Главная » Теология » МЫ ВСЕ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА.

МЫ ВСЕ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА.

14.12.2016 22:51

       Известно, что «слово - это полководец человечьей силы!». Но, к сожалению, бывают слова, фразы, которые обессиливают, демотивируют и наносят прямой вред человеку. Особенно внимательно надо следить за словами, фразами, обращенными к детям. Любая сказанная в детстве неудачная фраза может запомниться человеку на всю жизнь, а если такие фразы часто повторять — даже навредить ему в будущем. Некоторые слова, которые мы сами часто слышали от своих родителей, не вызывают у нас недоумений, и  мы вновь и вновь повторяем их уже своим детям. Но неаккуратно сказанное слово, особенно в адрес ребёнка, — вещь опасная. А психологи «подтверждают: всё действительно так. Если родитель не лезет за словом в карман, это еще не повод для радости. На поверку выражения взрослых могут оказаться обидными и жутко вредными для детей. Проверьте фразы по списку и в случае обнаружения чего-то подобного в своем репертуаре, немедленно замените их деликатным покашливанием.

       «Я в твоем возрасте училась на отлично».

       С рождения и до шести лет мама и папа для ребенка — это практически боги, которые знают всё. Они формируют отношение малыша к миру и к себе лично. Конкретно в этой фразе можно увидеть конкуренцию родителя с ребёнком, он как бы говорит ему:

       «Ты до меня никогда не дотянешься! Как бы ты ни старался, я лучше тебя».

       Дети, выросшие с такой установкой, как правило, всю жизнь доказывают семье, что они хорошие, не радуясь своим успехам.

       «Ты моя курочка, обезьянка, поросёночек».

       Как только ни называют своих детей любящие родители. Всё это приводит к  обезличиванию ребенка, его как бы нет, а есть какая-то игрушка, с которой можно делать всё, что душе угодно. В начале своей жизни ваш сын или дочь любое сказанное слово будут воспринимать некритично, они будут доверять вам. Скажете ребёнку, что он дурак, вместо «тебе нужна помощь, давай я объясню», и ребёнок примет это. Имя человека — это его презентация миру. Имя всегда должно быть на первом плане, это то, как человек будет впоследствии ощущать себя в этом мире, насколько он будет целостен.

       «У Кати пятёрка за контрольную работу, а у тебя — четвёрка».

       Большинство родителей всё делают из лучших побуждений. Больно, когда мама или папа тебя отвергают и говорят при этом:

       «А Катя лучше, чем ты».

       Это очень болезненный опыт, который часто дети переносят в свою взрослую жизнь. Эту Катю они потом начинают ненавидеть. Ребенку всегда неприятно, когда его сравнивают с кем-нибудь другим: с одноклассником, братом или сестрой. Такие уже взрослые люди всегда продолжают сравнивать себя с другими и всегда не в свою пользу.

       «Раз ты так себя ведёшь, я тебя не люблю».

       Или «я могу любить тебя, только когда ты мне подходишь». После этой фразы ребёнок начинает стараться изо всех сил быть правильным, он задвигает все свои потребности и желания, «выращивает» в себе некую антенну, которая угадывает желания и ожидания родителей. В итоге ребёнка не существует. Во взрослой жизни он пытается все время угодить, живёт с установкой «Я хочу, чтобы меня любили, а для этого я должен угождать. У меня не будет своих желаний, зато будут желания других людей».

       «Не позорь меня».

       Другими словами, родитель говорит:

       «Ты мой позор».

       Дети, которые часто слышат подобную фразу, очень хотят, чтобы все увидели, какие они на самом деле. При этом если они получают чьё-то внимание, то не знают, что с ним делать. Они прячутся, закрываются, теряются. У такого ребенка как будто нет выбора, он  может быть только чьим-либо позором. Говоря что-то подобное, вы травмируете собственного малыша.

       «Ты совсем как отец или мать».

       Безусловно, эта фраза иллюстрирует отношения папы с мамой, их недовольство своей совместной жизнью, которое они вымещают на ребёнке. Супруги напрямую не выясняют отношения, а через своего ребенка говорят друг другу гадости. И все эти гадости остаются в ребёнке. Если мама говорит: «Ты такой же упрямый, как твой папаша», получается, что папа — плохой человек, с которым невозможно договориться. Значит, мальчик не захочет быть таким мужчиной, ведь он упрямый и нехороший? Когда мы проецируем свои плохие отношения на детей, то им приходится жить с этим. Также можно услышать подтекст, что «с девочками лучше, чем с мальчиками».

       «Не доешь кашу — будешь слабым и глупым».

       У меня была знакомая девушка, которой с детства говорили:

       «Если ты не доешь хлебушек, то он будет бегать за тобой всю ночь».

       Как бы смешно это ни звучало, но она ужасно боялась хлеба, то есть родители добились обратного эффекта. Очень часто такие выражения используют бабушки и  дедушки, которые сталкивались с голодом в детские годы. У ребёнка подобное выражение может развивать страхи или очень тяжёлые отношения с едой: её культ, лишний вес и так далее.

       «Будешь себя плохо вести, мы тебя отдадим дяде или бабайке».

       Это очень конкретное послание, в котором говорится, что ребёнок ценен, только если он удобен своим родителям. Родитель транслирует ему:

       «Не будь собой, ты должен быть таким, каким ты нас устраиваешь».

       Вырастая, такие дети не знают, чего они хотят, и пытаются угодить всем и каждому.

       «Будешь так себя вести, тебя унесет соседская собака или зубная фея или работник РОНО».

       Особенно неприятно ребенку слышать запугивания перед сном. Дети отчего-то верят взрослым, а раз тебе авторитетно сообщают о тревожном явлении, скорее всего, это что-то может значить. Спать становится неспокойно: то ли из-за звуков фильма ужасов из-за стенки, то ли из-за пророчества родителя. Недалеко и до неврозов. Кстати, с четырех до  шести лет у дошкольника — возраст иррациональных страхов, поэтому последующие похлопывания по плечу: «Да ты чего, у вампиров по средам выходной!» — успеха не принесут.

       «Дома получишь!».

       Это про то, что родитель имеет право сделать с ребенком всё, что угодно, не  обращаясь к его чувствам. В одну секунду мама или папа превращаются в родителя-надзирателя, который карает или прощает. У детей, часто слышащих подобное выражение в свой адрес, непросто складываются отношения с начальством, поскольку родительская фигура как бы склеивается с фигурой начальника, и человек начинает бояться шефа и при этом хочет ему угодить, чтобы не быть наказанным. Руководство начинает «гнобить» такого подчинённого.

       «Уйди, чтобы я тебя не видела и не слышала».

       Перевожу:

       «Ты испортил мне жизнь, исчезни! Тебя не должно быть».

       И впоследствии такой ребенок живет с чувством глубокой вины перед родителем за то, что он мешал жить родителю счастливо.

       «А я догадался, откуда у тебя руки растут!».

       Русский язык очень выразителен в отношении не самых приятных эпитетов для частей тела: «руки-крюки» и «пустая голова» — казалось бы, невинные словечки в адрес человека, который перевернул на диван сгущенку. А потом полез везде своими лапами и  даже не помыл копыта. Это опасный путь: дети формируют собственный образ исходя из  наших слов о них. Гораздо лучше постоянно указывать, что сердце — доброе, голова — светлая, руки — умные, ноги — быстрые. Согласно законам психологии, так оно и будет:

       «Ванечка, ну зачем же твои светлые добрые ладони снова разобрали будильник!».

       «Ну-ка не реви! Ты же мальчик или девочка или потомок Чингисхана!».

       Ай-ай-ай. Такой большой родитель и не знает, что отрицание чувств ребенка вылезает боком всем участникам. Ему или ей или потомку Чингисхана сейчас очень плохо, и лучше всего пожалеть их всех вместе и выяснить причину огорчения. Второй минус этой фразы в том, что она формирует невозможность достижения некоего эталона. Как будто бы этот эталон где-то висит и светит, ребенок должен к нему тянуться, но, увы, заплакал и осрамился.

       «Да мы с отцом все для тебя. Всю жизнь посвятили, все деньги вбухали! Вот этими самыми мозолистыми руками!».

       Многие удивятся, но никто никого не просит посвящать ему жизнь. Эта ноша великовата для человека любого размера — знать, что кто-то пожертвовал для тебя самым ценным. Особенно если расплатиться нечем. Чувство вины подобными сентенциями впивается в ребенка намертво и сильно отравляет жизнь, а также ваши отношения. Наверное, у вас тоже не задалась бы беседа с кем-то, кто продал свою почку, чтобы подарить вам на день рождения коньки.

       «О, господи. На! Бери свои конфеты с апельсиновыми канцерогенами, только отстань!».

       Это неудачная реакция на просьбы хотя бы потому, что в следующий раз, когда ставки вырастут, вам могут устроить более качественный налет. Оно же работает. Кроме того, сама по себе фраза настолько грубая, что ее неловко приносить домой. Дети часто такое слышат. Представьте, что начальник вам повышает оклад с такими словами — неприятно, ей-богу.

       «Эх, я-то в твои годы! Побеждал на соревнованиях по метанию ведра. Вся школа меня боялась!».

       Несмотря на то, что хвастаются родители обычно какими-то идиотскими вещами, детям хочется быть на них похожими, особенно если они все время подчеркивают важность «похожести» подобными словами. Это снова попытка установить эталон, на этот раз и вовсе недостижимый: папа в твои годы мог, а вот тебе не светит, ты нехорош. Отсюда и до выученной беспомощности рукой подать: когда уверенность «я не могу» перерастает в убеждение «мне не стоит и пытаться». Кстати, из той же оперы фразы-сравнения:

       «Погляди-ка на Машеньку, она-то никогда не стирает ластиком оценки из  электронного дневника — вот тебе пример!».

       «Пока Машенька еще здесь, заметь — она еще и компот весь допила, не то, что ты!».

       Наверное, не самое актуальное замечание для людей, которые разглядывают в  фейсбуке, как другие похудели перед отпуском, но все же: сравнивать себя человек может и должен только с собой вчерашним. В противном случае нас всегда будут окружать более крутые, успешные и подтянутые люди. Примериваясь к другим товарищам, более благополучным в разных сферах, мы обречены на заведомый провал. Человечество пока не изобрело ни одного героя, который был бы самым лучшим во всем, значит, и ребенку не стать самым-самым. Какая ужасная мысль!

       «Все равно поедем на каникулы в тундру. И меня не волнует, что ты там хочешь».

       Логика ребенка такова:

       «Если маму не волнуют мои ожидания, значит, они и правда не важны. А если они не  важны, то и сам я вроде как-то не очень важен».

       Между тем в психологии принято считать, что родители должны формировать у детей обратные вещи, например, базовое доверие к жизни, чувство собственной ценности и значимости. Так что фразу лучше переформулировать:

       «Я знаю, что тебе хотелось бы в Диснейленд, и мне очень важно твое мнение, но, к  сожалению, мы можем себе позволить посмотреть лишь красоты северного мха!».

       И вот еще круто, если из другой комнаты никакой прочий член семьи не будет кричать:

       «Потому что я так сказал! И точка!».

       «Еще раз схлопочешь двойку, приставки тебе не видать!».

       Вместо джойстика вы можете грозить лишением карманных денег, выходных дней или порций мороженого — не суть важно. Здесь происходят две печальные вещи:

       - во-первых, подмена мотивации (человек как будто должен учиться лишь для того, чтоб ему разрешили поиграть с джойстиком),

       - во-вторых, возведение этой сомнительной награды в культ и высшее удовольствие.

       Если у ребенка есть проблемы, то выражать заботу следует иначе:

       «Раз ты проводишь с приставкой все свое время, вместо того чтобы учиться, и  не  можешь победить соблазн, я должен помочь тебе, как взрослый человек, который понимает, что пока ты не способен регулировать зависимость. Давай вместе подумаем, как это сделать».

       Не следует валить в одну кучу оценки и приставки. Подобная беседа должна проходить отдельно от эмоционально насыщенного разговора о двойках.

       «Ну-ка крошки собрал! Вышел из-за стола! Поклонился гостям, я сказал!».

       Так с ребятами разговаривают в армии, в школе и некоторые папы. Когда глаголы стоят в прошедшем времени, ослушание не подразумевается. Другой эффект от таких слов заключен в том, что они унижают человеческое достоинство и напрямую бьют по  личности, ломая ее. Воспитанный на глаголах прошедшего времени ребенок привыкает к  тому, что силе надо подчиняться, а еще он может на скорость приносить родителю тапочки. Но это, пожалуй, единственный плюс.

       «Давай-ка, сынок, я сейчас докажу, что ты врешь. Во-первых, твой воображаемый друг гораздо меньшего размера, чем следы на ковре».

       Ловить на лжи и доказывать, что ребенок обманул — верный путь спровоцировать его на новые лжепостроения. Не придирайтесь, не уличайте, это мелочно. Тактично дать понять, что вы в курсе, но не давите на больное — гораздо более тонкая работа. А если ребенок часто и настойчиво обманывает, это знак, что у него какие-то проблемы, может быть, касающиеся самооценки или отношений в семье. Имеет смысл разобраться с  причинами, по которым воображаемые друзья приходят к вам в дом с актами вандализма.

       «Что? Ты боишься спать в палатке? Да брось! Ты даже не дрожал, когда я вчера показал тебе «Техасскую резню бензопилой»».

       Отрицая страхи ребенка, вы не избавляете его от них. Вы просто отправляете недвусмысленное послание:

       «Родитель в упор не видит твоих проблем».

       Да, может быть, дракончик в шкафу кажется вам ерундой, но для ребенка он реален, как и те 22 привидения под раковиной. Здорово, если обращаясь к вам, ребенок любого возраста будет находить поддержку и сопереживание.

       «Как размножаются одуванчики? Ну, уж нет! Тебе это знать рановато!».

       Произнося что-то похожее регулярно, вы навсегда избавитесь от разных неудобных детских вопросов, потому что их он станет адресовать кому-то более компетентному, вроде чумазого товарища по дачному участку. Если вопрос о том, что такое «оргазм» застал вас врасплох, можете сказать:

       «Я сейчас не готов ответить, мне нужно некоторое время».

       После чего стоит обложиться специальной литературой, прослушать парочку тематических вебинаров «Как рассказать детям про это» и выйти, наконец, к ребенку с нарисованной схемой. Там вы, скорее всего, обнаружите, что он давно потерял интерес к оргазму и теперь поглощен проблемами взаимосвязи между религией и терроризмом. Домашние будут немало удивлены, когда вы станете пытаться свернуть разговор обратно к сексу. Но это лучше, чем ничего.

       Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения