АКСИОЛОГИЯ.
В окружающем нас мире люди могут ориентироваться на совершенно разные вещи. Кто-то считает важной величиной уровень собственной заработанной платы, кто-то, наоборот - чувство удовлетворения от работы. Кто-то помогает другим людям бескорыстно и искренне, а кто-то считает, что человек должен помогать только себе. Почему мы все такие разные? Чем объясняются наши поступки? Что лежит в их основе? По-разному отвечая на эти вопросы, психологи сходятся в едином мнении, что существенное влияние на нас и на наши поступки оказывают ценности.
Одна из наиболее известных на сегодняшний день моделей ценностей предложена Ш.Шварцем. Он определил ценности как желаемые человеком цели и образцы поведения, которые способствуют достижению этих целей. Ценности обладают следующими свойствами:
- эмоционально окрашены;
- трансцендентны, то есть, касаются самых разных действий и ситуаций;
- выступают в качестве стандартов, которые руководят выбором и оценкой поступков, людей, событий;
- упорядочены по важности, причем отдельные люди и культуры в целом различаются по степени предпочтения тех или иных ценностей.
По мнению Ш.Шварца, человеческие ценности имеют универсальную структуру и происходят из трех универсальных потребностей человека:
- потребности индивидов как биологических организмов,
- потребности в скоординированном социальном взаимодействии,
- потребности выживания и благополучия групп.
Последние исследования в этой области показывают, что существуют 19 основных ценностей, которые можно свести в 4 группы.
Первая группа – «самопреодоление» - включает такие ценности как «универсализм», «благожелательность» и «скромность». Универсализм рассматривается в трех разных формах – забота о других (стремление к равенству, справедливости и защите всех людей), забота о природе (сохранение природной среды) и толерантность (принятие и понимание тех, кто отличается от тебя). Благожелательность имеет две формы - забота (преданность группе и благополучие ее членов) и чувство долга (стремление быть надежным и заслуживающим доверия членом группы). Отдельной ценностью выступает скромность как признание незначительности существования одного человека в круговороте жизни.
Вторая группа – «сохранение» - включает такие ценности как «конформизм», «безопасность», «репутация» и «традиция». Конформизм присутствует в сфере правил, то есть, как соблюдение установленных норм, законов и формальных обязательств, так и в межличностной сфере, как избегание причинения вреда или огорчения другим людям. Безопасность также различается по формам: личная безопасность касается непосредственного окружения, а общественная безопасность и стабильность - общества в целом. Ценность репутации означает защиту и влияние посредством поддержания публичного имиджа и избегания унижения. Наконец, отдельной ценностью является поддержание и сохранение культурных, семейных или религиозных традиций.
Третья группа – «самовозвышение» - включает такие ценности как «власть», «достижение» и «гедонизм». Власть как доминирование, то есть, влияние посредством осуществления контроля над людьми, следует отличать от власти как влияния посредством контроля над материальными и социальными ресурсами. Особыми ценностями являются достижение успеха в соответствии с социальными стандартами (нормами) и гедонизм как стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению.
Четвертая группа – «открытость изменениям» - включает такие ценности как «самостоятельность» и «стимуляция». Самостоятельность проявляется в мыслях, как свобода развивать собственные идеи и способности, и в поступках, как свобода определять собственные действия. Стимуляция означает стремление к (само) возбуждению, новизне и переменам.
Для изучения особенностей ценностного мира пользователей Рунета нами использовался вопросник, разработанный Ш.Шварцем и его коллегами (Schwartz, Shalom H. et al., 2012) и адаптированный для российской выборки (Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова). Особенностью данного теста является его структура. Респонденту необходимо оценить насколько та или иная характеристика «какого-то» человека похожа на характеристику самого респондента. Вопросник включает в себя 57 утверждений, которые респондент должен оценить по стандартной 6-бальной шкале Лайкерта (от «Совсем не похож на меня» до «Очень похож на меня»). Отдельные утверждения (шкалы) представляют доминирующие ценности, которые объединяются в группы на основе расчета средних значений шкал.
В проведенном «Гласом Рунета» (VoxRu.Net) онлайн тестировании приняли участие 1 125 человек, представляющих активную (недельную) российскую интернет-аудиторию. Среди них 601 мужчина и 524 женщины в возрасте от 15 до 80 лет (среднее значение возраста респондента - 46,42 года, стандартное отклонение - 12,47 лет).
Средние значения по блокам ценностей
Группа ценностей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
- Самопреодоление 71 % 16 % 2 %
- Сохранение 66 % 20 % 3 %
- Самовозвышение 15 % 70 % 3 %
- Открытость изменениям 79 % 12 % 1 %
Данные теста показывают, что любая из групп ценностей является для респондентов значимой, активно задействуется в формировании жизненных представлений.
На среднем уровне значимости выделяются преимущественно ценности, которые входят в группу «самовозвышение» (70 %). То есть, большинство респондентов невысоко ценят такие ценности как «власть», «достижение» и «гедонизм».
Высокий уровень выраженности у респондентов получили ценности, которые входят в группы «открытость изменениям» (79 %), «самопреодоление» (71 %) и «сохранение» (66 %). То есть, большинству респондентов характерны ценности, основанные на стремлении к общегуманным принципам. Также большинству респондентов характерно стремление к чему-то новому, поиску новых мыслей, совершению новых поступков в сочетании со стремлением сохранить существующий в настоящее время уклад вещей, жизни, традиций.
Полученный ценностный профиль российских интернет-пользователей согласуется с ценностями, которые демонстрируют большинство жителей России, отражает единство специфических культурных, ментальных особенностей россиян.
РОССИЙСКИЙ НАРОД.
Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.