Главная » Политология » СОСТОЯНИЕ РУССКОГО НАРОДА.

СОСТОЯНИЕ РУССКОГО НАРОДА.

10.05.2017 11:38

       Как то уж принято в обществе, видя хорошо одетого человека, говорить, что он выглядит достойно. Но, разве достоинство проявляется только внешне? Не должно ли оно затрагивать сердце человека и влиять на его поступки? Давайте разберемся, что такое достоинство человека. Определение слова «достоинство». В одном словаре «достоинство» означает:

       «Уважение к себе, сознание своих прав и своей значимости».

       Подумайте, кто из людей плохо к себе относится? Редко найдешь такого человека. Однако, оценивая самих себя важно знать, как нас воспринимают окружающие люди, как они с нами обращаются. А как, по-вашему, что такое достоинство? Имеет ли значение, человек беден или богат, слабый или сильный? Достоинство — морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. А что такое достоинство?

       «Стремление, чтобы все окружающие считали тебя доброй, воспитанной, исполненной любви к ближнему?» - (Пауло Коэльо).

       «Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках» - (Адольф фон Книгге).

       «Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаруживать свою мудрость. Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень. Закон достойных - творить добро и не ссориться. Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности трудно добываемым вещам и не слушать бесплодного учения» - (Лао-Цзы).

       «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство» - (Ключевский Василий Осипович).

       «Жить достойно не возбраняется никому» - (Эразм Роттердамский).

       В. А. Сухомлинский: «Десять недостойных вещей, унижающих человека».

       Сухомлинский Василий Александрович. Выдающийся советский педагог-новатор, писатель. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

       «В практике воспитательной работы нашей школы за многие годы выработались нравственные правила о «Десяти недостойных вещах, унижающих человека». Мы утверждаем в сознании детей мысль о мерзости, недопустимости ряда поступков. Только на основании мысли, убеждения крепнет чувство презрения к недостойному. Слияние мысли и чувства утверждает ценную моральную черту личности — брезгливость к недостойному в своем собственном поведении, активное стремление к достойным поступкам, возвышающим человека; готовность, несмотря ни на что, действовать так, как подсказывают собственные убеждения о достойном и недостойном. 

       1. Недостойно добывать свое благополучие, радости, удовольствия, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения, беспокойства другого человека. Мы стремимся к тому, чтобы в детском коллективе царствовала гармония благополучия, радости, счастья. Благополучие одного ребенка не должно ущемлять благополучия другого. Маленький человек не должен замыкаться в скорлупе своего счастья. Идеал мы видим вот в чем: счастливый переживает угрызения совести от того, что его сверстник лишен счастья. Это переживание — очень чувствительный уголок детской души, в котором таится тонкое чувство достоинства. Подлинное достоинство не может быть самодовольным, спокойным, безразличным к тому, что делается в сердце другого человека. 

       2. Недостойно оставлять товарища в беде, опасности, проходить равнодушно мимо чужого горя, огорчения, страдания. Нравственная глухота и слепота, одеревенение сердца — один из самых мерзких пороков. Чувствование чужой беды и понимание того, что остаться в стороне от этой беды мерзко и гадко, — одна из основных линий всей воспитательной работы. Воспитание достоинства на отношении к беде играет очень большую роль в школьной жизни, в связи с тем, что большой бедой в учении являются неудачи в овладении знаниями. Очень важно, чтобы в отставании товарища, в его плохих отметках дети видели беду, сочувствовали ей, не оставались равнодушными к тому, что в классе есть неудачники.

       3. Недостойно пользоваться результатами труда других, прятаться за чужую спину. Это сфера очень тонких духовных отношений, связанных и с учением, и со всем строем жизни коллектива и личности. Быть тружеником — честь, быть нахлебником — бесчестье. Воспитание такого взгляда мы считаем средоточием убеждений, на основе которых формируется гражданин. Очень важно, чтобы первым изумлением, первым откровением, пережитым человеком, была мысль: это сделал я своими собственными усилиями, этого достиг я своим разумом. Большого воспитательного мастерства требует оказание помощи слабому, несообразительному, несмышленому. Какой бы необходимой ни была помощь, она должна задевать самолюбие того, кому помогают. У маленького человека надо развивать стремление, в конечном счете, избавиться от помощи. Быть слабым зазорно — такое убеждение стремится утвердить мастер-воспитатель у слабого. Напряжение мысли, поиск, самостоятельное решение задачи — плодородное поле, на котором можно вырастить людей, сильных духом. 

       4. Недостойно быть боязливым, расслабленным; позорно проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать. Боязливость и нерешительность рождают трусость, подлость, предательство. Храбрость и отвага — источники мужества. Там, где опасно, я должен быть первым — такое нравственное правило наш педагогический коллектив стремится сделать нормой поведения. Проявление храбрости, отваги, решительности, бесстрашия перед опасностью, стойкости — ни с чем несравнимое состояние духа, накладывающее отпечаток на весь облик человека, рождающее в нем истинное благородство. Я убежден, что только в храбрости и отваге человек по- настоящему выражает и познает сам себя. 

       5. Недостойно давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа. Тебе хочется, есть или пить, отдохнуть или согреться у костра — в этом нуждается твое тело, но не забывай, что ты человек! Удовлетворяя свои потребности, ты должен проявлять благородство, сдержанность, выдержку. Это не только скромность. Это нечто более высокое и значительное: властвуя над своими потребностями и страстями, ты возвышаешь свою духовную сущность. 

       6. Недостойно молчать, когда твое слово — это честность, благородство и мужество, а молчание — малодушие и подлость. Недостойно говорить, когда твое молчание — честность, благородство и мужество, а слово — малодушие, подлость и даже предательство. Как много говорит о достоинстве человека его умение быть мудрым властелином слова, мастером, владеющим этим тонким человеческим инструментом!

       7. Недостойно настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то воля, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо. Омерзительно и гадко наушничанье: оно хуже предательства. Наушничать, доносить на товарища равносильно выстрелу в спину. Здесь мы вступаем в сферу очень тонких человеческих отношений, благородство и чистота которых во многом определяют моральный облик человека на всю жизнь. Чтобы воспитывать мужество слова и мужество молчания, воспитателю самому надо быть благородным и мужественным. Надо уметь уважать собственный взгляд, убеждение маленького человека, особенно подростка, даже тогда, когда не всё в его поведении кажется нам понятным и оправданным.

       8. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания. Одну из очень тонких граней подлинно человеческого характера, которую оттачивает воспитатель, я вижу в том, чтобы питомец был личностью кристально чистого и твердого слова. Для этого необходимо воспитание в юной душе того, что я назвал бы благородством воли. С малых лет человека надо учить ставить перед собой цели, направленные на самовоспитание, самосовершенствование. Пусть эта цель вначале будет, казалось бы, незначительной; но человек не должен жить впустую; им должно двигать стремление; достижение цели пусть приносит ему радость и гордость. 

       9. Недостойна чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку. Недостойно чрезмерное преувеличение личных огорчений, обид, бед, страданий. Недостойна слезливость. Человека украшает выдержка. Атмосфера стойкости, выносливости, несгибаемости — это, образно говоря, свет, при котором маленький человек видит истинные ценности в своем поведении. 

       10. Недостойно пьянство и чревоугодие. Алкоголь и человек так же несовместимы, как разврат и верность. Алкоголь затуманивает сознание и освобождает инстинкт, низводя человека до скотского состояния. Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости. Самое главное в этой воспитательной работе — богатство духовных интересов, человеческая гордость мыслителя. Самым большим счастьем, роскошью, наслаждением для ребенка, особенно для подростка, юноши, должно быть общение с хорошей книгой, чтение, мышление. Презрение к затуманиванию сознания воспитывается также тонким пониманием и чувствованием прекрасного — в природе, в искусстве, в человеческих отношениях.

       Наш идеал — красота должна стать мерилом собственного достоинства, чтобы наслаждение и красота слились воедино. Чем тоньше понимание и чувствование прекрасного, тем глубже отвращение ко всему грубому, животному, инстинктивному».

       Комментарий Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня».

       Мы согласны с тем, что достоинство – внутренняя морально-нравственная категория, обозначающая самоуважение человеческой личности. Оно является неотъемлемой частью личности, ее врожденным свойством, (посмотрите как грациозно и мощно выглядят дикие звери). Но человек должен учиться относится к себе с уважением, несмотря на то, как его воспринимают и оценивают другие члены общества. Считается, что достоинство позволяет человеку чувствовать себя нужным и полезным обществу даже в самых неблагоприятных жизненных ситуациях. А что я наблюдаю в современной Эрэфии. Самое обычное состояние гражданина РФ - это состояние невостребованности. Это социально-психологическое состояние особенно болезненно воспринимается и самооценивается людьми выброшенными «законами рынка» на обочину жизни. Это, прежде всего пенсионеры, инвалиды, безработные, большая часть так называемой обслуги - лакейское сословие, часть офисного планктона. Ощущение никчемности, а значит и отсутствия достоинства, самоценности своей жизни присуще и некоторой части подрастающего поколения.

       Полнота достоинства зависит не только от воспитания, социального статуса, размера доходов, этнического происхождения, профессионального статуса, жизненного опыта, но и от социально-экономических условий жизни каждого человека. Можно ли сказать, что при существующем капиталистическом режиме в РФ каждый человек ведёт достойную жизнь, и каждый россиянин преисполнен Достоинства? Конечно, нет! Унижающие условия жизни, немыслимая социальное неравенство, переходящее в социальный расизм (так называемая прокремлядская «элита», низкий уровень качества жизни (образование, медицина, жилищно-коммунальные услуги и прочие социальные услуги) не позволяют чувствовать себя полноценным человеком. А как унижают наше достоинство средства массовой информации! «Пипл всё схавает!» - это рефрен многих программ ТВ и других источников информации. Да, достоинство является основополагающей частью каждой личности, оно индивидуально и ему нельзя научить. В народе говорят:

       «От осинки не жди апельсинки!».

       Но, как и любое нравственное качество, достоинство, возможно, воспитать! Тем более если его недостаток приводит к снижению качества жизни. Кроме личностной принадлежности, достоинство имеет общественное значение. Как моральная категория – достоинство основная ценность, которая позволяет личности уважительно относиться к себе, и, как следствие, к другим. Общество достойных людей – это цель развития каждого государства. Достоинство внушает человеку уверенность в своих силах, в своих делах и поступках. А уверенность - это конь способностей! Благодаря развитому чувству собственного достоинства человек обладает способностью преодолевать любые ограничения, барьеры, трудности, адекватно разрешать жизненные проблемы. В результате чего человек достигает гармонии внутреннего «Я» с внешней положительной оценкой общества. Такая гармония приводит человека к ощущению счастья и наполненности жизни. Достоинство окрыляет человека, заставляет его ставить новые цели и добиваться более высоких результатов. Таким образом, достоинство – это качество, определяющее личностный рост и развитие. Находящемуся в экстремальной ситуации человеку, чувство достоинства поможет правильно и организованно действовать, спасая себя и других. Достойный человек будет придерживаться норм и правил поведения в обществе, потому что уважение к другим это одно из проявлений этого качества. Из чувства достоинства человек будет помогать нуждающимся в его помощи и поддержке людям. Достоинство каждого человека защищает государство законом «О защите чести и достоинства». Говоря о достоинстве каждого человека, мы выходим на другой уровень. Я считаю, что недостаток достоинства народов РФ, является главной причиной самоунижения, оскотинивания, примитивизации, деградации и быдлезации населения России. Вот почему у них отсутствуют даже помыслы защищать своё достоинство в виде социальных протестов.

       Личное и оценочное мнение выразил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения