Главная » Теология » РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ.

РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ.

29.09.2015 00:47

       Любому родителю (кому-то реже, кому-то чаще) приходится общаться с учителями и директорами. Это отношения, которых попросту невозможно избежать, если ваш ребенок учится в школе. На основании большого опыта общения с учителями, завучами, директорами и родителями можно порекомендовать следующие правила взаимодействия, которые помогут учителю учить, ребенку учиться, а вам избежать головной боли.

       Ребенок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка. Поэтому ребенок занимает вершину этого треугольника, родители и учителя — места у его основания. Оно должно быть максимально прочным и устойчивым, его не должно «перекашивать» ни в какую сторону. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом — это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.

       Как это сделать? Все мы живые люди, подвержены перепадам настроения, наше мнение всегда субъективно и наш ребенок для нас всегда «самый-самый». И это нормально. Разве может быть по-другому? Родителей бросает из крайности в крайность, в зависимости от нашего эмоционального состояния, успехов или неудач ребенка. Да мало ли еще от чего.

       Встречаются родители, буквально не дающие прохода учителям. Их лебезяще-заискивающий стиль общения не только слышен в голосе, но и виден за версту в мимике, жестах и позе. Они не могут и дня прожить без общения с учителем, они караулят его у школы и оповещают о каждом чохе своего дитяти. Основная задача таких родителей — донести до учителя мысль, что его ребенок особенный (особенно болезненный, особенно ранимый, особенно талантливый — нужное подчеркнуть), следовательно, и отношение к нему должно быть особенное.

       Родители из другой крайности в общении с педагогом, как будто намекают на происхождение слова «педагог». Педагог (древнегреческий παιδαγωγός) — раб, приставленный к ребенку, чтобы водить его в школу, охранять и оберегать его. Сомнительно, конечно, что они это знают, но по их поведению можно сделать вывод, что они застряли в античности, и по-прежнему считают педагогов своими рабами. Поэтому их общение с педагогом зачастую начинается с нецензурной увертюры и, минуя содержательную часть, представленную слабым, неуверенным соло учителя, с разбегу переходит в зубодробительный (иногда в прямом смысле) финал.

       Все минусы этих крайних вариантов очевидны. Как избалованный особым отношением, так и обнаглевший от безнаказанности, ребенок выйдет в жизнь неадекватным и неуравновешенным. Есть несколько базовых правил, которые помогут заложить фундамент нормальных, ровных и, что важнее всего, деловых отношений с учителем:

       1. Прежде всего, нужно придерживаться элементарных правил вежливости. Здесь сложно что-либо добавить, но иногда полезно еще раз проговорить важные вещи.

       2. К учителю всегда нужно обращаться на «Вы» и по имени-отчеству. Это правило незыблемо, даже если педагог кажется вам очень молодым или «своим в доску». Это поможет вам задать нужную, уважительную дистанцию и удержит от оскорблений даже в случае эмоционального срыва.

       3. Разговаривая с учителем, держите в узде свои эмоции. Они мешают услышать позицию преподавателя. Постарайтесь вникнуть в суть его претензий. Если не получается, если эмоции все же зашкаливают, извинитесь, и попросите учителя о встрече позже, когда «переварите» информацию, обдумаете в спокойной обстановке и будете готовы к конструктивному диалогу.

       4. Старайтесь не приходить к учителю по серьезному поводу без предупреждения и взаимной договоренности. У учителей, как правило, достаточно плотный график, и чтобы уделить время вам, учителю придется чем-то жертвовать. Согласитесь, не лучшая атмосфера для конструктивного диалога. Визиты в стиле «как снег на голову» радуют учителей, только если ваш ребенок — отчаянный головорез, и место ему в колонии для малолетних преступников, либо если за десять лет обучения ребенка вы явились в школу первый раз.

       5. Никогда не критикуйте учителя в присутствии ребенка. Даже если педагог не прав, критиковать взрослых — прерогатива взрослых, но никак не детей. Это, во-первых. А во-вторых, выслушайте сначала учителя, а потом уж делайте выводы. Любой ребенок — тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. А человеку очень свойственно оправдывать свои поступки и очень убедительно объяснять свои промахи. Это нормально, это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Поэтому узнайте точку зрения учителя на происшествие, а потом уже делайте выводы. Если ребенок все же был прав, объясните ему, что учитель ошибся, ведь право на ошибку есть у каждого.

       6. Всегда помните, зачем пришли. Общаясь с учителем, возьмите за правило держать в уме цель вашего взаимодействия. Цель эта — обеспечить комфортные условия для получения знаний вашим ребенком, а вовсе не доказать учителю его глупость и никчемность на фоне вашего блестящего ума и универсальной компетентности.

       Материал на основе анализа сайтов Интернета подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения