ЛЕВИАФАН.
Выход на экраны четвертого фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», и получение им награды, привлекло внимание буквально всех… У многих это событие вызвало бурю негодования и протест. Автора упрекнули в искажении российской действительности. Не думаю, что Салтыков-Щедрин не любил Россию… Признаемся, как бы ни тяжело было воспринимать, но фильм «Левиафан» яркий, запоминающийся, вызывающий много споров. Каждый после просмотра фильма, безусловно, увидит свою трактовку, исходя из реальности и опыта своей жизни.
Многих испугал показ фильма за рубежом. Больше, чем сама российская действительность, в которой мы живем. Пугает показ фильма за рубежом. Совпадение повседневной реальной жизни и жизни героев на экране не пугает.
Звягинцевым создан «неудобный», «непричесанный», фильм. Без псевдопатриотизма. Звягинцев зарекомендовал себя как режиссер, привлекающий внимание к неудобным проблемам, отсюда и раздражение к последней из его работ. Критики фильма заняли позицию страуса, который прячет голову в песок от страха, пытаясь убедить, таким образом, самих себя и других в том, что нет проблем, все здорово... осталось только разобраться в художественных ценностях фильма «Левиафан». Помочь может разве что направление на прием к окулисту...
В фильме показаны будни жителей одного небольшого городка на севере. Хотя, впрочем, в чем разница… север, юг или юго-восток… Проблемы те же. Житель городка Николай пытается законным способом противостоять произволу местных представителей власти, законным способом, через суд, защитить свою семью, свое будущее и будущее своего сына, сохранить родовое гнездо. Обратившись за помощью к давнему другу - юристу, пытается отстоять свои законные права на земельный участок и свой дом.
Оглашение решения суда в фильме показано правдоподобно, не согласиться с этим может только человек, реально не столкнувшийся с российским правосудием. Отлично показан момент, когда оглашение решения происходит ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. И насколько раздавленным морально и психологически чувствует себя человек, обратившийся за помощью и защитой в орган, само предназначение которого состоит в защите законных интересов ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Очень правдивый и реальный эпизод фильма.
И помощь независимого юриста из Москвы тоже не состоялась… Серебряков, в роли Николая необычен, прекрасная актерская работа Вдовиченко, Елена Лядова тонко сыграла роль Лили. Мэр-проходимец в исполнении Романа Мадянова по сценарию несколько мягок, далеко не каждый мэр так мягко и вкрадчиво беседует с горожанами.
Чудесная операторская работа, виды русской природы построены на контрастах с событиями в жизни героев картины. Красота пейзажей русской земли, от видов которой исходит сила и мощь, находятся в некотором контрасте с остатками кораблей, словно подчеркивая разрушение жизни, ведь эти корабли когда-то были устремлены в плавание, были цели… корабль плыл… и в итоге такой безвестный конец. И кто именно больше в этом образе… Николай, его семья, друзья, приятели… или верхушка власти города… в погоне за призрачным статусом, властью, имуществом, материальным накоплением… Кто теряет в жизни больше?
Останки кита на берегу вызывают ассоциации человека, которого обглодали акулы, но он сохранил костяк, себя, свои принципы, хотя и выглядит древним ящером.
Действительность фильма буквально сканирована с взаимоотношений в обществе. Объективное отражение действительности и в сюжете фильма (таких случаев не один), и ментовский УАЗ, и ремонт машины, музыка, обилие водки, поездки на рыбалку или охоту… звучат слова с экрана телевизора «…банки неплохо заработали на штрафах и комиссиях…»… Чего нет в действительности? Банк «Русский стандарт», например, из 2 тысяч минимального ежемесячного платежа 1,5 тысячи проводит на списание процентов и только 500 рублей на списание основного долга... эдак по жизни не отдашь...
Мэр города задает вопрос: «Вы верующий человек?» Это звучит не как интерес к духовной жизни другого, а как некий пароль. Кто не с нами, тот против нас. И слышит в ответ: «Я верю в факты». И каждый в фильме верит во что угодно, в карьеру, власть, в деньги, в материальное благополучие… и только верой в православие прикрывая свой меркантильный интерес, пытаясь угодить служителям церкви. Но ведь угодничество… не менее грешно.
«Где ни церковь, ни кабак… ничего не свято
Где немного все не так... все не так, ребята...».
Лиля, по-женски тоже пытается спасти семью и отношения, пытаясь уговорить Николая «уехать подальше отсюда», предчувствуя и понимая, что добром это противостояние не закончится. Выпивший мэр дает указание водителю «ехать под гору», и встречает ироничное уточнение «к кому под гору… там много кого проживает»… Но под горой стоит только один дом. Таким образом, возникает ощущение, что идет борьба не только за дом и участок, но и ревность по отношению к женщине, которая в прошлом могла попасть под обаяние мэра. Далее мэр вывозит за город и избивает юриста, с которым Лиля могла бы уехать из города, решая, таким образом, сразу два вопроса, не дает Лиле уехать с ним и не дает деньги за земельный участок и дом. Мэр в телефонном разговоре советует … «…попробуй возбудиться». После этого в доме Николая происходит примирение Лили и Николая, сын это видит, и от ревности выбегает из дома. И видимо тоже догадывается о непростом периоде жизни Лили до замужества... «Все из-за тебя!..».
Довольно четко охарактеризовано в фильме времяпрепровождение ребят-школьников, и состояние жилфонда города, на фоне строящихся вдалеке многоэтажных частных домов, пыльные дороги, да и работа в поселке, видимо, носит сезонный характер... Но дети проводят свои вечера на обломках старой, древней церкви. Старой...
Но церковь не должна быть светской. И изучение религии в школах не должно проводиться, для этого есть выбор человека и воскресные школы…
На рассвете Лиля неохотно выходит из дома, словно ее кто-то ждет. Через несколько дней Лилю находят убитой с травмой головы. Следствие устанавливает отношения Николая с убитой за несколько часов до гибели. Таким образом, Николай оказывается в тюрьме, Лиля погибла, и собственно, деньгами за участок никто воспользоваться не сможет. Но тем пронзительнее сцена последнего вечера за столом Лили, Николая и вернувшегося сына. Храм непременно должен был быть построен именно на этом месте, ценой разрушения жизни нескольких поколений. Другого места для строительства храма не рассматривалось. Бессмысленность алчного желания владеть имуществом другого… Не пожелай дома ближнего своего…
Довольно странно выглядит возле магазина диалог Николая со священнослужителем, который отчужденно спрашивает: «Ты в церковь ходишь? Причащаешься? Что- то я там тебя не видел…». Любви к ближнему не чувствуется, и скорее звучит как… «ты не член мафии, мы разрушим твою жизнь» и совсем не похоже на речь любящего каждого и видящего в каждом встречном брата своего… Николай не пресмыкается, за это наказан разрушением своей жизни и жизни близких людей.
Окончательным аккордом фильма является фарисейская речь священнослужителя. И прихожане, слушая ее, знают историю строительства храма, и знают, на каком месте воздвигнут храм, на месте силою отнятого земельного участка, на слезах, крови, разрушении жизни двух - трех поколений… Звучат слова «церковь защитит нас», «Не в силе Бог, а в правде», «Правда - это то, что отражает действительность, не искажая ее».
Актуально в этой связи звучит сегодняшняя просьба РПЦ отдать ей Исаакиевский собор, в безвозмездное пользование, здание музея-памятника «Исаакиевский собор»… С аскетизмом слабовато… Как там в мультике? «Безвозмездно, то есть даром…».
А разве не было в нашей действительности при мэре Юрии Лужкове сноса домов... были снесены дома, и не один. Было много репортажей по ТВ, слезы, крик, смятение людей... Помню репортаж об одной семье, которую дважды выселяли из своего дома. Один раз из центра Москвы из-за репрессий, и повторно, через несколько десятилетий, уже при Лужкове, шел под слом дом, в который семья выстроила для себя...
Получается, что фильм «Левиафан» зеркало? А « на зеркало неча пенять…».
ЛЕВИАФАН.
Ольга.
Комментарии
Что нельзя нам расслабляться ни на миг,
Чтобы сохранить под солнцем наше племя,
Нужно с воя перейти на рык.
Трудно средь шакалов оставаться волком,
Постоянно отбиваясь от гиен,
Нам стреляют в спину залпами двустволки,
Убывает кровь из наших вен.
Племенем великим были мы когда-то,
Был для недругов кошмаром наш оскал,
Брали мы за холку разных супостатов –
Всех, кто нам свободно жить мешал.
Но потом на нас обрушилось проклятье,
Притупились нюх и мощные клыки,
Хлынули к нам в лес «меньшИе наши братья»,
Поразвесив красные флажки.
Мы теперь в загоне, Мы теперь изгои
На своей земле и в собственном лесу,
По помойкам рыщем да на небо воем,
Поклоняясь бешенному псу.
Провоняли псиной, обнищали духом,
Постепенно превращаясь в шакальё,
Всем врагам на пользу глотки рвём друг другу,
Позабыв про звание своё.
Но когда луна посеребрит нам холки,
Наступает просветленья краткий миг,
Шепчет нам земля, что всё-таки мы волки –
Нужно с воя перейти на рык.
Всей эпохи искупив вину…
Спите, трусы, вас спасут герои -
Человека три на всю страну.
Вам легко - ваш путь к окну от двери.
А кому-то - от огня к огню.
Где-то в чистом поле воют звери
И подходит Пересвет к коню.
Спите, трусы. Этой темной ночью
Свечи загораются вдали.
Ваше знамя, порванное в клочья,
Поднимает кто-то из пыли.
Там идет война за ваше завтра,
Там кому-то вера дорога.
Видно - вами преданную правду
Защищает кто-то от врага.
В вязком иле сытого покоя
Вы навек застыли все равно.
Спите, трусы, вас спасут герои!
Вольным - воля, а спасенным - дно.
Что-то затянулся мой привал…
Хватит быть у чувств своих в плену!
Время вновь оттачивать оскал,
Время отправляться на войну.
Издали я слышу вещий вой –
Это моя стая собралась,
Завтра предстоит нам смертный бой,
Завтра кровушки прольётся – страсть.
В чёрном небе вспыхнула луна,
Её светом мы поглощены,
Наши души бередит она
И кружит над нами Дух Войны.
Лунный иней покрывает шерсть,
Кровь вскипает в паутине жил,
С нами Совесть древняя и Честь,
С нами Воля всех небесных сил.
Мало нас – но это ничего,
Враг силён – но это пустяки,
С нами Мудрость Предков и богов,
С нами волчья сила и клыки.
Никого не будем брать мы в плен,
В плен сдаваться тоже – не для нас,
И для всех шакалов и гиен
Каждый смерть в себе самом припас.
Позади шумит наш лес родной,
Некуда нам больше отступать,
Отстоим его любой ценой –
Время жить и время умирать.
Время умирать и воскресать,
Время быть свободным и живым,
Мы за жизнь готовы жизнь отдать,
Мы свободу нашу отстоим.
На востоке теплится заря
И уже отточены клыки:
Победим мы не благодаря,
А всему – назло и вопреки.
Вот и завершился мой привал,
Полно выть без толку на луну!
В сумерках белеет мой оскал,
Время отправляться на войну.