БУДУЩЕЕ.

21.08.2016 20:13

       Думать о будущем — естественная защитная реакция на сложность и неопределённость современного мира. Кажется, что любая вещь может в каждое мгновение исчезнуть или превратиться во что-то иное. Федеральный общественный виртуальный медиахолдинг «Россия-Сегодня» регулярно размещает материалы посвящённые образам будущего. Есть материалы пессимистического, апокалиптического направления. Такого рода информация повышает состояние тревожности. Есть и образы будущего, рассматриваемые сквозь призму оптимизма. С верой в светлое будущее человечества. И ожидание светлого будущего наполняет нас радостными предчувствиями. Что для человека важнее? Как остроумно заметил Борис Гройс, единственное, что сейчас удерживает и человека с его желаниями и мечтаниями в более-менее стабильном состоянии — это их недостаточное финансирование. Если же мы и задумываемся о будущем, то редко учитываем последствия, ведущие к тем радикальным изменениям, которые могут произойти на пути к нему. Ведь это всё равно невозможно предугадать. Намного проще представлять будущее просто как продолжение настоящего — хотя потом часто приходится удивляться, что наши планы не сработали, полученная профессия уже никому не нужна, и теперь вместо когнитивной лингвистики приходиться изучать веб-дизайн или программирование на Android. В сфере образования уже многие годы доминирует упрощённый образ будущего, который обозначают такими скучными словами как «информационная экономика», «постиндустриальное общество», «глобальная конкуренция», «востребованность на рынке труда». Мало кто задумывается, каким же будет этот рынок и в чём, собственно, нужно будет конкурировать.

       Образование по-прежнему обычно понимается в узком смысле — как получение профессии. Образовательные институты отказываются формировать собственный образ будущего. Поэтому его формируют за них. Мы считаем, что о будущем нужно думать не так прямолинейно. Наши представления о грядущем имеют непосредственное отношение к настоящему — они выступают в качестве планов и целей, становятся самоисполняющимися пророчествами. Образование должно стать площадкой, в которой образы будущего выносятся на свободное осуждение. Познакомьтесь с несколькими образами настоящего и будущего и узнайте несколько терминов, которые помогут думать о нём более интересными способами.

       1. Плоский мир.

       Теперь весь мир — это изображение на экране монитора.

       Источники: «Плоский мир. Краткая история XXI века» 

       Томас Фридман. Термины:

       1. Плоский мир — состояние мира, наступившее после третьей волны глобализации, связанной с массовым распространением информационных технологий.

       2. Выравниватели — факторы, которые сделали мир плоским.

       Главные из них — разрушение Берлинской Стены, создание интернет-навигации, единого протокола для компьютерных программ и поисковых систем, рост глобальных торговых корпораций и распространение аутсорсинга. Мир снова стал плоским. Но не потому, что мы вернулись к древности, а потому, что современность, наконец, по-настоящему наступила. Границы между государствами теряют значение — мы пересекаем их в мгновение ока. После того, как мы открыли Америку и устранили черные пятна на карте земного шара, наши поезда и самолёты сделали расстояния менее ощутимыми. Теперь электронные кабели, радиоволны и системы спутниковой связи окончательно их преодолели. В новом мире наши шансы на успех определяются не национальностью, гражданством или местом жительства — они уже не имеют значения, — а трудолюбием, талантом, доступом к потокам информации и способностью к самообразованию. Подросток из глухой провинции с ноутбуком в руках теперь имеет те же возможности, что и Билл Гейтс. Конечно, неравенство существует, а культурные различия мешают многим странам присоединиться к нашему миру. Но технологический прогресс сближает далёкое: открываются новые возможности глобального взаимодействия, которые меняют человеческую психологию. Люди, для которых новые технологии пока недоступны, и люди, разочаровавшиеся в прогрессе, через взаимное сотрудничество тоже смогут избавиться от неровностей прошлого мира, которые приводят только к страданиям:

       «В обществах, где чаша воспоминаний перевешивает чащу мечтаний, слишком многие люди тратят слишком много времени на то, чтобы оглядываться назад».

       Попробуйте шагать вперёд с головой повёрнутой назад! Нужно не ностальгировать об идиллическом прошлом, а научиться действовать в плоском мире — тогда его преимущества в будущем станут благом для каждого.

       2. Планета миграций.

       Источники: «Текучая современность» 

       Зигмунт Бауман, «Футурошок» Элвин Тоффлер, «Краткая история будущего» Жак Аттали. Термины:

       1. Футурошок — психологическая реакция шока и потерянности от большого количества изменений за короткий промежуток времени.

       2. Прекариат — люди, не имеющие постоянной занятости и социальных гарантий. В экономике, ориентированной на реализацию проектов, становится основным производительным классом.

       Развитие новых технологий приведёт не к равномерному распределению богатств и всеобщему интеллектуальному росту, а к усугублению имеющегося неравенства. Уже сейчас сформировалась новая элита — высокообразованные специалисты, которые кочуют с места на место в поисках наиболее прибыльных проектов, не привязываясь к местным сообществам. Происходит глобальная «бразилизация» — деление на мобильный сверхкласс, обладающий доступом к образованию, капиталу и информации, и бедное большинство, из жизни которого исчезает всякая стабильность. Происходит разрыв между теми, кто готов включиться в новую глобализирующуюся экономику, и теми, кто не может к ней приспособиться и безнадёжно отстаёт. Вот здесь и кроется глубинный корень всех социальных противоречий! Развивающиеся страны не оправдывают своего названия — они не только не развиваются, но и становятся площадкой для новых всплесков насилия. Свободная занятность и доступ к медиаканалам не только развивают массовую творческую активность, но и делают людей незащищёнными перед капризами рынка. Формируется «общество одноразовых стаканов» и культура «новых кочевников», в которой человек не дорожит своими вещами и местом жительства. Всё это ведёт к изменениям в чувстве идентичности — разрушает традиционные основания семьи, нации и культуры. Новое глобальное сообщество если и возникает, то в напряжении и конфликтах.

       3. Планета-сад.

       Источники: «Синяя экономика» 

       Гюнтера Паули, «The Revenge of Gaia» Джеймса Лавлока и другие. Термины:

       1. Энвайроментализм — движение, направленное на защиту окружающей среды, а также теория управления экономическим развитием, в которой человек считается частью биосферы и несёт за неё ответственность.

       2. Техногайянизм (от «techno-» — технология и «gaian» — Гея) — течение на стыке трансгуманизма и экологизма, выступающее за развитие чистых и безопасных технологий, которые помогли бы восстановить окружающую среду.

       Будущее не заковано в сталь, бетон и пластик, а пышно зеленеет. Нано- и биотехнологии можно использовать не только для людей: с их помощью станет возможным безотходное производство, уничтожение отходов и мусора, сведение к минимуму загрязнений, которые мы выбрасываем в окружающую среду. А в будущем можно даже вернуть Землю к её первоначальному состоянию — тому, в котором она пребывала до масштабной вырубки лесов и уничтожения биологического разнообразия, к которому привело перенаселение планеты видом homo sapiens и индустриальная революция. Человечество станет планетарной взаимосвязанной цивилизацией, научится управлять климатом и предотвращать природные катаклизмы. Уже не нужно будет искать спасения в космосе. Впрочем, и другие планеты можно будет полностью терраформировать — переделать их так, что они станут пригодными для жизни людей Автомобили, работающие на электричестве, использование энергии солнца и ветра, методы генной инженерии, которые помогут восстановить популяции вымерших видов и сделают человека более приспособленным к природным условиям — всё это поможет достичь гармонии между природой и человеком. Зигмунт Бауман писал, что будущее для нас интересно как раз потому, что непознаваемо и потому становится «единственным прибежищем свободы». Мы сами формируем его своими действиями. И каким оно будет, во многом зависит от образов, в которых мы его себе представляем.

       Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения