РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
«Реформы Минобразины всесильны, но они преднамеренно ложны»! «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» - сказал когда-то В.И.Ленин. Смотри статью «Три источника и три составных части марксизма» - она даёт сжатый анализ исторических корней, сущности и структуры марксизма.
Много у нас в России теоретиков, аналитиков, экспертов и прочего рода мыслящих людей размышляют о прозападных корнях, сущности, структуре и функциях образовательных реформ на постсоветском пространстве. С печалью вспоминают опыт бандеризации-фашизации-деградации молодого поколения постсоветской Украины. Некоторые, (смотри: выступление Кургиняна С. Е. на 2-ом съезде РВС от 12 .:.2015 года - ОПД «Суть времени»), где он прямо и открыто на основании социологических исследований, предупреждает о бандеризации сознания российских детей, подростков и молодёжи. И этот процесс формирования сознания, личности школьников и студентов происходит под воздействием реформ образования в России вот уже на протяжении 25 лет!
«Суха теория мой друг, а древо жизни зеленеет»! - И. В. Гёте.
И действительно, результаты корректных социологических исследований дают яркую и исчерпывающе полную картину и сущности, и структуры и функциональных последствий образовательных реформ в РФ. Большинство российских интернет-пользователей оценивает состояние системы школьного образования в России как «посредственное» - (50 %), «плохое» - (22 %) или «очень плохое» - (11 %). Лишь 16 % дают ему положительную оценку. Таковы результаты проведенного Subscribe.Ru онлайн опроса, в котором приняли участие 1 654 российских интернет-пользователя, представляющих активную (недельную) аудиторию Рунета.
Большинство опрошенных считают себя достаточно осведомленными относительно «слабых мест» в системе российского школьного образования. По мнению российских интернет-пользователей, наиболее острыми проблемами российской школы сегодня являются утрата традиций (отметили 58 % из числа всех респондентов) и низкая мотивация, как педагогов, так и самих учащихся (47).
Причины провалов политики МИНОБРАЗИНЫ являются нестабильность и недостаточная проработка учебных программ, учебников (50 %), упрощение, формализация системы оценки знаний учащихся (49 %), снижение государственных образовательных стандартов (39 %). С другой стороны – не преодоленные и не преодолимые материальные и жилищные проблемы учителей (39 %), слабость материально-технической базы школ (30 %), низкая квалификация учителей (30 %).
Общее состояние российской школы ухудшают целенаправленное, а значит недостаточное внимание чиновников и учителей воспитанию учащихся (30 %), коррупция, административный произвол (29 %), нехватка, высокая текучесть кадров (25 %). Около 29 % опрошенных указали на несоответствие образования потребностям общества, работодателя, около 22 % - на слабую преемственность между этапами образования. Весь комплекс проблем внутри российской школы и за её стенами ведет к тому, что полноценное среднее образование становится, по мнению 14 % опрошенных, недоступным для отдельных социальных слоев, групп.
ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСТУПАЕТ ФАКТОРОМ СОЦИАЛЬНОЙ СЕГРЕГАЦИИ ИЛИ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ СОЦИАОАЛЬНОГО РАСИЗМА!
Отрицательное отношение к отмене вступительных экзаменов в ВУЗы и СУЗы и поступлению в них на основе результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который сдается по окончании средней школы, выказывают 54 % среди российских интернет-пользователей окончивших школу в 2008 году или ранее, то есть, до того как в 2009 году ЕГЭ стал в России обязательным для сдачи всеми одиннадцатиклассниками. Лишь 38 % представителей этого «дореформенного» поколения позитивно оценивают переход на ЕГЭ. Среди тех, кто окончил российскую школу в период с 2009 по 2014 годы, имел место некоторый оптимизм в отношении ЕГЭ - доля давших отрицательную оценку уменьшается до 34 %, а положительную - увеличивается до 58 %. Однако среди окончивших российскую школу в 2015 году, а также среди ее будущих выпускников, не менее 53 % снова негативно настроены к ЕГЭ и только 40 % - позитивно.
Негативное отношение к ЕГЭ обусловлено, прежде всего, тем, что большинство (68 % среди всех опрошенных и 86 % среди негативно оценивших ЕГЭ) респондентов уверены в том, что ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы по сравнению с традиционными выпускными экзаменами. Хотя, по мнению 42 % опрошенных, сдавать ЕГЭ легче, чем выпускные школьные и вступительные экзамены в ВУЗ и СУЗ по отдельности. Но как видно, легкость не сопровождается ростом качества. Кроме того, мошенничество при сдаче ЕГЭ, подтасовку его результатов 42 % опрошенных считают уже сложившейся, устоявшейся практикой, а не единичными эпизодами, хотя лишь 13 % сталкивались с этим лично.
Однако если молодое поколение интернет-пользователей постепенно примиряется со своей судьбой и склонно искать позитив в практике ЕГЭ, то молодые и просто ответственные родители сохраняют скептическое отношение к реформе. Среди тех участников опроса, кто имеет детей школьного возраста, 50 % испытывают негативное и только 42 % позитивное отношение к ЕГЭ вообще или в его нынешнем виде, а 77 % при возможности выбора предпочли бы, что бы их дети и внуки сдавали обычные экзамены по старой системе и только 16 % согласились бы на ЕГЭ.
Около 44 % опрошенных российских интернет-пользователей не видят никаких позитивных изменений в российском образовании с переходом на Единый государственный экзамен. В числе положительных результатов этой реформы 38 % отметили упрощение процедуры поступления в ВУЗы, 26 % - повышение шансов одаренных учеников из регионов на поступление в престижные ВУЗы страны, 20 % - стандартизацию оценки знаний по стране в целом, 19 % - уменьшение субъективизма в оценках знаний учеников и абитуриентов. Но лишь 17 % верят, что ЕГЭ помогает борьбе с коррупцией и только 7 % - в то, что российское ЕГЭ соответствует общепринятым международным стандартам.
Негативный фон предстает в более темных красках. Лишь 4 % опрошенных не замечают за ЕГЭ никаких отрицательных последствий. Однако 65 % считают такую систему оценки знаний неоправданно формализованной и весьма поверхностной, что в свою очередь снижает возможность учета индивидуальных особенностей учащихся. Вследствие этого ухудшается качество подготовки и знаний учащихся (54 %) и снижается роль учителя в определении знаний своих учеников (31 %), российская школа теряет свои традиции и особенности (52 %), усиливается коррупция при сдаче экзаменов в школе (27 %), растут различия между ВУЗами с точки зрения контингента учащихся (18 %).
А что бы посоветовали российские интернет-пользователи изменить в процессе подготовки, сдачи и дальнейшем использовании результатов ЕГЭ? Небольшая часть опрошенных сделала акцент на чисто технических сторонах ЕГЭ – 26 % предлагают тщательнее проработать методику тестов, 19 % - заранее готовить учеников к тестированию, 18 % - дать возможность сдавать ЕГЭ в своей школе, 10 % - ужесточить контроль над самой процедурой сдачи, в частности, - сдавать ЕГЭ только в электронной форме на компьютере.
Около 43 % опрошенных хотели бы вернуть прежнюю систему экзаменов, отменив ЕГЭ вообще, а 38 % хотя бы сохранить возможность выбора между традиционным экзаменом и ЕГЭ. Около 38 % предлагают добавить возможность пересдачи ЕГЭ в текущем году, а не только в следующем. А 17 % - сделать ЕГЭ обязательным только для тех, кто поступает в ВУЗы.
Часть респондентов выступает за гибридные варианты – 34 % предлагают добавить устную часть в дополнение к блоку тестов ЕГЭ по некоторым типам предметов, 33 % - полностью заменить тесты на устный экзамен по некоторым типам предметов, 26 % - добавить к тестовой обязательную письменную часть, а 24 % - ввести дополнительные экзамены при приеме в ВУЗы. Стоит отметить, что с 2015 года в школьные выпускные экзамены вводится сочинение в качестве одного из обязательных условий допуска к ЕГЭ по русскому языку. И это дополнение 75 % опрошенных оценили скорее положительно.
Около 51 % опрошенных считают главной задачей школьной реформы - не зацикливаться на формах проверки знаний, а повышать качество самого обучения.
Преподаванию, каких школьных предметов сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание в российских школах? По мнению российских интернет-пользователей в усилении нуждаются такие основные гуманитарные дисциплины, как русский язык и литература (84 %), математика (64 %), история (63 %), иностранные языки (57 %). Не меньшее значение должно придаваться повышению компьютерной грамотности, информатике (51 %), а также блоку естественнонаучных дисциплин (50 %). Кроме этого, современная российская школа должна оставаться местом приобщения молодежи к основам права, законам государства (38 %), физической культуре (33 %) и воспитания трудовых навыков (31 %).
По материалам Subscribe.Ru онлайн опроса Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.