ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ КАК ПАРАДИГМА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ. ЧАСТЬ 3.
Выявленная нами ранее «социальная матрица» духовного развития мировой цивилизации представляет собой систему генеральных форм общественного сознания как субъективных оснований реализации общественной практики в ее поступательном развитии от «прошлого» через «настоящее» в «будущее». Практика представляет собой сознательное орудийно-инструментальное действие общественных масс людей на окружающую природную и социальную среду с целью достижения нужного результата. Для того, чтобы практика была вполне успешной, человечество должно знать главные установки не только «субъекта» как внутреннего начала сознательной социальной деятельности, но также и «объекта» как внешне обусловленного, «объективного существа» природной реальности, законы которой исследует современная естественнонаучная мысль. Согласно пониманию Павла Флоренского, идейно выверенное основание мировой целостности раскрывается в необходимой взаимосвязи объективной и субъективной граней бытия. Эта связь фиксируется противоположностью категорий «числа» и «имени». Первая из категорий обозначает мир «вещей», выражающих внешнюю, объективную природу количественно определенного «пространства» и качественного характера «времени». Вторая обозначает реальность «личности» и представляет внутреннюю, субъективную природу существа и сущности как средоточия сил стихийности и долженствования, близких по характеру своего действия особенностям, соответственно, пространства и времени.
«Внешний мир есть объединение пространства и времени, а вещь - место особой кривизны времени - пространства. Пространство определяется, преимущественно, количеством, а время - качеством. Во внутреннем мире личность есть то, что соответствует вещи в мире внешнем. Внутренний мир слагается из стихийности и нормы, долга, и есть стихийность-долг. По знаменательной словесной параллели, стихийность, как простор самопроявления, этимологически есть то же, что и пространство, тогда как долг, то есть пребывающее в потоке событий, этимологически означает долготу или время».
Сегодня в отношениях природы и общества явно обнаруживается «разлад», отсутствие взаимопонимания, свидетельством чего служит глобальный экологический кризис, говорящий о несовместимости, антагонистическом противоречии между естественным укладом в развитии природы и разрушительной производственной деятельностью мировой цивилизации. По оценке А. И. Субетто, размах противоречий между природой и современным социумом таков, что сегодня следует говорить уже не просто о «глобальном экологическом кризисе», а о нарастающей угрозе «экологической катастрофы». Авторитетный российский ученый-мыслитель, развивая ноосферное учение В. И. Вернадского, предупреждает современное общество:
«Что с рубежа 1980-1990 годов ХХ века глобальный экологический кризис перешел в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, - и Природа в лице Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов, имеющих собственные гомеостатические механизмы, «выступила» против Капитала и Рынка, превратив рыночно-капиталистическую систему хозяйствования человечества на Земле в систему экологического самоуничтожения человечества. Это означает, что либерализм, как идеология, обслуживающая систему потенциального господства Капитала над Миром, превратился в идеологию экологического самоуничтожения человечества» - (А. И. Субетто. Мифы либерализма и судьба России).
Поскольку направляющей силой современного производственного процесса служат достижения научной мысли, постольку катастрофический размах экологического кризиса говорит мировому сообществу о коренном заблуждении современной науки, направляющей производство по ложному пути, ведущей не к совершенствованию общественного организма, а к подрыву его природных корней. Современная наука в отличие от Древней и Средневековой носит не чувственно-эмпирический, не индуктивно-обобщающий характер, а выражает экспериментально-теоретический, гипотетико-дедуктивный ход мыслей. Этот путь современного научного исследования нацелен не на считывание и обобщение показаний чувственного опыта, а на выдвижение умозрительных гипотез и их дедуктивное развертывание до уровня возможной экспериментальной проверки. Такой эксперимент над «природой» не всегда ведет к подтверждению «научной гипотезы», но всегда является «ломкой» естественного механизма жизнедеятельности природного мира, способной вызвать непредсказуемые разрушительные последствия. Поэтому стратегия «гипотетико-дедуктивного» развития научной мысли требует для своей созидательной коррекции предварительного определения глобальных параметров целостности природного бытия. Характерные контуры действительно всеобщей зависимости были намечены в материале живой природы Ф. Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции:
«По отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта».
Эта выявленная Ф. Энгельсом эмпирическая закономерность с существенным уточнением количественных параметров перехода между качественно различными циклами мировой эволюции может быть распространена на всю доступную нашему наблюдению Вселенную. В результате формируется 4-фазовая модель развития мировой целостности в единстве физического мира, биотической реальности, антропогенного мира и социальной реальности, связанных в своих внутренних элементарных частях и между собой жесткими количественными зависимостями. Данные зависимости между элементарными частями каждого из качественно различных циклов могут быть представлены следующим императивом: по отношению ко всей истории развития мировой целостности следует принять закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта (Л. А. Гореликов. Темпоральные основы развития мировой целостности). В соответствии с данным обобщением можно построить числовую прогрессию темпоральной динамики мировой эволюции в ее ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой намечаемой исторической ретроспекции будет интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции этап будет охватывать удвоенное время предшествующего. Сумма элементов данного числового ряда - 1, 2, 4, 8, 16, 32 - составит 6 300 лет, указывая в своем итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V-IV тысяч лет до нашей эры раннеклассовых цивилизаций Востока - Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6-шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38 300 лет будет соответствовать примерному возрасту «Человека разумного», определившего идеальные перспективы социально-исторической практики человечества и создавшего современную техногенную цивилизацию.
Повторим ту же процедуру, но уже с единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6-шага первого числового ряда (32 000 лет): 32, 64, 128, 256, 512, 1 024. Сумма этих величин обозначит отрезок мировой истории в 2 016 000 лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 миллиона лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «Человека умелого». Если сложить полученный результат (2 016 000) с десятикратным увеличением 6-шага данного числового ряда (10 240 000) и возрастом «социализированного человечества» (38 000), то величина в 12 294 000 лет будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «Рамапитек», отделившего около 12 миллионов лет назад человека от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода.
Проделаем вновь вычисления, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6-шага предшествующего ряда (10 240 000 лет): 10 240, 20 480, 40 960, 81 920, 163 840, 327 680. Сумма величин этого ряда (645 120 000 лет) указывает на эпоху кардинального преобразования в развитии живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложноорганизованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645 120 000) прибавить десятикратное увеличение 6-шага данного ряда (3 276 800 000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12 294 000 лет), то интервал в 3 934 214 000 лет укажет в общих чертах длительность существования жизни на Земле.
Достаточно «точные» попадания установленной прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальный момент физического зарождения Вселенной. Проделаем еще раз ту же операцию, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6-шага предшествующего числового ряда (3 277 000 000 лет): 3 277, 6 554, 13 108, 26 216, 52 432, 104 864. К сумме этих чисел (206 451 000 000 лет) прибавим десятикратное увеличение 6-шага данного ряда (1 048 640 000 000 лет) и возраст существования жизни на Земле (3 934 214 000 лет). В соответствии с циклической логикой мировой прогрессии возраст Вселенной составит интервал времени в 1 259 000 000 000 (1,259·1012) или 1 триллион 259 миллиардов лет. Этот результат, полученный путем генерализации циклической ритмики ускоренного развития мировой реальности, требует своего дополнительного содержательного оправдания в завершающем пункте проделанных вычислений и их начальном цикле.
Во-первых, чем можно объяснить такое гигантское расхождение между показателями вычислений возраста Вселенной наукой прошлого века (интервал 10-20 миллиардов лет) и результатами нашего исторического замера на основе моделирования циклической динамики ускорения мировой целостности (1 триллион 259 миллиардов лет)? Главной причиной данного расхождения стал некорректный выбор физикой прошлого века генерального объекта для глобального замера возраста Вселенной. Наряду с таким глобальным объектом мировой реальности, как «солнечный День», выражающим действительность «отдельных звездных систем», в космических просторах наблюдается еще более грандиозное явление, представленное в облике «космической Ночи», выражающей полноту реальности всего Космоса как единого целого безотносительно к звездным телам. Вот этот подлинно глобальный факт мировой реальности и не заметила «приземленная физика» ХХ века, всецело обращенная в своих глобальных замерах к явлению «солнечного Дня», узаконенного принципом предельной величины и постоянства скорости света. Поэтому грандиозный факт темноты «ночного Космоса» и должен быть положен в основание революционной физики XXI века.
Во-вторых, каков качественный смысл первого цикла моделирования мировой целостности как исходного начала всей конструкции? Проясним качественный смысл первого цикла моделирования, представленный рядом чисел: 1-2-4-8-16-32. Эта последовательность обозначает продолжительность практического доминирования каждой из общественно-экономических формаций в исторической жизни мировой цивилизации. Так, уходящий ныне «капиталистический» мир, рожденный в огне наполеоновских войн, правил общественной жизнью около 2 столетий (XIX-XX веков). Предшествовавшее ему общество «просвещенного абсолютизма» процветало 4 столетия (ХV-ХVШ веков). Средневековье, утвердившись в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, охватило своим существенным влиянием 8 веков (VII-XIV веков). Античное общество, вскормленное эстетикой древнегреческого миросозерцания, пережило 16 столетий своей истории (X век до нашей эры-VI век нашей эры). Социальный уклад раннеклассовых цивилизаций эпохи бронзы («азиатский способ производства») просуществовал около 3 тысячелетий (IV-II тысяч лет до нашей эры), тогда как «первобытнообщинный строй» времен Варварства растянулся на 30 тысячелетий - от появления «Человека разумного» до утверждения ремесленного способа хозяйственной деятельности в ходе овладения тайнами металлургического производства. Соответствие величин темпоральной прогрессии формационным параметрам реальной истории мировой цивилизации позволяет сделать прогноз, что «посткапиталистическая стадия» народившегося информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век. Информационный глобализм ХХI века преодолевает в своем максимуме порог времени как «протяженной», растянутой по длительности реальности и определяет «завтрашний мир» как непредсказуемый, «чистый феномен» творческой силы жизни, как постоянное пробуждение созидательной энергии сущего из «небытия», из глубин исторического вакуума.
Наглядным выражением «критических энергий» исторического вакуума и оказывается нынешний глобальный социум, в действиях которого деструктивная сила влияния на окружающий мир достигает примерного равенства с созидательным усилием человечества. Такое неустойчивое «равновесие» противоположных энергетических зарядов на заключительном этапе жизни мировой цивилизации способно «разрядить» свой «критический потенциал» как в разрушительном взрыве новой мировой войны или губительном всплеске экологической катастрофы, так и в созидательном преображении действительности. В контексте наблюдаемого усыхания социально-исторического времени в интервал «нулевой длительности» онтологическая структура времени теряет качественную однородность, непрерывную реальность и превращается в дискретное пространство разнородных сил, антиномических возможностей, реальная динамика которых будет определяться потенциалом внутренней свободы человека в претворении желанного будущего. Следовательно, историческая действительность грядущей эпохи Культуры станет реализацией полноты духовных сил человечества, когда направление течения мирового времени оказывается производной функцией очеловеченного пространства.
Таким образом, объективная динамика мировой целостности обозначает реалиями современного глобального социума пространство бифуркации в историческом развитии человечества, когда его «будущее» оказывается диаметрально различным по своим возможностям. Род людской или погибнет в результате столкновения противоположных сил то ли из-за экологической катастрофы, то ли из-за термоядерного конфликта нынешних государств, или же окажется способным обуздать разрушительный потенциал своей свободы на путях построения общества Культуры как перехода от естественной необходимости к творческой самореализации людей, к их сознательному претворению своего Вселенского будущего. Свет творчества становится направляющим лучом в утверждении всемирного, космического будущего человечества. Грядущую эпоху реализации творческой свободы в развитии мирового сообщества мы определяем как эру Культуры, понимая под этим словом исторический этап осуществления в жизни человечества полноты созидательных сил его духовной энергии. Такая полнота духовной жизни людей требует от созидающего разума консолидации своих сил и предполагает прежде всего сближение канонов всемирного религиозного сознания, представляющих догматическую способность «рассудка», с исследовательскими установками научного «интеллекта», настроенными на выражение инновационного потенциала общественной практики. Содержательное сближение требований религии и современной науки означает обнаружение среди их содержательных особенностей общего свойства. Таким объединяющим началом духа религии и познавательных стремлений науки служит способность к «творчеству» как созидательному ресурсу бытия, выражающему генеральный потенциал Разума в целостной организации общественного сознания как единстве Чувств, Рассудка и Интеллекта.
Конкретным хранителем творческих сил разума в многоликой палитре форм, видов, уровней общественного сознания выступает философия, которая и должна инициировать процесс сближения и согласования нравов религии и науки в созидательном освоении мировой реальности. Поэтому именно философия должна стать в грядущем мире Культуры ведущей духовной силой воспитания человечества, освобождая жизненный опыт людей от разрушительных миражей исторического прошлого, выправляя общественную практику образом мировой целостности. Но для реализации этого философского проекта «творческого пробуждения» человечества необходимо, по крайней мере, чтобы оно смогло пережить XXI век, не погубило себя собственным безумием.
Доктор философских наук РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук, действительный член научно-исследовательской группы «Прометей» Лев Гореликов.
Комментарии