Главная » Казаки » КАЗАЧЕСТВО. СЛОБОЖАНЩИНА. ИНТЕРВЬЮ С ЧУГУЕВСКИМ КОШЕВЫМ АТАМАНОМ.

КАЗАЧЕСТВО. СЛОБОЖАНЩИНА. ИНТЕРВЬЮ С ЧУГУЕВСКИМ КОШЕВЫМ АТАМАНОМ.

28.07.2020 19:45

       К нам в редакцию пришёл интересный материал. Предупреждение - данная статья не преследует никакой цели, кроме цели не преследовать никакой цели. Автор не призывает к чему-либо или ненависти к кому-либо. Есть собственное субъективное и оценочное мнение, которое разрешено высказывать любому гражданину страны. Насколько данные аргументы совпадают с действительностью, нам не известно и скорее всего это не истина в последней инстанции, а эмоциональная разгрузка человека, который переживает за бытие в целом. Мы не берёмся давать оценку в связи с новым пакетом законопроекта И. А. Яровой.

       «Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм» - (Джордж Оруэлл).

       Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть данных фактов. Информация взята из открытых источников. Всё что вы видите - это слухи и домыслы и нечего более. Редакция не разделяет мнения автора. Данный текст создан в состоянии аффекта, так как автор очень впечатлительный человек с обострённым чувством справедливости и слишком близко к сердцу воспринимает чужое горе, поэтому многие его высказывания могут являться искажённым восприятием реальности. Всё является авторским личным оценочным суждением. Верить ему на слово, безусловно, не нужно ни в коем случае. Предлагаем читателям составить своё собственное не зависимое от авторского оценочного суждения - мнение о произошедшем.

       Против казачьих организаций Слобожанщины развязали травлю четыре лица, не имеющие отношения к казакам, но позиционирующие себя в качестве «украинских активистов» из организаций «Світанок» и «Правозахистник». В связи с этим кошевой атаман Чугуевского казацкого товарищества Н. Н. Ганжа 28 января 2020 года опубликовал «Открытое обращение казацких организаций Слобожанщины» следующего содержания (перевод с украинского):

       «Гетману Украинского Казачества Николаю Николаевичу Пантелюку;

       Председателю Харьковской областной государственной администрации;

       Председателям районных государственных администраций;

       Городским головам городов Харьковской области;

       Председателям территориальных общин Харьковской области.

Открытое обращение казацких организаций Слобожанщины к органам правопорядка, национальной и государственной безопасности.

       Мы, представители казацких организаций и объединений, которые ориентированы на Украинское Казачество в своей деятельности, работе, цели и уставных задачах, обращаемся к органам государственной власти, органам местного самоуправления, правопорядка, национальной и государственной безопасности, с требованием вмешательства в ситуацию, которая сложилась вокруг казачества в Харьковской области. В последнее время лица, которые ассоциируют себя с «националистическим движением» и представляют общественные объединения «Рассвет», «Правозахистник», а именно: граждане Украины Анастасия Настенко, Ольга Дубинка, Вадим Поздняков, Анна Геращенко и приближённые к ним лица, не имея никакого отношения к нашим организациям и имея смутное представление о цели и форме деятельности казачества, распространяют в социальных сетях, средствах массовой информации, в виде обращений в органы власти и к должностным лицам заведомо ложную информацию относительно наших организаций, чем создают конфликтную ситуацию в регионе, дестабилизируют обстановку и вводят в заблуждение население и представителей государственной власти, вмешиваются в деятельность общественных организаций и препятствуют законной деятельности Украинского Казачества.

       В частности, вышеуказанные граждане и подчинённые им лица, распространяющие клевету на нас, будто мы есть «донское казачество», «граждане Российской Федерации», которые «намеренно прибыли в Украину с целью захвата Харьковской области», что будто мы есть «сепаратисты, которые имеют целью отторжение Харьковской области от Украины». Для подтверждения своих лживых наветов вышеуказанные лица, используя вырванные из контекста фразы из публикаций в социальных сетях, фотографии, сделанные в разные времена с мероприятий по военно-исторической реконструкции времён Первой Мировой и Второй Мировой войн, выдают исторические казацкие мундиры времён Гетманского Украинского Государства за «форму войска донского» и как «неоспоримые доказательства нашего сепаратизма». 29 декабря прошлого года, введя в заблуждение председателя Координационного Совета по вопросам национально-патриотического воспитания при Харьковской областной государственной администрации (ХОГА) Ирину Голубеву, вышеуказанные граждане добились поддержки своей противозаконной деятельности со стороны ХОГА. Считаем, что деятельность вышеуказанных граждан направлена на дискредитацию украинского национального движения, государственности и намеренную дестабилизацию обстановки в регионе. Имеем подозрение, что вышеуказанные лица являются агентами влияния сепаратистских незаконных военизированных формирований, перед которыми стоит задача дискредитации и раскола национальных организаций Харьковской области, дестабилизация обстановки в нашем крае и разжигание в Харьковской области межнациональной и межконфессиональной розни. Заявляем, что, несмотря на разную конфессиональную и историческую направленность наших объединений, все казацкие организации Слобожанщины, которые ассоциируют себя с Украинским Казачеством, выступают за соборность, территориальную целостность Украины, стоят на защите национальных и государственных интересов всего украинского народа, Конституции и законов Украины.

       Мы имеем нормальные отношения со всеми объединениями граждан в Украине и Харьковской области, в том числе с теми, которые ассоциируют себя с националистическим движением. Многие из наших казаков, уже много лет возглавляющими национально-культурные и творческие союзы, группы и ансамбли, военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, участниками борьбы за провозглашение Независимости Украины, отмечены государственными наградами и почётными государственными званиями. Эти наветы являются болезненными ударами по их чести, достоинству и деловой репутации! Требуем прекратить травлю Украинского Казачества со стороны вышеуказанных лиц и сомнительных организаций, что выдают себя за «националистические»!

Организации Украинского Казачества на Слобожанщине».

       Ознакомившись с этим Обращением, я решил взять интервью у автора Обращения - атамана Чугуевского казацкого товарищества Николая Николаевича Ганжа, публициста и писателя, выступающего под приводящим в смущение некоторых читателей литературным псевдонимом Меир Ландау.

       - Николай Николаевич, общаясь с казаками, проживающими на Западной Украине, я постоянно слышу, что там никаких противоречий или каких-то взаимных претензий между казаками и национальными украинскими движениями не существует. Скажите, в чём Вы видите причину таких нападок именно в вашем регионе, на Слобожанщине - исконной территории проживания слободских казаков?

       - Действительно, никаких противоречий между казаками западной, восточной и Слободской Украины - не существует. Мы прекрасно понимаем, что на самом деле делаем одно общее дело, крайне важное в наши дни для Казачьего Народа. И это дело - возрождение казаков, именно как народа, со своим традиционным укладом, образом жизни, общим пониманием всех происходящих в обществе течений, политических проблем и их решения. Конечно, существует несомненная разница во взглядах на историю той же Украины. Но это обусловлено тем, что территория современной Украины долгое время была разделена между двумя, а если быть более точным - тремя империями. Это Речь Посполитая, Российская Империя и Австро-Венгрия. Разделение, по сути искусственное, не могло не сказаться на менталитете населения, взглядах на определённые страницы истории и исторические процессы прошлого. Отсюда и происходит различное понимание некоторых современных процессов. Но, на примере той же Слобожанщины (Слободской Украины), северо-восточные её регионы, и юго-западные регионы тоже отличаются по ряду культурных моментов. Например, наше Чугуевское казачество (как исторически называют потомков торских, чугуевских и бахмутских казаков) имеет свои исторические особенности. Казаки Сахновщины - свои. У нас разные герои прошлого. Но в настоящее время мы едины в той общей судьбе, которая свела нас друг с другом. Ни одно казачье общество не вмешивается во внутренние дела другого. Что касается тех личностей, которые позиционируют себя с Украиной в целом, то есть называют себя «украинскими активистами», то данные лица пытаются навязать свою точку зрения и своё видение нашей истории нам, в наших краях, в нашей земле. Фактически, они оскорбляют нашу историю и наших предков. Придя к нам в дом, они не просто называют нас «оккупантами». Они требуют, чтобы мы и наши дети признали оккупантами своих родных прадедов, дедов, предков более дальних. Например, мой родной прадед, полковник Пётр Андреевич Ганжа, - выпускник Чугуевского юнкерского училища. Наши офицеры, служившие и в уланском, и в ещё казачьем полку, бывало, что и сталкивались в боях с предками тех, кто на них сейчас клевещет. Но это наши предки, это наши обычаи и наша история, от которой нас заставляют отказываться в пользу пришлого населения.

       Как мы можем забыть, что на хуторе Старый Бурлук, который сейчас маленькое село в нашем районе, была зверски убита большевиками семья казачьего атамана Богаевского из 11 человек. Или как полковник Барбович в 1917 году уходил на Дон и организовал специальную группу офицеров, которую возглавил, спасая наше полковое знамя, хранящееся сейчас в Болгарии. Фактически, история, описанная в мемуарах участников Гражданской войны, напоминает сюжет фильма «Господа офицеры: спасти императора». Но она, в отличие от сюжета фильма, не вымысел, а правда! Или как наши юнкера пять дней обороняли город от красных банд матроса Железняка. После 500 защитников города, взятые в плен, были расстреляны в Студёной балке. Или как можно забыть, что именно под Чугуевом, в районе сёл Старая Покровка и Кочеток, произошла знаменитая корниловская атака. 3 ударный полк, сформированный из наших местных жителей, чугуевцев и харьковцев, оказался единственным, который защищал Харьков и Чугуев от большевиков в декабре 1919 года. Помните молчащие ряды в чёрной форме, с винтовками наперевес, офицера с сигарой? Так вот, та атака, показанная в фильме «Чапаев», произошла у нас, и полковник Михаил Левитов - тот самый «офицер с сигарой». 2 800 наших соотечественников лежат до сих пор на тех самых полях. Мы в 2011 году поставили им памятник.

       И все эти воспоминания - живы у людей, живущих в Чугуеве и в бывших слободах. Но ничего этого наши дети не слышат в школах на уроках краеведения! Я ничего не имею против поселившихся тут иногородних жителей. Наоборот, у меня много друзей из иногородних и многие из них с огромным интересом принимают участие в деле возрождения чугуевских казаков. Возможно, их предкам приходилось много страдать от национального гнёта. Но мы жили на своей земле, рабами мы не были. И те претензии к российскому владычеству на Слобожанщине, которые есть у нас, мы хотели бы решать без их помощи. Претензии - разнятся. И, самое главное, казакам не присущ комплекс раба. А их действия больше напоминают месть труса за своё поражение. И для них уничтожить наш генофонд - это акт мести потомкам казаков, которых они боялись.

       - Ваша организация (Чугуевское казацкое товарищество) находится на казачьих национальных позициях, вы признаёте, что казаки - это особый самобытный народ Украины, имеющий или долженствующий иметь равные права со всеми иными народами. В этом ваша организация и наш Всеказачий Общественный Центр - единомышленники. Как Вы считаете, не может ли быть такая позиция чугуевских казаков одной из причин нападок на неё со стороны указанных в вашем Обращении личностей?

       - Совершенно верно. Дело в том, что они представляют из себя носителей не украинской национальной, а именно имперской идеологии. От российских имперцев они отличаются разве что разговорным языком. Нас старались сделать «великороссами» именно так, как они сейчас пытаются нас сделать даже не украинцами, а галичанами. Мы и так украинцы по гражданству. Их же задача - унификация украинской культуры под один образец, причём, что у нас, что среди приазовских греков, что среди русин и гуцулов Карпат. Они просто не дают нам (хотя это наше законное право) даже учить детей через школьную систему истории родного края - Чугуевской Земли. А любые попытки организации собственных кружков для детей, уже не говоря о воскресных школах, просто нагло и агрессивно пресекаются. Фактически, мы имеем дело с повторением этноцида казаков в часы Петра, когда нас всех делали «русскими». Сейчас из нас пытаются делать «этнических украинцев».

       Приведу типичный пример. Возьмите любую чугуевскую школу. Вы найдёте массу информации о запорожцах. Но ни слова упоминания о чугуевских казаках. Но дело ещё более трагично в том, что сразу за Донцом, на берегу которого стоит Чугуев, уже начиналась Земля Войска Донского, где живут потомки донских казаков. Но ни одного хотя бы этнокультурного казачьего коллектива, музея, экспозиции - просто не существует. Вышеуказанные лица, несомненно, приписывают нам «сепаратизм», мотивируя это тем, что мы говорим о Казачьем Народе, именно как о народе. Наибольшую агрессию вызвала моя публикация, в которой я обвинил руководство города Чугуева во главе с мэром города Галиной Минаевой в геноциде чугуевцев, так как уничтожение исторических памятников и национально-культурной сферы, воспитание детей в чужом духе является признаком геноцида. Да, мы не выступаем против того, что Чугуев - Украина. По ряду моментов это превосходно, что мы живём именно в Украине. Но мы не хотим, чтобы наши дети и внуки забыли о том, что они - чугуевские казаки, потомки воинов Степана Разина и Кондратия Булавина.

       - Вы, кроме того, что Вы кошевой в Чугуевском казацком товариществе, также являетесь войсковым товарищем атамана Слободского Казачьего Войска В. И. Белого. А он, являясь атаманом, не считает казаков народом, отводя ему роль сословия. Как же вы уживаетесь с ним в составе одного Войска со столь кардинально различающимися взглядами? Это трудно? И стоит ли того, чтобы уживаться?

       - Виктора Ильича я знаю очень хорошо и очень давно. Это человек, уважаемый во всех казачьих обществах Украины и многих Войсках России. Он представитель древнего казачьего рода и потомок одного из атаманов кубанских казаков. Да, он имеет своё мнение по этому поводу. Но казаков народом он не считает не потому, что считает сословием, а потому, что в наши дни многие казаки не могут осознать себя казачьей нацией. Он говорит о фактическом состоянии и поэтому возникает некая путаница. Отсутствие такого единства, к сожалению, только на руку врагам, вставляющим палки в колёса казачьего возрождения.

       Виктор Ильич принимает активное участие в возрождении казачества на Слобожанщине и является автором одного из проектов возрождения казачьих общин, начиная с создания местных организаций самоуправления населения - казачьих правлений, и заканчивая созданием казачьих громад, которые уже должны будут создать единый казачий орган и декларировать возрождение национально-культурной общности - Казачьего Народа.

       К сожалению, мифы о том, что «казаки - это те же украинцы» или «казаки - это сословие», играют негативную роль, живя в головах тех, кто считает, что «в казаки можно принимать». Виктор Ильич часто в ответ таким «убеждённым» шутит - «ну примите меня в китайцы».

       - Николай Николаевич! Насколько я понимаю, Вы - сторонник дружбы с Россией и против укрепления отношений Украины с Европой. Вы считаете, что казакам в Украине связи с Россией более выгодны, чем украинские связи с Европой? Или я неправильно понимаю Ваши политические предпочтения?

       - В нашей стране все нормальные люди - сторонники мира и равных партнёрских отношений и с Россией, и с Европой. Я тоже являюсь таковым. Я думаю, что Украина обязана развивать любые внешнеполитические и экономические связи, как и любое независимое государство. Но быть равным партнёром. Украинское руководство обязано действовать не в интересах соседних государств, а в интересах украинской государственности и народа Украины. Пока что я не припомню ни одного украинского руководителя, который бы больше думал о своих гражданах, чем об интересах иностранных партнёров. Согласитесь, это выглядит странно и неправильно.

       - Как к казакам относятся центральные власти в Киеве и на местах? Не декларативно, а в действительности. Есть ли какие-то положительные примеры сотрудничества?

       - В действительности, будем честны, к казачеству в Украине серьёзно не относится никто. И в этом львиная доля нашей вины. Во-первых, руководство Украинского Казачества, начиная с первого гетмана Владимира Мулявы, позволило спекулировать именем казаков различным политическим силам, разрешило проникать в наши ряды маргинальным элементам, политическим пропагандистам от разных политических партий. Страшно то, что они сейчас сели на руководящие должности. Об уголовных элементах - тут и говорить не стоит. Когда во главе целого казачьего полка становится главарь банды «чёрных риэлторов», мошенник и вор, о чём знает местное население, то о чём можно говорить вообще! Нет контроля со стороны руководства - не будет порядка. Нет порядка - нет и серьёзного отношения.

       - В России, формально федеративной республике, национальные и региональные интересы находятся «в глубоком тылу» внимания Кремля. Фактически государственное устройство РФ - это жёстко унитарная президентская страна во главе с метрополией (регион Москвы), выкачивающей все жизненные соки из подвластных колоний (подавляющее большинство регионов). На Западе все федерации реальны, и регионы (земли) там имеют большие права в решении своих местных задач и проблем. Поэтому, казалось бы, казакам Слобожанщины, исходя из собственных национальных интересов, выгоден именно европейский вектор государственного строительства и развития Украины. Тем не менее, казаки здесь выступают, как и подавляющее большинство населения страны, против федерализации Украины. Чем Вы можете это объяснить?

       - На самом деле подавляющее население именно западной Украины выступает против федерализации. Восток Украины занимает, скорее, нейтральную, чем чёткую позицию. Давайте вспомним, что идею федерализации высказал не погибший политик Евгений Кушнарёв, а гетман Украинского Казачества и председатель Народного Руха Украины Вячеслав Черновол. С другой стороны, объявить Украину сейчас федеративным государством - это уничтожить её. Не стоит забывать, что на местах, в местной власти, очень силён криминал и власть держат семейные криминальные кланы и мафиозные «авторитеты». Пока есть единое сильное государство, с ними есть возможность бороться. Ключевое слово - сильное! Поэтому, я думаю, казакам сейчас следует занимать свои позиции в органах местного самоуправления и отстаивать свои законные права, начинать создание национально-культурных объединений и правлений, как правозащитных структур. То есть - укреплять свои позиции в местной власти, а не заниматься игрой в «федерализацию».

       Представим: семейный клан Ивановых, например, держит под контролем отдельную область. Пока есть государственная централизованная власть - на него можно влиять. А если семейный клан будет контролировать субъект федерации хотя бы германского образца, уж, не говоря об образце США? Это будет набор «банановых республик», более страшных, чем то, что мы имеем. Идея федерализации была хороша в начале 1990, когда Украина представляла собой одну из мощнейших экономик. Но не сейчас. Сейчас, прежде всего, надо навести порядок в стране и утвердить наши ценности, сохранить свою культуру и изгнать из власти как политических бандитов, так и идеологических спекулянтов.

       - Насколько я знаю, при президенте Петре Порошенко казаки в Украине поднимали вопрос формирования казачьего добровольческого воинского подразделения. Со стороны Киева какое-то время шли не совсем внятные сигналы. Но потом было окончательно отказано и предложено взамен вступать в национальную гвардию каждому казаку лично, не создавая своё подразделение. Я, конечно, не считаю реально казачьим батальон «Айдар», который официально заявлялся таковым, но в который вступали далеко не только казаки. В чём Вы видите причину нежелания киевских властей и тогда, и сегодня, при президенте Зеленском, не дать появиться казачьим воинским подразделениям, в которые готовы были бы войти и некоторые казаки-эмигранты из России?

       - Вся проблема в том, что в 2014 году у нас вошла в моду игра в эсэсовцев. Среди молодёжи казаки считаются «не модными», «не антуражными». И в этом вина самих казачьих атаманов, которые настолько увлеклись охраной дачных кооперативов, полей, созданием «охранных агентств», «радами с попойками», что забыли о том, что нужно, прежде всего, воспитывать молодёжь. Я лично знаком с начальником отдела по работе с казачеством при Харьковской епархии Украинской Православной Церкви, замечательным, прекрасным человеком, протоиереем отцом Сергием. Однажды он сказал одну фразу в качестве наставления:

       «Я понимаю, что пенсионерский клуб, охрана, зарабатывание денег - это хорошо. Но где ваши дети?».

       Детьми атаманы не занимались. Так что ж удивительного в том, что подрастающим поколением занялись галицийкие имперские организации и воспитали поколение, которое пошло в «Айдар», «Азов», а не в казачьи дружины? Стать казаком по приказу нельзя. Казаком надо родиться и вырасти.

       - И последний вопрос. Если представить себе явно нереальную в сегодняшних обстоятельствах (прежде всего, конечно, из-за Донбасса и Крыма) картину: Киев пошёл на создание казачьей автономии восточнее Днепра, где исторически находились и Гетманщина, и Новая Сечь с её паланками (провинциями). Вы бы приветствовали такое решение «казачьего вопроса» в Украине? Поясните, пожалуйста, свою позицию.

       - Если бы на территории Гетманщины и Запорожья вдруг была бы возрождена, на законных основаниях, такая автономия, я бы её только приветствовал! Но только в том случае, если бы увидел в автономии у руля не современных украинских политиков, имена которых стали «притчами во языцех» как олицетворение воровства, коррупции и политического мошенничества, а, например, знакомые лица тех людей, кто действительно трудится во благо возрождения казачества как Народа.

       - Спасибо, Николай Николаевич. Думаю, казакам, прочитавшим этот материал, теперь будет более понятна ситуация с казаками в Украине. Полагаю, что читатели зададут ещё какие-то более конкретные вопросы, которые я сохраню и в ближайшем будущем с их списком вновь обращусь к Вам за интервью. Всего доброго и удачи в Ваших казачьих «подиях»!

Интервью взял Александр Дзиковицкий.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения