УГРОЗА ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ - 1.
В завершение всего, недавно «исправление ошибок» в сфере образования взяло на себя либеральное политическое крыло, ориентированное на западные установки (реформа «с боку» или «под ребро»?). Подготовлен еще более радикальный способ реформирования, («Программа развития образования 2014 - 2020 годов») завершающий череду многолетнего перформанса многострадального Министерства образования и науки.
Может быть, реформаторы образования дадут отчёт перед общественностью и озвучат и то, какие последствия нас ждут от последнего варианта реформы? Хочется также знать, готовы ли он ответить за результат? Иди дать гарантии хотя бы на одном направлении? И как это стыкуется с усиление национальной безопасности страны? Понятно, что такие вопросы не могут не раздражать чиновников от образования. И отсутствие прогнозов и последствий проводимых реформ по развитию (или разрушению!?) образования, вызывает острое недовольство и рост социальной напряженности среди населения РФ. Тем более, в стране есть силы, пользующиеся готовым раздражителем. Так, анализ протестных акций показывает, что для дестабилизации социально-политической обстановки оппозиция все чаще использует острейшие проблемы сферы образования как рычаги влияния на политическую систему. По оценкам экспертного сообщества, это может сильно сказаться на лояльности к власти населения, как минимум, к усилению позиции молчаливого нейтралитета, а как максимум – к активному участию в протестных акциях оппозиции.
Пока же социологическая статистика оценки реформы Министерства образования и науки РФ, которая проводилась рядом специализированных организаций, вынуждает признать провал очередных новаций. Признает это и руководство Минобраза, которое пообещало «исправить ошибки». Гражданам страны приходится согласиться с самооценкой руководителя Минобраза Ливанова, поскольку объективные показатели также говорят в пользу негативных оценок. Закономерен вопрос – нужно ли такое Минобразование и подведомственные ему структуры? В народе это министерство обзывают словом «МИОБРАЗИНА!». Такое Министерство действительно не особо нужно. Можно и без него обойтись и не надо переживать о ликвидации такого министерства. Но при этом, нужно очень сильно бояться последствий отсутствия Министерства образования и науки как ведомства вообще, которые будут просто плачевны.
На наш взгляд, причина провалов одна – отсутствие комплексной аналитической и экспертной поддержки реформ Министерства образования и науки. При всем различии источников, целей и характера реформ образования (как и всей образовательной системы) они сходны в одном – в недостаточном развитии комплексных научно-аналитических оценок их последствий, отсутствии локальных экспериментов, непросчитанными широкомасштабными решениями, чаще всего приводящими к очередным сбоям в деятельности образовательных организаций производящими «холостой выстрел». Ни одна прошедшая реформа не проходила по пути анализа и научного расчета для обеспечения повышения эффективности образовательных организаций и выполнения основных задач (задачами Министерства образования и науки и всей образовательной системы страны, являлась и является прямая ответственность за общественную безопасность, повышения качества образования в стране, эффективное пресечение противообразовательной деятельности и безусловное осуществление справедливого наказания).
Разработка образовательных реформ и деятельность органов управления в системе образования ни разу не подразумевало даже выверенности в целеполагании. При этом отсутствие цели закономерно приводит к тому, что и структурные изменения при реформировании носят зачастую алогичный характер, а чехарду организационных построений, множественные процедуры вывода и ввода за «штат» педагогических работников уже даже неприлично обсуждать.
Приведем пример. В законе «Об образовании» прямо ничего не говорится об обеспечении образовательной безопасности – то есть безопасность страны, общества, граждан в этой (коррумпированной!) сфере жизнедеятельности общества не поставлена как цель. Опять же, примеры можно продолжать сколь угодно долго. Однако российскому Человеку, Обществу и Государству нужна другая история. Мы ее вполне заслуживаем. Поэтому по-человечески хочется увидеть хоть немного здравомыслия в затеваемых и проводимых реформах в сфере образования.
К искомому позитиву может привести лишь научно обеспеченная концепция реформирования, построенная на исследованиях, научных разработках, экспертно-аналитической деятельности. Так делается в цивилизованных государствах, так делалось в прошлом в нашей стране. Сейчас этот компонент, фактически устранен из сферы разработки и принятия государственных управленческих решений в отношении реформирования образовательной системы. Как следствие, все действия носят исключительно хаотический характер, а порой – откровенно технологический, в котором шаг за шагом намеренно снижается эффективность деятельности образовательных организаций. На вопрос к радикальным либералам – ведают ли они, что творят, предлагая кардинально изменить систему образования в РФ, ответим – ведают!).
Что же делать, чтобы не получалось «как всегда»? Как должны вырабатываться решения с точки зрения повышения эффективности функционирования и развития объекта, защиты его от угроз? Это возможно лишь на основе комплексных научных исследований и эффективной экспертной и информационно-аналитической работы, наличии уполномоченных структур в органах управления и механизмов обеспечения взаимосвязи управленческих решений с такими структурами.
Информационно-аналитическая деятельность (далее ИАД) должна выступить как совокупность прикладных направлений научных исследований междисциплинарного типа. ИАД – специфическая научная деятельность прикладного характера, ориентированная на получение объективно-истинного знания о тех или иных конкретных объектах с ориентацией на конкретную задачу с целью вовлечения полученного знания в процесс принятия управленческих решений. Характер аналитических исследований сильно зависит как от цели, так и от множества других обстоятельств, вплоть до того, на какой стадии принятия решения привлекаются аналитические разработки.
Самое время уточнить понимание аналитики исследований аналитического характера и структур и выполняющих аналитические задачи.
Аналитическое исследование – это связанная совокупность процедур по формированию достоверного, целостного и объективного знания о конкретном объекте в его динамике, включающее в себя:
- сбор и оценку информации (на основе знания источников информации, структуры информационных потоков и полей),
- целеобусловленное осуществление анализа конкретного объекта,
- осуществление оценок,
- синтез полученной информации об объекте (выход на понимание целостности),
- получение достоверного объективного и нового знания,
- включение понимания в иные информационные контексты,
- разработку прогноза (динамики воздействия различных факторов на объект),
- определение вариантов (сценариев) динамики,
- разработка механизмов и технологий по воздействию на различные (внутренние и внешние) факторы и выработку рекомендаций,
- формирование итогового материала и доведению разработанных механизмов и технологий до субъектов (в том числе направление его в органы управления, предоставление лицам, принимающим решения),
- контроль за процессом воздействия со стороны субъектов на эти факторы,
- разработке механизмов корректировки воздействий со стороны подключенных субъектов.
Причем, реализация аналитических и экспертных задач – дело профессионального сообщества, поскольку экспертиза существует лишь как система, опирающаяся на комплексный научно обоснованный подход.
Усложнение объектов управления в нашу эпоху требует усложнения и повышения интеллектуального потенциала подсистем управления, в особенности государственного управления на всех уровнях. Поэтому в передовых государствах существуют тысячи аналитических и экспертных структур, деятельность которых – важнейшее слагаемое эффективного управления, роста конкурентоспособности, обеспечения безопасности своих систем и нейтрализации угроз. Страна тем сильнее, чем больше и работоспособней экспертное сообщество. Примеры США и Китая, имеющих на сегодня самые большие экспертные системы. Эта ситуация еще более обостряется постепенным переходом мирового сообщества на 6-й технологический уровень, постановку новых задач, новых средств и способов их решения, новых направлений конкуренции – как в системах управления, так и в системах осуществления действий по развитию, реализации собственных интересов, в том числе агрессивным действиям в отношении стран-конкурентов. Более того, многие аналитические ресурсы в сфере управления (в том числе, в сфере образования) «заточены» под профилактику, предназначены реализовать давно известную истину – легче предупредить, чем «тушить пожар». Может быть, пора перейти к современным методам управления и реформирования, так как мировые события показывают, что внутренние «пожары» в разных странах, к сожалению, становятся все жарче и разрушительнее.
Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.