Главная » Казаки » КАЗАЧЬИ ПРЕДКИ. ЧАСТЬ 10.

КАЗАЧЬИ ПРЕДКИ. ЧАСТЬ 10.

19.01.2019 23:06

       Сегодня у нас новая статья о древнейших прародителях Казачьего Народа. В ней мы расскажем о населении скифского круга, пребывавшем вблизи Азовского моря на Дону, Кальмиусе, Кальчике и на Северском Донце. По смутным отголоскам, в былые времена ими было создано два протогосударственных образования, одно из которых называлось Артана (на Северском Донце и Среднем Дону) с главным городом Артой. Это были древние племена с самоназванием «аз» или «ас», которых русские летописи называли «ясами». И их то, похоже, окрестили впоследствии ещё одним именем - «бродники». Они-то и стали первичной основой появления такой этнической подгруппы Казачьего Народа, как донские казаки, донцы. Похоже, другим племенным объединением подонских асов-аланов, тоже сумевшим создать свою государственность, следует назвать скифское племя рось (или русь), которое, уйдя с Дона в результате гражданской войны в Хазарии в 913-914 годах, обосновалось на Тамани, где построило свой главный город Росию (или Русию). Именно это племя дало в дальнейшем элиту для Древнерусского государства, а его собственная новоосвоенная племенная территория стала былинной землёй Тмутаракань. Бродники жили в низовье Дона в существовавших здесь городах, но главная часть их жила по Среднему Дону и по низовьям левых притоков Дона, между ними и рекой Волгой. Между бродницкой территорией и соседним русским Рязанским княжеством оставалась громадная пустая полоса. Иностранные авторы, упоминая о «людях с бродов», отмечали, что они являлись ветвью тавроситов, которых они причисляют к славянам. При этом известно, что архаическое название «тавроситы» использовалось византийскими авторами как собирательное обозначение населения Руси. Однако современные им древнерусские летописцы никогда не смешивали бродников и древних русских, то есть славяно-росов, считая себя и их разными народами. О бродниках упоминается в «Слове Никиты Акомината» в 1190 году. Цитирую:

       «Бродники, презирающие смерть, ветвь росов (Ruteni), и они - народ, повинующийся богу войны».

       С кем утверждает этот документ родство бродников? С русскими, произошедшими от смеси славяно-росов? Или просто со скифским племенем росов? Это не совсем понятно, но в любом случае скифская составляющая бродников несомненна. А значит, несомненно, и этническое родство древних русов и бродников. Кроме Северного Кавказа, несомненно, наличие и второй территории, заселённой преимущественно сарматскими племенами и продолжающими сохранять там свою культуру, язык и традиционные взаимоотношения - это Приазовье, которое хоть и дало ударную силу в армию гуннов, но всё-таки не выжало из себя самые последние капли жизни. Несмотря на факты, говорящие о родстве донских асов и бродников, этот вопрос до сих пор некоторыми историками оспаривается. В то же время, вопрос этнической принадлежности средневековых донских асов тесно связан с этнической принадлежностью Салтово-Маяцкой культуры Хазарии. И при этом имеется генетическая связь северокавказских и салтовских катакомбных погребений с сарматскими курганами. В результате сопоставления имеющихся свидетельств, напрашивается однозначный вывод о принадлежности населения Приазавья, прежде всего, в качестве стержневого этноса, к потомкам прежних скифо-сарматских жителей - к роксаланам. Но определённое воздействие на местный этногенез оказали также славяне-анты при дополнительном воздействии финно-угорских племён. Впервые известия о славянах в Причерноморье появляются у писателей VI века. Так, Иорнанд представляет их разделёнными на два племени: «анты» между Днепром и Днестром, и собственно «славяне» между Днестром и Дунаем. Но этот писатель не знал о поселениях антов и далее на восток. Об этом сообщает византийский писатель того же VI века Прокопий Кесарийский. Он рассказывает, что к северу от готов, обитающих по берегам Дона и Азовского моря, живут анты. Получается, что славяне-анты жили в непосредственном соседстве с сармато-аланами и, естественно, должны были вступить с ними в процесс взаимных генных заимствований. Прокопий Кесарийский также сообщал, что:

       «По берегам Азовского моря и Дона живут племена, которые в древности назывались киммерийцами, а теперь зовутся утигурами. Об этих последних племенах надо сказать, что у одного из государей гуннов было два сына - Утигур и Кутургур. После смерти отца каждый из них со своими подвластными племенами образовал новые племена - утигуров и кутургуров».

       Они, добавим уже мы, и явились составными этническими частями древних булгар. Данные археологии указывают на общность бытовой культуры Царства Казар (то есть Хазарии) с Салтово-Маяцкой археологической культурой, распространённой среди асов-аланов (в древнерусских источниках - ясов) с древних времён на Верхнем Дону и Северском Донце. Идёт многолетняя затянувшаяся борьба-соперничество булгар и гуннов на землях азовских роксаланов (будем их в дальнейшем называть по их самоназванию - асы). Поэтому асы вступают то в одни союзы, то в другие, используя наиболее выгодную для себя позицию. Булгары, а затем и хазары наличие приазовских асов признают и с ними, как многочисленным местным народом, считаются. Асы, как и другие народы Приазовья, вошли в VI веке в состав Хазарии, но и после этого главный асский город Тана (будущий Азак) долго ещё оставался второстепенным торговым поселением, так как главные торговые пути Хазарии в то время шли от Волги через северокавказскую степь к Таматархе (Томаторкани) или через Волго-Донскую Переволоку к Донцу, всегда минуя Тану. В Тане с древнейших времён стоял чтимый казаками храм Святого Иоанна Предтечи и в нём имелась икона того же святого, написанная в 637 году - это был храм асов-христиан. Асы-язычники, формально пока не войдя в состав Хазарии, оказались вовлечены в орбиту влияния хаканата и в дальнейшем фактически стали его постоянным союзником. Укрепившись и усилившись, основатели Хазарии обрушились на булгар, занимавших берега Азовского моря. Они принудили часть их оставить Приазовье, а другую подчинили себе полностью, однако в силу своей многочисленности булгары заняли весомое место в государстве. Таким образом, Земля Касак и донские берега, древняя колыбель приазовско-донской казачьей народности, вошли в состав Хазарского хаканата. К сожалению, сложная и тяжёлая судьба подонских асов практически не оставила о них никаких письменных свидетельств и всё, что удаётся разыскать, находится в иностранных свидетельствах. Но отсутствие достаточных сведений вовсе не говорит об отсутствии самих подонских асов и время от времени их имя всплывает в потоках исторических событий. Археологические раскопки обнаруживают переселение в VIII веке части аланов Северного Кавказа в верховья Дона и Донца. Исходным районом аланского переселения на север был район нынешнего города Кисловодска. Почти одновременно с передвижением аланов с юга на север произошло встречное перемещение значительной массы булгарского населения с севера на юг, в бассейн Верхней Кубани. Разные историки объясняют причины этой миграции по-разному, но для нас этот вопрос не является существенным. В VIII веке асы-аланы начинают стягиваться в одно политическое сообщество на Северском Донце и на Среднем Дону (Салтовская культура). Здесь асы-аланы создали то ли племенной союз, то ли своё государство (Артана), существовавшее до 2-й половины Х века, то есть до разгрома Хазарии киевским князем Святославом. Академик Ю. В. Готье писал, что:

       «В VI-IX веках на Северном Кавказе и на берегах Донца одновременно существовала одна и та же культура, что люди, населявшие Салтов, жили, одевались, веровали, хоронились совершенно так же, как очень далекие от них жители современной Осетии. При этом отпрыск кавказской культуры на Донце не был ни слабым, ни хилым. Только сравнительная малочисленность и скромность украшений показывает, что обитатели Салтова были беднее своих кавказских сородичей».

       Салтовская или Салтово-Маяцкая культура - археологическая культура эпохи железного века, распространённая в середине VIII - начале Х веков на юге современной России и юго-востоке современной Украины, то есть в период господства в этом регионе Хазарского хаканата. Изучение памятников Салтовской культуры в Приазовско-Донском районе позволило определить, что на этой территории она представляет две племенные группы, различные по погребальному обряду, антропологическому типу, характеру поселений, но очень близкие по облику материальной культуры. Салтовская археологическая культура в узком смысле - это культура аланского населения лесостепной части Подонья. Генетически связана с культурой аланов Северного Кавказа. В широком смысле Салтово-Маяцкую культуру принято определять как государственную культуру Хазарского хаканата и включать в её ареал степное Подонье, Приазовье, Тамань, Восточный Крым, Нижнее Поволжье и Прикаспийский Дагестан. В этом случае культура подразделяется на два локальных варианта: лесостепной аланский и степной, условно называемый «булгарским». Последний, в свою очередь, также делится на несколько территориальных подвидов. Рассматривая Салтово-Маяцкую культуру Дона и Донца, доктор исторических наук С. А. Плетнёва обрисовала важнейший процесс постепенного оседания кочевников на землю, их перехода к земледельческо-скотоводческому хозяйству и развития на этой базе феодальных отношений. От кочевий к городам - таков был стержень социально-экономического развития «салтовцев». Кадры подонского населения, по мнению археологов, составились из смешанного племенного типа и проявляют черты оседлых земледельцев, ведущих довольно культурное хозяйство, знакомых со строительным искусством, обладавших высоко развитым гончарным ремеслом и кузнечным делом. Асы-аланы воздвигли на правом берегу Дона, выше донецкого устья, крепость из белого известняка, которой и принадлежало первоначальное славянское название Белая Вежа. В начале IX века, во время гражданской войны в Хазарии, Белая Вежа была разрушена до основания. В 836 году, уже, когда в Хазарии официальной религией стал иудаизм, при помощи византийских мастеров на Дону была воздвигнута новая крепость Саркел, но уже на восточной стороне Дона. Местные славяне перенесли на неё старое название Белая Вежа, хотя стены её были теперь сооружены из красного кирпича. Очевидно, на неё возлагалась функция форпоста в защите рубежей Хазарии от кочевых племён. За два года до этого византийский инженер Петрона Коматир, присланный по просьбе хакана для строительства крепости Саркел, обнаружил, что здешнее население - христиане и запроектировал в цитадели храм. Но иудейское руководство Хазарии не позволило его возвести, и уже завезённые для церкви капители и колонны были брошены в степи, где их и нашли археологи в 1935 году. Приазовские асы, объединённые в Томи-Танской митрополии, и в составе Хазарии долгое время продолжали следовать положениям арианства, и богослужение вели на своём языке. Валафрид Страбон, известный толкователь Библии, около 844 года свидетельствует:

       «Я слышал от верных братии, что у некоторых скифских племён, преимущественно у томитан, и до сего времени богослужение отправляется на их собственном языке».

       Похоже, бродники - другое, славяно-роское название племени асов, проживавших на Дону. И, вероятно, это именно о них сообщает «Гудуд ал Алэм» в Х веке. В «Персидской географии» указана по рекам Иловле и Медведице, то есть на Верхнем Дону, страна язычников-«б.радасов» (возможно, бродников-асов?):

       «На восток от неё река Атиль (Волга); на юг от неё хазары; на запад – «в.н.нд.р» (возможно, беренджер - берендеи?); на север печенеги-тюрки. Люди этой страны исповедуют такую же веру, как и гузы; они живут в войлочных кибитках и сжигают своих покойников; они зависят от хазаров, а их богатство состоит из шкурок зверька-ласки; они имеют 2-х князей, которые держатся отдельно».

       Но ведь именно эту же территорию занимают и асы! Из этого краткого сообщения мы узнаём, что у бродников имелось два отдельных племени (или, может, государственных образования), которые «держатся отдельно» друг от друга. Может, другое племя бродников и есть русы, ранее ушедшие на Тамань и потому эти родственные племена и «держатся отдельно»? Кроме того, подтверждается, что далеко не все асы были в это время христианами, а, скорее всего, лишь меньшинство их. Персидская география указывает и другой народ с подобным именем - принявших мусульманство буртасов, но помещает их на восточной стороне Волги. Там же, за Волгой, указывают буртасов и некоторые иные авторы того времени. Нет сомнения, что «б.радас» и «буртас» - народы одного этнического корня (ас), но разные по вере и месту проживания, хотя и соседственному. Относительно наличия у бродников двух отдельных родов (племён) в источниках сохранилась любопытная информация, явно говорящая об одном из них. Известно существование в составе Хазарии некой Артаны - особой области, скорее всего племенной территории части асов, в которой между VIII и X веками проживало одно из славяно-руских племён. Самое вероятное понимание этого названия даёт тюркское значение слова «Артана»: «по ту сторону Таны», то есть «Задонье». Следовательно, Артану надо искать поблизости к позднейшей Задонщине. К такому же выводу приводит сочетание слов греческого летописца VIII века с новыми данными археологии. Патриарх Никифор в Краткой истории говорит, что вследствие кровавых междоусобий, из Дунайской Болгарии в 764 году переселились на реку Артану 208 000 славян, а археология, в свою очередь, обнаруживает для того же времени появление на реках Сейме, Северском Донце и Доне огромного числа новых поселений славянских, ас-аланских и гунно-болгарских. Раньше эти места занимали «бесчисленные племена антов» (Прокопий Кессарийский), которые покинули их и скрылись в лесной зоне, вероятно, убегая от вторжения арабских войск, пришедших сюда в 737 году. Артана упоминается арабскими географами X века Джайхани и Истахари. Первый помещает её вблизи Хазарии, а второй - между Хазарией и Великим Булгаром, граничившим с Византией. Археология говорит, что население Дона и Нижнего Донца к X веку представляло из себя этнический сплав, в котором некоторые историки признают казачьих предков бродников. Истахари название этой земли пишет «Утания», возможно, в его славянском произношении - «у Таны» (у Дона). Главным городом Артаны называется Арта. По словам Истахари, о населении Артаны никто ничего не мог узнать, кроме того, что этот воинственный народ не допускал к себе иноземцев:

       «В Арту никто не входит, потому что жители убивают всякого иностранца и бросают его в воду» (не напоминает ли известный способ расправы у позднейших казаков - «в куль, да в воду»?).

       Из Артаны привозили шкурки чёрной лисицы и свинец. Тот факт, что Византия сумела поднять асов вместе с гузами и печенегами на восстание против хазаров, свидетельствует, что асы в составе Хазарского хаканата сохраняли значительную автономию и, когда не желали мириться с господством центральной власти, выступали против неё. На своих северных границах, в землях расположения асов, Хазария имела оборонительную крепость. Судя по мощи раскопанной Маяцкой крепости, она вполне могла являться столицей или резиденцией упоминаемого в документах царя Асии (или же Артаны). В исследовательских работах раскопанному городищу дали название Маяцкое, а исследуемой в нём культуре - Салтово-Маяцкая. Местные жители, как и северокавказские аланы, не были кочевниками. В их области сохранилось много и других остатков поселений и крепостей с каменными стенами, свидетельствующими об оседлости и занятиях не только скотоводством, но и земледелием. Здесь одновременно проживали две племенные группы - одна, большая, - асы. И вместе с ней вторая, меньшая по численности, но с явными предпосылками добавить свои антропологические особенности в метисированное население Подонья. Скорее всего, так и произошло в других местах, где жизнь не прервалась. Исследования останков показали, что асы были ярко выраженными долихокефалами с европеоидным строением черепа, исконным для юго-восточной Европы. В общих чертах черепа этого типа сходны со скифскими, но абсолютные размеры их меньше, а лица уже. Последнее обстоятельство можно объяснить только «измельчанием» местного населения ввиду худших условий существования (питания), чем ранее жили скифы-кочевники, имевшие вдоволь мяса и молока. Общий тип этих людей оказался абсолютно сходен с аланами Северного Кавказа. Вторая, - меньшая по численности, - племенная группа имеет ряд существенных отличий от первой. Черепа этой группы уже не долихокефальные исконного европеоидного типа, идентичного северокавказским аланам, а брахикефальные, но, и это важно, также европеоидного типа. Правда, с заметной уже примесью китаеоидных черт, что позволяет сразу же предположить их прибытие сюда из дальних глубин Азии, где их предки могли контактировать с древними китайцами. Изучение погребального обряда, инвентаря и антропологического типа этой второй группы местного населения показало, что они принадлежат к так называемым «внутренним» или «чёрным» булгарам, жившим в Приазовье и Подонье вместе и вперемешку с западными скифами - аланами. У племён Салтово-Маяцкой культуры существовали торговые отношения с восточными славянами, а позже - с Древнерусским государством. Мало того, согласно Ригельману, по всему Приазовью в IX веке звучала уже славянская речь. Жители Приазовья, «коих греки козарами, римляне же газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна же их была близ Меотического озера». Иначе говоря, здесь жило смешанное славяно-скифское население, сродни поднепровским славяно-росам.

       В результате гражданской войны в Хазарии 913-914 годов правительственными войсками было взято салтовское укрепление, в котором азовские асы несли службу на переволоке между Доном и Волгой. Уничтожение здешних асов вероятнее всего следует рассматривать как результат беспощадной расправы хазаров с непокорным, изменившим родственным племенем, проведённой планомерно и целеустремлённо с тем, чтобы истребить его без остатка. Не надеясь удержать асов в своей власти ввиду постоянной угрозы со стороны печенегов и союза асов с последними, хазарам не оставалось ничего иного, как, по возможности, начисто ликвидировать своих бывших подданных. Уцелевшие асы, по-видимому, искали спасения у своих союзников - печенегов. Утратив в результате этого погрома многое из своего культурного достояния, они сохранили племенную самостоятельность и в дальнейшем вновь обосновались на части прежней своей территории, но в рамках подчинения соседним кочевникам, каковыми в XII веке, когда их упоминает русская летопись, были уже кыпчаки (половцы русских летописей). К той же самой разгромленной хазарами Салтовской культуре асов Подонья и Приазовья относятся раскопки города Адомаха - древнего города на берегу Азовского моря в устье рек Кальмиус и Кальчик (сейчас на этом месте стоит город Мариуполь). Его могли построить именно асы-бродники. При этом нельзя исключить, что Адомаха если и не была стольным городом Броднии, то, во всяком случае, являлась крупнейшим её опорным пунктом и портом.

       Расположенные на берегах больших и малых рек салтовские поселения являлись не только земледельческими, но и торговыми центрами. Амфоры, найденные в пределах салтовского поселения на Дону под Азовом, были завезены извне. Археологи же утверждают, что такие амфоры производились в Крыму. Жившее в устье Кальмиуса население в VIII-X веках также занималось торговлей. Можно сделать вывод, что у поселения в устье Кальмиуса была пристань, куда поступали привозные товары, и откуда отправлялось выращенное в прилегающих степях зерно, добытая в море и в Кальмиусе рыба и имевший тогда большой спрос, изготовленный из осетровых рыбий клей. С этой пристани уходили на рыбную ловлю и сюда же возвращались с уловом осетровых местные рыбаки. Благодаря наличию пристани к поселению в устье Кальмиуса тяготели не только располагавшиеся рядом, но и более отдалённые поселения земледельцев. Именно здесь их жители могли сбыть излишки своей продукции и приобрести необходимые им товары. В результате гражданской войны в Хазарии сначала была ослаблена, а в дальнейшем, под ударами племён гузов и печенегов, окончательно погибла Салтово-Маяцкая культура во всём этом районе. Но особенно сильно пострадало бродницкое население после похода киевского князя Святослава в 965 году, вырезавшего множество местных жителей, несмотря на то, что и сам Святослав происходил из сарматского рода. Однако разрушение всех здешних поселений не означает, что в них погибло и всё население. Исчезли только чёрные булгары, которых русские летописи упоминали ещё какое-то время. А ясов же (или асов-аланов) и подонских славян последующие русские и иностранные источники отмечают довольно регулярно и после трагичного для них X века. Донские ясы, о которых сообщают русские летописи, представляли собой потомков асского элемента, столетиями жившего здесь ещё со времён греческой колонии Танаиды, основанной на сарматской территории. Кстати, русские летописи называют ясами не только часть поселенцев Подонья, но и жителей центральной части Кавказа. Для русских летописцев как донские, так и кавказские ясы этнически представляли собой одно и то же племя.

       Не исключено, что вторым протогосударственным образованием приазовских асов-аланов, после Артаны с главным городом Артой, стало племенное объединение росов (или русов). Древнейшими сведениями о них обладал анонимный автор «Пределов мира», локализовавший это племя в Подонье, то есть там, где жили приазовские роксаланы - более крупное по сравнению с русами племенное объединение. Но впоследствии русы, перебрались в Восточный Крым. Во второй половине IX века появляется вставка об «острове руссов», возникшая после переселения этого племени на новые места жительства в результате гражданской войны в Хазарии. Что «остров руссов» - это Тамань, подтверждается многочисленными свидетельствами, как арабов, так и неарабскими источниками. Тамань в те времена была группой островов в устье реки Кубань, выдвинувшихся далеко в Азовское море. Нынешний полуостров Тамань ещё во времена Екатерины II считался островом, а ещё раньше представлял собой острова, образованные дельтой Кубани. В раннем средневековье Таманский полуостров только начинал формироваться, по мере заполнения пространства между островами наносами из реки Кубань. Основали росы на новом месте и свой стольный град. Самые поздние восточные источники связывает племя рось или русов с городом Росия или Русия на Тамани, который стал их племенной столицей. В частности, Али Бен Саид Махреби в одном географическом контексте рядом с городом Матарха (у греков Таматарха, у генуэзцев Матрега, у славяно-русов Тмутаракань, ныне - станица Тамань) упоминает Русию - «главный город» русов. По мнению археолога Л. Гурченко этот город находился на месте Голубицкого городища на Тамани. Такая локализация точно соответствует указанию Ал-Идриси, что «от города Матраха до города ар-Русийа 27 миль (арабских)», что в нашем измерении составляет 54 километра - точное расстояние от Таманского до Голубицкого городища. Начиная с середины X века, всё больше мусульманских географов основным центром сарматского племени росов называли сырой, топкий морской остров (или группу островов). Кроме ал-Масуди и Димешки те же сведения приводят и другие авторы. Об «озере» вокруг острова русов упоминает и Ибн-Ийас, уточняющий, что русы - большие народы из тюрок, а «страна их нездоровая, поблизости от славян». Ал-Масуди и Димешки конкретизируют, что остров расположен то ли в Чёрном, то ли в Азовском море и того же мнения были более поздние арабские авторы. Шемс-эд-дин Димешки (XIV век):

       «Они живут на семи островах Чёрного моря. Море имеет от них название Русского».

       Отмечаемый восточными источниками сырой и болотистый характер «острова руссов» в полной мере относится и к древней Тамани. Собственно, и само Азовское море (Меотиду) греки именовали palus, что означало «озеро» или «болото». После разорения донецко-донской «Асалании» (Артаны) Святославом в 965 году и затем гузами, некоторая часть подонских асов эвакуировалась в Крым. Видимо, это было какое-то иное племя, не относившееся к русам. Здесь они жили в совершенно примитивных условиях между гор около Чуфут-Кале, в пустынных местах и пещерах, не строя ни загонов для скота, ни лачуг. Вследствие ударов гузов и печенегов Дон потерял значение выгодного торгового пути, и центр торговли перешёл из города Русии в Томаторкань. Отныне Саркел на Дону и Томаторкань на Керченском проливе в устье Кубани обеспечивали торговые связи Киевской Руси с Кавказом и открывали путь из Днепра на Волгу, свободное плавание по которой как раз и было целью похода Святослава против булгар и хазаров, державших эту реку в своих руках. Древние историки смутно упоминают об аланской крепости, стоявшей где-то близ устьев Дона, называя эту крепость Ас-Кала, то есть по-тюркски «Крепость народа ас». С ХI века в этой местности делается известным город Азак, называемый итальянцами по-прежнему, и даже в XIV веке, Таной, как его называли греки. Как пишет Евграф Петрович Савельев:

       «Некоторые арабские историки, а потом и турки этот город называли Адзак, Ассак, Казава, Казова, Хазова и Казак, то есть «город народа азов-саков»».

       Русские же называли его Азов. Казаки многие века рассматривали Азак в качестве своей древней столицы. Земли древней Меотиды позднее стали называться Приазовьем, а сама Меотида - Азовским морем. Рядом историков княжество Томаторкань (или Тмутаракань, земля древнего Боспорского Царства) считается одним из осколков ас-аланской («протоказачьей») государственности. В то же время, греческая надпись XI века, посвящённая Феофано - жене князя Олега Святославовича, правившего в Томаторкани в 1082-1094 годах, называет её «архонтиссой Росии», как бы подчеркивая, что в представлении византийцев племенной «русью» в узком, изначальном смысле была именно территория княжества Томаторкань. На ту же область указывает и устав императора Льва Философа (886-911 годы) «О чине митрополичьих церквей», где церковь «роская» стоит на 61 месте непосредственно перед церковью «аланской», распространявшей тогда своё влияние от Терека до средней Кубани.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Александр Дзиковицкий, Всеказачий Общественный Центр.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения