Главная » Политология » ИСТОРИЯ СССР. ЧАСТЬ 20.

ИСТОРИЯ СССР. ЧАСТЬ 20.

09.07.2017 15:29

       Перебирая архив Никопольской дистанции электроснабжения Приднепровской железной дороги, я наткнулся на старую пожелтевшую общую тетрадь. Когда я начал знакомится с её содержанием, то понял, что это дневник одного из злектрофикаторов, которые в 1932 – 1935 годах производили электрификацию участка Кривой Рог Запорожье. Краткая историческая справка. В соответствии с планом ГОЭРЛО и решением июньского Пленума ЦК ВКП (б) началась в стране электрификация магистральных линий железных дорог:

       1. Участка Хашури-Эестафоне (Сурамский перевал) Закавказской Железной Дороги, протяженностью 68 километров.

       2. Участка Кизел-Чусовая Пермской железной дороги, протяженностью 112 километров.

       3. Участка Запорожье-Кривой Рог Екатерининской (Приднепровской) железной дороги, протяженностью 202 километра.

       Первая запись москвича Николая Леднева, так звали электрофикатора, была сделана 18 марта 1931 года.

       13 июля 1934 года.

       Два дня я ходил, как чумной, ожидая вестей от Михаила Ивановича и понимая, что мне грозит, если вскроется мой обман. Люди работали на открытой части, устанавливали отделители, разъединители на воздушную линию 35 киловольт, а Николай после побелки, вычищал полы и оборудование. Мое состояние заметила даже Оксана, интересовалась, что со мной, но я ей ничего не сказал. Только вчера вечером мне сказал Михаил Иванович, что в мастерских Днепрогэса делают перемотку обмоток трансформатора, и сейчас у них есть в резерве такой трансформатор, который они могут нам поменять на сгоревший. Денег они не берут, но от канистры спирта не откажутся. Конечно, спирт у меня был под строгой отчетностью, но ради такого дела я готов был рискнуть, потом спишу на ревизию. После работы мы поехали туда с Николаем и Михаилом Ивановичем. Произошел натуральный обмен, и мы уже ночью привезли трансформатор, ребята из электрического цеха нашли машину, демонтировали сгоревший трансформатор и смонтировали новый на его место. Уже было время далеко за полночь, идти домой не было никакого смысла, и мы уснули там прямо на открытой части, подстелив на землю рабочие бушлаты.

       20 июля 1934 года.

       Короткое замыкание дало отрицательный результат, ибо с новым понижающим трансформатором мы не смогли вывести в рабочий режим ртутный выпрямитель. Только увеличивали напряжение, то происходило нагревание корпуса свыше 40 градусов, увеличения потока охлаждающей воды не давало нужного результата. Происходил пробой выпрямителя и короткое замыкания. Пришлось нам целый день производить разборку, ревизию, сборку и формовку выпрямителя. Неприятная незапланированная работа, а тут еще Павел Сергеевич, вновь назначенный начальник участка, пришел, заглядывал во все закоулки, словно, что-то выискивал. Вероятно, ему что-то стало известно с выходом из строя понижающего трансформатора. Однако он ничего не сказал мне, а только высказал недовольство, что мы долго возимся с выпрямителями. Надо уже начинать монтировать тяговые трансформаторы. Я ответил ему, что мы готовы монтировать трансформатор, но нам нужен подъемный кран, который работает только на линии, устанавливает опоры контактной сети. Павел Сергеевич пообещал нам выделить на один день трансформатор, после этого он ушел, а мне стало даже легче, ибо опасаюсь, что раскроется правда о сгоревшем трансформаторе. Да, взвалил я на себя эту ответственность. Формировку и запуск выпрямителя сделали только на следующий день. Теперь я оставляю в ночь дежурных электриков более ответственных людей, да и с большей строгостью слежу за расходом спирта, что бы никто брал его больше нормы. Занимаемся формовкой второго выпрямителя. К тому же я решил проверить закладные под тяговый трансформатор, и очень хорошо, что сделал это, ибо закладные не совпадали с отверстиями в корпусе трансформатора. Хорошо, что я посмотрел заранее, а то бы получился казус, когда б выделили мне кран, и мы б не могли поставить на площадку трансформатор. Я сразу же побежал к Павлу Сергеевичу сказать о несоответствии, что бы он пока не выделял нам кран. Он сделал мне упрек, что мы не проследили за строителями, когда те делали фундамент. Меня ж тогда здесь не было, пытался возразить я, но возражения не принимались. Он сказал мне, что бы я шел к строителям и требовал переделки фундамента, что я и сделал. Однако прораб участка сказал, что все сделал он согласно проекта, что соответствовало действительности, а это пришел нам трансформатор с другими параметрами. Конечно, заводу уже претензий не предоставишь, поэтому нам своими силами пришлось разбивать часть фундамента и по новых чертежах делать закладные.

       23 июля 1934 год.

       Новый фундамент окончательно застыл, и я пошел к начальнику участка, что бы он запланировал нам кран для монтажа тягового трансформатора. Он пообещал нам его направить на послезавтра. Поинтересовался он тем, как идут дела с выпрямителями. Я сказал, что уже запустили в холостую работу второй выпрямитель. Теперь надо нам только подавать высокое напряжение, что бы запускать выпрямители на рабочее напряжение, ибо неизвестно как поведут себя преобразователи, ведь, в принципе, они изготовлены на напряжение 1650 вольт. Корпус и все вспомогательный аппараты остались прежними, изменили только графитовые аноды, установили большей мощности. Поэтому желательно проверить до того, как появится необходимость подавать высокое напряжение в контактную сеть. Павел Сергеевич согласился со мной, однако сказал, что это не зависит от него, ибо линию 35 киловольт монтирует другая монтажная организация, которая в союзном подчинении находится. Всё же он обещал мне поднять этот вопрос на очередной планерке. Когда я уже выходил из кабинета, он остановил меня:

       - Николай, а ты мне ничего не хочешь сказать? - задал он мне неожиданный вопрос.

       - Я всё сказал вам.

       - Я имею в виду сгоревший трансформатор.

       Понятно, в бригаде есть утечка, или ему доложил кто-то другой, даже вот электрики с цеха Днепрогэса, Михаил Иванович не мог сказать - я в этом был уверен. Мне пришлось рассказать, всё как было. Он пожурил меня за сокрытие инцидента, и впредь такого не делать, и не назначать на ночные дежурства ответственных дежурных. Даже впредь мне он рекомендовал составлять список дежурных, который я должен передавать ему, а он будет его утверждать, чтобы не было в этом самодеятельности. Уходил я от начальника с каким-то облегчением, но вместе с тем думал, кто же мог рассказать об инциденте, значит, есть у нас осведомители, которые могут докладывать и в другие органы. Надо быть осторожным во всех отношениях.

       28 июля 1934 год.

       Смонтировали тяговый трансформатор. На следующей неделе должна приехать бригада из завода, которая будет производить монтаж технологических защит трансформатора. Правда, при монтаже трансформатора один из моих работников был травмирован. Он ломиком направлял опускаемый трансформатор на закладную, а затем не успел его убрать, когда трансформатор опустили. Его мы отвезли в городскую больницу, где ему наложили на руку гипс. Меня вызвали в управление, где произошел детальный разбор несчастного случая. Я снова чувствовал себя обвиняемым в том, что допустил это. На меня наложили взыскание. Мне снова представилась моя камера на Лубянке, я вспомнил запах ржаной селедки и нечистот, шаги надзирателя за дверями, и мне стало плохо. Я встал и попросил меня освободить от занимаемой должности, поскольку у меня нет ни опыта, ни знаний. Но тут поднялся начальник и сказал, что замены мне нет, так что продолжай работать, только будь осторожней и внимательней к своим рабочим. На этом собрание закончилось, и я пошел на тяговую подстанцию - надо было готовиться к приезду бригады из завода.

       14 августа 1934 года.

       Бригада приехала и приступила к работе. Мы вместе с ними устанавливаем щиты управления, различные реле защиты трансформатора, приборы, монтируем кабеля связи между трансформатором и выпрямителем. Смонтировали быстродействующий автомат, для защиты трансформатора от токов короткого замыкания. Не все идет гладко, так как аппаратура, которую мы получили по номиналам не совсем подходит для установки на этот трансформатор, поэтому приходится её переделывать на месте своими руками. Снова возникает та же проблема, что и с выпрямителем - это отсутствие высокого напряжения 35 киловольт, линейщики уже начали тянуть воздушную линию 35 киловольт, но, когда они смонтируют её полностью, этого никто не знает. А без этого мы не может поставить тяговый трансформатор под напряжение и проверить его работу совместно с ртутным выпрямителем, мы только в холостую проверяем работу релейных защит.

       17 августа 1934 года.

       Специалисты с завода закончили работу по монтажу и наладке трансформатора, и уехали в Москву, так и не проверив в работе тяговый трансформатор, ибо высокое напряжение 35 киловольт у нас не смонтировано ещё. Для того, что бы сдвинуть это дело с мертвой точки наше руководство решило всю мою бригаду бросить на монтаж воздушной линии передачи от Днепрогэса до тяговой подстанции. Теперь мы, вооружившись кирками и лопатами роем котлованы, помогаем собирать в нашей мастерской высоковольтные опоры электропередачи. Работа очень тяжелая, поскольку грунт тут попадается очень твердый, и за день бывает, выкопаем только один котлован. 

       24 августа 1934 года.

       Ура! Прибыли первые электровозы на станцию Запорожье. Мы ходили смотреть эти гиганты. Электровозы ВЛ-19 - это первые советские электровозы, выпущенные московскими заводом «Динамо» и Коломенским заводом машиностроения. ВЛ - это означает Владимир Ленин, а 19 означает 19 тонн нагрузки на ось. Мощность электровоза 24 000 кг/с, что в два раза больше чем у паровозов. Теперь у нас задача побыстрее закончить линию электропередачи 35 киловольт, подать напряжение на тяговую подстанцию, и через трансформатор-выпрямитель выдать в контактную сеть постоянное напряжение 3 300 вольт.

       31 августа 1934 года.

       Обстановка на стройке обострилась, теперь от нас ждут подачу напряжения в контактную сеть. Как будто, это от нас зависит монтаж воздушной линию. Хотя теперь все работы по монтажу её возложили на нас. И буквально, каждый день приезжают инспектора, и торопят нас с рытьем котлованов и установкой деревянных опор. Лучше б они позаботится об том, что бы людям заплатили зарплату, а то уже второй месяц задержка. Говорят, что мы уже исчерпали сметную стоимость строительства, а за дополнительными выплатами только поехали наши начальники в Госплан. А рабочим ведь этого не объяснишь, ибо сознание еще на уровне царских времен осталось. Откровенных выступлений, пока не замечаю, но за спиной шушукаются, когда захожу в бытовку, то разговоры все завершаются и смотрят на меня так недовольно. Да и производительность труда упала, надо постоянно стоят у них над душой, чтобы они работали. Ведь не понимают, что сейчас мы остаемся крайними в строительстве, из-за чего нас склоняют на всех оперативках, требуют, чтобы мы даже ночью работали, жгли костры и копали котлованы. От этого пользы мало, только люди устают до изнеможения. В тоже время электровозы все равно не поедут по магистрали, ибо путейцы еще не поварили соединители рельсовых цепей, по которых замкнется цепь: «+» выпрямителя на контактную сеть - электродвигатель локомотива - «-» через рельс на выпрямитель. Но на это никто не обращает внимание, а нас ругают.

       5 сентября 1934 года.

       Поездка в Госплан не принесла положительных результатов, но оттуда дали распоряжение нам и местным властям произвести изъятие церковных средств и ценностей, которые затем передать Внешторгу. Данная организация сможет реализовать эти предметы культа за границей, чтобы иметь валюту. Затем валюту поменять на рубли для выплаты зарплат. Конечно, это будет удар по верованиям простых людей, вызовет отрицательную реакцию у священнослужителей, но ведь строительство надо заканчивать, а рабочим надо платить деньги.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Владимир Шарик.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения