Главная » Политология » МУЖЕСТВО - 1.

МУЖЕСТВО - 1.

29.02.2016 00:00

       В одном из телеинтервью Владимира Высоцкого журналистка, спросила его: какая черта в человеке вам, Владимир Семёнович, наиболее отвратительна? Не задумываясь ни секунды, Высоцкий отрезал: жадность! Одним точным словом обозначил то, что действительно делает человека нравственным уродом! Жадность, глупость и зависть - вот три головы дракона, которые пожирают мужество у слабовольных мужчин! Почему женщины, как правило, не любят жадных мужчин? Здесь замешан не только какой-то корыстный мотив. Всё дело в том, что жадный никогда не может быть великодушным, то есть духовно мужественным, а для полноценно развитой женщины это качество мужской личности оказывается особо значимым и привлекательным. Одно дело – строить отношения с великодушным и благородным человеком, который будет надёжной и верной опорой во всевозможных изломах жизни и испытаниях судьбы, и совсем другое дело – входить в общение с жадным до своего индивидуального благополучия субъектом, который предаст всякого, как только дело коснётся его шкурных интересов, будь даже этот субъект необыкновенным красавцем, силачом, богачом и патентованным любимцем безликой толпы. Кстати, женщины нередко попадают впросак, принимая подарки какого-нибудь «крутого» за выражение его щедрости. Для него эта его «щедрость» - мелкая монета, завалявшаяся в его толстом кошельке. Великодушие не оценивается в денежных купюрах, тем более выдаваемых в качестве приманки. Для кого деньги – мера всех вещей, для того великодушия не существует, как не существует и мужества, потому что самое ценное в человеке не имеет денежного эквивалента. Пошлые, себялюбивые интересы, выше которых человек не может подняться («рождённый ползать летать не может»), несут ему, возможно, какую-то материальную выгоду, наживу, но, одновременно, превращают в уродливый обрубок, неспособный к переживанию полноты человеческого существования. Такому ущербному индивиду никак не понять, что человек – это не только материальное тело, внедрённое в материальную среду обитания, это ещё и эмбрион духовного существа, которое, нравственно созрев в течение жизни, должно родиться в духовный мир. В Индии говорят:

       «Мужество – это бесстрашие, разум – это различение добра и зла, сила – это способность к действию, герой – это тот, кто совмещает в себе эти три достоинства».

       Герой, может быть, прославляем как победитель, признанный людьми, награждённый их вниманием, восхищением, почитанием. Герой, безусловно, мужественный человек, но не всегда, однако, мужество почитается как геройство, оно может оказаться в тени явного триумфатора.

«Геройству наше чувство рукоплещет,

Героев славит мир от сотворенья;

Но часто надо мужества не меньше,

Для кротости, терпенья и смиренья».

И. Губерман.

       Как заметил французский писатель Жюль Ренар, «труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут». Человек может проявлять своё подлинное мужество в повседневной жизни, лишённой каких-то романтически-героических сценариев. Не надо думать, что мужество как высокая нравственная черта личности присуща только мужчинам, оно очень убедительно заявляет себя и в женщинах. Сколько бойцов, раненых на полях Великой Отечественной Войны, обязаны своей жизнью тем санитаркам, медсёстрам, врачам, которые, рискуя собственными жизнями, проявляя чудеса мужества, спасали их от верной смерти. Невольно вспоминаю об Ольге Ивановне Мазиной, враче-хирурге, прошедшей через все ужасы прифронтового госпиталя. Она рассказывала нам, молодым врачам, о военно-полевой хирургии, рассказывала просто, без всякого пафоса:

       «Тянешь раненого на плащ-палатке что есть мочи, кругом взрывы, смрад, гул, а тут ещё немецкие самолёты налетают, стреляют из пулемётов. И когда самолёт совсем близко, ничем раненого не спасти, так закрываешь его собой, а потом дальше волочишь.

       Принесли в операционную палатку бойца с раздробленной ногой. Надо ногу ампутировать, все показания к тому. Взглянула на него, а парню-то лет двадцать, а может и того меньше. Как же он домой к матери без ноги придёт? А как жить будет? Вот мы с моей ассистенткой, Верочкой, и собирали ему ногу три часа. Тяжело было, валились от усталости, но работать надо, кто же это вместо нас сделает?».

       Вот оно мужество! И без всякого требования признать себя героиней! А сколько матерей-вдов войны, потерявших мужей на фронте, мужественно брали на себя все тяготы нелёгкой военной и послевоенной жизни, растили детей и восстанавливали страну из руин? Подлинное мужество не лезет всем в глаза, не требует своего признания. Иной мужчина добивается необыкновенных успехов и даже славы, благодаря женщине в его жизни, которая опекает его, порой, как ребёнка, обладая при этом великодушием, терпением, тактом, умом, духовной стойкостью, необходимых и поддерживающих его в тяжёлые минуты его жизни. Она, нередко, остаётся в тени его славы, оказываясь незримым фундаментом его зримых успехов. От подлинно мужественного героизма следует отличать «героизм» показной, истерический по своей природе. К такому «героизму» склонны проблемные в личностном отношении мужчины, которые готовы себе шею свернуть, лишь бы покрасоваться перед людьми в образе «необыкновенных героев». Вся их истерическая «героическая» демонстрация служит им для себялюбивого самоутверждения, банальной саморекламы, в отсутствии которой они чувствуют себя ничем. Показное «геройство» - это пошлость, желающая ошарашить обывателя необыкновенными выкрутасами и дурацкими проделками. Никакого отношения к настоящему героизму и мужеству оно не имеет, потому что во всей этой «показухе» нет абсолютно никакой надобности. Мужество и героизм проявляется там, где они уместны, где их отсутствие чревато большой бедой, катастрофой, гибелью, человеческим страданием. 

       «Наш замечательный писатель Юрий Сергеев описал буквально пронизывающий душу эпизод битвы за Москву. К столице прорываются полсотни гитлеровских танков, а заслонить им путь нечем. И тогда новоприбывшему полку сибиряков предложили встретить врага, прыгая в глубокий снег с летящих на бреющем самолётов. Без парашютов, с высоты десяти – двадцати метров. Брали только добровольцев, но вперёд шагнули все. Они прыгали с гранатами и противотанковыми ружьями в руках, и при этом разбивались двенадцать из сотни. Они почти полностью уничтожили прорвавшихся немцев, которых обуял мистический ужас при виде этой картины. Даже самурайская доблесть меркнет перед этим эпизодом!» - (цитата М. Калашников «Эскадры красного гиганта» М. 2003, страница 417).

       Вот настоящий мужественный героизм! Они свершили то, что могли свершить только они, настоящие мужчины и воины. И многие из них даже не значатся в официальных списках героев. Мужчине для полного раскрытия его возможностей, способностей, личностных качеств необходимо чувствовать себя активным социальным деятелем.  Именно мужская деловая активность во многом создаёт социум, именно мужчина призван быть не только созидателем, но и охранителем социума, воспитателем подрастающего поколения, которому он прививает и передаёт определённые социо-нормативные требования, без следования которым социум как система налаженных взаимосвязей и взаимоотношений оказывается невозможным. Для плодотворной социальной деятельности мужчина должен быть, прежде всего, личностно развитым и морально устойчивым человеком. Живой социальный организм нуждается не только в мудрых законах, но и в моральной вменяемости своих членов. Ещё Гораций вопрошал:

       «Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов?».

       Социальная активность без нравственного идеала в душе или, как говорили в старину, «без царя в голове», может обернуться самым беспредельным социальным авантюризмом, беспринципностью, аморализмом социальных функционеров, для которых всякое социальное созидание, требующее немалого мужества, оказывается не только ненужным – враждебным. Им ближе и понятнее лихой и беспринципный барыга, добытчик, ворюга, прохиндей. С психологией этих особей как-то не вяжутся такие личностные черты, как совесть, великодушие, сострадательность, моральная ответственность и обязательность. Этих «продвинутых» особей в основном волнует успех, выраженный в убедительном для них денежном эквиваленте. Их социальная активность, если они оказываются во влиятельном слое руководителей, а они что мочи есть лезут вверх любыми путями и способами, ведёт только к одному – моральной деградации общества, вслед за которой наступает его неминуемая гибель. Исчезновение мужества в мужчинах обрекает социум на моральное разложение, потому что в нём исчезают силы, способные противостоять его гниению и распаду. Для вступающего в жизнь молодого человека нужно немало ума и мужества, чтобы противостоять тому психологическому напору, который оказывают на него либеральные глашатаи и поборники человеческого бесчестья, плотным роем облепившие СМИ и учреждения культуры. Жертвами их преступной для общественной нравственности деятельности становятся неопытные, внушаемые, ведомые, инфантильные, морально дезориентированные молодые люди, с лёгкостью вовлекающиеся в мутный водоворот антикультуры, мощным канализационным потоком сбрасываемой к нам с Запада. Раннее разложение молодёжных нравов в атмосфере аморальной вседозволенности, расхлябанности, интеллектуальной серости, агрессивного жлобства, сквернословия, напрямую связанное с этим умело организованным западным влиянием, – это, увы, горький непреложный факт нашей сегодняшней общественной жизни, уразуметь который не в силах разве что совсем тупой человек. Мой преподавательский опыт в нулевых годах даёт мне основания для следующих выводах о студенческо-молодёжной среде. Молодёжная среда в современной эрэфии (РФ), отличается:

       - крайне низким культурно-образовательным уровнем («хвала» бесконечным реформам в образовании и пресловутому ЕГЭ!);

       - ранним интересом к лёгкой и «крутой» наживе;

       - стремлением к нескончаемой праздности, бесконечному «трёпу» и «приколам»;

       - тотальным сквернословием и скудостью словарного запаса;

       - непристойностью поведения и внешнего облика, примитивизмом в половых взаимоотношениях (девушки как-то пошло омужеподобились, парней отличает какая-то истеричность, стремление украшать себя всякого рода побрякушками-завитушками);

       - пиво-водочной алкоголизацией в бессмысленных «тусовках», наркотики и прочие «прелести», которыми одарила молодёжь бесславная эпоха либералистических преобразований.

       Молодому человеку с неокрепшей душой трудно, порой, невозможно противостоять всему этому социальному бедламу, ведь психология жлобства и аморализма наступательна, она захватывает всё новые и новые молодые души, подобно агрессивной раковой опухоли, теснящей, отравляющей и удушающей здоровые ткани организма, но противостоять надо, дабы не превратиться в стадо, в быдло, в жалкое ничто, которое будут топтать все кому не лень. На психологии жлобства в атмосфере морального разложения и вседозволенности невозможно построить ни здорового общества, ни сильного государства, дающего человеку гарантию его жизненной безопасности и благополучия. Активное развращение молодёжных нравов через активно пропагандируемое западно-либеральное движение ЛГБТ (лесбиянство, гомосексуализм, бисексуализм и трансексуализм) – фактор более опасный для безопасности государства, чем даже внешняя угроза. Это, можно сказать, самый большой подарок для наших «заклятых друзей», подарок, который они сами же себе и преподнесли, руками нашей «свободолюбивой интеллигенции», умело ими манипулируемой - (Смотри статью СЛАБОСТЬ НЕМЦЕВ. Источник: http://rustod.ru/news/10055861/).

       Поэтому борьба за сохранение национальной культуры, за доступный и достойный уровень образования и просвещения, за здоровый образ жизни, за сохранение традиций и морального облика человека, за знание своей истории, за сохранение семьи – основы здорового общества, эта борьба, которая в наших условиях требует немалого мужества. В наше время не экономика, а именно культура – основной фактор сплочённости народа и безопасности страны. И антикультура – основной фактор её возможного разгрома. Безопасность государства – это не только техническое оснащение его вооружённых сил, а это, в первую очередь, мужественный дух его народа, охраняющего свои святыни, и если дух народа свят, то и народ такой непобедим. Ярким проявлением мужества в мужчине является его отцовство. Полноценное отцовство – это особый статус мужчины, особый духовный уровень развития его личности, а вовсе не природная функция, делающая мужчину отцом своего ребёнка. Зачать ребёнка – дело не хитрое и даже приятное, тем более что все тяготы вынашивания ребёнка и его рождения лежат на женщине, а вот воспитать ребёнка, приобщить его к культуре своего народа, привить ему социально допустимое поведение, разбудить в нём интерес к миру, к творческой деятельности, раскрыть в нём увлечение его будущей профессией – это может только зрелый, духовно щедрый отец. Отец должен быть личностно зрел для своего отцовства, должен иметь сформированный мужской характер, позволяющий ему совершать осознанные мужские поступки, должен иметь свои жизненные нравственные принципы и, конечно же, должен перерасти свою инфантильность и подростковость. Дело не в том, что мужчине для его отцовства необходимо стать каким-то сверхобразованным интеллектуалом, а дело в той нравственной зрелости, которая позволяет мужчине быть порядочным во взаимоотношениях с людьми, отзывчивым на человеческие проблемы, знающим и любящим своё дело и уважающим других людей за их достойные дела. Функции отца в семье не только дисциплинарные, он не только контролирует поведение своего ребёнка, но и активно вовлекает его в творческое восприятие жизни, а для этого сам отец должен быть интересным, увлечённым делом человеком. Озверелые вопли, размахивание руками, обещание «расправиться с сукиным сыном», и всё это, якобы, с желанием направить на правильный путь своё заблудшее чадо – это не мужское поведение, тем более, не поведение зрелого для отцовства мужчины, а это, как раз, показатель мужской несостоятельности, моральной немощности, волевой слабости. От таких мужчин нередко можно услышать:

       «Жена его неправильно воспитала! Я в дом деньги ношу, а её дело детей воспитывать!».

       Конечно, материальное обеспечение семьи – это, действительно, мужское дело, но таким же абсолютно мужским делом является и социальное воспитание своих детей. Это особенно касается воспитания мальчиков. Мать может воспитать хорошего сына, но воспитать будущего хорошего отца может только отец. И самое главное, что может сделать отец для своих детей, и мальчика в особенности, это быть хорошим мужем для их матери. Отцовство – это эстафета мужества, которая передаётся от отца к сыну. Будущее отцовство в сыне формируется за счёт раннего усвоения отцовского поведения по отношению к другим детям и к их матери. Безотцовщина – а теперь это не редкость и при живых отцах – ведёт к большим проблемам в формировании мужества в сыновьях, обрекает их на инфантильность и личностную недоразвитость. Если настоящий отец присутствует в жизни детей, то это чувствуется даже при его физическом отсутствии, потому что есть определённый моральный климат в семье, созданный таким отцом. Говорят, что это трудно, особенно если много времени уходит на работу. С этим не поспоришь, конечно, трудно, а мужчиной вообще быть нелегко – приходится всё время работать над собой, дабы не впасть в сладостную личностную деградацию и не прожить жизнь идиота. Отсутствие или недостаток мужества в мужчинах неуклонно ведёт к деградации государства, страны и народа.

       Материал предоставил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения