ЦЕЛОСТНОСТЬ БЫТИЯ.
Современный этап развития мирового сообщества, представленный информационно-технократической природой глобального социума с его всеобщими зависимостями, утверждает генеральной силой дальнейшего развития человечества эвристический потенциал научного мышления или, в более приземленной проекции, жизненный ресурс мировой истории. Этот потенциал нацеливает научный разум на постижение законов целостного бытия, способного к саморазвитию собственного содержания на основе устойчивого преобладания внутренней организации над внешней обусловленностью и представленного системой отношений своих ведущих, категориальных, безусловных, универсальных компонентов.
Существо целостного бытия раскрывается в неразрывной связи «субъекта» и «объекта» как противоположных граней мировой реальности в согласии внутренней и внешней ее сторон, в соответствии сущности и существования, когда «субъект» выступает как самореализация сущности в полном объеме своих способностей, а «объект» предстает в виде частичной реализации сущности, как внешне ограниченное и разноликое ее проявление. Такой «биполярный», двуликий образ мировой целостности достаточно ясно представлен у Павла Флоренского в системе категориальных оснований бытия и познания, намеченной им в работе «Имена».
«Система конкретных познавательных начал, - указывает русский мыслитель, - есть организм форм. Имя есть форма внутренней организации. Ей соответствует число, как форма организации внешней. Иначе говоря, инварианту субъективности противостоит инвариант объективности».
И еще:
«Имя - инвариант личностный, а число - вещный. Оба инварианта коренятся в форме, которая есть, одновременно, и вещь, и личность, или, точнее - начало и вещи, и личности; разумею идею, «источник и бытия, и познания», по Платону. В ней ключ к пониманию, почему познание и бытие не расходятся между собою, коль скоро каждое из них пребывает верным себе самому: это идея, нумерически тождественная в них обоих, держит их равнение между собою».
Утверждая в рамках «мирового целого» неразрывную связь субъекта («С» - субъектность, единство) и объекта («О» - объектность, множественность), мы должны допустить у них способность к взаимоотражению и взаимопроникновению. Тем самым исходная бинарная структура целого («С» - «О», то есть «единство» - «множественность») дополняется еще двумя промежуточными состояниями «С\о» (то есть «объективации субъекта» как предельно полного внешнего облика субъекта) и «О\с» (то есть «субъективации объекта» как наиболее четкого выражения субъективной природы объекта), в содержании которых определяющей силой, представленной знаменателем, выступает ведущая форма, а числителем служит дополнительная, ведомая. Аналогичный ход мысли наблюдается и в построениях категориальной системы у Павла Флоренского.
«Каждое из познавательных начал, - констатирует мыслитель, - в свой черед, порождает из себя пары, члены которых попарно относятся между собою так же, как самые начала друг к другу».
Таким образом, полная структура мировой целостности содержит, по крайней мере, четыре относительно автономных компоненты, обозначенных нами в сжатом виде следующим рядом символов: «С» - «С\о» - «О\с» - «О», то есть представляющих в развернутой формулировке такие состояния, как:
1) «субъектность» как максимальное единство бытия,
2) «объективация субъектности»,
3) «субъективация объектности»,
4) «объектность» как максимальная множественность бытия.
Каждый из указанных элементов структуры мировой целостности обладает в силу своей специфики особым содержательным наполнением, не нарушающим общий план строения 4 уровневой организации мировой целостности, то есть признающим «безусловный характер» закона 4 компонентной системы целостного бытия.
«Число космологически есть то же, - полагает Павел Флоренский, - что идея онтологически, а имя отражает идею пневматологически. Материальная сторона числа, количество, есть в отношении его формальной стороны, качества, то же, что материальная сторона идеи, число, в отношении к ее формальной стороне - имени. Ту же двойственность развивает в себе и это последнее: его материальная сторона есть усия (от греческого «сущность, «природа» - Лев Гореликов), а формальная - ипостась (от греческого «лицо», «сущность» - Лев Гореликов)».
Стремясь к логической завершенности в ретрансляции категориальных оснований мировой целостности, Павел Флоренский дополняет 4 «базисные» категории тремя «высшими».
«Итак, имеем четыре начала, два во внешнем мире и два - во внутреннем: количество и качество, усия и ипостась. Они возглавляются попарно еще двумя началами - верховными началами соответственных миров: это - число и имя. И, наконец, эти последние иерархически подчинены верховному онтологическому началу - идее. Итого - семь основоначал знания, они же - и начала бытия».
Дальнейшая дедукция категориальных форм за пределы, указанных семи, по мнению П. Флоренского, лишена эвристического смысла, так как в этом случае утрачивается конкретность, всеобщность содержания.
«Если бы дедукцию этих универсалий продолжать далее и далее, то мы приходили бы к универсалиям все менее конкретным и, вместе, все более частным».
Не отвергая значимость логического дедуцирования всеобщих первоначал бытия и сознания, мы направляем основной угол своих познавательных усилий в оправдании 4 исходных базовых компонентов к реалиям исторической практики, надеясь подкрепить выводы логического разума фактами исторического процесса. Чувственно-наглядным осуществлением предметной структуры мировой целостности в обратном её выражении как движением познающей мысли от внешних очертаний «объективной реальности» к внутренней полноте творческих сил «субъектной реальности» и служит, по нашему мнению, глобальная динамика исторического процесса в его восхождении от «наглядно простого» к «сокровенно сложному», от «объектного» многообразия к «субъектному» единству, от «внешне» заданного множества к «внутренне» (интуитивно) зримому единству, от «предметно-разноликого» восприятия действительности к «духовно-единому» ее пониманию. Генеральные шаги этой исторической динамики зафиксированы в последовательном становлении:
- явлений физического мира («О») как максимально объективированной сферы бытия,
- видов биотической реальности («О\с») как нарождающейся «субъективности» в пространстве объективного процесса,
- состава антропогенного мира («С\о») как генезиса объективных прообразов мирового субъекта в облике «Человека разумного»
- духовных творений социально-исторической реальности («С») как процесса углубления субъективных потенциалов мирового сообщества (Л. А. Гореликов, Категориальный образ первооснов мировой целостности).
В соответствии с фундаментальным законом 4-шаговой исторической динамики в развитии мировой целостности осуществляется вызревание основных уровней коллективного сознания людей как высшего продукта всемирно-исторического процесса. Первый шаг «объективированной истории» духовного становления человечества был связан с развитием «чувственно-эмоциональной» сферы восприятия действительности первобытными людьми эпохи «Дикости», охватившей времена от появления «Человека умелого» до рождения «Человека разумного», настроенного устойчивой конструктивной способностью речевого общения между индивидуальными особями к неограниченному росту их коллективного разума.
Второй глобальный шаг духовного развития человечества стал реализацией в коллективной жизни людей потенциалов «опытно-рассудочного», эмпирического знания, определившего исторические контуры эпохи Варварства как этапа от возникновения в сообществах «разумных людей» времен «Неолита» производственно-трудового типа хозяйствования до утверждения на основе формирования «письменной культуры» городской цивилизации как зрелого состояния «субъективного фактора» в объективном пространстве мировой истории. Рассудок - это наиболее простая способность человеческого разума, непосредственно опирающаяся на содержание эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности и нацеленная на установление локальных необходимых зависимостей посредством индуктивного обобщения.
Третий глобальный шаг духовного развития человечества был связан с углублением «интеллектуально-теоретического» знания, нацеленного логикой математического «моделирования» на познание всеобщих связей мировой реальности. Этот этап охватывает исторический отрезок от рождения государств-цивилизаций в древнем Египте и Месопотамии, Индии и Китае до наших времен становления глобального социума с его культом дедуктивного разума как логического основания научного эксперимента, а также с глобальными экологическими, социально-классовыми и межцивилизационными противоречиями, говорящими о недостатках данной методологии. Интеллектуальное познание вместе с рассудочным мышлением представляют потенциал логического разума. Интеллект - это высшая способность логического мышления, нацеленная на преодоление познанием границ чувственного опыта и постижение им всеобщих связей бытия силой рациональной интуиции.
Историческое углубление способов трудовой деятельности людей ведет в государственных сообществах третьей эпохи к социальной дифференциации населения и развитию самосознания человечества в последовательной культурной объективации основных форм общественного сознания:
- традиционно-кастового - на этапе «Бронзового века» (IV-II тысяч лет до нашей эры),
- художественно-эстетического сознания - в период «Античности» (X век до нашей эры - VI век нашей эры),
- всемирно-религиозного - в эпоху Средневековья (VII-XIV века),
- сословно-правового - во времена Возрождения и Просвещения (ХV-ХVШ веков)
- политического сознания - на этапе торгово-рыночного капитализма (XIX-XX веков),
- всемирного хозяйственно-экономического сознания - в глобальном информационном пространстве современного общества (XXI век), где научный разум, нацеленный запросами всемирного субъекта на познание объективной реальности, становится основным двигателем общественного прогресса.
Завершающий этап в качественном развитии человеческого сознания будет связан в соответствии с фундаментальным законом 4-шаговой исторической динамики в развитии мировой целостности с эпохой утверждения в практике человечества императивов мира Культуры по воспитанию жизненных запросов людей требованиями Мирового разума, постигаемыми силами философского, интуитивно-креативного осмысления мироздания. Главной практической целью в утверждении и совершенствовании мира Культуры станет педагогическая задача формирования одухотворенного человека, нацеленного на претворение в действительности общественного идеала творческой личности как определяющего социального звена общественной практики.
Исторической предпосылкой реализации мира Культуры в исторической практике человечества должно стать преодоление в жизни современного социума глобальных противоречий - межклассовых, межцивилизационых, экологических, общекультурных как наиболее значимых в духовной проекции истории человечества, направляемой образом религиозного идеала Божественного творчества. Утверждение духа Культуры в жизни общества достижимо лишь при условии преодоления в нем глобальных антагонизмов, грозящих человечеству всемирным Апокалипсисом и требующих от людей развития «научно-философского» знания Высшей Мудрости в ходе приобщения человечества к полноте объективного Разума. Первой исторически полновесной попыткой построения гуманистического общества мировой Культуры стал коммунистический эксперимент возведения государства социальной справедливости в Советском Союзе. Историческое крушение СССР было вызвано, прежде всего, интеллектуальной ограниченностью материалистического мировоззрения, неспособного заглянуть в идеальное будущее, а также отрицанием российскими коммунистами жизненного опыта русского народа в конструктивном примирении этносов и достижении нравственного согласия индивидов в русской общине.
Ныне, в первой трети ХХI века, мы видим российское общество в состоянии глубокой интеллектуальной апатии, совершенно утратившее свою идейно заряженную волю в созидании разумного будущего. Постсоветская Россия надеется победить Западный альянс в споре за будущее на основе традиционной геополитической стратегии «стенка на стенку», когда монолитная воля «прозападных стран» во главе США сталкивается с разноликой массой «восточных народов», собранных в БРИКС. Традиционные ценности, на основе которых постсоветская РФ пытается отстоять свое право на суверенитет, являются слишком зыбкой реальностью, чтобы служить надежным фундаментом в претворении достойного будущего. Россия нуждается в споре с западной идеологией «Золотого тельца», личной выгоды в более интеллектуально сильном основании своего гражданского выбора. Если Россия надеется выжить в современном глобальном мире, то она должна духовно пробудиться от «интеллектуального сна» и вооружиться передовой идеологией в виде ноосферной научно-философской мысли как идейной основы целенаправленной исторической практики, прерванной в 1991 году из-за предательства в рядах руководства КПСС. Восстанавливая свой путь в «суверенное будущее», духовно преображенная Россия должна будет предложить российским гражданам глобальный социальный проект, утверждающий ее в современном геополитическом пространстве в качестве 4 глобальной созидательной силы Северной цивилизации наряду с Южной, Восточной и Западной. Цивилизационный подход к социально-историческим реалиям современной России позволяет существенно ослабить напряженность социально-классовых противоречий, не доводя их до состояния антагонизма.
Важнейшую роль в цивилизационном перестроении России должен сыграть социальный опыт русского народа. Но для этого данный опыт должен получить достаточную сильную поддержку со стороны институтов государственной власти. К сожалению, русофобия, взращенная «пролетарским интернационализмом» советских времен, перекочевала в постсоветскую РФ в облике всемирного «финансового интернационала». Сегодня российское государство должно предпринять экстренные меры по восстановлению «государствообразующей роли» русского народа в исторической судьбе России. Трагедия Украины наглядно показала, что русофобия внутри страны ведет общество к утрате национального суверенитета.
Историческая перспектива становления эпохи Культуры человечества, призванной преодолеть техногенные конфликты эпохи Цивилизации, требует от людей творческого порыва в историческом развитии общества, преодоления зависимости общественного сознания от материальных объектов наличной действительности и всецелое погружение познающей мысли в мир будущего как реализации совершенной целостности бытия, основанной на внутреннем единстве мировой реальности. Такой прорыв сознания за материальную ограду к духовной сущности бытия требует от людей особо тонкой душевной организации, предъявляя общественным силам постановку задачи воспитания «духовно развитого человека». К сожалению, современный мир «транснационального капитализма»» выбрал иной путь развития человечества в направлении «био-кибернетизации» плотского существа людей в соответствии с их функционально-техническими задачами, отвергая духовное единство «Человека» и обрекая этим род человеческий на самоуничтожение. Таким образом, транснациональный капитализм исчерпал своей стратегией «постгуманизма» право на существование и должен уступить место исторического лидера человечества современной версии «ноосферного коллективизма» как научно организованного общества с «человеческим лицом».
Но для своего самоутверждения в пространстве современного глобального социума парадигма ноосферного мировоззрения должна доказать собственную эвристическую значимость в руководстве научной практикой, обозначив идейный горизонт исторического развития современной физики как объективного основания общенаучной картины мира. Постановка этой задачи заставляет современных отечественных мыслителей обратиться к объективным основам научных знаний как содержательному первоначалу научно-теоретических построений современного глобального социума. Генеральным свидетельством продуктивности «ноосферного воззрения» в адекватном постижении мировой целостности будет осуществление представителями отечественной научно-философской мысли глобальной концептуальной революции в понимании наиболее широких, объективных пределов естественнонаучной картины мира. Идейные начала осуществления такой глобальной революции в понимании физических оснований естественнонаучной картины мира намечены мной следующими концептуальными положениями.
Во-первых, идеей максимальной интенсивности космических взаимодействий как реализации постоянства ускорения электромагнитного сигнала в безбрежном космосе величиной 300 000 километров в секунду в квадрате.
Во-вторых, фиксацией продолжительности существования Вселенной в интервале исторически зримого времени размерностью 1 триллион 259-289 миллиардов лет.
В-третьих, установлением в содержании мировой истории «семеричного алгоритма» темпоральной динамики предметного разнообразия Вселенной, указывающего на ключевые, эмпирически зримые события основных этапов ее развития - физической реальности, живой природы, антропогенного мира и техногенного социума.
В-четвертых, выявлением глобального расхождения предметных оснований физики ХХ века, ограниченных сферой распространения солнечного «света» и действием закона постоянства скорости электромагнитного излучения в 300 000 километров в секунду как предельной величиной космических взаимодействий, и физики XXI столетия, представленных «темнотой» безбрежного космоса и действием закона постоянства ускорения электромагнитного сигнала в 300 000 километров в секунду в квадрате как максимальной величиной интенсивности физических процессов (Л. А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности).
В-пятых, загадочным познавательным смыслом метагалактической структуры вращающегося «свастического креста», выступающей в качестве максимально общей фигурной проекции глобальной организации звездных миров космического пространства.
В заключение наших рассуждений о мировой целостности представляется необходимым вернуться к исходным категориальным началам предметной реальности, обозначенных у Павла Флоренского триадой высших категорий, из которых две определяют непосредственный фундамент мировой целостности - «Имя» и «Число», представленные в моем изложении как «Субъект» и «Объект». Идеальной основой этой священной структуры мирового «двуединства» («Двоицы») служит категория «Идеи». Однако в построениях Флоренского эта категория носит «абстрактный характер», лишена своего конкретного Имени. Таким высшим началом целостной первоосновы мирового Бытия служит, по моему мнению, образ Софии как полноты Премудрости Божьей.
Доктор философских наук РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук, действительный член научно-исследовательской группы «Прометей» Лев Гореликов.
Комментарии