



НАУЧНО-ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ БУДУЩЕГО: К ВОПРОСУ О НООСФЕРЕ И «НООСФЕРИЗМЕ». ЧАСТЬ 2.
Научному разуму с такой трактовкой конечного горизонта развития человечества трудно согласиться. Признавая Истину в качестве первоосновы мировой целостности, научный разум склонен к поиску в окружающей действительности внутренне необходимых связей, препятствующих разрушительным процессам и спасающих общество от гибели. Поэтому общая мировоззренческая позиция французского ученого может быть более адекватно охарактеризована не как учение о «ноосфере», а скорее как религиозно-философская теория «антропосферы», в рамках которой допустимо предположение и о возможной гибели человечества. Стремление французского исследователя постичь содержание исторической жизни человечества на основе религиозной модели мировой истории как зависимой от Божьей воли, предопределяющей историческую жизнь людей, утверждает Дух «прошлого» генеральной силой исторического процесса. Допуская прогресс разума в исторической жизни человечества, с одной стороны, и признавая, с другой, христианское учение о конце света, Тейяр де Шарден пытается утешить себя и своих современников отдаленностью конца истории человечества, полагая, что:
«Между заключительным этапом существования Земли и нашим нынешним этапом, вероятно, простирается огромная длительность, отмечаемая не замедлением, а ускорением и окончательным раскрытием сил эволюции, вершиной которой является человек».
В близком будущем, полагает он, мировое сообщество должно уделить особое внимание в своем развитии трем направлениям деятельности - науке, человеку, единению науки и религии.
«Я различаю три главные линии, где вновь выступают прогнозы, к которым нас уже привел анализ идей науки и человечества, - организация научных исследований, сосредоточение их на человеке, соединение науки и религии. Три естественных члена одной и той же прогрессии».
В целом учение Тейяра де Шардена о ноосферной реальности может быть охарактеризовано как научно-философская проекция христианского монотеистического мировоззрения. Идея «Конца Света» как завершающего акта истории человечества, заимствованная французским мыслителем из откровений религиозных пророков, предупреждающих людей об угрозе глобальной катастрофы, противоречит «разумному», созидательному потенциалу «ноосферы». Поэтому рисуемый французским мыслителем образ исторической жизни человечества, зафиксированный идеологией «конца света», правильнее было бы охарактеризовать как религиозно-философская теория «антропосферы». Если Тейяр де Шарден трактует ноосферу в максимально широком плане как наиболее общий продукт духовной природы человека, его сознательной жизни вообще, охватывающий своим существом всю историю человеческого рода вплоть до предсказанного святыми провидцами «конца света», то В. И. Вернадский следует при осмыслении предметного материала строгим требованиям подтверждения исследовательских гипотез данными научного опыта.
«Стоя на эмпирической почве, - обозначает он свою познавательную позицию, - я оставил в стороне, сколько был в состоянии, всякие философские искания и старался опираться только на точно установленные научные и эмпирические факты и обобщения, изредка допуская рабочие научные гипотезы» - (В. И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере).
Главным фактом для него служит констатация научным опытом эволюции живой природы как продолжения геологической истории Земли.
«Ноосфера, - в его понимании, - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах» - (В. И. Вернадский).
Для русского ученого действительность ноосферы - исторически состоявшийся факт, подтвержденный сегодняшним самоутверждением человеческого общества главным энергетическим фактором мировых геологических изменений.
«Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности» - (В. И. Вернадский).
При этом русский ученый склоняется в понимании исторического развития человеческого рода к позиции материалистического натурализма.
«Реально, - полагает он, - это единство человека, его отличие от всего живого, новая форма власти живого организма над биосферой, большая его независимость, чем всех других организмов, от ее условий, является основным фактором, который, в конце концов, выявился в геологическом эволюционном процессе создания ноосферы. В течение долгих поколений единство человеческих обществ, их общение и власть - стремление к проявлению власти над окружающей природой - проявлялись случайно, прежде чем они выявились и были осознаны идеологически» - (В. И. Вернадский. Философские мысли натуралиста).
Таким переломным этапом в идеологическом осознании утверждения ноосферы генеральным фактором развития биосферы стало ХХ столетие цивилизационной истории человечества. Необходимой предпосылкой успешного становления ноосферы в качестве ведущего фактора мировой истории является, по мнению В. И. Вернадского, укрепление человеческого сообщества как единого целого.
«Это неизбежно скажется с ходом времени, рано или поздно, так как создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества, как единого целого. Это его неизбежная предпосылка» - (В. И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление).
Важнейшим приобретением исторического развития человеческого рода стала в современном мире наука, которая и определила главное содержание нооосферы.
«Наука, - подчеркивает Вернадский ее главное предназначение, - есть создание жизни. Из окружающей жизни научная мысль берет приводимый ею в форму научной истины материал. Она - гуща жизни - его творит прежде всего. Это есть стихийное отражение жизни человека в окружающей человека среде - в ноосфере. Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли» - (В. И. Вернадский. Философские мысли натуралиста).
Если в религиозном прошлом мышление ученого сословия было направлено прежде всего на укрепление духовной природы людей и канонизацию религиозно-нравственных основ их совместной жизни, то коренная мысль современной науки нацелена на постижение объективных тайн природной реальности как необходимого условия технической власти над ней социального производства.
«Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества. Сейчас же необходимо подчеркнуть неразрывную связь ее создания с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии» - (В. И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление).
Постижение современной научной мыслью законов природы и придает трудовым усилиям современного общества небывалую мощь, утверждая человечество главным фактором геологических изменений окружающей природной среды.
«Таким образом, всё человечество, вместе взятое, - подчеркивает В. И. Вернадский, - представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом» - (В. И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере).
Эта преобразующая сила человеческой деятельности в современном мире служит основанием становления «ноосферы» как единства общества и изменяемой им природы. Как отмечает ученый, бурный поток:
«Научной мысли XX столетия подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе. Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшими сотнями миллионов, может быть миллиардов, лет, процессом, создавшим Homo sapiens faber, не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе - рано или поздно - в ноосферу, то есть в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие» - (В. И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление).
Русский мыслитель призывает современных исследователей к корректному использования понятия «прогресс» при характеристике исторического материла и содержания общественной жизни.
«В результате долгих споров о существовании прогресса, непрерывно проявляющегося в истории человечества, можно сейчас утверждать, что только в истории научного знания существование прогресса в ходе времени является доказанным. Ни в каких других областях человеческого быта, ни в государственном и экономическом строе, ни в улучшении жизни человечества - улучшении элементарных условий существования всех людей, их счастья - длительного прогресса с остановками, но без возвращения вспять, мы не замечаем. Не замечаем мы его и в области морального философского и религиозного состояния человеческих обществ. Но в ходе научного знания, то есть усиления геологической силы цивилизованного человека в биосфере, в росте ноосферы, мы это ясно видим» - (В. И. Вернадский. Научная мыль как планетное явление).
При этом он не противопоставляет сознательные, целенаправленные действия людей их стихийным порывам, а рассматривает эти продуманные действия как продолжение и углубление природных процессов.
«Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания» - (В. И. Вернадский. Научная мыль как планетное явление).
Научную логику своих рассуждений Вернадский в сжатом виде представил следующим рядом тезисов.
«Из всего сказанного мы увидим, что можно сделать выводы большого научного значения, а именно:
Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.
Это проявление изменения биосферы есть неизбежное, сопутствующее явление росту научной мысли.
Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.
А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты - биосфера, то вхождение в нее, в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения - научной работы человечества - есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - в ноосферу.
В переживаемый нами исторический момент мы видим это более ясно, чем могли видеть раньше. Здесь вскрывается перед нами «закон природы». Новые науки - геохимия и биогеохимия - дают возможность впервые выразить некоторые важные черты процесса математически» - (В. И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление).
При этом русский ученый отмечает содержательную неоднородность предметных оснований целостной системы научных знаний, представленных тремя главными своими разделами в облике математики, логики и комплекса генеральных фактов.
«Система науки, взятая в целом, всегда с логически-критической точки зрения несовершенна. Лишь часть ее, правда все увеличивающаяся, непререкаема (логика, математика, научный аппарат фактов)» - (В. И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление).
Однако предметно выверенная научная логика предполагает внутреннее единство исследуемого материала, Вернадский видит это единство научных знаний в их «деятельной способности».
«Наука, таким образом, отнюдь не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой, можно лишь жизнью. Действие является характерной чертой научной мысли» - (В. И. Вернадский).
Таким образом, русский ученый склоняется к мысли о «практическом характере» в определении научной истины. Не претендуя на полноту анализа мыслей Вернадскoго в описании исторических оснований и предметных особенностей современной ему науки, мы выделяем генеральный тезис ученого о становлении ноосферы уже в рамках текущего XX столетия.
«Основной вывод, однако, вывод о том, что научное движение XX веке есть одно из самых больших явлений во всей истории научного мышления, остается при этом незатронутым» - (В. И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление).
Признавая реальность трех относительно самостоятельных центров рождения научной мысли в древней Индии, древнем Китае и эллинском Средиземноморье, он подчеркивает приоритетную роль последнего в становлении вселенского размаха современной науки.
«Из эллинской науки развилась единая современная научная мысль человечества. Она прошла периоды застоя, но в конце развилась до мировой науки XX столетия - до вселенскости науки» - (В. И. Вернадский).
Однако при этом он указывает на реализацию в общественной жизни разрушительных процессов и конфронтационных сил, отвергающих духовное родство человечества и утверждение Ноосферы в качестве исторического регулятива общества, связанных не только с действительностью социальных и межнациональных антагонизмов, но также с безумным самоистреблением человечества в мировых и гражданских войнах.
«Моральные последствия войны 1914-1918 годов были колоссальны и сказались неожиданными. Основным является резкое изменение государственной идеологии, более или менее резко отошедшей от христианства, приведшее к разделению человечества на враждебные, воинствующие, идеологически непримиримые группы государств» - (В. И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление).
Если общенаучные процессы, ведущие к рождению ноосферы, требовали интеграции человечества во всемирном социуме, то реальные силы практической деятельности людей настаивали на национально-государственном их размежевании.
«На этой почве укрепились впервые и получили силу и развитие государственные идеологии, открыто основанные на идее неравенства людей, неравенства глубокого, биологического. Оно получило форму своеобразной государственной религии или философии, не прикрывающейся идеалом единой религии для всего человечества, равенства всех людей. Неравенство провозглашалось и в пределах белой расы и проводилось силой государственной власти» - (В. И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление).
Нравственная жизнь человечества в ХХ столетии формировалась не только за счет углубления и расширения в мировом сообществе достижений научной мысли и распространения идей пролетарского интернационализма Маркса-Энгельса, увлекших своим дерзновенным планом построения общества «социальной справедливости» российских граждан, но также воинствующего государственного национализма.
«В Германии, где признаны основой государства гегемония германской расы и расовое государственное равноправие, в Италии, где выставляется равноправность римского гражданина времен Римской империи, его правовое равноправие, и в Японии, где признается особое положение Японии в человечестве, как государства, созданного сыном Солнца» - (В. И. Вернадский).
При этом идеология «государственного национализма» носила ярко выраженный агрессивный характер.
«Для них война самая жестокая, что неизбежно, так как они встречают понятное сопротивление в своей агрессии, является неизбежным фактом действия» - (В. И. Вернадский).
При таких обстоятельствах утверждение реализации ноосферы в социальном пространстве XX века, как показала вся его дальнейшая история, было преждевременным: социальный мир оказался не готовым к ее становлению.
«Война 1914-1918 годов, - констатирует сам Вернадский, - резко ослабила слагавшиеся в XIX-XX веках международные организации научных работников. Они до сих пор не восстановили в ряде случаев свой вполне международный (в форме между государственного) характер. Глубокая рознь между фашизмом и демократизмом - социализмом в настоящий исторический момент, и резкое обострение государственных интересов, рассчитывающих - в нескольких странах - на силу, в конце концов на новую войну, для получения лучших условий существования своего населения (в том числе такие страны, как Германия, Италия, Япония - мощные центры научной работы, богатые организованным научным аппаратом), не дают возможности ожидать здесь быстрого серьезного улучшения» - (В. И. Вернадский).
Поэтому расширение геополитического пространства современной науки при оскудении религиозной и философской мысли говорит не о росте духовной культуры общества, а об усилении в его жизнедеятельности научного инструментализма - «техницизма». Как показала история ХХ века, большая Наука оказалась способной не только укреплять и развивать жизнь человечества, но в своей обособленности от гуманистических исканий религии и философии также эффективно разрушать ее. В этом плане Ноосфера - это не просто сфера претворения и самоутверждения общественного разума в облике «научной мысли», а осуществление «целостного», созидательного Ума человечества как идейного единства религии, науки и философии, представляющих, соответственно, три модуса времени - прошлое, настоящее, будущее. Все более насущная потребность человечества «заглянуть в будущее», вызванная глобализацией социума, не может быть обеспечена той стратегией «концептуального эмпиризма», в рамках которого познавательная сила мышления определяется «фактами» и обобщениями научного опыта, а не творческой силой умозрения.
Для того чтобы заглянуть в будущее, необходимо преодолеть земное притяжение сегодняшней реальности и доверится концептуальному умозрению, которое культивируется философией. Поэтому лишь творческий союз философии, религии и науки позволит человечеству преодолеть социальный и расовый антагонизм и приступить к построению совместными усилиями общества разума. Стремясь заглянуть в будущее российской цивилизации, Вернадский видит в трагических условиях великого противоборства советской страны с европейским фашизмом ее разумные перспективы в освоении космоса и построении общества «ноосферного социализма».
«В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет. В настоящее время мы не можем не считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере» - (В. И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере).
Отмечая крайне противоречивый характер современной эпохи, он убежден, что Россия выберет ноосферный путь своего дальнейшего исторического развития.
«Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее - в новый стихийный геологический процесс - в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим» - (В. И. Вернадский).
В рождении и укреплении ноосферы Вернадский видит реальный залог благодатного будущего всего человечества.
«Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»» - (В. И. Вернадский).
Но и сегодня в этом историческом движении все еще сохраняется угроза гибели человечества от безумных действий самих людей, провоцирующих войны, природные катаклизмы, разрушающих духовные основы созидательной человеческой жизни.
«В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, - предупреждает Вернадский будущие поколения людей, - если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление».
Поэтому лишь в будущем обществе социальной справедливости, преодолевшем нынешние социальные антагонизмы, устранившем войны между странами и народами, установившем гармоничные отношения с природой, можно будет с полным правом говорить о возникновении подлинной Ноосферы как реализации энергии конструктивного, созидающего разума. На это условие претворения полноты Ноосферы в объективной действительности указывал сам Вернадский. Пока же, оставаясь в рамках социальных реалий XX века и следуя жестким требования опытной обоснованности научных утверждений, на которых настаивал сам Вернадский, будет правильнее охарактеризовать его взгляды как учение о становлении «техносферы».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Доктор философских наук РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук, действительный член научно-исследовательской группы «Прометей» Лев Гореликов.
Комментарии