ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » АКСИОЛОГИЯ.

АКСИОЛОГИЯ.

11.08.2015 03:22

       В окружающем нас мире люди могут ориентироваться на совершенно разные вещи. Кто-то считает важной величиной уровень собственной заработанной платы, кто-то, наоборот - чувство удовлетворения от работы. Кто-то помогает другим людям бескорыстно и искренне, а кто-то считает, что человек должен помогать только себе. Почему мы все такие разные? Чем объясняются наши поступки? Что лежит в их основе? По-разному отвечая на эти вопросы, психологи сходятся в едином мнении, что существенное влияние на нас и на наши поступки оказывают ценности.

       Одна из наиболее известных на сегодняшний день моделей ценностей предложена Ш.Шварцем. Он определил ценности как желаемые человеком цели и образцы поведения, которые способствуют достижению этих целей. Ценности обладают следующими свойствами:

       - эмоционально окрашены;

       - трансцендентны, то есть, касаются самых разных действий и ситуаций;

       - выступают в качестве стандартов, которые руководят выбором и оценкой поступков, людей, событий;

       - упорядочены по важности, причем отдельные люди и культуры в целом различаются по степени предпочтения тех или иных ценностей.

       По мнению Ш.Шварца, человеческие ценности имеют универсальную структуру и происходят из трех универсальных потребностей человека:

       - потребности индивидов как биологических организмов,

       - потребности в скоординированном социальном взаимодействии,

       - потребности выживания и благополучия групп.

       Последние исследования в этой области показывают, что существуют 19 основных ценностей, которые можно свести в 4 группы.

       Первая группа – «самопреодоление» - включает такие ценности как «универсализм», «благожелательность» и «скромность». Универсализм рассматривается в трех разных формах – забота о других (стремление к равенству, справедливости и защите всех людей), забота о природе (сохранение природной среды) и толерантность (принятие и понимание тех, кто отличается от тебя). Благожелательность имеет две формы - забота (преданность группе и благополучие ее членов) и чувство долга (стремление быть надежным и заслуживающим доверия членом группы). Отдельной ценностью выступает скромность как признание незначительности существования одного человека в круговороте жизни.

       Вторая группа – «сохранение» - включает такие ценности как «конформизм», «безопасность», «репутация» и «традиция». Конформизм присутствует в сфере правил, то есть, как соблюдение установленных норм, законов и формальных обязательств, так и в межличностной сфере, как избегание причинения вреда или огорчения другим людям. Безопасность также различается по формам: личная безопасность касается непосредственного окружения, а общественная безопасность и стабильность - общества в целом. Ценность репутации означает защиту и влияние посредством поддержания публичного имиджа и избегания унижения. Наконец, отдельной ценностью является поддержание и сохранение культурных, семейных или религиозных традиций.

       Третья группа – «самовозвышение» - включает такие ценности как «власть», «достижение» и «гедонизм». Власть как доминирование, то есть, влияние посредством осуществления контроля над людьми, следует отличать от власти как влияния посредством контроля над материальными и социальными ресурсами. Особыми ценностями являются достижение успеха в соответствии с социальными стандартами (нормами) и гедонизм как стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению.

       Четвертая группа – «открытость изменениям» - включает такие ценности как «самостоятельность» и «стимуляция». Самостоятельность проявляется в мыслях, как свобода развивать собственные идеи и способности, и в поступках, как свобода определять собственные действия. Стимуляция означает стремление к (само) возбуждению, новизне и переменам.

       Для изучения особенностей ценностного мира пользователей Рунета нами использовался вопросник, разработанный Ш.Шварцем и его коллегами (Schwartz, Shalom H. et al., 2012) и адаптированный для российской выборки (Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова). Особенностью данного теста является его структура. Респонденту необходимо оценить насколько та или иная характеристика «какого-то» человека похожа на характеристику самого респондента. Вопросник включает в себя 57 утверждений, которые респондент должен оценить по стандартной 6-бальной шкале Лайкерта (от «Совсем не похож на меня» до «Очень похож на меня»). Отдельные утверждения (шкалы) представляют доминирующие ценности, которые объединяются в группы на основе расчета средних значений шкал.

       В проведенном «Гласом Рунета» (VoxRu.Net) онлайн тестировании приняли участие 1 125 человек, представляющих активную (недельную) российскую интернет-аудиторию. Среди них 601 мужчина и 524 женщины в возрасте от 15 до 80 лет (среднее значение возраста респондента - 46,42 года, стандартное отклонение - 12,47 лет).

       Средние значения по блокам ценностей

     Группа ценностей          Высокий уровень     Средний уровень     Низкий уровень

- Самопреодоление                    71 %                             16 %                            2 %

- Сохранение                              66 %                              20 %                           3 %

- Самовозвышение                     15 %                             70 %                            3 %

- Открытость изменениям         79 %                             12 %                            1 %

       Данные теста показывают, что любая из групп ценностей является для респондентов значимой, активно задействуется в формировании жизненных представлений.

       На среднем уровне значимости выделяются преимущественно ценности, которые входят в группу «самовозвышение» (70 %). То есть, большинство респондентов невысоко ценят такие ценности как «власть», «достижение» и «гедонизм».

       Высокий уровень выраженности у респондентов получили ценности, которые входят в группы «открытость изменениям» (79 %), «самопреодоление» (71 %) и «сохранение» (66 %). То есть, большинству респондентов характерны ценности, основанные на стремлении к общегуманным принципам. Также большинству респондентов характерно стремление к чему-то новому, поиску новых мыслей, совершению новых поступков в сочетании со стремлением сохранить существующий в настоящее время уклад вещей, жизни, традиций.

       Полученный ценностный профиль российских интернет-пользователей согласуется с ценностями, которые демонстрируют большинство жителей России, отражает единство специфических культурных, ментальных особенностей россиян.

 

       РОССИЙСКИЙ НАРОД.

       Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

 

 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения