Главная » Политология » АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР. ЧАСТЬ 5.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР. ЧАСТЬ 5.

05.11.2018 15:37

       Философия сознания. Сознание как философская категория. Субъективность и объективность сознания. Язык и сознание. Логика и сознание. Метаязык как логика сознания.

       Сознание, как понятие русского языка, можно рассматривать как сложное слово, сокращение, состоящее из двух слов: совместное знание. По сути, так оно и есть, даже индивид является носителем совместного знания, приобретенным всем обществом за многие поколения, усвоенное индивидом в процессе становления личности. Аналогично переводится слово conscientious с латинского языка, понятийной базы многих европейских языков. Поэтому история становления сознания современного человека есть история его исторической деятельности, отраженная в истории развития языка. Делая скидку на степень инерции функционирования языковой системы, можно утверждать тезис о параллельности развитии языка познавательной деятельности человека.

       Объективность сознания состоит в его субъективности. Это не парадокс и не шутка, а закономерность всего сущего, особенно познания. Как только объект начинает изучать себя, он переходит в категорию субъектов. Далее, как субъект он начинает исследовать другие субъекты и субъективные процессы и старается делать это объективно, то есть, не полагаясь на мнение одного субъекта. Объективность этой мысли подтверждается количеством субъектов, имеющих одну и ту же потребность, цель, средство ее достижения, то есть, объективные (в смысле - реальные, невыдуманные) и объектные поначалу (то есть, являются объектом, целью действия). Таким образом, субъект может выступать в роли, как объекта, так и субъекта. Аналогично оцениваются и процессы. Все зависит от критерия оценки и параметров (пространственно-временных, причинно-следственных и так далее) и самого субъекта оценки. Например, разделение общего понятия на сознание и язык не всегда и не всеми воспринимается как объективное явление. Нужен особый период практики становления своей понятийной базы на родном языке. Многие народы, до сих пор, не имеют письменности, или пользуются понятийными заимствованиями других языков. Такой этап прошел в своем развитии и русский язык. Смешная фраза с украинского «голодранцы усих стран - геть до кучи» по-русски означает «пролетарии всех стран - соединяйтесь. За смехом, обычно, не осознается причина, русские понятия выражены языком родственным, более древним, но с меньшей степенью дифференциации. На старославянском языке - такое уже не отразить, тем более, руническими письменами. Всему свое время, каждый язык развивается своими темпами, субъективными для каждого языка, но объективными для всех языков.

       В этом логика не только развития, но и природа всего логического, в том числе, самой логики как науки. Поскольку логика занимается объективными процессами познания, самим процессом мышления, то объектом ее изучения становятся минимальные (микропроцессы, как выражаются специалисты по вычислительной технике) процессы или логические операции. То, что происходит неосознанно для человека на уровне логических операций, по сути, представляет его базовый механизм познания. Тот самый микропроцессор, который создан человеком по аналогии с природным мозгом человека, является инструментом познания, как и человеческий мозг. Разница только в способах потребления энергии, закрепления и фильтрации информации, форме самовоспроизводства человека. Если первое и последнее, в общем, технически можно повторить, то с переработкой информации, пока, даже теоретически, есть проблемы. В роли «закрепителя» нужной информации у человека используются эмоции, а ненужные, случайные события отсеиваются из-за отсутствия подкрепления повтором эти событий. По этому поводу древние римляне не зря повторяли «repetorum est mater studeorum», что в переводе означает «повторение - мать учения». Но, самое главное, логические операции есть функция клеток и групп клеток более древнего механизма - системы безусловных рефлексов. Поэтому, изучая систему деления клеток, мы непременно придем к двоичному исчислению. На первых порах - к двоичности оценок событий, нужно или не нужно, важно или не важно, да или нет, плюс или минус. Эти эмоциональные оценки подкреплены в биологическом организме химическими процессами (например, выброс в кровь адреналина, гормональными выделениями) и другими средствами саморегуляции гомеостаза организма.

       Система условных рефлексов начинается складываться у человека с самого зачатия и после рождения, до самой смерти. Совокупность этих систем позволяет говорить о базе социального поведения индивида. Различные отклонения от нормы - о патологии. До какого уровня развития дойдет индивид, зависит от многих факторов, иногда и наследственно-приобретенных. Какой уровень мышления станет у него доминантным, а какие останутся неразвитыми, тоже зависит от самого индивида. Не всегда абстрактно-логический уровень мышления дает верные результаты, образный уровень бывает, точнее, схватывает суть вещей в одном образе. Эмоциональная оценка первого восприятия бывает точнее, чем годы изучения процесса, что не означает бесперспективности учебы. Что касается самой логики, то, как всякая наука, она имеет и свои правила и постулаты. Это уже касается непротиворечивости логики наших рассуждений, то есть характера самого процесса познания непосредственно.

       Поскольку все люди устроены физиологически одинаково, то и законы логические имеют для всех людей одинаковое значение. Разные языки построены по одной логической схеме, которая и позволяет понимать друг друга, иногда, только на языке жестов и мимики. Впрочем, расхождения начинаются уже и на этой ступеньке познания. А вот то, что еще является общим для всех языков, принято называть метаязыком или логической основой для всех естественных языков. Процессуальной основой такого языка являются общие процессы восприятия и актуального членения реальной действительности в виде грамматики аналитико-синтетического характера. Это значит, что анализ действительности (то есть расчленение процессов) происходит во всех языках (выделение действия, субъектов, объектов, модальности, времени, обстоятельств, и так далее). Синтез высказываний с оценкой субъекта речи тоже происходит в каждом языке. Эти процессы являются общими для любого языка, даже для языка танца или жестов. Различие состоит в формах выражения своих потребностей. Формальная сторона метаязыка изучается довольно давно и получила свое выражение в лингвистике как школа структурализма по итогам исследований. Попытки структурировать реальную действительность по формальным признакам (таким как объект, субъект, предикат, обстоятельство), без учета содержательной стороны и системы модальных оценок, привели исследования в тупик. Аналогичный тупик образовался в системах машинного перевода при попытке перевести многозначные понятия эмоционально-оценочного плана. В основе этих тупиков - формальное определение такого центрального понятия метаязыка, как информация. Без определения информации с точки зрения содержания, ее структуры, нельзя придти к выводу о значимости ее для субъекта, а, значит, и оценить формальными общепринятыми структурами.

       Семантическая характеристика понятия информация появилась недавно и еще не получила должного признания и практического использования. Согласно этому определению, информация представляет собой определенную конфигурацию логических операций, жизненно важных для субъекта. Соответственно дело обстоит и с синтезом высказываний, поскольку еще не разработана детально модальная и временная логики. Основательно сдерживает еще изучение общих закономерностей языков и распространенное среди лингвистов мнение о социально-информационной функции как о первостепенной функции языка. Соответственно, практической стороне, изучению общения на языке, придается большее значение и внимание, чем теории отражения предметно-практической деятельности человека во всех языках. Вследствие этого, в исследованиях происходит своеобразный отрыв языков от своей истории и бесконечные споры лингвистов о сути и форме того или иного языкового понятия или термина. Сами термины еще не нашли свою теорию становления и адекватного для всех языков определения. Науки же, как учебной дисциплины особенно, без своей терминологии, не бывает по определению.

       Аксиология в философии. Ценности. Иерархия ценностей. Нравственность как ценностная категория. Смысл бытия. Проблемы поиска смысла жизни (или способов жизни). Культура как философия способа жизни.

       Аксиология переводится с греческого как учение об аксиомах, хотя правильнее было бы говорить об аксиоматике философии (axioma, matis) или об основных положениях, исходных принципах. Со времен Евклида понятие аксиомы осталось, в основном в математике. В других науках используется термин постулат, как положение, не требующее доказательств. Как бы то ни было, речь пойдет об очевидных истинах, которые может проверить каждый человек на практике. Очевидным является то, что каждый человек в процессе становления из индивида в личность создает для себя личную систему ценностей, социально-мотивированные цели жизни и принципы, способы их достижения. Большинство единых целей создают в обществе вместе с приобретенными навыками социального поведения общественный (национальный вне времени) менталитет, характерный для своего времени или практическую сторону философии своего времени. Для каждой философии характерна своя система ценностей, но базовые ценности носят характер аксиом. Основой ценностной системы любой философии является мораль, определяющая все другие отношения в социуме. Если это - классовая мораль, где все позволено для блага соответствующего класса, то и говорить о нравственности уже нет смысла. Если задача поставлена как изменение мира любыми путями и средствами, то говорить о цене издержек уже не приходится. Все остальные ценности, какими бы они не были прекрасными для какой-то группы в обществе, даже и большинства, навязанные силой остальным, представляют «зло» сами по себе, безотносительно других слоев населения. Например, ликвидация собственника как класса в России, оказалась борьбой с «ветряными мельницами» потому, что из «ликвидаторов» появился класс подпольных миллионеров, представляющих «теневую» экономику, а сами властные структуры стали объектом торговли с четко выраженной иерархией цен на каждое назначение. В результате, вся структура власти, по сути, была реставрирована как феодальная система «кормных» мест.

       Революция 1917 года, начинавшаяся как революция, закончилась банальным переворотом, сменой лиц у власти. Крестьянские хозяйства лишились статуса собственника и до 1950-х годов снова попали в крепостную зависимость от власти. Насилие власти по отношению к своим гражданам порождает ответную реакцию: как минимум - анекдот, как максимум - терроризм. Чем сильнее давление, тем жестче ответная реакция. Законы физики работают и в социальном мире. Отсюда, основная ценность в обществе - жизнь и здоровье всех его граждан. Остальные ценности уточняют пространственно-временные параметры этого утверждения. Жизнь граждан имеет свои нормативы для нормального, соответствующего своему времени, воспроизводства. Основой этого процесса является гарантии государства на жизненное пространство, определенного законом размера земельного надела или эквивалента для горожан, гарантии определенного качества воздуха, воды, пищи, минимума социальных благ. Все остальные права, включая политические права, являются развитием юридических прав на часть общей собственности для каждого гражданина. Это касается и духовных ценностей общества, экономической базой которых служат права собственности. Нет собственности - нет гражданина, нет демократии. Сколько земельных собственников - столько и демократии!

       Основой духовных ценностей современной жизни становится новое мировоззрение, в котором надо смотреть на «ближнего» через призму своих интересов, понимая, что твои интересы будут тоже уважаться, если ты уважаешь интересы соседа. Если у соседа нет собственности, то спать спокойно собственнику уже не придется. Это тоже надо понимать. Воровская ментальность не появляется на пустом месте. Если человека систематически обманывают, обкрадывают, принуждают к работе из поколения в поколение, отнимая его время, результаты его труда, то ждать, что он может стать хозяином за несколько лет - наивно. Такие вещи, как уважение к собственности, воспитываются не одним поколением собственников. А для этого, собственность надо не просто иметь, а создать гарантии для ее приобретения каждым новым поколением, правила ее перехода от старшего поколения к следующему. Но, сначала - определить частную собственность как вид общественной собственности, созданной на общих средствах производства (земля) и индивидуальной основе (труд). Возвращаясь к духовным ценностям, уточняя новую модальность мировоззрения, новую этику современной философии и правила жизни собственника земли, вернемся к морали как основе всех отношений. Наиболее общее отношение к миру и природе, обществу и самому себе, можно сформулировать как медицинский принцип древних врачей - не навреди. Применительно к социальной сфере и соседям, в частности, не делай зла, то есть, не навязывай своего понимания добра. Это и есть минимальная основа новой нравственности. Помогай, если можешь, без всяких условий - максимально возможное проявление добра. Что касается отношения к ценностям материальным, то лучше всего, это сформулировано евангелистами, которые не отрицают богатства вообще, но ставят условие, давая совет молодежи:

       «Ищи богатство, прежде всего, на небе, то есть богатства духовного прежде земного».

       Говоря современным языком, деньги не должны быть человеку хозяином, целью. Деньги должны быть средством жизни, то есть слугами. Целью жизни человека, смыслом бытия каждого живого существа, всегда было и будет воспроизводство самого себя в своем потомстве, его воспитание по образу своему и подобию. Другого не дано. Остальное только походит на жизнь. Но, человек может изменить этот смысл по своему желанию, вопрос только в том, надо ли это делать. Руководствуясь своим, альтернативным пониманием смысла жизни, каждый индивид автоматически меняет и цель жизни, и соответствующий цели образ жизни. Можно жить, убивая других, грабя ближних, воруя у своих, обманывая всех, в том числе и себя, все это другие способы жизни, альтернативные жизни честным трудом. Надо ли вам это, каждый решает сам. Совокупность таких решений характеризует общество, по крайней мере, целое поколение. Чтобы принять какое-то решение надо, все-таки, познакомиться со всем списком предложений. Это значит - изучить то, что делали до тебя другие и то, как они решали свои жизненные проблемы, то есть познакомиться с культурой вообще и ее краткими уроками. Изложение этих уроков жизни в отдельную тему и представляет собой философию культуры жизни. То, что нужно сделать, чтобы жить лучше прежнего и лучше соседей, но за свой счет, за счет своего труда.

       Гносеология или аксиомы процессов познания. Философская теория познания. Критерий истины. Практика применения. Диалектика отношений субъекта и объекта познания. Научное познание или эпистемология. Парадигмы науки. Проблемы научного знания.

       В толковом «Новом словаре русского языка» Ефремовой слово гносеология (греческое слово gnosis - осведомленность, знание), определяется как раздел философии о познании. Гносеология - раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать действительность; теория познания. Слово эпистемология переводится с греческого языка как учение о знании или осведомленности. Различие не всеми осознается. В одном случае речь идет о процессе, в другом о результате процесса. Если учесть, что epistle переводится как письмо, послание, то, очевидно, что учение о результате является более конкретным научным фактом, чем рассуждение о процессе познания. Поэтому рассмотрим, сначала общие основы процесса, а потом перейдем к деталям или этапам процесса. Поскольку вопрос сформулирован как философская теория познания, нам надо сказать что-то и о самой теории познания, и, тем более, о процессе познания. Но, как отличить наши целесообразные действия от хаотичных и беспорядочных, в чем состоит наш критерий истинности действий? Какие действия мы можем назвать познанием, результаты - знанием, способы - образцом эффективности? В чем критерий истины, если говорить философским языком? Ответ напрашивается сам собой - конечно, практика достижения результатов, те кирпичики знаний, из которых построена вся результативная деятельность человека. Правда, говорят, что и отрицательный результат - тоже результат, только со знаком минус. Туда не ходи, ходи сюда! Но, всякий ли положительный результат является истинным?

       Пиррова победа, победа, после которой полководец Пирр остался победителем с небольшой группой соратников, ставит под сомнение подобные результаты. Значит, результат должен быть оптимальным, максимально эффективным при минимуме затрат. Тогда придется давать характеристику условий и способов действий, вводить пространственно-временные параметры протекания процесса, давшего нам лучшие результаты. И, только сравнив эти процессы и отобрав оптимальный процесс и результат, мы можем принять их за критерий конкретного процесса. Истина - всегда конкретна, имеет свое время и свои границы истинности. Этот путь постижения истины является общей закономерностью познания на любом уровне или этапе. Поэтому, мы можем выдать его за общую теорию познания, от регистрации в качестве факта до динамической модели реальной действительности. Для того чтобы эта теория стала философской теорией познания, нам надо отследить в каждом историческом этапе познания эти закономерности и обобщить их в виде четкой формулы логических операций, характерных для каждого уровня, и, одновременно, общих для всех. Поскольку мы не можем точно отследить всю предметно-практическую деятельность человека до становления у него второй сигнальной системы, системы условных рефлексов, мы будем полагаться на дубликаты этой деятельности, отраженные в его естественном языке. Первое, что мы должны определить в процессе извлечения смысла для индивида из окружающей его среды и опыта предков, это общий способ мыслительного действия для любого человека. На этой основе можно дать приблизительную периодизацию эволюции механизмов мышления. Этот способ и будет способом познания, а периоды - отражать этапы эволюции мышления.

       Способ познания понимается нами как образец или алгоритм действий, наиболее целесообразных и, одновременно, процесс оперирования понятиями, отражающими эти действия, то есть уровень мышления. Этот уровень развивается вместе с развитием индивида. Поэтому мы можем говорить о доминирующем этапе этого развития конкретного индивида в определенный период времени и о среднем, совокупном уровне мышления общества (совокупность этапов развития индивидов в какой-то период времени). Если мы рассмотрим этапы развития мышления, то для деления на уровни нам нужны какие-то критерии периодизации. Таким критерием является для всех нас система знаков, объединенных в единство значений, или - понятие. Каждый новый уровень значений представляет собой систему элементов или понятий предыдущего уровня. Эта иерархия понятий в своем развитии отражает систему познания любого индивида, но, особенность индивида состоит в использовании для практической деятельности какой-то один алгоритм, наиболее удобный и привычный. Наиболее распространенный способ, в целом, среди индивидов сообщества и определяет общественное сознание, его уровень, его идеологию. Мы предлагаем на нынешнем этапе новый, для большинства, уровень понимания мира - рассматривать весь мир (и социальный) как систему взаимосвязанных, непрерывно взаимодействующих процессов. Через такие «очки» мир кажется более сложным, но более прогнозируемым и реальным. Наша периодизация может быть спорной, но другой, пока, нет. Итак, уровни смысловых систем или этапы:

       1. Этап смыслоразличительной речи, оформление звуков в буквы и алфавит, появление слова как прообраза понятия на основе чувственных образов предметов. Уровень мышления - образный.

       2. Система языковых образов, отражающая логические связи (в основном, причинно-следственные) между понятиями, появление нового уровня слова - класса слов или понятия - категория. Уровень мышления - понятийный или словесный (так как основной элемент системы - слово).

       3. Появление категории в качестве основного элемента порождает новый уровень функционирования системы понятий. Результатом этого процесса становится понятие - теория, в которой возникают пространственные и временные условия (и категории) протекания процессов (как достаточные, так и необходимые), или теоретический уровень мышления. Система категорий представляет собой «застывшие» отношения, даже если их рассматривать в историческом развитии. Для актуализации, то есть учета момента настоящего или определенного периода времени, необходимо рассматривать их как процессы, в динамике взаимодействий.

       4. Этот уровень мышления мы определили как уровень «динамической модели». На этом этапе (или уровне) причинно-следственные связи могут рассматриваться и как следственно-причинные, то есть в обратном направлении, и как причинно-следственные № 2, где причиной следующего события является следствие предыдущего. Все зависит от критерия цикличности, примененного к определению процесса и направления исследования.

       5. Следующий уровень пока не будем рассматривать потому, что предыдущий уровень (динамической модели) еще не стал доминирующим в обществе, только назовем его - уровень виртуальной действительности.

       То, что мы говорили об отношениях объектов, субъектов в предметно-практической деятельности становится применимо и к их обозначениям в языке. Причем, пространственно-временные отношения прошлого, настоящего и будущего одного субъекта начинают накладываться на такие значения другого субъекта, к ним добавляются воображаемые или желаемые действия будущего. Субъекты, ставшие объектами действия, но представляющие себя субъектами, отражают в своей речи отношения других объектов или субъектов и так далее. Возникает сложная система грамматических понятий времени, требующая каких-то правил сочетания и согласования. В каждом языке это происходит по-разному.

       Способы научного познания или эпистемология. Научное познание предъявляет к знанию и к процессу его получения повышенные требования. Если просто познание можно определить в общих чертах как ответную реакцию организма на внешние раздражители, то для процесса научного познания и формулирования результата в виде законов необходимо либо освободиться от эмоций, что нереально для человека, либо дать развернутую характеристику, как самой системы эмоций, так и составных частей самого действия. Прежде, чем входить в реку по имени факт, надо изучить микрофактики. Конечно, масштаб оценки зависит от самой личности и ее масштаба. Но, общее всегда найдется, по крайней мере - физиология человека, безусловные рефлексы и общие условные рефлексы социального окружения. Нарабатываются они одними и теми же логическими операциями, что в комплексе составляют механизмы познания, а в результате - парадигмой мышления или законами. Только на разных уровнях логические операции имеют одни и те функции, но разные значения и свое название, в том числе и эмоциональные оценки.

       Одна и та же операция сравнения, начинаясь как простое эмоциональное подтверждение или отрицания реакции организма, через двойное утверждение или двойное отрицание этих реакций вырастает до тождества и отрицания его и так далее. Набор логических операций, обрастая все усложняющимися операциями, получающие все новые названия, имеет и свои инварианты, не изменяющиеся на любом уровне. И, хотя, они формулируются, в конце концов, в науке (логика), в естественном языке поначалу они имплицитны, то есть, скрыты в процессе как механизм познания субъекта. Например, при различении звуков на гласные происходит операция анализа, а при объединении звуков в слоги, фонемы и дифтонги, происходит синтез звуков, при этом операция сравнения используется в обоих случаях, но не выделяется как обязательный элемент. Субъект речи просто не осознает, что он пользуется этими механизмами, которые есть часть его подсознания. Только на уровне понятия и теории, все эти операции получат свое название и определение. Появление во второй сигнальной системе организма (условных рефлексов) специализированной системы их образов, то есть языка эмоций, мимики, жестов, танца и, наконец, вербальных средств, приводит к формированию языковой системы по тем же правилам и подобию, что и предшествующие знаковые системы. Первое правило, мы бы определили так - каждая новая система или уровень включает в себя предыдущий уровень или систему в виде базового элемента новой системы или уровня. Это - один из инвариантов функционирования всей системы языковой информации. В процессе практического пользования языковой системой происходит наращивание многих значений на каждое слово (не забываем, что слово имеет при своем рождении значение единичности и множественности, даже, если нет какой-либо формы, например, множественности). Как только этих значений набирается достаточно, слово из разряда неопределенного множества переходит в определенное (какой-либо формулировкой) понятие, сохраняя форму слова. Происходит разделение содержания в рамках в рамках одного слова. Рано или поздно новое содержание получит и новое наименование, как правило, по имени своего основного процесса использования. Это - тоже один из инвариантов функционирования языка, поскольку является, как говорят техники, результатом функционирования «аппаратно-зашитого» механизма, на уровне конфигурации клеток и клеточной ткани.

       Как только язык становится орудием, средством познания, отрывается от своих физиологических основ, становится возможным выделить в нем особенности и закономерности мыслительных операций, которые отражают особенности и закономерности функционирования и усложнения, как простых чувств, так и сложных чувственных образов. Элементной базой механизма познания, в данном случае, выступают ощущения и их отражения в организме в виде восприятия. Предыдущий уровень общего механизма познания становится модусом последующего уровня. Многоуровневая система восприятия внешней среды не только самовоспроизводится, но и отсеивает избыточную для организма информацию, оставляя только важную для существования и развития. Способности к такой «фильтрации» заложены в организме на уровне инстинктов, но «пробудить», «активировать» и развить интеллектуальную деятельность удается не каждому индивиду. Для такой деятельности нужны постоянные занятия, интерес и условия. То, что не удается получить в семье, невозможно скорректировать позже даже комплексом специальных упражнений. Все хорошо - в свое время. Для прагматиков, отрицающих какое-либо влияние теории на практику, следует еще раз напомнить, что все теории рождаются на основе обобщения практики. Нельзя выдумать того, чего нет. Другое дело, насколько достоверны и сами факты, и выводы, сделанные на их основе. Отсюда - два принципа научности любых исследований. Историчность, как принцип, или диахрония, как аспект исторического сравнения процессов, несомненно, является основой любого интереса, тем более, научного. Не сравнив процессы во времени, невозможно утверждать результат в виде факта, имеющего закономерность. Но! Один факт - это факт, может и случайный, два факта - направление развития, три факта - закономерность, четыре - основание для утверждения. Для полного описания процесса нужно иметь десять. Наше мнение не настолько субъективно, как может показаться, с первого взгляда.

       Вторым принципом, или синхрония процессов, является изучение как параметров самого процесса, установление временных рамок его протекания, так и среды его существования, условий его существования, от необходимых условий до достаточных условий, обеспечивающих стабильность параметров в этом диапазоне условий. Сочетание этих принципов, на наш взгляд, является основой научного подхода к изучению любых процессов. Первый принцип является обязательной предпосылкой для написания курсовой работы студентами, когда важно обозначить проблему и ее зарождение. Второй принцип необходим для описания проблемы в современном состоянии, что важно для написания реферата по выбранной теме. Накопление фактов и появление гипотезы их системности происходит в момент их оценки как единого целого. Как только актуальность работы признана, начинается сбор доказательств в подтверждение своей гипотезы или опровержения существующих утверждений. Одним из таких доказательств служит проведение эксперимента на практике. Степень отклонения идеальных условий в эксперименте от реальных условий и степень погрешности результатов высчитываются математическими формулами. Самым трудным процессом, как правило, оказывается оценка значимости своего исследования. Даже научные руководители не в состоянии предугадать последствия и значение работ своих учеников. Исключения только подтверждают это правило. Все сказанное можно принять за основу любых научных исследований или парадигму исследований. Формально такая парадигма отражена в требованиях к научным работам диссертаций. Короче говоря:

       «Основными этапами современной научной работы являются: сбор фактов по теме на основе идеи, выдвижение гипотезы, отбор фактов и создание теории, выбор метода доказательств и проведение экспериментов, обобщение данных эксперимента и проверка расчетов по теории, вывод из сравнения данных».

       Успешная защита своих взглядов и выводов на ученом совете является достаточным условием для атрибута научного звания, как правило. Основными проблемами научных исследований является стремительное устаревание их результатов. Особенно быстро это происходит с результатами, полученными на основе старой методологической базе или частными исследованиями, игнорирующие новые фундаментальные подходы и способы познания. Каждые три-пять лет, происходят новые открытия, переворачивающие старые представления о науке и ее результатах. Проблемой остается и практическая реализация научных открытий. В немалой степени этому способствует монополия государственных структур, стремящихся обеспечить либо секретность результатов, либо монопольное использование этих результатов в своих интересах, игнорируя при этом интересы самих разработчиков. Впрочем, эти проблемы находятся за пределами самой науки, развитию которой мешает отсутствие правового статуса самих ученых, их смежных прав на использование своего интеллектуального продукта, прав собственности гражданина вообще в законодательстве и отсутствие обязательств государства по защите этих прав. Состояние науки всегда отражает состояние самого общества.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Виктор Галицкий.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения