КАПИТАЛИЗМ УМЕР! ДА ЗДРАВСТВУЕТ КАПИТАЛИЗМ!
Известное выражение говорит о том, что процесс на переломе. То есть, суть явления меняется, а вот форма остается (конечно, имеется в виду форма слова). А вот как меняется содержимое слова и понятия под одной формой, нужно разобрать подробнее. Разница между старым понятием и новым существенна, но понять эту разницу можно вернувшись к определению процесса, в данном случае - капитализма. У нас есть своё определение, и мы его изложим после приведения цитат и определений общепринятых. Для начала цитата из интернетовской энциклопедии - Википедии:
«Капитализм - социальная и экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли».
Другой источник в интернете:
«Капитализм простыми словами - это социально-экономическая система, основанная на частной собственности, эксплуатации наёмного труда и свободе предпринимательства».
Источник: https://secretmag.ru/enciklopediya/kapitalizm.htm
«Капитализм - общественно-экономическая система, для которой характерны господство частной собственности, свободный рынок и конкуренция в качестве главных механизмов распределения ресурсов и координации экономической деятельности, наём рабочей силы на основе её купли-продажи, прибыль как движущий мотив и цель производства».
Источник: https://bigenc.ru/c/kapitalizm-a66922
Простыми словами, капитализм - это такая система, при которой каждый человек или компания могут заниматься бизнесом с целью заработка. Это предполагает свободу выбора для производителей и потребителей, где взаимодействие спроса и предложения определяет цены и распределение ресурсов.
Источник: https://www.banki.ru/wikibank/kapitalizm/
А теперь наше определение, которое попытаемся обосновать:
«Капитализм есть теория и практика жизнедеятельности человека на основе суверенной собственности на средства производства для воспроизводства самого человека за счет накопления излишков своего труда».
На наш взгляд, точного определения без учета времени, этапов процесса, дать невозможно. Тем более, что процесс не завершен, да и интересы тех, кто определяет, различаются. Тем не менее, можно выделить основные признаки явления и изменений. Общими чертами обладают основы общества - социально-экономическая теория и практика в определенное историческое время. Критерием периодизации (длительностью периода) может выступать как длительность владения земельной собственностью, так и количество владений (доля) землей в совокупной земельной собственности общества. Например, общинный строй или период общества характеризуется принадлежностью природы всей общине на определенном месте поселения (ареала). Разделение общества на богатых и бедных происходит уже в собирательный период. Выделение родовой знати приводит к переделу земельной собственности, появлению добровольного рабства и принудительного, как трофея захватнических войн. Рабовладельческий период в конкретном месте и времени будет зависеть от количества владельцев земли и рабов в совокупной собственности общества.
К примеру, больше 50 % владельцев, сохранявших свои владения на протяжении какого-то времени, могут претендовать на звание основателей рабовладельческого государства (независимо от формы его управления, монархия или республика, королевство или империя). Поэтому дальнейшая дифференциация земельных владений на феоды и закрепление этого владения юридически связана больше с конкурентной борьбой феодалов, чем с классовыми волнениями и бунтами трудящихся. Рост капитала связан, в основном, с войной и переделом трофеев больше, чем с производством, где преобладает ручной труд. Именно здесь начинается зарождение так называемого «глубинного государства» и начинается расхождение сути государства (иерархии феодалов в соответствии с размерами владений землей) с его формой, в лице принятых законов для оформления подчиненности населения.
Попытки синхронизировать развитие социально-экономических устоев с их юридическим оформлением нигде и никогда не увенчивались успехом в силу их разных темпов существования и развития. Земельные отношения трансформируются быстрее законов их регулирующих. Капитал разбойничий копится быстрее трудового, производственного и требует расширения географии своих пределов более быстрыми темпами, поскольку своего интенсивного пути развития еще не определил. В этом и состоят предпосылки будущих и настоящих войн - захват территорий для диктата своих условий развития своего национального капитала. Глобальный капитализм не случился, несмотря на попытки его объявить везде. Основная причина - неравномерность развития общественных устоев в целом внутри каждого государства, хотя властная элита и была бы готова принять новые условия жизни в любое время, считая именно себя нацией. Отсюда стремление национального капитала к суверенности не является просто модным трендом, а отражает тенденцию общемировую - дальнейшую дифференциацию земельной собственности на все большее количество собственников, по мере роста степени осознанности их экономических интересов.
Таким образом, происходит пересмотр не только прежних юрисдикций и закрепленных в законах прав собственности на средства производства (земли, в первую очередь), но и передел границ земельных наделов в пользу все более мелких и более многочисленных земельных суверенов. По времени, эти периоды совпадают с периодами появления новых поколений, лишенных земельной собственности как ареала проживания в социальной среде. Остановить этот процесс постоянного передела территорий может только признание права каждого на свой суверенитет, то есть, на место существования, уже по факту своего рождения. Эта гарантия может быть обеспечена как местными законами (родоплеменными традициями), так и союзными, начиная с кооперативов (Конституция).
Как бы то ни было, право на жизнь и место этой жизни составляют основу мирного развития социального сообщества, экономический фундамент гражданина любого государства, а право каждого на свое самоопределение составляет в своей совокупности (всех, не только отдельных слоев общества) право нации на самоопределение. Попытка не дать это право кому-то уже ставит под сомнение статус нации и само самоопределение каких-то слоев населения. Исключение каких-то групп население из прав на свою землю переводит любую власть в разряд диктатур. Как только демосом становится каждый (землевладельцем), исчезает понятие пролетариат, у которого появляется средство производства (земля) и выбор: работать самому на ней или наняться к кому-то работником (с потерей суверенности в виде налогов на землю).
Конечно, накопление капитала трудового, тем более, на своей земле (без налогов) происходит медленнее, но стабильнее. Капитализм новой формации только осознается, но само осознание, что капитал нажит честным трудом, ставит собственника этого капитала в число самых уважаемых лиц общества не только в своих глазах, но и окружающих его. Поэтому способствуя мировой тенденции осуществиться быстрее, мы имеем мощный стимул деловой активности для молодого поколения, ясную и четкую перспективу мирного развития общества без социальных потрясений и революций на долгие годы вперед. При этом советский опыт развития общества будет подкреплен экономикой каждого и даст, на первое время, некую гарантию от ошибок становления капиталистического общества на основе трудового вклада каждого в свою экономику, в первую очередь. Сам переход от одной стадии капитализма к другой может быть тоже облегчен, если понять и принять для реализации идеи равенства и сотрудничества каждого со всеми, кто этого хочет. При этом быть готовым к отражению агрессий от тех, кто не хочет ничего менять в отношениях доминирования. Для этого нужны союзы, начиная с соседей.
Возвращаясь к нашему определению капитализма, дополним наши утверждения еще одним. Воспроизводство человека становится связанным с результатами его труда, не только простое воспроизводство (2-3 ребенка) но и расширенное, более трех детей в семье. С одной стороны, требуется больше пространства для семьи, с другой стороны и больше усилий для воспроизводства себя в детях. Оптимальный выбор самой семьи позволит решить демографические проблемы для общества, как дефицита пространства проживания, так и дефицита населения. Нет необходимости регулирования численности населения со стороны заинтересованных слоев власти, так как власть (контроль земли) принадлежит каждому в равной степени на местах, а выбранная власть управляет общим имуществом под контролем таких же собственников на время и за дополнительные деньги (аналог кооператива).
Таким образом, модифицированный капитализм становится единственным средством сохранения всего живого на планете именно за счет оптимального встраивания социального общества в мир флоры и фауны на планете и гарантией сохранения природы вокруг него как условия его существования. Чем раньше мы это поймем, тем больше сохраним природу естественную для потомков. Остается пожелать нам успехов на этом поприще преобразования планеты Земля.
Действительный член АННО «Международной академии наук» Виктор Галицкий.
Комментарии