вопреки желанию власти, давление сверху их не сломит и не принудит к сдаче, а закалит и озлобит.
Николай Гуськов.