ВОЗРАСТ ВСЕЛЕННОЙ.
Главной особенностью человека является разумный характер его действий на основе идеального отражения конструктивной силой мышления целостной организации окружающей действительности. Важнейшим продуктом творческих усилий человеческого разума является общество как способ совместный жизнедеятельности людей, направляемых общими требованиями их коллективного сознании по воспроизводству своего телесного существа и защите от внешних и внутренних угроз. Созидательная энергия человеческого ума открывается в пространстве общественной жизни в трех генеральных проекциях своей идейной направленности - в виде религии, нацеленной прежде всего на стабилизацию нормативов социального уклада силой веры, в образе науки, исследующей по преимуществу законы природного бытия на основе свидетельств чувственного опыта, и в облике философии, устанавливающей логикой умозрительных построений взаимоотношение природы и общества. Если религия обеспечивает в первую очередь идейную сплоченность людей в общем деле, а философия нацелена на концептуальное согласование силой логического умозрения требований общественной практики с законами природного бытия, то наука стремится к целостному, максимально полному постижению законов мироздания на основе разумной систематизации данных чувственного опыта в ходе их индуктивных обобщений. В соответствии с этими задачами главным постулатом религиозного разума служит принцип «тождества», неизменности духовных канонов в организации общества и понимании мироустройства, а философия, стремясь согласовать законы природы и общества, действует прежде всего на основе логических принципов «противоречия» и «исключения третьего», отвергающих возможность подведения всего сущего под одну категориальную структуру, тогда как наука руководствуется в первую очередь логикой «достаточного основания», следуя за чувственными показаниями природных процессов в стремлении охватить своим восприятием разумные контуры мироздания. Если в начальные времена становления мировой цивилизации ход общественной жизни определялся в своих разумных очертаниях требованиями религиозной веры в достижении достойной жизни, а эпоха Просвещения утвердила в управлении обществом наставления философской мысли, то индустриальный период Новейшего времени XIX-XX веков признал ведущую роль в руководстве общественной практикой императивы научных знаний, полагая наиболее продуктивным способом в познании полноты истины чувственные показания практического опыта, эмпирические обобщения научной мыслью свидетельств чувственных восприятий.
Наука сегодня выступает духовным наставником мирового сообщества, черпая свой идейный потенциал из показаний эмпирических обобщений. Современный этап развития мирового сообщество определяется как период становления глобального социума, то есть как время возникновения единой социальной системы, управляемой универсальными закономерностями. Нахождение и реализация таких закономерностей требует от общественного сознания максимально полного учета природных факторов как основы продуктивного развития человеческого сообщества. Важнейшим показателем полноты сознания в постижении мировой целостности является адекватное воспроизведение возраста Вселенной: современная наука определяет его параметры интервалом времени в 10-20 миллиардов лет.
Однако эти показатели установлены научной мыслью прошлого века с существенным привлечением теоретических, умозрительных допущений, тогда как главным источником научных знаний служит эмпирический опыт в освоении природных процессов. Возникает вопрос: существуют ли какие-то эмпирические показатели действительного возраста Вселенной?
Претензии науки на руководство общественной практикой на основе данных эмпирических обобщений заставляют предположить наличие особой «универсальной закономерности», указывающей на максимальную длительность мировой истории. Наиболее очевидным свидетельством реализации такой закономерности является устойчивый характер ускорения в генезисе человеческой цивилизации, позволяющий сформулировать следующий обобщающий закон мирового развития: по отношению ко всей истории развития мировой целостности следует принять закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта. В соответствии с данной формулировкой, не полностью раскрывающей всю палитру циклических преобразований мировой истории, мы попробуем воспроизвести генезис мировой целостности, реконструируя весь процесс в обратной проекции от настоящего в прошлое и допуская при этом закономерные «качественные скачки» в реализации эволюционного процесса, не нарушающие общей закономерности исторического процесса. Итак, приступим к эмпирической реконструкции хода мировой истории в ее обратной направленности от настоящего к исходному прошлому, знаменующему возникновение Вселенной. Исходной мерой намечаемой исторической ретроспекции будет интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции этап будет охватывать удвоенное время предшествующего. Сумма элементов данного числового ряда - 1, 2, 4, 8, 16, 32 - составит величину в 6 300 лет, указывая в своем итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V-IV тысячелетия до нашей эры раннеклассовых цивилизаций Востока - Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6 шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38 300 (тридцать восемь тысяч триста) лет будет соответствовать примерному возрасту существования «Человека Разумного», определившего идеальные перспективы социально-исторической практики человечества и создавшего современную техногенную цивилизацию.
Повторим ту же процедуру, но уже с единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6 шага первого числового ряда (32 000 лет): 32 000, 64 000, 128 000, 256 000, 512 000, 1 024 000. Сумма этих величин обозначит отрезок мирового времени в 2 016 000 (два миллиона шестнадцать тысяч) лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 миллиона лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «Человека Умелого». Если сложить полученный результат (2 016 000) с десятикратным увеличением 6 шага данного числового ряда (10 240 000) и возрастом «социализированного человечества» (38 000), то величина в 12 294 000 (двенадцать миллионов двести девяносто четыре тысячи) лет будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «Рамапитек», отделившего около 12 миллионов лет назад людей от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода. Проделаем вновь цикл вычислений, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6 шага предшествующего ряда (10 240 000 - десять миллионов двести сорок тысяч лет): 10 240 000, 20 480 000, 40 960 000, 81 920 000, 163 840 000, 327 680 000. Сумма величин этого ряда (645 120 000 - шестьсот сорок пять миллионов сто двадцать тысяч лет) указывает на эпоху кардинального преобразования в развитии живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложно организованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645 120 000) прибавить десятикратное увеличение 6 шага данного ряда (3 276 800 000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12 294 000 лет), то интервал в 3 934 214 000 (три миллиарда девятьсот тридцать четыре миллиона двести четырнадцать тысяч) лет укажет в общих чертах на длительность существования жизни на Земле.
Выстроенная числовая проекция исторической динамики рождения и развития человеческого сообщества может быт определена как «интеллектуальная ось мировой истории». Однако на этой оси не хватает первоначального цикла «физического становления» мировой реальности как объективного основания всех последующих трансформаций в развитии предметной целостности. Такое исходное звено генезиса объективной реальности должно в максимальной степени соответствовать логике последующих изменений природной целостности и вполне удовлетворять ее организационным принципам, позволяя реконструировать начальные очертания исторического процесса по уже выявленным канонам мирового развития. Достаточно «точные» попадания установленной прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальные контуры физического возникновения Вселенной.
Проделаем еще раз уже отработанную операцию количественных зависимостей, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6 шага предшествующего числового ряда (3 277 000 000 лет): 3 277 000 000 (три миллиарда двести семьдесят семь миллионов), 6 554 000 000, 13 108 000 000, 26 216 000 000, 52 432 000 000, 104 864 000 000. К сумме этих чисел в 206 451 000 000 (двести шесть миллиардов четыреста пятьдесят один миллион) лет прибавим десятикратное увеличение 6 шага данного числового ряда (1 048 640 000 000 лет) и возраст существования жизни на Земле (3 934 214 000 лет). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии возраст Вселенной составит интервал времени в 1 259 000 000 000 (один триллион двести пятьдесят девять миллиардов) (1,259·1 012) лет.
Эта величина в 1 триллион 259 миллиардов лет, полученная индуктивным путем, вполне соответствует требованиям эмпирической верификации научной истины как индуктивного обобщения чувственно зримых фактов действительности и должна рассматриваться как научно выверенный временной интервал «фактического существования» Вселенной. Наше прочтение темпоральной динамики мировой эволюции при всей меткости числовых попаданий в узловые точки исторического процесса все же остается в своей количественной форме крайне абстрактной моделью действительного исторического процесса, требуя дополнительного подтверждения своей эмпирической достоверности. Таким подтверждением будет служить ее качественная интерпретация. Поясним качественный смысл первого цикла представленной схемы как выражения высшей, социально-исторической фазы мирового развития: 1-2-4-8-16-32. Эта последовательность обозначает продолжительность возрастных формаций в жизни мировой цивилизации. Так, умирающий ныне «капиталистический» мир, рожденный в огне наполеоновских войн, существует около 2 столетий (XIX-XX века). Предшествовавшее ему общество «просвещенного абсолютизма» жило 4 столетия (ХV-ХVШ века).
Средневековье, утвердившись в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, охватило 8 веков (VII-XIV века). Античное общество, взращенное эстетикой древнегреческого миросозерцания, пережило 16 столетий своей истории (X век до нашей эры - VI век нашей эры). Социальный уклад ранних классовых цивилизаций эпохи бронзы («азиатский способ производства») просуществовал около 3 тысячелетий (IV-II тысячелетий до нашей эры), тогда как «первобытнообщинный строй» времен Варварства растянулся на 32 тысячелетия - от появления «Человека Разумного» до рождения ремесленного способа хозяйственной деятельности в ходе овладения тайнами металлургического производства.
Соответствие величин числовой прогрессии возрастным параметрам реальной истории мировой цивилизации позволяет сделать прогноз, что возникающая ныне «посткапиталистическая» эпоха информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век. Информационный глобализм ХХI века преодолевает в своем максимуме порог времени как «протяженной», длительной реальности и определяет общество как чистый феномен творческой силы жизни, как непрерывное пробуждение деятельной энергии сущего из «небытия», из глубин мирового вакуума. Действительным выражением скрытых энергий «исторического вакуума» и становится глобальный социум, способный «разрядить» свой свободный потенциал и в разрушительном взрыве термоядерной мировой войны, и в творческом преображении действительности. Древние пророчества о Конце Света, судя по реалиям смертельного мирового безумия, начинают, кажется, сбываться.
«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» - (Апокалипсис. Глава 6. Стих 8).
Только сила творческого вдохновения Разума способна спасти Россию и все человечество от мировой катастрофы.
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.
Комментарии
Что может остановить наступление КОНЦА СВЕТА? Только передовая научная мысль и добрая воля мировой цивилизации
Зачатки передовой научной мысли, продублированные в этой статье, были опубликованы мной более 30 лет назад: а результат публикации для научной публики оказался нулевой. Дело в том, что научная публика очень консервативна, так как пересмотр научных оснований равнозначен для нее признанию собственной некомпетенции, на что она никогда не пойдет по собственной воле.
Только под давлением "внешней силы" она откажется от своих "заблуждений". Кто может выступить в качестве этой "внешней силы"? Такой силой могут стать два фактора - правительственная воля или же воля народных масс.
На протяжении 30 лет я неоднократно обращался со своими расчетами к высшим кругам государственной власти: никакой реакции. А ведь передовая научная мысль - это залог военно-технической мощи государства: сейчас Россия столкнулась в войне на Украине со всей Западной цивилизацией во главе США - итог неясен.
Остается надежда на ГЛАС народа в пропаганде новой науки. Поэтому я призываю ВАС, уважаемые читатели РС, поддержать новую научную мысль и начать ее пропаганду среди российского населения: нужна, судя по всему, народная революционная сила в утверждении передовой науки.