Главная » Публицистика » МОЯ ПОЗИЦИЯ. ЧАСТЬ 17.

МОЯ ПОЗИЦИЯ. ЧАСТЬ 17.

25.09.2019 15:09

       К нам в редакцию пришло интересное обращение. Предупреждение - данный цикл статей не преследует никакой цели, кроме цели не преследовать никакой цели. Автор не призывает к чему-либо или ненависти к кому-либо. Есть собственное субъективное и оценочное мнение, которое разрешено высказывать любому гражданину страны. Насколько данные аргументы совпадают с действительностью, нам не известно и скорее всего это не истина в последней инстанции, а эмоциональная разгрузка человека, который переживает за бытие в целом. Мы не берёмся давать оценку в связи с новым пакетом законопроекта И. А. Яровой. «Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм» - (Джордж Оруэлл). Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть данных фактов. Информация взята из открытых источников. Всё что вы видите - это слухи и домыслы и нечего более. Редакция не разделяет мнения автора. Данный текст создан в состоянии аффекта, так как автор очень впечатлительный человек с обострённым чувством справедливости и слишком близко к сердцу воспринимает чужое горе, поэтому многие его высказывания могут являться искажённым восприятием реальности. Всё является авторским личным оценочным суждением. Верить ему на слово, безусловно, не нужно ни в коем случае. Предлагаю читателям составить своё собственное не зависимое от авторского оценочного суждения - мнение о произошедшем.

       Об элите.

       А теперь я предлагаю читателю рассмотреть вопрос о политических элитах. Я дам свое определение политической элиты, обозначу в статье мысли тех ученых, которые работали над данным вопросом, и выражу по этому вопросу свои мысли. И так:

       «Политическая элита - это правящая группа, осуществляющая государственную власть, и наделенная правовой и политической самостоятельностью. Данная правящая группа обладает особыми привилегиями и господствующими позициями в общественной иерархии».

       Теории об элитах разрабатывали такие ученые, как:

       - Гаэтано Моска - итальянский юрист и социолог,

       - Вильфредо Парето - итальянский инженер, экономист и социолог,

       - Роберт Михельс - немецкий социолог, ученик Вернера Зомбарта,

       - Гаэтано Моска,

       - Макса Вебера.

       Сам термин «элита» в переводе с французского означает «отборное», или «избранное». Рассматривая указанный термин в контексте «политическая элита», нас интересует, прежде всего, та общественная прослойка, которая стоит над народными массами, и призвана управлять ими. Любая политическая элита является общественным меньшинством, принимающим непосредственное участие в выработке решений, связанных с осуществлением государственной власти. Кроме того, она наделена психологическими, социальными и политическими качествами. Все теории политической элиты исходят из того, что политическая составляющая общества является по отношению к экономической составляющей первостепенной. То есть - смена политических элит, или их деформация существенно влияют на экономические процессы в обществе. Однако, сторонники учения Маркса утверждают, что экономика первична в развитии общества, а политика вторична. Именно по этой причине в советском обществоведении понятие «политической элиты» рассматривалось как псевдонаучное. В Западной политологии имеются такие распространенные подходы к теории политических элит, как:

       1) «Ценностный», объясняющий существование политической элиты неким «превосходством» - интеллектуальным, моральным и другими,

       2) «Структурно-функциональный», объясняющий существование политической элиты важностью функций управления, определяющей особую роль людей их выполняющих.

       И так, первый подход основывается на высоких качествах политической элиты. Однако - этот подход противоречит существующей реальности, так как историческая практика говорит нам о том, что люди, обличенные высокой государственной властью, очень часто являются людьми циничными, алчными и беспринципными. Второй подход к вопросу о политической элите утверждает, что политической элитой в обществе являются те, кто возглавляет аппарат государственного управления. Эти два подхода противостоят друг-другу, так как здесь каждый из подходов предлагает совершенно разные критерии, характеризующие представителей политической элиты. То есть, предметом спора является вопрос - «политическая элита - это внеклассовая социальная группа, которая выражает интересы общества, или это верхушка господствующего класса, который и осуществляет руководство обществом?». Марксисты считают, что элита - это верхушка экономически господствующего класса, и эта верхушка руководит обществом так, чтобы укрепить социальную систему, ставящую этот класс в привилегированное положение. А вот Карл Манхейм считает, что элита стоит над системой классов, выполняя необходимые для любого общества функции. Мысли об обществе, которое разделено на высшие и низшие «касты» (назовем их здесь так), выражали в своих трудах и Конфуций, и Платон, и Макиавелли, и Карлейля, и Ницше, но их теории не получили серьезного развития. Первые теории классических концепций элит возникли в конце XIX и в начале XX века. Эти теории связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса. Концепции элит Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса имеют общие элементы. Рассмотрим их здесь:

       - «Особые качества элиты», которые связанны с природными дарованиями (воспитанием,) проявляющимися в ее способности к управлению обществом и борьбе за власть;

       - «Групповая сплоченность элиты». Это сплоченность группы, которая объединена не только общностью профессионального статуса, социальным положением и интересами, но и элитарным самосознанием, которое выражается в восприятии себя особым слоем, призванным руководить обществом;

       - «Наличие элитарности в обществе», его разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное - нетворческое большинство. Такого рода разделение вытекает из естественной природы человека. Например - состав элиты может изменяться, но ее господствующие отношения к массам в основе своей неизменны. История хранит факты, когда сменялись вожди племен, монархи, бояре, цари, генеральные секретари и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простыми людьми сохранялись неизменно;

       - Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. В обществе идет неустанная борьба за власть. Люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами, стремятся к привилегированному положению в обществе, но им добровольно никто не желает уступать свои посты и положение. Именно поэтому, борьба за власть неизбежна;

       - «Руководящая и господствующая роль элиты в обществе». Элита выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение. Элита «стареет» и вырождается, утрачивая свои выдающиеся качества.

       Рассмотрим теории элит. Теория элиты Вильфредо Парето - «Правящая и не правящая элиты».

       Согласно теории Вильфредо Парето, люди не равны между собой в физическом, интеллектуальном и нравственном отношениях. Исходя из этого Парето делает вывод, что социальное неравенство естественно и является очевидным фактом, а люди, обладающие наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. То есть, в каждой сфере человеческой деятельности существует своя элита. Вильфредо Парето, заменяя термин «элита», использует термины «господствующий класс», «аристократия», «правящий класс». По теории Парето элита - это объективно «лучшие» люди (специалисты). В частности, в его трудах встречается такое пояснение:

       «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристократия преступников».

       И так далее. Саму структуру общества Вильфредо Парето изображает в виде пирамиды, которая состоит из двух слоев:

       - Вершина пирамиды: ее составляет немногочисленная элита - «высший слой» или «аристократия»;

       - Остальная часть пирамиды: основная масса населения - «низший слой».

       Согласно теории Вильфредо Парето элиты, существуют во всех обществах и независимо от формы правления. Кроме того, он характеризует представителей элиты как наиболее способных в той или иной деятельности людей, и как результат естественного отбора. Однако, Вильфредо Парето отмечает и тот факт, что люди могут носить «марку» элиты, а при этом не обладать соответствующими качествами. Здесь, Парето, говоря об элите, как о наиболее способной части общества, имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, это общество основано на принципе естественного отбора. В данном случае, элитарные качества и элитарный статус должны совпадать. Далее, согласно психологической концепции Парето, все человеческие поступки можно поделить на логические и нелогические. Логические поступки определяются осознанными целями, а нелогические поступки не осознанны и иррациональны. Весь комплекс побудительных инстинктов, интересов и чувств составляет константу любого нелогического действия, которую он называет остатком - reside. Вторым основным элементом нелогических действий являются интерпретации таких остатков, которые и объясняют их. Такой тип Вильфредо Парето назвал производным - derivasion. Так вот, Парето в основу всех общественных явлений положил определенную классификацию «остатков» и «производных», которые, вступая во взаимодействие друг с другом определяют социальный процесс. Существует 2 класса остатков, рассмотрим их здесь:

       - 1 класс: «инстинкт комбинации» - способность к изобретению, воображению, творческому мышлению;

       - 2 класс: «упорство агрегатов» - пассивная, вялая, консервативная тенденция.

       Людям, обладающим остатком 2 класса свойственно быть массой, или толпой, а люди, наделенные остатками 1 класса, могут быть элитой, выдвигать политических лидеров, занимать высшие государственные посты. Любой общественный процесс имеет свойство распадаться на три цикла:

       - политический,

       - экономический,

       - идеологический.

       Каждый из этих циклов определяется двумя типами элит - в экономике это рантье и спекулянты, а в идеологии это оптимисты и скептики, в политике - это львы и лисы. Львами являются политические вожди, убежденные в абсолютности своей веры в идеальные цели, и использующие свою власть для осуществления этих целей. Львам характерен консерватизм в правлении. Лисы - это те политические лидеры, которые не верят в абсолютность своих целей, используя для достижения власти обман и политические спекуляции. Львы предпочитают насилие для подавления оппозиции, а лисы полагаются на пропаганду, применяют хитрость, гибкость и убеждение. Режимы, где у власти стоят элиты лис, Парето называет «плутократической демагогией». Он выдвинул идею о том, что вся история человечества - это арена постоянной, неугасающей борьбы разных типов элит за власть. Каждый из этих типов элит - львы и лисы, не способны в полной мере решить задач, которые возникают перед обществом, поэтому, необходима постоянная смена, или циркуляция политических элит. То есть, как только элита устаревает и не соответствует окружающей действительности, она вынужденно уступает свое место другой элите, соответствующей духу времени. Циркуляция элит необходима обществу для поддержания социального равновесия. Между элитой и основной массой населения происходит обмен. Это выглядит так: часть элиты перемещается в низший слой, а способная часть низшего слоя пополняет состав элиты. А вот если циркуляция не происходит, то это приводит к деградации элиты и к ее упадку. Необходимо отметить, что при деградации элиты, в низшем слое растет число людей, обладающих необходимыми для управления чертами, и способных применить насилие для захвата политической власти. Однако, и эта элита утрачивает со временем способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя. Далее, Парето обозначает интересный момент, в котором отмечает, что политические революции происходят именно потому, что замедляется циркуляция элит, или элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция здесь выступает как дополнение циркуляции элит, ведь сама сущность революции состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. В ходе революции индивиды из низших слоев подчиняются индивидам из высших слоев, так как выходцы из высших слоев обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех отрицательных качеств, которыми обладают выходцы их низших слоев. В экономической сфере деятельности место «львов» и «лис» занимают «спекулянты» и «рантье». «Спекулянты», обладая способностями в сфере экономических комбинаций, не удовлетворены фиксированным доходом, и потому, они стремятся заработать больше. «Спекулянты» - это тот элемент экономической сферы, который служит причиной изменений экономического и социального прогресса. «Рантье», в отличие от «спекулянтов», составляют мощный фактор стабильности. Но, общество, в котором преобладают исключительно «рантье», становится неподвижно, такое общество склонно к загниванию. Общество, в котором преобладают исключительно «спекулянты», лишено стабильности, такое общество находится в состоянии неустойчивого равновесия. Исходя из изложенного, Парето делает вывод, что и «спекулянты», и «рантье» необходимы обществу, ведь каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию.

       Рассмотрим теорию элит Гаэтано Моски. Гаэтано Моски термину «элита» предпочитает термины «правящий класс», «политический класс», и употребляет их как синонимы (позднее Моски вносит коррективы, отмечая, что политический класс является базой для правящего класса).

       Гаэтано Моски - «Теория правящего класса».

       В любом обществе действует тенденция к образованию «наследственных каст» правящего класса, однако, члены господствующего класса со временем политически и морально деградируют, уступая свою нишу новым индивидам. Чем это можно объяснить? С точки зрения Гаэтано Моски, основными причинами потери господствующего положения любым классом, является утрата качеств, благодаря которым этот класс пришел к власти, или в неадекватности этих качеств к новой социальной среде. Генеральной линией развития общества, согласно теории Моски, является борьба двух тенденций:

       - Стремления господствующего класса удержать и передать по наследству власть;

       - Стремления нового класса изменить соотношение сил.

       Чередование в обществе тенденций к обновлению или к стабилизации создает ритмическое развертывание исторического процесса. «Замкнутость» элиты может быть нарушена вследствие чрезвычайных обстоятельств или в следствии контактов с другими народами. Это могут быть войны, новые идейные и религиозные движения и другие причины, которые ведут к тому, что «активные» и смелые выходцы из низов начинают пробиваться на верхние социальные этажи. Такое обновление элиты будет продолжаться до тех пор, пока не наступит новый «период социальной стабильности». Сама структура правящего класса определяет политический тип общества, а источниками же власти правящего класса могут быть - финансы, военная сила и особые знания. Военная сила закрепляется в собственности, а право собственности порождает политическую власть - и так, военное общество сменяется феодальным, а на смену ему приходит общество бюрократическое. Согласно мысли Моски, во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции, а затем передать эти позиции своим потомкам. Все это ведет к тому, что правящая элита превращается в наследственную касту. В свою очередь, новые религиозные идеи и новые источники богатства, порождают конфликты элиты с определенными общественными группами нижних слоев, претендующих на первенство в обществе. Гаэтано Моска пишет:

       «В действительности можно сказать, что вся история цивилизованного человечества, сводится к конфликту между стремлением господствующих элементов монополизировать политическую власть и передавать обладание этой властью по наследству и стремлением к вторжению на их место новых сил».

       В указанном изречении Гаэтано Моски выражена, фактически, вся суть его теории элит - вечная борьба низов и верхов за власть, борьба верхов за укрепление своих позиций в обществе, и их стремление передать свои права потомкам.

       Перейдем к теории олигархии и понимания элиты Роберта Михельса.

       Роберт Михельс в отличие от Гаэтано Моски и Вильфредо Парето изучал в первую очередь политические партии, а не общество в целом. В своих ранних работах Роберт Михельс утверждал, что подлинная демократия - это демократия непосредственная, прямая, а представительная демократия несет в себе зародыш олигархичности. Но, затем, в своем труде «Социология политической партии в условиях демократии» (1911) Роберт Михельс приходит к выводу о том, что олигархия является неизбежной формой жизни крупных социальных структур. Роберт Михельс сформулировал «железный закон олигархической тенденции», который говорит: демократия, чтобы сохранить себя, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты, то есть - активного меньшинства, которому масса должна довериться, так как не может осуществлять свой прямой контроль над этим меньшинством. Именно по указанной причине демократия превращается в олигархию. Ученый утверждает, что демократия не в состоянии существовать без организации, или управленческого аппарата, что и ведет «верхи» к закреплению своих привилегий, к отрыву их от масс, к несменяемости лидеров и к вождизму. Стальных харизматических лидеров, которые вели массы в активную политическую деятельность, сменяют бюрократы, а революционеров сменяют консерваторы и приспособленцы.  Роберт Михельс исследовал механизмы, которые порождают элитарность общества. Так, он выделил организаторские способности, и организационные структуры, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. Далее - организация общества естественно требует элитарности и воспроизводит ее. Суть «железного закона олигархических тенденций» состоит, главным образом, в том, что развитие крупных организаций неминуемо ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, так как руководство крупными объединениями не может осуществляться всеми членами общества. Для того, чтобы крупные организации функционировали эффективно, нужны в руководстве таких организаций специалисты, которые постепенно выделяются в руководящее ядро, выходят из-под контроля рядовых членов, и отрываясь от них, подчиняют политику собственным интересам, заботясь в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые члены организации недостаточно компетентны и пассивны, они равнодушны к рутинной политической деятельности. Исходя из всего вышеизложенного, рано или поздно, во главе любой организации становится олигархическая, или элитарная группа. Элитарные группы заинтересованы в сохранении своего привилегированного положения, они устанавливают между собой контакты - сплачиваются для достижения своих интересов, забывая об интересах народных масс. Роберт Михельс демократию отождествлял с непосредственным участием масс в управлении, отрицая демократию в виде представительных органов. Здесь, в своей работе, я, Лев Трапезников, теперь выражу свои мысли по поводу элиты и вопроса ее заменяемости. И так, повторюсь:

       «Политическая элита - это правящая группа, осуществляющая государственную власть, и наделенная правовой и политической самостоятельностью. Данная правящая группа обладает особыми привилегиями и господствующими позициями в общественной иерархии».

       В любом человеческом сообществе возникает потребность в руководящем составе. Допустим, теоретически, что этот состав изначально выходит из масс. Какими необходимо обладать качествами, чтобы возглавить отдельно взятую общественную группу? Разумеется, для этого необходимо обладать устойчивой психикой, убежденностью в своем предназначении руководить обществом, навыками управления, специальными знаниями и активностью. То есть, в руководство любой общественной группы пробиваются индивиды, достаточно подготовленные для такой роли. Здесь необходимо понять, что если человек обладает указанными мною достоинствами, но не обладает активностью, то лидирующее положение он не займет. После того, как активные и подготовленные индивиды заняли свои руководящие позиции в обществе, регулируя общественные отношения - занимаясь распределением материальных благ в обществе, обеспечивая правопорядок и так далее, они начинают укреплять свои позиции. Укрепление своих позиций состоит в том, что руководящий состав начинает на правовом уровне закреплять свое привилегированное положение в обществе, и подтверждает это положение силовыми методами, с помощью карательной системы, гарантирующей руководящему составу неизменность его прав. Здесь, мы говорим уже не просто о руководящем составе того или иного человеческого сообщества, мы говорим об элите. Элита постепенно, как бы, отодвигает от себя массы, создает свою субкультуру, выраженную в особых правилах поведения внутри своей правящей группы. Элита вырабатывает не только свои собственные культурные ценности и правила поведения, она устанавливает для членов своего сообщества жесткие правила, охраняющие элитарное сообщества от падения, деградации. Историческая практика показывает, что нарушение таких «правил» жестоко карается. Элитарное сообщество оберегает свои «границы». Оно, со временем старается все меньше впускать в свои ряды чужаков из низших слоев общества. Хотя, положительным моментом здесь может являться то, что если дверь в элитарное сообщество приоткрыта, то в него будут входить лучшие люди с низов, пробиваясь в правящую группу с помощью своих незаурядных способностей, что прогрессивно скажется на функционировании элиты, таким образом, элита бескровно (без революционных потрясений) обновляется. Так или иначе, но задача элиты - это обеспечение в обществе порядка, его плодотворного развития, развития экономического, социального и политического. Пока элита здорова, пока элита выражает интересы своего народа - народ процветает, однако, каждая элита устаревает, и со временем перестает выражать интересы низов, закрывая в свое элитарное сообщество двери для выходцев с нижних социальных этажей. После того, как элита устаревает, в низах уже родилась та общественная группа, которая в состоянии возглавить общество, и эта группа требует для себя новых перспектив развития. Двери в элиту этой группе закрыты, значит, новая общественная группа, сама являющаяся «элитой низов», при складывающейся революционной ситуации в обществе, сметет старую правящую группу (элиту), и встанет на ее место. Эта смена одной элиты на другую может произойти и без кровавой революции, эта смена элит может произойти в ходе выборов, когда группа низов побеждает в выборной президентской кампании и вводит на руководящие посты своих людей. Также, это возможно при кратковременном противостоянии (демонстрация или всенародное неповиновение властям) народных масс провластным структурам. При таком противостоянии, народные массы возглавляет элита низов, которая при победе в данном противостоянии, также приходит к власти, формируя, в свою очередь, новую элиту. Остается вопрос:

       «Как устаревает элита?».

       Элита со временем «окостеневает», она перестает отвечать вызовам времени. Например, на определенном историческом витке может входить в жизнь общества новая экономическая формация, для которой необходимы новые экономические преобразования. В таких преобразованиях может нуждаться экономическая или социальная сфера деятельности, не важно, но, политическая элита не реагирует на вызовы нового времени, она живет старыми «традициями» в экономике и политике. Кроме того, такая элита закрыта от проникновения в нее новых кадров с низших социальных этажей, элита не обновляется, в нее не входит «свежая» общественная мысль, рожденная потребностями низов. Нужно отметить и тот факт, что закостеневшая элита передает своим потомкам права на свои привилегии. Все эти факты говорят о том, что элита устарела, отмечу, старение политических элит совершенно не зависит от временных отрезков. И так, рассмотрим факторы, говорящие о старости элиты:

       1) Элита не реагирует на экономические, социальные и политические вызовы, несущие угрозу всему обществу;

       2) Элита передает права на свои привилегии своим потомкам;

       3) Члены элиты теряют качества, необходимые для управления обществом: качества профессиональные и психологические;

       4) Элита перестает выражать интересы подавляющей части общества;

       5) Элита теряет свой авторитет у 1/3 части общества. Здесь, если мы говорим о том, что 1/3 часть общества не доверяет власти, это значит, что процент недоверия властям увеличивается, а при ситуации, когда 50 % выказывают недоверие существующему режиму, складывается в обществе революционная ситуация.

       Все мною вышеуказанные моменты говорят о старении элиты, ее моральной и политической деградации. Возникает закономерный вопрос:

       «Возможно ли постоянное обновление политической элиты?».

       Я, думаю, возможно. Если «дверь» в элитарное сообщество (правящую группу) будет приоткрыта для «низов», которые смогут «поставлять» в верхи лучших своих представителей, то элита сможет обновляться в постоянном режиме, адекватно отвечая на вызовы времени. Однако, для этого общество должно включить в себя демократические институты, установить демократические законы, ввести равные политические права и возможности для всех политических и общественных объединений. Большую роль в формировании верхов могут играть общественные организации, создаваемые в нижних эшелонах общества. Эти общественные организации могут выполнять общественно-полезную деятельность в социуме, и именно эти организации из своих недр будут выдвигать самых активных и талантливых представителей общества для участия в государственной деятельности. То есть, общественные структуры могут стать наковальней, рождающей государственных лидеров. Необходимо здесь отметить, что общественные организации могут нести две особые функции:

        1) Функции контроля за государственным аппаратом,

       2) Функции выявления из своего состава индивидов, способных к управлению обществом.

       Общественный контроль за деятельностью политических элит должен осуществляться как отдельными общественными организациями, так и целыми союзами таких организаций. Кроме того, общественные организации должны вплотную взаимодействовать с политическими партиями, пополняя ряды политических партий самыми активными общественными деятелями. Активные члены общественных организаций, также принимая участие в политической деятельности страны, используя свой внутренний потенциал, смогут естественно пробить себе дорогу в верхние эшелоны власти - в элитарное сообщество. Кроме того, если политическая элита связана со своим народом, то есть подконтрольна обществу, то в таком случае, неминуемо будет создана для выходцев из «низов» возможность законно войти в элитарное сообщество. Естественный отбор должен осуществляться в состав элиты по результатам профессиональной деятельности «кандидата», его активной жизненной и общественной позиции, и другим способностям, несущим благо для общества. Такое демократическое устройство общества, исключит возможные кровавые революции, мятежи, спровоцированные политическими группами низов, которые стремятся занять место старой элиты, и братоубийственные конфликты на почве обострения социальной составляющей в обществе. Таким образом, мы сможем создать систему, при которой каждый член общества будет хорошо понимать тот факт, что только его труд, его профессиональные навыки, его талант, его активность и его деятельность во всеобщее благо, сможет поднять его до элитного сообщества.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Лев Трапезников.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения