ЗЛОВЕЩИЕ ТАЙНЫ АНТАРКТИДЫ. СВАСТИКА ВО ЛЬДАХ. ЧАСТЬ 3.
Биография Ричарда Бёрда: официальная версия.
Ричард Ивлин Бёрд (Richard Evelyn Byrd; 25.10.1888 - 11.03.1957) в Соединённых Штатах Америки долгое время почитался в качестве легендарной фигуры. Примерно так же, как и в СССР - почётный полярник Иван Дмитриевич Папанин и его коллеги: Е. К. Егоров, Э. Т. Кренкель, П. П. Ширшов, которые с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года осуществили знаменитый дрейф на льдине от Северного полюса по Гренландскому морю вдоль восточного берега Гренландии. Ричард Бёрд, кроме того, стал первым американским авиатором, который пролетел на самолёте над Южным и Северным полюсами. Бёрд родился в Винчестере (штат Вирджиния) в аристократический семье. Военную карьеру начал в элитном подразделении ВМФ США после окончания в 1912 году Военно-морской академии США (United States Naval Academy). В возрасте 28 лет сломал ногу, что поставило крест на его дальнейшей службе в военно-морском флоте. В годы Первой мировой войны Ричард Бёрд, обучившись пилотированию, летал на гидроплане. 9 мая 1926 года Ричард Бёрд вместе с Флойдом Беннетом (Floyd Bennett; 25.10.1890 - 25.04.1928) на трёхмоторном самолёте «Fokker F.VIIa-3m», который назывался «Жозефина Форд» (название самолёту было дано в честь дочери Эдселя Форда, который участвовал в финансировании экспедиции), стартовали со Шпицбергена. Считается, что Ричард Бёрд пролетел над Северным полюсом, опередив «конкурентов» - норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена, который вместе с американским миллионером Линкольном Эллсуортом и итальянским учёным Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» в мае того же года совершили перелёт по маршруту «Шпицберген - Северный полюс - Аляска». После этого перелёта в США Бёрд и Беннет стали национальными героями и были награждены Почётной медалью Конгресса США. Бёрду было присвоено звание капитана третьего ранга. Президент США Кельвин Кулидж прислал Бёрду поздравительную телеграмму, в которой выражал особое удовлетворение тем, что этот «рекорд установлен американцем».
В 1928 - 1930 годах Ричард Бёрд осуществил первую экспедицию в Антарктиду, в результате чего на шельфовом леднике Росса в 1929 году была основана первая, длительно действующая станция США «Little America-I», открыт горный хребет и ранее неизвестная территория, которая была названа «Землёй Мэри Бёрд». 29 ноября 1929 года Ричард Бёрд (в качестве штурмана) на трёхмоторном самолёте «Ford» с тремя коллегами осуществил полёт над Южным полюсом. Аэроплан, управляемый норвежцем Бернтом Бальхеном (Bernt Balchen; 23.10.1899 - 17.10.1973), продержался в воздухе 19 часов. Во время полёта над Южным полюсом Бёрд сбросил американский флаг, прикреплённый к камню с могилы Флойда Беннета. Таким символическим образом Бёрд отдал последние почести своему другу, с которым в 1926 году он пролетел над Северным полюсом. Флойд Беннет, по официальной версии, умер в 1928 году от туберкулёза. В 1930 году американский Конгресс присвоил Ричарду Ивлину Бёрду звание контр-адмирала ВМС США. По итогам этой экспедиции - в 1930 году - был выпущен документальный фильм, в котором рассказывалось обо всех перипетиях этой экспедиции Бёрда и его коллег. Впоследствии Ричард Бёрд осуществил ещё четыре экспедиции в Антарктиду: в 1933 - 1935, 1939 - 1940, 1946 - 1947 и 1955 - 1956 годах. Во время своей второй антарктической экспедиции зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции «Advance Base», которая располагалась в 196 километрах от «Little America-II». Перенося температуры от –50 до –60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения. Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939 - 1940 годов. Эта экспедиция стала первой, в организации и проведении которой Бёрд получил официальную поддержку от правительства США. В рамках экспедиции были осуществлены обширные исследования в области геологии, биологии, метеорологии. В результате экспедиции лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды. Сам Бёрд принимал активнейшее участие в подготовке и начале экспедиции, но в марте 1940 года он был отозван на действительную военную службу. В 1942 - 1945 годах участвовал в операциях на Тихом океане, которые включали в себя аэрофотосъёмки японских авиабаз на отдалённых островах. Как участник одного из спецзаданий посетил театр боевых действий в Европе. 2 сентября 1945 года контр-адмирал Ричард Бёрд присутствовал при подписании Акта о полной и безоговорочной капитуляции Японии, которое состоялось на борту американского линкора «Миссури» («Missouri»). Ричард Бёрд реализовал ряд исследовательских проектов. К примеру, во время экспедиции 1939 - 1940 годов он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха. 8 января 1956 года Ричард Бёрд в последний раз пролетел над Южным полюсом. Ричард Ивлин Бёрд умер в Бостоне 11 марта 1957 года. Такова, вкратце, официальная версия биографии этого американского полярного исследователя. Есть, впрочем, совершенно иной взгляд на достижения Ричарда Бёрда.
Биография Ричарда Бёрда: альтернативная версия.
В 2002 году в московском издательстве «Гамма Пресс 2000» вышла книга Александра Бирюка «Великая тайна уфологии» (в «бумажном» варианте она носила название «НЛО: секретный удар»). Александр Владимирович принадлежит к числу тех исследователей, которые не столь однозначно относятся к достижениям Ричарда Бёрда. Бирюк говорит о том, что среди историков полярной экспедиции знаменитого американца ходили упорные слухи, будто бы смерть ближайшего соратника Бёрда и участника практически всех его полётов до 1929 года - Флойда Беннета - была вовсе не случайной. И умер он вовсе не от туберкулёза. Александр Бирюк в примечаниях к главе 16 («Бернт Бальхен и Ричард Монтегю» в 3-й части своей книги - «Антарктида») пишет об этом так:
«Весной 1928 года Беннет, будучи в Канаде, подхватил воспаление лёгких. Дело происходило в небольшом северном городке Амни, через который пролегала трасса очередного дальнего перелёта Бёрда, и жизнь Беннета могла спасти своевременная доставка противовоспалительной сыворотки. Но самолёт с сывороткой потерпел катастрофу, и обстоятельства этой катастрофы весьма загадочны. Канадский журналист Клемент Бэрон, автор книги «Загадки белого безмолвия», полагает, что в этом деле самым непосредственным образом был замешан сам Ричард Бёрд. Впрочем, сколько-нибудь убедительных доказательств у Бэрона не имеется, самый главный его козырь - это сказанные во всеуслышание на похоронах Беннета слова его жены - Коры Беннет:
«Смерть Флойда - лучший подарок Бёрду»».
Эти же слова были процитированы и Ричардом Монтегю (Richard Montague) в его книге «Океаны, полюса и авиаторы: первые полёты над водными просторами и пустынными льдами» («Oceans, Poles and Airmen: The First Flights over Wide Waters and Desolate Ice»; New York: Random House, 1971). Флойд Беннет был с почестями похоронен на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне. Правда, в воспоминаниях его жены Коры, которые были изданы в 1932 году, никаких намёков подобного рода почему-то нет. Александр Бирюк пишет о том, что Бернт Бальхен, пилот самолёта, на котором Ричард Бёрд в ноябре 1929 года пролетел над Южным полюсом, особенно пристально заинтересовался обстоятельствами героического перелёта Бёрда над Северным полюсом, который был осуществлён тремя годами ранее. Бирюк приводит данные о том, что уже с мая 1926 года в среде профессионалов начали циркулировать упорные слухи, что Бёрд самым банальным образом сфальсифицировал полёт над Северным полюсом. В последние годы всплыла информация о том, что самолёт с Бёрдом и Беннетом на борту физически не смог бы преодолеть 1 230 километров от Шпицбергена до Северного полюса и обратно, так как при старте был повреждён масляный бак правого двигателя самолёта. Бёрд, таким образом, не рискнул далеко удаляться от берега, но не желал признавать своё поражение и уступать пальму первенства в деле достижения Северного полюса по воздуху норвежцу Руалю Амундсену. «Прославленный полярник» попросту кружил вокруг Шпицбергена, «наматывая» на счётчике необходимый километраж. Бернт Бальхен, хорошо знавший не только Ричарда Бёрда, но и его бывшего соратника по перелётам - Флойда Беннета, говорил о том, что Беннет весьма слабо разбирался в навигационных выкладках, чем Бёрд не преминул воспользоваться. Факт фальсификации сегодня признаётся и другими источниками. К примеру, в статье на русскоязычной версии интернет-энциклопедии «Википедия» о Бёрде говорится следующее:
«С 1926 по 1996 год считался первым лётчиком, пролетевшим над Северным полюсом. Однако при исследовании его полётного дневника там были обнаружены следы подчисток - тем самым доказано, что Бёрд фальсифицировал часть данных о полёте в своём официальном отчёте в американское Географическое общество».
Уже в наши дни эти данные получили новое подтверждение. В журнале «Американский архивист» («American Archivist», Vol. 62, № 2, 1999) была опубликована статья Реймонда Герлера (Raimund E. Goerler), название которой буквально можно перевести так:
«Архивы решают спор: пресса, документальные свидетельства и архивы Бёрда» («Archives in Controversy: The Press, the Documentaries and the Byrd Archives»).
Использовав хранящиеся в архиве Университета штата Огайо записи Ричарда Бёрда, сделанные им во время полёта к Северному полюсу, автор статьи наглядно показал, что в своих полётных записях Бёрд и в самом деле осуществлял подчистки. Александр Бирюк ссылается на свидетельство Арнольда Бумстедта, главного картографа американского Географического общества, который вспоминал об одном любопытном эпизоде. В 1953 году Бернт Бальхен и Ричард Бёрд столкнулись на торжествах по случаю 50-летия с момента первого полёта человека на аппарате тяжелее воздуха, управляемым двигателем, который 17 декабря 1903 года осуществили американцы - братья Райт. Так вот, тогда между Бёрдом и Бальхеном произошёл инцидент, чуть было не переросший в рукоприкладство. Перебранку слышали журналисты. «По-моему, разговор шёл о каких-то мемуарах, - писал Бумстедт в своём письме журналисту и писателю Ричарду Монтегю. - Бальхен написал книгу и показал рукопись Бёрду. Тому это не понравилось, и он потребовал у бывшего коллеги изъять из рукописи книги все упоминания о себе». Бывший иностранный корреспондент газеты «Нью-Йорк Геральд Трибюн», впоследствии - редактор журнала «Ньюсуик», уже упоминавшийся выше Ричард Монтегю, автор книги «Океаны, полюса и авиаторы», написал, что полёт Бёрда над Северным полюсом являл собой «самый крупный и самый удачливый обман в истории полярных исследований». В этой книге автор не только теоретически доказал, что Бёрд и Беннет вообще не могли достичь Северного полюса, но и прямо изобличает их во лжи. Этой теме в 1999 году посвятил отдельную статью журнал «Знание - сила». В публикации Александра Волкова «Самый удачливый обман» говорилось, что сомнения в подлинности рассказа Бёрда и Беннета появились сразу же после их «возвращения» с Северного полюса. Первым усомнился норвежский журналист Одд Арнесон, прибывший на Шпицберген для освещения полёта дирижабля «Норвегия» Руаля Амундсена. В первом репортаже, отправленном им в газету «Афтенпостен», говорилось следующее:
«Бёрд и Беннет уверяют, что побывали над полюсом. Но за такое короткое время они вряд ли могли добраться туда».
Арнесон полагал, что Бёрд долетел примерно до того же места, что и Амундсен годом раньше. Римская газета «Трибуна» писала, что «хотя за пятнадцать с половиной часов и можно преодолеть расстояние, отделяющее Шпицберген от полюса, и вернуться обратно, но в арктических условиях сделать это практически невозможно». Обоснованное сомнение выразил и президент Норвежского географического общества. Он напомнил о том, что в данных условиях трудно достоверно определить положение самолёта, в этом убедились ещё во время полёта Амундсена. Бёрд указал, что определял местоположение по высоте Солнца, используя для этой цели секстант. Ряд специалистов считали этот метод неубедительным. Но «мировое сообщество» тогда к скептикам не прислушивалось: ведь они были либо норвежцами, либо итальянцами и, стало быть, их невольно воспринимали как завистливых конкурентов Ричарда Бёрда. Сам Ричард Бёрд постепенно - то в беседах с репортерами, то в собственных статьях - стал вспоминать всё новые подробности полёта. Именно так мировая общественность и узнала, что сразу после старта ему и Флойду Беннету и в самом деле пришлось повозиться с двигателем, находившимся по правому борту (из него вытекло масло), в результате чего скорость полёта снизилась с 90 миль в час до 60. Тем не менее, Бёрд и Беннет решили продолжать полёт и вскоре сумели запустить мотор. Ветер был крайне благоприятным, поэтому в самом начале десятого часа утра они, дескать, уже были над полюсом, затем в течение четырнадцати минут кружили вокруг него. Когда полетели назад, ветер усилился и одновременно изменил направление, теперь он дул практически в спину, и скорость вновь повысилась на десять миль. Во время полёта к цели Бёрд шесть раз определял местоположение с помощью секстанта и потом ещё четыре раза вблизи полюса, но на обратном пути не производил измерений, поскольку прибор сломался. Измеренные координаты он наносил на две карты.
Источник: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/23868/ogl.shtml
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Материал предоставил Валерий Сивоконь.