ОККУЛЬТНЫЕ КОРНИ ГЕРМАНИИ. ЧАСТЬ 20.
Орден новых тамплиеров.
Главным действующим лицом в послевоенном немецком возрождении ордена был Детлеф Шмуде. Его энтузиазм стал причиной создания второго монастыря в Hollenberg, около Kornelimnster 9 февраля 1914 года. После службы в немецкой армии Шмуде вернулся в 1918 в brossottersleben в Гарце и написал роман о своей жизни в ONT. «Вибрации, резонансы и божественные предметы» (1919). В романе описывались тайные ментальные вибрации между человеческими душами, рождающиеся в опыте веры и так возвышающие ценность жизни. В нём рассказывалось о молодом человеке, живущем в лесной часовне, посвящённом мистическому христианскому богослужению, окружённом наставниками. Помимо явных описаний церемониала ONT, обычаев ордена, изображения геральдических знаков с характерной символикой ангелов и фавнов, книга имела очевидную связь с литературой «поиска» в вопросах темы и стиля. Но Шмуде был также активен и в практическом отношении. В марте 1919 как армейский капитан он участвовал в организации добровольных полевых лагерей под Магдебургом. Задача этих лагерей состояла в том, чтобы будить волю к работе среди потерявшихся в хаотической послевоенной экономике путём совместной жизни и общих аграрных работ.
Сразу после войны Шмуде начал оказывать поддержку ордену в Германии. В июне 1921 он организовал издание кодекса ONT в Магдебурге, под которым он, некто Иоганн Вальтари Вельфль и Ланц подписались как Приоры Холленберга, Верфенштайна и Мариенкампа. В 1922 он приступил к изданию второй версии «Ostara»; за первыми девятью номерами, написанными различными пангерманскими авторами ещё в 1905-1907 годах последовали новые выпуски, включающие второе издание «Теозоологии». В первом номере, «Die Ostara und das Reich der Blonden», настойчиво муссировался «ариохристианский» канон, с обильными цитатами из Ланца: «расовая история есть ключ к пониманию политики» и «любое уродство и зло происходят от неверного скрещивания». Шмуде выделил пять расовых типов и исследовал причины культурного кризиса, утверждая вместе с тем, что «все восточные и древние государства погубила толпа, добравшаяся до власти, диктатура пролетариата; и это произошло когда низшие расы, задушили героическую арийскую правящую касту». Эти слова заново открывают нам огромное значение расовых теорий Ланца для тех, кто был обезоружен военным поражением, экономическим кризисом и революцией.
В это время Шмуде встретил Фридриха Франца фон Хохберга (1875-1954), силезианского графа и кузена одного из правящих принцев. Он служил в прусской армии, но в конце войны вышел в отставку и начал работать как архитектор под Зиттау в Саксонии с 1920 года. В деревне Ванша он построил по собственному проекту деревенский дом, именуемый «Розовый домик». Хохберг был крайне удручён современным положением дел в Германии. Кроме того, армию он оставил вынужденно, после того как союзники потребовали сокращения численности войск; его же собственное фамильное поместье в Ронштоке находилось под угрозой польских вторжений вплоть до победы Свободных Немецких Корпусов в 1921 году. Таким образом, Хохберг вступил в ONT весьма растревоженным. В мае 1923 он был назначен Пресвитером Холленберга; уже в следующем декабре он соглашался с тем, что ONT - единственное убежище «в земле пигмеев и вандалов».
Весной 1924 Шмуде отправился в Персию в надежде основать в Табрице колонию ONT. Хохберг принял на себя обязанности Приора на время его восемнадцатимесячного отсутствия. Деятельность монастыря в это время свидетельствует о его энтузиазме и организационной энергии. В том году немецкие братья Ордена провели три собрания: Летнее собрание 7/8 июня на Burg H, где присутствовали тринадцать братьев, включая Фридберта Асбога, писателя по вопросам астрологической магии и медицины и Конрада Вейтбрехта, швабского лесника, который и привёл в это место группу ONT; Сентябрьское собрание 20/21 сентября в Южной Германии для швабской группы; и, наконец, Рождественское собрание 29/30 ноября в Ганновере, где Хохберг и Вейтбрехт встретились с десятью другими братьями. Поскольку количество присутствующих всякий раз было весьма незначительным, невозможно определить их социальную базу. Некоторые из швабов занимались сельским хозяйством, известно также, что принц Ганс Генрих XV сделал Ордену значительные пожертвования. Описания братьев подчеркивают мистическую атмосферу их собраний, рыцарские аксессуары, великолепие природы. Преобладающим настроением встреч было наслаждение временным отказом от мира, чувством мира и покоя, связанным с орденом.
Община Холленберга состояла из братьев, живущих в разных точках Германии, и не имела своего места. Непрерывно совершались значительные усилия по поиску подходящего здания, необходимого для того, чтобы придать ей единство. В марте 1924 Вейтбрехт получил миллион австрийских крон, собранных братьями из Верфенштайна и Мариенкампа для покупки земли в Южной Германии. Хохберг передал пять сотен золотых марок для покупки маленькой разрушенной крепости Wickeloh около Gross-Desingen в Нижней Саксодии 26 марта 1925. Хотя строительство началось тем же летом, монастырское братство Холленберга едва ли могло сохраниться до возвращения Шмуде в январе 1926, слишком плохи были экономические обстоятельства в Германии. Братья частично перешли в Верфенштайн и 15 апреля 1926 года Шмуде фактически распустил общину. Но ONT не исчезла в Германии. Немного позже Хохберг приобрёл небольшое укрепление Дитфурт около Сигмарингена, где 31 декабря 1927 года была торжественно основана община Штауфен. В большой часовне крепости швабский кружок и другие немецкие братья исполняли ритуалы ордена под руководством Хохберга вплоть до конца 1930 годов.
Другой план создания нового дома ONT в Северной Германии зрел среди братьев бывшей общины Холленберга, перешедших преимущественно в Мариенкамп. Автором этого плана был Георг Хауэрштайн младший, сын Георга Хауэрштайна, друга Листа и члена ONT, связанного с Шмуде перед войной. Вступив в общину Холленберг в 1922 году юный Хауэрштайн (фра Эберхард) руководил проектом Wickeloh и мечтал о собственной расистской утопии на пустыре Luneburg. В 1926 году он продал свою землю и купил дом в Прерове на берегу Балтийского моря. Он хотел построить на этом месте церковь, которая называлась бы Hertesburg у Прерова, и создал с этой целью фонд в августе 1926, в который вносили пожертвования венгерские братья и берлинский хиромант Эрнст Иссбернер-Хаддан. Лесной храм был построен на этом месте в следующем году и освящён как Hertesburg пресвитерия 8 ноября 1927 года. Эта община связывала себя с тайнами средневекового храма и мистическим исчезнувшим городом Rethra-Vineta, предположительно стоявшим у истоков «арио-героической» расы в псевдотрадиционной истории ONT. Здесь Хауэрштайн создал новый центр деятельности ордена и в начале 1930 издал две книжных серии, но затем эта территория была принудительно востребована Лесной Комиссией Рейха как часть национального парка в октябре 1935 года. Тогда Хауэрштайн основал новую пресвитерию Петена в Путтенхофе, Бавария. Помимо ритуальной жизни ONT, доктрина Ланца - культивировалась отдельными группами, существовавшими вокруг оккультно-расистского издателя Герберта Рейхштайна, начиная с октября 1925.
В последние годы войны Ланц познакомился и подружился с человеком, чьё богатство и покровительство спасли орден в послевоенной Австрии. Иоганн Вальтари Вельфль, крупный промышленник, живший в Вене, стал читателем Ostara в начале 1918 года. Идеи ONT настолько захватили его, что он предложил Ланцу значительные фонды при условии, что он станет Приором Верфенштайна. И он занял эту должность после отъезда Ланца в Венгрию. Под его приоратом австрийская секция ордена буквально процветала. Община из 50-60 братьев часто получала денежные, книжные и ритуальные пожертвования для украшения монастыря. Маленький старый орган был доставлен из Schloss Steyeregg, и его регулярно можно было слышать на воскресных службах и в праздники. Хотя канонические собрания в 1923 году не происходили в силу неблагоприятных политических условий в новой социалистической Республике, встречу, посвящённую солнцестоянию, всё же провели в Верфенштайне 7/8 июня 1924, на ней присутствовали Вельфль, два брата Ланца, Хервик и Фридолин; и двенадцать других братьев. Празднования начались в полночь в замковой роще с крещения водой и огнём, затем последовал приём в орден и рукоположение новых братьев. За утренними службами следовала медитация в роще, затем конференция в Голубой Храмовой Комнате и прогулка вокруг замка с возможностью восхищаться панорамой лежащего внизу Дуная. После вечерней службы все пели песни. Основным впечатлением праздника, отраженным в письмах братьев, было «удивительное чувство единства, внутренняя ясность и гармония…». Эти летние встречи повторялись в 1925 и 1926 годах.
В 1920 Вельфль подготовил несколько публикаций, вместе с Ланцем он составил литургический канон ONT. В апреле 1923 он начал издавать Tabularium, ежемесячный календарь, предназначенный для хождения среди братьев. Каждый из трёх архиприоров вносил сюда свои заметки, рассказывающие о приёме в орден, рукоположении, пожертвованиях и других значимых событиях. Описание богослужения за весь период также включалось сюда. Репринты отдельных выдержек из писем братьев, описывающие их религиозный энтузиазм, составляли последний раздел календаря. Летом 1925 Вельфль приступил к двум другим сериям, «Librarium» и «Examinatoriiim». Первая включала в себя короткие исследования о средневековом прошлом ордена, о предшественниках, о замке Верфештайн, о Lebensreform. Вторая представляла собой сборник вопросов и ответов по всем предметам, касающимся ордена, для того, чтобы новые братья могли быстро и эффективно освоить его историю, традиции и церемониал. Неоцистерцианские и псевдотрадиционные тенденции этих текстов вполне очевидны.
В конце 1920 Вельфль занялся эзотерическим творчеством и тем весьма способствовал освежению доктрины Ланца для широкой аудитории. В мае 1926 он получил разрешение от Ланца на публикацию третьей серии Ostara, которая и была выпущена в надлежащий срок в феврале 1927, открытая вводным выпуском, написанным им самим. Между 1927 и 1931 годом более чем сотни номеров вышли великолепно иллюстрированными и на хорошей бумаге, что значительно отличало их от предвоенных выпусков. Вельфль также внёс идеи ONT в правые круги Вены, через организацию, называемую Lumenclub, основанную II ноября 1932 года. Задачей этой группы была борьба с «уродливыми, болезненными и прогнившими формами современной культуры» путём создания «этического и духовно возвышенного образа жизни». Несмотря на этот манифест, - напоминающий о предвоенных теософских и Lebensrefonn настроениях, Lumenclub был тесно связан с Ostara-Rundschau, который Вельфль начал издавать в апреле 1931. Этот обзор опирался на план панарийского сотрудничества между радикальными правыми группами всего мира. Справочник их адресов включал в себя штаб-квартиры итальянских и французских фашистских органов, нацистский Vlkischer Beobachter, а также патриотические и расистские организации в Великобритании и Соединённых Штатах. То обстоятельство, что Lumenclub был одним из фронтов ONT, подтверждается составом членов в его комитетах в 1936 году: Вельфль, Вальтер Кренн (фра Парсифаль), Теодор Цепль (фра Теодерих, позже Дитрих). Lumenclub выпускал листовки, устраивал лекции и вообще действовал как центр находящейся на нелегальном положении нацистской партии в Австрии, в годы, предшествующие падению Республики и разрыву с Германией в марте 1938. Впрочем, несмотря на серьёзный вклад в развитие австрийского фашизма, Lumenclub и ONT подверглись преследованию со стороны гестапо в марте 1942 в соответствии с партийным законом от декабря 1938 о сектантских группировках.
Перемещения Ланца в 1920 годы способствовали росту активности QNT на территории Венгрии. В конце 1918 Ланц оставил Австрию, поскольку новая социалистическая администрация целиком подтверждала его опасения относительно победы расовых меньшинств в самом сердце христианской Европы, и отправился в Будапешт. Здесь он тут же с головой ушёл в контрреволюционную деятельность, направленную против возникающих как грибы кабинетов и против румынских вторжений в 1918-1919 годах. Он вступил в тайную патриотическую организацию «Пробуждающаяся Венгрия», основанную в 1917 году среди демобилизованных солдат. Осенью 1918 года, когда старая Венгрия была на грани гибели, и правительство Кароли уже не могло встать на защиту национальных интересов, эта и другие правые организации самостоятельно отстаивали территориальное единство Венгрии снаружи и её социальную стабильность внутри. «Пробуждающаяся Венгрия» рассматривала себя как основную исполнительную силу внутреннего Белого Террора, направленного против сторонников Кароли и Куна, против коммунистов и евреев, хотя многие более мелкие партии помогали ей в этом. Во время коммунистической революции Ланц был едва не расстрелян повстанцами в пасхальное воскресенье 1919; за время его контрреволюционной деятельности это был уже второй случай, когда ему непосредственно угрожала смерть. Хотя история подпольных движений неясна и запутанна, всё же очевидно, что участие в них Ланца должно было принести ему знакомство с выдающимися правыми радикалами Венгрии и тем самым сильно повлиять на его политические идеи. Существенно, что возникновение новых антисемитских и антибольшевистских концепций датируется именно этим временем.
Вначале 1920 венгерская контрреволюция победила благодаря покровительству коалиции, куда входил и консервативный «Христианский Национальный Союз»; Ланц стал работать в «Христианском Национальном пресс-агентстве» при венгерской службе иностранных дел: он поставлял реакционные статьи в ежедневные газеты «Fester Post» и «Fester Zeitung». Надо признать, что для человека таких политических взглядов как Ланц в те тяжёлые годы Венгрия была куда более удобной страной, нежели Австрия. Ланц остался в Будапеште и стал известен в консервативных кругах как «экспатриированный немецкий барон». Его литературные усилия были одновременно направлены на реакционную журналистику, составление литургических канонов для ONT и оккультные занятия. Поскольку последние предполагали астрологию и каббализм, Ланц оказался одним из наиболее ранних героев в оживающих после войны оккультных субкультурах Центральной Европы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Николас Гудрик-кларк.