УМНЫЕ ГОРОДА.
Известный футуролог Томас Фрей 15 лет работал инженером и проектировщиком в IBM, а сейчас возглавляет DaVinci Institute, который специализируется на долгосрочных прогнозах в разных областях – от технологий и медицины до экологии и образования. В своей книге «Communicating with the Future», вышедшей несколько лет назад, Фрей подробно описал природу и происхождение инноваций, в последние же годы ученый погрузился в мир «умных» городов. Он уверен, что в мегаполисах будущего наша жизнь изменится до неузнаваемости.
- В своих недавних выступлениях вы говорили, что «умные» города - возможно, сверхцель, одна из конечных точек прогресса. Почему?
- Начну с того, что технологиям свойственна экспансия. Любое технологическое решение стремится к тому, чтобы выйти за пределы ниши, изначально установленной разработчиком. Это естественный процесс. Главный вопрос: где предел экспансии? Каких масштабов может достичь система, чтобы не распасться? Я предполагаю, что предел развития технологических систем - это города. Вы можете привести в пример глобальные социальные сети, популярный бренды мобильных телефонов или интернет-сервисы, работающие по всему миру. Но я имею в виду не распределенные технологии, не услуги, а технологическую систему, ядро, способное управлять процессами, информационными потоками и организмами. Мы все используем операционные системы на домашних и рабочих компьютерах, кто-то уже использует операционные системы, управляющие жизнью квартир, в крупных компаниях устанавливаются сложнейшие управленческие системы, контролирующие все внутренние процессы и внешние коммуникации. И последний уровень - города. Это масштабные организмы, процессы в которых могут быть самодостаточны, и замкнуты друг на друге. Выше - на уровне отдельных стран или международных отношений - ситуация уже иная: процессы на этом уровне слишком разнонаправленные. Именно поэтому я считаю, что города - будущая, пока еще не достигнутая вершина технологического мира. Если человечество научится строить по-настоящему «умные» города, оно сможет все.
- «Умные» города, отдельные проекты, концепции и даже готовые решения есть уже давно. То, что реализуется в мегаполисах сейчас, уже хоть как-то похоже на то, что мы увидим в будущем?
- У профессионалов есть такой термин - лоскутная автоматизация. Скажем, у корпорации может быть прекрасно автоматизирован документооборот, управленческий учет лишь частично, а коммуникации с клиентами оставаться на прежнем, «ручном», уровне. Нет ядра, нет комплексного подхода. При этом сегодня есть много очень хороших решений по управлению городской инфраструктурой. Есть транспортные системы, есть готовые решения по внедрению электронных правительств, есть решения, основанные на Big Data, по анализу городской статистики, есть проекты, связанные с эффективным управлением городской энергетикой и так далее. Все это требует связующего ядра, которое невозможно пока в силу несовместимости разных стандартов. Плюс сохраняется жесткая конкуренция разных экосистем: Android, iOS, Windows живут в разных мирах, их пересечения, потенциал взаимной интеграции минимальны. Настоящие «умные» города появятся в другом мире, где конвергенция и интеграция станут важнее для развития, чем самодостаточность.
- Что случится, когда эта интеграция произойдет?
- Во-первых, будет развиваться все, что связано с электронным правительством. Муниципальные услуги, связанные с процедурами, регламентами и лицензиями, окончательно приобретут цифровую форму. Надо сказать, что в этой области многие американские и европейские города продвинулись уже очень далеко.
Во-вторых, появятся тонкие нити, связывающие большие процессы и маленькие, бытовые муниципальные услуги и общегородские компьютерные управленческие системы. Например, во многих городах обычным явлением стали системы проката велосипедов. Это довольно сложно устроенные городские организмы, которые, если ими правильно управлять, на многое влияют: на туристический потенциал, на уровень пробок, на состояние экологии, на посещаемость культурных объектов и даже на развитие стритфуда. Это «умный» элемент городской инфраструктуры сам по себе, который имеет свою технологическую платформу - с аналитикой, логистикой, электронными платежами, геолокацией и так далее. Теперь представьте, что этот элемент связывают информационными потоками с другими городскими системами, да еще и соединяют его с централизованной платформой управления городским транспортом. Велосипеды получат веб-камеры, с помощью которых городские службы будут мониторить качество уборки в историческом центре. Анализируя транзакции, связанные с арендой велосипедов, профильные ведомства смогут лучше определять структуру туристического потока и географические предпочтения туристов, а урбанисты поймут, какие районы перспективны с точки зрения джентрификации. И где-то на вершине этой информационной пирамиды еще более сложные процессы: система, оценив основные пути передвижения велосипедов, будет автоматически давать команды светофорам, стараясь выстроить для велосипедистов максимально длинные «зеленые коридоры».
Это лишь один из примеров. «Умные» города будущего научатся собирать и анализировать информацию отовсюду - любые вещи, подключенные к сети, включая наши с вами домашние холодильники, станут источником важнейших данных, влияющих на принятие конечных решений в разных областях городского управления.
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.