Главная » Теология » РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР.

РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР.

10.12.2015 16:57

       Что делать если ребёнок всем занятиям предпочитает компьютер?

       Современное общество принято называть информационным обществом. Количество информации, которое приходится воспринимать и обрабатывать человеку огромно и удваивается каждые несколько лет. Человек вынужден придумывать устройства, помогающие ему накапливать, сортировать, передавать, преобразовывать информацию. На определенном этапе развития общества был изобретен компьютер. Постоянно совершенствуясь, компьютер превратился в надежного помощника человека, существующего в информационном пространстве. Однако почти сразу же стало ясно, что компьютер может не только помогать людям в выполнении их трудовых функций, но способен и развлекать. Оказалось, что электронные устройства могут быть партнерами во всевозможных развлечениях и играх — от простейших «пятнашек» и плееров до сложнейших тренажеров и симуляторов реальности. И, конечно же, не могло быть никакой возможности устроить дело так, чтобы дети, у которых значительная часть жизни не разделима с игрой, не оказались бы вовлечены в компьютерные игры.

       Да мы, собственно, и не сопротивлялись. Ребенок при деле, занят играми, нас не беспокоит, и даже, говорят, развивается. Так почему бы не доверить его — ребенка — компьютеру, представленному сегодня в самых разных формах: настольного компьютера, планшета, смартфона, игровой приставки? Возникли споры — одни авторитетные специалисты забили тревогу: «Компьютер разрушает здоровье детей!», — другие, не менее авторитетные специалисты, заявили: «Компьютер нужно правильно использовать, тогда и здоровье детей сохранить удастся, и научить их полезным умениям и привычкам можно!». Кто же из специалистов прав? Рассмотрим мнения тех и других.

       «Общаясь» с компьютером, ребенок меньше общается с другими детьми. Поэтому сразу же возникло подозрение, что увлечение всевозможными цифровыми гаджетами приводит к нарушению общения со сверстниками. Однако оказалось, что это не совсем так. Ребенок, начиная уже с младшего школьного возраста, легко может превратиться в изгоя в компании своих сверстников, если он не знаком с современными компьютерными играми, не пользуется Интернетом или не умеет обращаться с современным телефоном или планшетом. Специалисты провели исследования компьютерных игр и выяснили, что мальчики подросткового возраста особенно предпочитают игры-стратегии, позволяющие превратиться в великого полководца или императора, не хуже Наполеона, и в полной мере переживать триумфы победителя. А девочек больше привлекают игры-квесты, так называемые логические игры. Впрочем, самыми привлекательными для большинства детей и подростков оказались RPG (ролевые) игры, дающие возможность осуществить все мыслимые и немыслимые желания. Отчасти это здорово — иметь мир, построенный по своему усмотрению, созвучный своим мыслям, настроению. С другой стороны, такой мир сильно отличается от мира реального, несовершенного. Он затягивает, вызывает желание подольше не возвращаться в реальный мир. Последствия — нарушение адаптации в реальном мире (поскольку нет желания тратить силы на эту адаптацию).

       Американские исследователи утверждают, что дети, всерьез увлекающиеся компьютерными играми, обладают координацией и  концентрацией внимания практически такой же, как и у космонавтов. Во  всяком случае, эти показатели оказались сравнимы с показателями астронавтов из НАСА. Кроме того, такие подростки неплохо разбираются в  технике, имеют развитое воображение. Правда, они меньше других детей интересуются музыкой, литературой и искусством, но это в основном связано с нехваткой времени на эти гуманитарные предметы и невозможностью в рамках одной жизни совместить несовместимое. Отдельно нужно сказать о жестоких, агрессивный играх. С  одной стороны, ряд специалистов считает, что такие игры способствуют развитию агрессивности, жестокости у детей. С другой стороны, многие исследователи приходят к  выводу, что благодаря таким играм ребенок получает возможность реализовать свои важные, но нереализованные неосознаваемые потребности. Известные американские ученые Т. Райт и П. Бриденбах считают, что жестокие игры ориентируют ребенка на то, как более правильно выстроить свои отношения в обществе, обучают «эффективной командной работе». И если они и провоцируют повышенную агрессию, то она помогает ребенку преодолеть свой собственный страх, ребенок учится справляться с конфликтами в повседневных реальных жизненных ситуациях. Другой исследователь, Г. Петруся, считает, что жестокие компьютерные игры выполняют роль страшных сказок, страшилок, переживая которые малыши учатся справляться со своими проблемами. В конце концов, многие знаменитые сказки Чуковского, Андерсена и братьев Гримм тоже не лишены агрессии. Похожие исследования проводятся и в нашей стране. Так ученые из  Института психологии Российской академии наук доказали, что агрессивные игры помогают детям адаптироваться в среде ровесников без всяких вредных последствий. Кстати, существует миф, что жестокие, агрессивные игры не  интересны девочкам. Ученые установили, что это не так. Оказалось, девочки нередко тоже не прочь повоевать с монстрами. Причем, у девочек, увлекающихся агрессивными компьютерными играми, повышается уверенность в себе, улучшается адаптация, умение приспосабливаться к жизни.

       Все же, пожалуй, наиболее правильным будет со стороны родителей обращать внимание на то, какие жанры компьютерных игр ребенок предпочитает. И если ему наиболее интересны жестокие игры, задуматься — почему. Ведь желания выплескивать агрессию появляются тогда, когда имеются ее запасы. Откуда они взялись у ребенка, с чем это связано? Безусловно, важно обращать внимание и на то, какое влияние компьютер оказывает на здоровье ребенка. Речь идет о нарушениях осанки (поскольку дети часами сидят перед монитором в скованных и неудобных позах, без движения), ухудшении зрения, росте утомляемости, увеличении веса (поскольку, сидя за компьютером, ребенок может незаметно для самого себя поглощать все съедобное, что попадется под руку, а под руку детям чаще всего «попадаются» чипсы, пицца, печенье, которые так и тянет запить кока-колой, фантой или пепси-колой, славящимися огромным количеством сахара и калорий). Кроме того, нередко происходит перевозбуждение нервной системы, ведущее к нарушению сна. Дети плохо спят, во сне доигрывая «недоигранное», поскольку суток им уже не хватает на свое увлечение. Приходилось также сталкиваться с ситуациями, когда ребенок падал в обморок прямо в игровом компьютерном зале от переутомления. А вот интеллект компьютерные игры не развивают, за исключением разве что, специально разработанных обучающих программ. Поэтому покупая ребенку какую-нибудь игру, точно не стоит рассчитывать на его интеллектуальный рост.

       Итак, как видим, увлечение компьютером, как и всё в этом мире, имеет свои «плюсы» и «минусы». Наша задача, как родителей, постараться использовать эти «плюсы» и свести к минимуму «минусы». Педагогические технологии выстраивания оптимальных отношений ребёнка с  цифровыми устройствами и компьютерными играми:

       - Если ваш ребенок еще в дошкольном возрасте, не торопитесь приобщать его к планшету и компьютерным играм. Лучше подождать, пока ему исполнится 6 – 7 лет.

       - Разрешайте играть в развивающие игры, но только соответствующие возрасту ребенка (сейчас практически все игры имеют возрастную маркировку, которую можно посмотреть перед скачиванием).

       - Прежде чем предложить ребенку новую игру, поиграйте в нее сами и только после этого решайте — полезна она ему или нет. Постарайтесь, чтобы загружали игры по просьбе ребенка вы, а не он сам.

       - Поинтересуйтесь у своих знакомых, во что играют их дети. Узнайте, что они думают об этих играх. Поделитесь своими соображениями об играх, в которые играет ваш ребенок.

       - Постарайтесь покупать те игры, в которых принимают участие любимые герои ребенка, известные ему из сказок и мультфильмов. Найти такие игры, прочитать их описание и отзывы других покупателей сегодня не трудно в Интернете.

       - Ограничьте время игры дошкольника до 20 – 30 минут, но после перерыва в два-три часа ребенку можно разрешить поиграть еще один раз.

       - Для младших школьников и подростков это время можно увеличить до 40 – 60 минут без длительного перерыва.

       - Не размещайте компьютер, игровую приставку, не оставляйте планшет и смартфон в комнате ребенка, чтобы контролировать доступ к ним.

       - Постарайтесь понять, каким жанрам игр ваш ребенок отдает предпочтение, и, если это будут жестокие игры, разберитесь — почему, не связано ли это с вашими семейными конфликтами и ссорами. В этом случае, не стесняйтесь посоветоваться с психологом, он поможет и  разрешить конфликтную ситуацию, и найти подходящий способ для ребенка отреагировать негативные чувства.

       - Помните: чем младше ребенок, тем больше у него шансов попасть в игровую зависимость, тем жестче необходим родительский контроль.

       - При первых сомнениях, связанных с нервно-эмоциональным напряжением у ребенка в связи с компьютерными играми, обратитесь к педиатру и психологу.

       - Помните, что большинство ваших пробелов в воспитании и нереализованные потребности ребенка можно узнать из образа тех героев, которых постоянно изображает ребенок в компьютерных играх. Впрочем, в этом не всегда просто разобраться. Помочь опять-таки сможет психолог.

       - Для того чтобы ваши дети, особенно подросткового возраста, не убегали от  окружающей их реальности в иллюзорный виртуальный мир, развивайте даже самые незначительные таланты ребенка, поощряйте разнообразные интересы.

       - У ребенка должна быть всегда какая-нибудь альтернатива компьютеру  — от  футбола до дискотеки. Даже если его, казалось бы, ничего не  интересует, проявите настойчивость, вовлекайте в различные реальные повседневные дела и развлечения, они могут быть связаны с природой, техникой, художественным творчеством и др. Это поможет ребенку все-таки найти альтернативное компьютеру времяпрепровождение по  душе.

       - Следите, чтобы ваш геймер ежедневно гулял и общался с друзьями на улице, а не в социальных сетях.

       - Приглашайте друзей ребенка к себе домой по самому малейшему поводу.

       - Не превращайте компьютер в единственного друга ребенка.

       - И если вам даже очень удобно, когда ваш ребенок у вас на виду часами играет в  различные игры, а вы можете заниматься своими делами, помните, что дальнейшая «цена» за сегодняшнее ваше благополучие может оказаться неимоверно высокой — расплата здоровьем ребенка. Так что подумайте об этом уже с первой минуты, когда вы погружаете своего малыша в пучину игр.

       - Помните: геймерами не рождаются, ими становятся. И становятся при различных неблагополучиях в семье, потому что уход от жизни в игру — это тоже жизнь. Так что нет смысла ругать вам за это ребенка — ищите истоки, истоки в себе.

       - Кстати, а насколько часто вы сами «зависаете» в социальных сетях и, вообще, в виртуальном пространстве? Вы ведь самый главный источник образцов поведения для своего ребенка. Обратите на это внимание.

       - Используйте возрастные компьютерные игры для развития личности и талантов вашего ребенка.

       Как не желательно вести себя родителям с ребенком, страстно обожающем компьютерные игры:

       - Игнорировать такое хобби ребенка, и даже, наоборот, поощрять его, покупая дошкольнику или школьнику постоянно новые компьютерные игры, не вникая, для какого возраста они предназначены.

       - Считать, что жестокие игры лишь формируют мужественность у мальчиков.

       - Предпочитать компьютерную зависимость ребенка всевозможным неформальным компаниям подростков.

       - Забывать показывать ребенку, что, кроме компьютерных игр, есть еще и другие интересные стороны жизни.

       - Не искать выходы из тупиковых ситуаций в семье, а, наоборот, вовлекать в водоворот семейных конфликтов ребенка.

       - Боясь, чтобы дети не стали зависимыми от компьютера, запрещать им вообще играть в какие-либо компьютерные игры.

       - Постоянно унизительно высмеивать ребенка за его желание играть и не предлагать ему при этом никаких альтернатив для развлечений.

       - Делать геймера «козлом отпущения» в семье.

       Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения