Главная » Теология » ВРЕД ОТ КОМПЬЮТЕРА.

ВРЕД ОТ КОМПЬЮТЕРА.

26.01.2018 21:01

       Выступление на всероссийской научно-практической конференции.

       На рубеже XX - XXI веков человечество столкнулось с таким явлением, как компьютерная зависимость (КЗ). Безусловно, прогресс не стоит на месте, компьютеры и Интернет прочно вошли в нашу жизнь, они являются неотъемлемым рабочим инструментом. Тем не менее, как лекарство в малом количестве лечит, а в большом - становится ядом, так и компьютер из рабочего инструмента превращается в монстра, поглощающего наших детей.

       Причины формирования компьютерной зависимости.

       Начну с известного факта, что нервная система у ребёнка не сформирована, она активнее всего формируется в дошкольном и начальном школьном периоде. Именно на этот возраст и выпадает «подсаживание» на Интернет. Среди причин, обуславливающих формирование КЗ, на первом месте стоит недостаток родительского общения. Родители либо вынуждены больше уделять времени зарабатыванию денег, либо ставят личный карьерный рост выше внутрисемейного общения, либо члены семьи настолько далеки друг от друга в своих интересах, что общение внутри семьи носит формальный характер. Часто в наше время родители стремятся компенсировать недостаток внимания к ребёнку, задаривая его игрушками, и это - вторая причина, способствующая формированию КЗ. Изобилие игрушек, ярких, красочных, разных, не способствует развитию воображения у ребёнка. Зачем что-то представлять, если уже есть готовый образ? Если мы вспомним биографии известных людей (Бетховен, Верди, Михаил Щукин, Мария Ермолова, Валентина Серова и так далее), то увидим, что их детство не изобиловало игрушками и подарками, но это лишь способствовало их творческому воображению. Подобно маленькой Козетте, умевшей представить крохотную сабельку то куклой, то лошадкой, они научились превращать старую шаль в королевское платье, а палку в рыцарский меч. К сожалению, современные, чрезмерно иллюстрированные, детские книги также обедняют воображение ребёнка и снижают интерес к самому процессу чтения. Недостаток воображения приводит к тому, что ребёнок не в состоянии сам себя занять, он постоянно скучает, нуждается в том, чтобы его кто-то развлекал. В свете этой скуки настоящим бичом стал телевизор и детские каналы, причём не столько само содержание, сколько бесконечное, ничем не ограниченное пассивное потребление информации через мультфильмы, телевизионные игры, викторины и прочие «веселилки». Здесь следует отметить несколько пагубных факторов:

       1. Пассивность, отсутствие работы ума, ребёнок не учится думать, привыкая механически потреблять информацию. Но такая информация не может долго сохраняться, поскольку при её получении отсутствуют необходимые процессы обобщения, анализа, систематизации. Мы же не утруждаем себя качественной и количественной сортировкой мусора. В итоге, мозг не удерживает информацию, над которой не трудился.

       2. Подмена реального общения виртуальным. Это пагубная иллюзия, когда ребёнок чувствует себя как бы приобщённым к веселью на экране, но в жизни трудиться для этого не хочет.

       3. У родителей создается впечатление, что ребёнок занят чем-то полезным, а на самом деле - это суррогат, подделка. Ведь информированность не является синонимом знаний и образованности.

       Дети подрастают, у них появляется желание самим находить для себя источник пассивного информирования, и они лезут в Интернет, пользование которым чрезвычайно легко и не требует работы ума. Меня всегда удивляло, что гиперактивные дети, которые 10 минут не могут высидеть на уроке спокойно, часами просиживают за компьютером; интеллектуально слабые, даже ограниченные дети, не способные осмыслить решение задачи в два действия, с лёгкостью пользуются социальными сетями, создают свои странички, легко осваивают компьютерные игры, но при этом они не становятся умнее, способнее, спокойнее. Наоборот, при попытке оторвать их от компьютера, они становятся раздражительными, грубыми, учебные навыки падают. Проведённые исследования показали, что при компьютерной игре происходит активация отдельных зон головного мозга, отвечающих за эмоциональные переживания, ничего не созидая, не вкладывая ни во что свои эмоции, ребёнок получает крайние эмоциональные перегрузки, которые ведут сначала к эмоциональной несдержанности (ребёнок не может контролировать своё поведение, свои реакции), а потом к эмоциональной выхолощенности (апатия, безразличие, равнодушие). В результате пассивного информирования ребёнок лишается самого главного - умения самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать единственно верные выводы. А, следовательно, он становится легко управляемым, перестаёт быть самостоятельной личностью, он не может аргументировано противостоять, отстаивая свою точку зрения, а зачастую и не имеет её, привыкнув, пассивно повторять то, что слышит. Именно эти дети составляют опасную категорию неустойчивых личностей, вовлекаемых в ранние половые связи, наркотики, преступные сообщества. Такие дети, точнее уже подростки, легко попадают под влияние негативных лидеров, увлекаются агрессивными течениями, именно они становятся «идейной массовкой» маргинальных течений, что и наблюдал весь мир на киевском майдане и в трагические майские дни в Одессе.

       Крайне опасна подмена реального общения виртуальным. Чаще всего на такое общение попадаются дети, испытывающие проблемы в поддержании контактов со сверстниками. Не имея необходимых знаний и навыков общения (поддержание беседы, терпения, умения прощать и так далее), формирующихся в дошкольном и начальном школьном периоде, они не пользуются авторитетом у сверстников, поэтому уходят в игры, где на какое-то время могут ощутить себя «всемогущими», в социальные сети, где могут общаться под разными масками, ничем не рискуя. Для этих детей характерна чрезмерная обидчивость, подозрительность, застревание на негативных моментах. А если ребёнок растёт в семье один, да ещё в условиях гиперопеки со стороны взрослых, то эти черты становятся доминирующими в его характере и усугубляют самоизоляцию. Необходимо отметить и негативное физиологическое воздействие на нервную систему ребёнка. В процессе анализа картинки на мониторе раздражение идёт по зрительному тракту от сетчатки глаз до затылочных долей, вызывая при этом холостое, бесполезное раздражение различных зон головного мозга, что ведёт к хроническому перевозбуждению и переутомлению нервной системы. Поскольку люди, страдающие компьютерной зависимостью, лишают себя и сна ради игры, а значит, снижается качество сна, то это приводит к хроническому астеническому состоянию, проявляющемуся раздражительностью, неадекватным эмоциональным реагированием на заурядные бытовые события, интеллектуальным истощением, неспособностью к длительному умственному напряжению, к монотонной работе. Катастрофически снижается устойчивость к стрессу. Многочисленные срывы у детей на экзаменах ГИА и ЕГЭ (и особенно на этапах подготовки к ним) - результат хронического астенического состояния.

       Меры по профилактике компьютерной зависимости.

       Любую беду легче предотвратить, чем исправлять. Поэтому необходимо как можно раньше привлекать ребёнка к реальному общению и реальному созиданию. Часто ли мы смотрим и обсуждаем с детьми фильмы и книги? Угадываем, на что похоже облако? Часто ли мы делаем с детьми домики и мебель из картонных коробок или нам легче купить им всё готовое в магазине? Хватает ли нам терпения учить их пользоваться ножом и чистить картошку или легче всё сделать самим, чтобы не возиться с порезанным пальцем? Это тот минимум, который при желании доступен каждой семье. Необходимо научить ребёнка находить себе дело, чтобы он не ждал, пока его чем-нибудь займут, нагружать его обязанностями по дому и активно поощрять его созидательность. Необходимо как можно раньше приучить ребёнка к тому, что любое удовольствие, любое развлечение должно быть заработано его личными усилиями. На более масштабном уровне необходимо сделать доступными различные секции, кружки, которые способствовали бы развитию творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Необходимо понимание того, что первоочередная задача - научить ребёнка думать самостоятельно, ставить себе задачу и искать пути к её решению, памятуя о том, что умение мыслить важнее информированности.

Екатерина Кулебякина.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения