Главная » Политология » ИСТОРИЯ СССР. ЧАСТЬ 19.

ИСТОРИЯ СССР. ЧАСТЬ 19.

24.06.2017 21:10

       Перебирая архив Никопольской дистанции электроснабжения Приднепровской железной дороги, я наткнулся на старую пожелтевшую общую тетрадь. Когда я начал знакомится с её содержанием, то понял, что это дневник одного из злектрофикаторов, которые в 1932 – 1935 годах производили электрификацию участка Кривой Рог Запорожье. Краткая историческая справка. В соответствии с планом ГОЭРЛО и решением июньского Пленума ЦК ВКП (б) началась в стране электрификация магистральных линий железных дорог:

       1. Участка Хашури-Эестафоне (Сурамский перевал) Закавказской Железной Дороги, протяженностью 68 километров.

       2. Участка Кизел-Чусовая Пермской железной дороги, протяженностью 112 километров.

       3. Участка Запорожье-Кривой Рог Екатерининской (Приднепровской) железной дороги, протяженностью 202 километра.

       Первая запись москвича Николая Леднева, так звали электрофикатора, была сделана 18 марта 1931 года.

       14 мая 1934 года.

       Сегодня в Доме культуры имени Дробизко произошло расширенное заседание электрофикаторов и строителей, которое проводил прибывший из Москвы начальник Центрального отдела электрификации Наркомата Путей Сообщения товарищ Аверин. Он вскрыл многие недостатки, отставание в графике строительства, которые могут привести к срыву сроков. После него выступали еще многие товарищи. Выступил и я, ибо наши отставания не совсем по нашей вине. Я просил, чтобы побыстрее присылали специалистов с завода Электросила для участия в совместном монтаже ртутных выпрямителей, заметил при этом, что у нас в стране еще не производились такие выпрямители, и потому неизвестно как они себя поведут в эксплуатации. Хотелось бы иметь запас по времени. Товарищ Аверин записал это в свой блокнот, и сказал, что решит этот вопрос.   

       26 мая 1934 года.

       Прибыли долгожданные специалисты из Ленинграда. Правда, началась после этого у нас очень напряженная жизнь. Они написали много замечаний к машинному залу, которые мы должны выполнить, чтобы они приступили к монтажу. Приходится практически все переделывать вместе со строителями. По-новому делать штукатурку, стяжку полов, а затем покраску специальной краской, меняем кабельные каналы, а металлические перекрытия покрываем резиновыми прокладками, чтобы ртуть, в случае аварии не могла попасть туда. Михаил Иванович занимается снабжением только этой бригады, ищет по всему городу специальные ключи, инструменты, дополнительное оборудование. Правда, в этом есть свои плюсы. Например, у нас появилась даже электродрель фирмы «Сименс», и настольный сверлильный станок, ибо раньше все дырки мы делали простым коловоротом, и что бы просверлить дырку в металле, необходимо было полдня крутить коловорот. Кроме того еще много инструментов и приспособлений материалов доставлял Михаил Иванович по первому требованию специалистов. Всем нам выдали белые халаты, шапочки и перчатки, специальную обувь. Для ревизии и протирки оборудования нам канистрами доставляли 96 процентный спирт и чистейший бензин.

       2 июня 1934 года.

       После полного наведения порядка и выполнения всех замечаний от специалистов Электростали, мы приступили к монтажу пока что вспомогательного оборудования: циркулярного водяного насоса для охлаждения стенок корпуса выпрямителя и форвакуумного насоса для создания вакуума внутри выпрямителя. Если с водяным насосом мы справились довольно легко, то с монтажом вакуумного насоса пришлось попотеть, ибо никак не могли добиться мы того, что бы он создавал вакуум, у нас постоянно происходили утечки, и соответственно, давление в корпусе понижалось. Мы разбирали насос, соединительные трубы, зачищали тщательно фланцы, возвратные клапаны, меняем прокладки. После этого собираем насос, проверяем, и снова разбираем, потому, как утечка не ликвидирована. Работаем до поздней ночи, бывали случаи, когда приходилось ночевать на подстанции. Специалисты торопят нас, поскольку они не могут  находиться на нашей стройке, им надо ехать на Урал.

       9 июня 1934 года.

       Закончили установку и наладку вспомогательного оборудования, установили шкафы управления, и теперь начинаем монтировать сам выпрямитель, который устанавливается на опорные изоляторы, подсоединяем его к электросети, насосу водяного охлаждения и вакуумного насоса. Снова проверяем создание вакуума внутри выпрямителя и снова у нас утечки, теперь уже в системе выпрямителя. Тщательно, при помощи мощнейшей лупы осматриваем изоляторы, проходные изоляторы, анодные изоляторы, стеклянные вставки. Поскольку трещин не обнаружили, то по очереди стали снимать аноды, на их место ставили заглушки, и снова проверяем создание вакуума. Однако, результат отрицательный. Зачищаем тщательно соединение, протираем все части соединения спиртом, ставим на место, тщательно затягиваем болты, снимаем следующий анод, и всё повторяем сначала. Графитовые аноды мы берем только в перчатках и через листок бумаги, что бы не оставлять никаких следов. Вообще, когда посторонний человек попадает в наш машинный зал, то думает, что он попал на съемку какого-то фантастического фильма. Хотя посторонних людей туда не попадает. Я только однажды упросил старшего специалиста провести на экскурсию Оксану, которая теперь приносит мне еду на работу, ибо я не имею возможности ходить домой. При этом правда, пришлось мне попросить белый халат и обувь у Сергея, что бы она это надела и прошла в машинный зал. Она была удивлена и восхищена тем, что увидела.

       20 июня 1934 года.

       Жара стоит ужасная, но нам некогда даже окунутся в Днепре, хотя он совсем недалеко. Работаем от восхода до заката. Не все выдерживают такой напряженной работы. Некоторые уже начинают ворчать, когда говоришь, что надо сегодня остаться после работы, чтобы закончить ревизию или сборку выпрямителя. Кричат - это сейчас не царские времена, когда угнетали рабочих, а сейчас уже живем в свободной стране, где права рабочих защищены. Да, еще сознание некоторых наших людей поражено мещанством, не понимают, что одно дело работать на царя-батюшку, а другое - на первое в мире социалистическое государство. Закончили монтаж и проверку ртутного выпрямителя, а теперь будем ставить его под напряжение. Формовка начинается с откачки вакуумным насосом газа и воздуха с корпуса выпрямителя. Затем при помощи водяного реостата подают пониженное напряжение на выпрямитель. Происходит постепенное нагревание пространства между катодом, заполненным жидкой ртутью и графитовым анодом, вакуумный насос постоянно откачивает образовавшийся газ. Кроме того следует следить за тем, чтобы корпус не нагревался выше 40 градусов, ибо только корпус перегревается, то происходит пробой вентиля, то есть режим короткого замыкания. Этот режим постоянно возникает у нас, ибо мы не успеваем выдерживать все параметры в норме. Вследствие этого мы записываем постоянно приборов: вакуумметра, амперметра, вольтметра, ваттметра, температура охлаждающей воды. Делаем анализ, почему произошел сбой, и снова начинаем всё сначала. 

       25 июня 1934 года.

       В результате частых коротких замыканий, у нас повредились проходные изоляторы, и мы снова разбираем выпрямитель, меняем изоляторы, чистим графитовые аноды, сливаем ртуть, чистим внутри все чистым спиртом, заливаем очищенной ртутью, подключаем к понижающим трансформаторам, и снова происходит формовка выпрямителей. Очень сложная аппаратура, и если б не специалисты из завода Электросила, то мы б ничего не смогли бы сделать. Они работают тоже очень напряженно, порой сутками не покидают машинное помещение. После того, как мы заменили изоляторы, и сделали ревизию выпрямителя, формовка прошла довольно-таки гладко, мы плавно выходили на заданный режим. Вот что означает, что надо придерживаться идеальной чистоты, когда происходят короткие замыкания, то гарь оседает на стенки выпрямителя, и необходимо делать очередную ревизию выпрямителя - процесс очень длительный и затяжной.

       2 июля 1934 года.

       Выпрямитель работает хорошо, мы научились безошибочно проводить формировку выпрямителей. Вывели закономерность - зависимость тока выпрямителя от давления внутри выпрямителя и температуры охлаждающей воды. Можно начать включение выпрямителя на проектное напряжение, что бы проверить его в работе. К сожалению, это невозможно, так как еще не произведен монтаж высоковольтной линии 35 киловольт от Днепрогэса до нашей тяговой подстанции, и скоро не обещают монтажники сделать эту воздушную линию. В связи с этим специалисты из ленинградского завода Электросила уезжают от нас, ибо их ждут на Урале, а нам они предлагают монтировать второй выпрямитель на этой же подстанции, поскольку опыт монтажа мы уже имеем. Причем, меня назначают руководителем группы. Конечно, мне приятно такое высокое доверие, но вместе с тем и огромная ответственность, ибо навыки я получил не такие уж и большие, а тем более мы не знаем, как поведет себя выпрямитель при подаче повышенного постоянного напряжения 3 300 вольт. Нам прислали в группу еще студентов окончивших Днепропетровский транспортный институт, к сожалению, ртутные выпрямители они видели только на картинке. Будем обучать, и сами обучатся. Сложно это, думать за других. Раньше я отвечал только за себя, а сейчас отвечаю за других, организовываю их работу. А люди-то совсем разные. Каждый вечер я должен приходить к начальнику участка, и докладывать о проделанной работе. Между прочим, у нас изменился и командный состав, после того, как с инспекторской поездкой приезжал чиновник из Москвы. 

       10 июля 1934 года.

       У нас чрезвычайное происшествие. Прихожу как всегда пораньше на работу, а дежурный мой благополучно спит, в машинном отделении полно дыма. Я бужу дежурного, и никак не могу привести его до памяти, ибо он пьяный. Я даже перепугался, думал, что он задохнулся от гари, но он открыл на меня свои туманные глаза, что-то невнятное пролепетал, и снова отрубился. Тогда я побежал в мастерскую, набрал ведро воды, и вылил на спящего. Это его моментально отрезвило. Я не стал ничего его расспрашивать, а стал совместно с ним искать причину задымления, когда же нашел её, то пришел в ужас, ибо от короткого замыкания выгорела обмотка понижающего трансформатора. Теперь мне стало всё понятно. Мы уже стали оставлять работать ртутные выпрямители вхолостую на ночь, а дежурный должен был через каждый час записывать показания приборов, и следить, чтобы не возникало аварийных ситуаций. Дежурный же, это был Николай Сидорук, выпил спирту, который у нас применялся для чистки аппаратуры, и уснул. В это время температура охлаждающей воды поднялась выше 40 градусов, и произошло короткое замыкание, от чего и сгорела обмотка трансформатора. Я был в ужасе, ибо трансформатор был у нас в большом дефиците. Без трансформатора мы не могли формировать другие выпрямители, то есть останавливалась вся наша работа. Я не знал, что мне делать. Идти доложить об этом начальнику, а дежурного отдать под суд за халатность, ибо испорчено государственное имущество на тысячи рублей, или попытаться самому что-либо исправить. Передо мной сидел дежурный, у которого хмель моментально испарилась, когда он понял свою халатность, и что ему за это будет. Он умолял меня никому не докладывать о случившемся, обещал всё исправить. Я представлял, что ему предстоит пережить в тюрьме, ибо самому пришлось хлебнуть того горя. Но что я мог тут сделать? Если я не донесу на него, то это сделает кто-то другой, и тогда вместе с ним пойду и я в тюрьму. Если даже скрою этот случай, то где возьму я новый трансформатор? Голова пухла у меня от нахлынувших проблем.  Не знаю, сколько я сидел в таком состоянии, но потом понял, что надо что-то решать, ибо скоро придут рабочие, и они увидят непорядок. Я встал и сказал Николаю:

       - Пошли.

       - Куда? - испугался он.

       - Надо что-то делать.

       Я повел его в мастерскую, дал ему ведро с побелкой, и сказал, чтобы он сейчас же начал белить машинный зал, чтобы ни было видно закопченных стен. Сам же я встретил всех своих рабочих, сказал им, что в машинном зале производится покрытие стен химическим составом против паров ртути, поэтому туда заходить нельзя. Потом я отправил работать на открытую часть, а сам поехал к Михаилу Ивановичу. Хорошо, что я его застал в управлении, и рассказал ему о своих проблемах, поинтересовался - не может ли он нам достать понижающий трансформатор. Это его сильно озадачило, но пообещал помочь. Я ему предлагал деньги, возможно, надо будет кому-то взятку дать, но Михаил Иванович отказался. Начальнику я ничего не сказал.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Владимир Шарик.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения