Главная » Политология » ЕВРЕИ И РУССКИЕ - 1.

ЕВРЕИ И РУССКИЕ - 1.

22.09.2015 02:14

       Подпольный человек Достоевского, да и сам Достоевский - «еврей» в своей нерасчетливой расчетливости, сверхактивности, опрометчивости (шолом-алейхемовский Менахем-Мендл): всё рассчитать, поставить на кон, чтобы выиграть наверняка - и проиграть с треском. Подросток - «жид»: мечтает стать Ротшильдом. Лев Толстой говорил о еврейскости Достоевского. Экзистенциальная ситуация подполья, «вненаходимости» характерна именно для евреев и в русскую литературу перенесена Достоевским.

       Вообще, как ни странно, именно с «антисемитами» Гоголем и Достоевским приходит в русскую литературу еврейский дух. С Гоголем и Достоевским само русское общество обуржуазивается, «чичиковеет»; возможно, украинские и польские корни писателей сделали их чувствительными к этому духу вторичной, денежно-знаковой, игровой и проектной среды, в которой, оттесненные от природы и почвы, вращались евреи. Природа отступает на задний план, а вперед выступают «еврейские» идеи - обогащения, обладания знаками и символами власти. В «Петербургских повестях» господствует гнилая городская среда, а Акакия Акакиевича - маленького человека в маленьком мире - легко представить обитателем штетла, местечка. И портной Петрович, и «значительное лицо» - это разного уровня «начальники», перед которыми Акакий Акакиевич - тварь дрожащая. И Раскольников по образу жизни и мышления - «тварь дрожащая», хотя и мнит себя «право имеющим». Как давно отмечалось, у Достоевского в картинах Петербурга преобладает желтый цвет, который традиционно ассоциируется с еврейством. «Се черно-желтый свет, се радость Иудеи» (Мандельштам).

       У обоих народов обнаруживается сочетание двух полюсов: непосредственной эмоциональности - и отвлеченной рассудочности. Наитие и «нутро», простое доверие Богу, детскость, отразились в хасидизме,  эмоционально-харизматическом направлении иудаизма. Жить сердцем, видеть Бога в малости и повседневности. Хасидизм, возникший именно на еврейско-славянской почве, сродняет эти народы. Как пишет Гершом Шолем, «большая часть русского и польского еврейства втянулась в орбиту этого движения (хасидизма), но за пределом славянских стран и России эта форма мистицизма нигде не могла укорениться». Украина по числу еврейских святынь считается второй страной в мире после Израиля. У места захоронения рабби Нахума в Умани предполагалось построить самую большую синагогу в мире, на 5 000 молящихся. Неученое, некнижное обращение к Богу - от переполненного сердца, в чаянии радости.

       И одновременно - книжность обоих народов, преданность слову и словесному поучению. Рефлективность, «умышленность». Действие часто растворяется в саморефлексии, в построении множественных точек зрения, в искусстве комментария и интерпретации. Иов и Достоевский, Бубер и Бахтин, диалогичность обеих наций, сильно выраженная жестикуляция, размашистая - по-русски, торопливая - по-еврейски (у первых - с лихвой пространства, у вторых - времени в обрез). Любовь к нескончаемым беседам и словопрениям, вплоть до потери чувства реальности. Значима установка на самосознание, идею, эксперимент над собой. Хотя одна нация владела обширнейшей территорией в мире, а другая на протяжении многих веков оставалась бездомной, обе эти крайности способствовали развитию умственного и прожектерского подхода к бытию. Раввины, книжники, мудрецы, начетники, фантазеры и интерпретаторы задавали тон в еврействе, мало соприкасавшемся  с реальностью окружающего общества. Россия создавалась и пересоздавалась по планам: крещение Руси князем Владимиром, европеизация России Петром Первым и Екатериной Второй, социалистическая революция и построение коммунизма при Ленине - Сталине, горбачевская перестройка. На первом месте всегда были идея и проект, всё вводилось и учреждалось не из народного бытия и обычая, а из многодумной «головы с органчиком» (М. Салтыков-Щедрин), застревающим на очередной преобразовательной идее. Отсюда и Петербург - «самый отвлеченный и умышленный город на всем земном шаре» (Ф. Достоевский), и призрак коммунизма, вышедший из головы Маркса и недаром воплотившийся именно в России, столь гостеприимной ко всяким умозрительным абстракциям.

       Это сочетание хасидизма и талмудизма, сердечной веры и книжной мудрости - в характере обоих народов. Талмудические черты есть во В. Соловьеве и О. Мандельштаме, хасидские - в В. Розанове и Б. Пастернаке. Юродивость, спонтанность - и культурная опосредованность. И то, и другое - от идеализма: мир сводится к сердцу или к книге. У обоих народов трудные отношения с реальностью, им чуждо европейское противопоставление объекта и субъекта, слабо развита эпистемология, с ее поиском надежных критериев объективной истины. От слишком немецкого Канта евреи (Герман Коген, Эрнст Кассирер) движутся к неокантианству, с его преобладанием коллективной субъективности, совместной веры, истинность которой скорее соразделяется, чем проверяется. Очевидна склонность евреев к философскому конструктивизму и интуитивизму; ученики Г. Когена - Борис Пастернак и Матвей Каган, старший друг и сомышленник М. Бахтина. Кантовский острый и последовательный дуализм смягчается в неокантианстве в пользу «вещей-для-нас». И русские: Луначарский, Горький, махисты-ревизионисты (Богданов, Юшкевич) - тянутся туда же: к неокантианству, к построению веры из человеческого общежития, совокупности вер, а не из проверки объективной истиной. Коллективность опыта, «соборность» как решающий фактор верной ориентации в мире. Да, был такой особенный еврейско-русский воздух, о котором один еврейский поэт сказал:

       «Блажен, кто им когда-либо дышал».

       Г. П. Федотов. Письма о русской культуре, в его книге «Судьба и грехи России». Избранные статьи по философии русской истории и культуры, в 2-х томах Санкт-Петербург, издательство «София», 1991, том 1, Страницы 174 -  175.

       Достоевский Ф. М. Пушкин. Очерк. Полное собрание сочинения в 30 томах, том 26, Л., Наука, 1984, Страница 137.

       Федотов Г. П. Россия и свобода, в его книге: «Судьба и грехи России». Избранные статьи по философии русской истории и культуры, в 2-х томах СПб., издательство «София», 1991, том 1, Страница 285.

       Gershom Scholem. Major Trends in Jewish Mysticism. New York: Schocken Books, 1995, p. 325.

       Федотов Г. П. Россия и свобода, цитируемое издание, Страница 285. Евреи и русские (2). Четвертый Иерусалим.

       Мессианские устремления, вера в богоизбранность объединяет и одновременно разделяет два народа. Один из них, следуя завету своих предков с Богом, должен хранить свою духовную обособленность, другой - обнять все другие народы христианской любовью. И Израиль, и Россия - «святая земля». Это не только типологическое сходство, но и сознательная историческая преемственность. Первые попытки уподобления России Новому Израилю, а Москвы - Новому Иерусалиму в русских источниках относятся к концу XV века, и сами русские порой назывались «истинными израильтянами новообращенными». Так что последующую напряженность в отношениях двух народов можно объяснить своего рода мессианской ревностью: кто «богоизбраннее», чье время пришло, а чье ушло. В коммунистической революции два мессианских чаяния ненадолго слились воедино.

       Представление о Москве как о третьем Риме, которым с XVI века вдохновлялось религиозное самосознание России, - это, по сути, метафора или эвфемизм другой, более глубокой, хотя и не произнесенной формулы: Москва - четвертый Иерусалим. Ведь Рим был вторым по времени и важности святилищем христианской веры - после Иерусалима. Третьим - Константинополь, а Москва, следовательно, четвертым. Почему же из этого ряда мессианских преемств выпало начало начал?

       Конечно, для призыва к созданию новой христианской империи Иерусалим не годился, поскольку имперской столицей никогда не был. Сыграла свою роль и магия числа «три», освященного Троицей. Но можно указать и еще одну причину: связь с Иерусалимом, с богоизбранным народом была настолько важна для России, что оставалась в глубине ее религиозного подсознания; это и определяло странную, рационально необъяснимую напряженность ее отношений с исторически обделенным и политически немощным еврейством. Рим и Византия были империями, но римский и византийский народы не были богоизбранными. Россия же притязала не только на то, чтобы быть империей и в этом наследовать Риму и Константинополю, но и на то, чтобы русский народ считался богоизбранным - и в этом прямо наследовал еврейскому народу. Эта мессианская составляющая «русской идеи» была едва ли не важнее имперской и скрывала гораздо более глубокие амбиции, поскольку относилась не к политической горизонтали - покорению мира, а к религиозной вертикали, избранничеству от Бога. Еврейский народ был богоизбранным - но не создал империи, а римляне (западные и восточные) создали империи, но не были богоизбранным народом. Русский же народ был призван к высшему синтезу обеих миссий, «иерусалимской» и «римской».

       Эта иудейская закваска «русской идеи» не осталась только благим пожеланием. В православии, действительно, есть нечто близкое религиозной психологии еврея, и соответственно в иудаизме есть нечто близкое религиозной психологии русского. Отсюда иудействующие секты на Руси - «жидовствующие», «субботники». Отсюда и частые обращения евреев в православие - не из карьерных соображений, как часто бывало в царской России, а по зову духовному, поскольку переход в православие не снимал, а удваивал и утраивал тягости подсоветской жизни. К гонимости еврея добавлялась еще гонимость верующего, а также подозрительность присутствия самого еврея внутри православной церкви: недоверие собратьев по вере к инородцу и недоверие собратьев по нации к добровольному «выкресту».

       Патриарх Алексий II (Ридигер) сказал на встрече с раввинами в речи, характерно озаглавленной «Ваши пророки - наши пророки» (13 ноября 1991 году, Нью-Йорк):

       «Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще «не вполне христиане», а иудеи потому отделяются от нас, что они «не вполне иудеи». Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство».

       Как ни относиться к этим словам, они характеризуют православие, особенно в его российском изводе, едва ли не в большей мере, чем другие христианские вероисповедания. В православном храме алтарная часть обособлена и сокрыта от прихожан, как «святая святых» в иудейском храме. В католичестве и тем более в протестантизме алтарь вынесен наружу, соответственно воплощению Бога в человеке и Его видимому и осязаемому явлению в мир. С распятием Христа разодрана была завеса, отделяющая тайную часть храма, ибо тайна Бога через полное Его вочеловечивание и смерть на кресте была открыта людям. Но остается еще нечто запредельное в Боге, неслиянное с человеком. И вот, как бы в знак неслиянности двух природ во Христе, русское православие постепенно, начиная с XIV - XV веков, воздвигает иконостас между прихожанами и алтарем, чтобы приготовление к таинству причастия совершалось втайне от самих причастников. Эта отдельность и есть знак запредельности Бога человечеству, непостижимости его тайны, о чем говорит и апофатическая (отрицательная) теология, преимущественно развитая в восточном христианстве, - то есть познание Бога в его невыразимости, через отрицание всех его имен и подобий.

       Не в этом ли и назначение иконостаса - не только приближать Бога к верующим через Его образы, но и отделять Его завесой самих этих образов? Иконостас одновременно являет видимое (образ Сына) и скрывает то, что должно оставаться невидимым (действие Святого Духа в алтаре): это не только окно в другой мир, но и завеса между двумя мирами. Икона - наглядный парадокс сокрытия через открытие. В иудаизме этот парадокс Бога (не) явления решается в пользу закрытости, а в западном христианстве - в пользу открытости. Поэтому икона так важна в православии, что оно как бы посредничает между иудаизмом, с его представлением о запредельном Боге, и западным христианством, с его упором на человеческое и вочеловеченное в Боге. Следует сохранить двойное отношение к иконе, созерцанием ее полагать предел самому созерцанию. Нельзя подходить к ней не только как к самостоятельной святыне (идолу), но и как к прозрачному подобию святых ликов (картине). Ибо вера, по выражению апостола Павла, есть «уверенность в невидимом». Невидимое сделано видимым, чтобы надежнее прятать тайну невидимого и укреплять нашу веру в него.

       Та же самая иудейскость православия - по сравнению с католичеством - обнаруживается и в символе веры. Все упирается в «филиокве» - казалось бы, чисто формальное преткновение. Так ли велика разница: исходит Святой Дух только от Отца, как говорит православный символ веры, или также от Сына (filioque), как добавляет католический? Но именно в этой несоизмеримости Отцовского и Сыновнего обнаруживается близость православия иудейскому представлению о запредельности Бога. Казалось бы, для христианства вся полнота Бога-Отца вочеловечена, явлена во Христе, - и это вочеловечение Бога подчеркнуто в католичестве и еще больше в протестантизме, одновременно с выдвижением алтаря навстречу прихожанам. Но так же, как в православном храме сохраняется «святая святых», так и в православном символе веры Бог-Отец сохраняет в себе таинственный исток исхождения Духа Святого, не передавая его Сыну, - оказывается, возвышен над другими двумя ипостасями.

       Между тем католичество делает и следующий шаг к упразднению этой таинственной преграды. Оказывается, что не только вся полнота власти Бога-Отца передана Христу; но и вся полнота власти Христа передается его единоличному представителю на земле - римскому папе. В католичестве папа - «викарий», наместник Иисуса Христа на земле, то есть не только Божье всецело вмещается в Богочеловека, но и Богочеловеческое - в человека. Папа наделен полной непогрешимостью, когда он говорит с кафедры.

       Тем самым два основных отличия католичества от православия: filioque и папство - сводятся именно к ослаблению трансцендентности Бога, сначала в богочеловеческом, а затем и в человеческом воплощении. Православие, из всех христианских вероисповеданий, держится ближе всего к иудейству, сохраняя более четкую иерархию, субординацию ипостасей и подчеркивая запредельность Бога всему человеческому и даже Богочеловеческому.

       У русского философа Семена Франка, православного еврея, христианство понимается в духе апофатики, вообще более близкой восточному (православному) христианству, чем западному. Этот апофатизм есть иудейская черта внутри христианства: представление о том, что Бог не воплотился полностью в человеческом, остается закрытым для постижения. Франк следует учению Николая Кузанского о знающем незнании или «ученом невежестве» - о том, что познать Бога можно лишь своим незнанием Его. Главная книга Франка «Непостижимое» -  это по сути апофатика на полпути между христианством и иудаизмом. «Сознавая и чувствуя «моего Бога», я не могу и не вправе терять из виду и ту его глубину, в которой Он есть неизреченное, непостижимое и страшное в своей непостижимости Божество, по самому существу своему выходящее за границы всякого определения и, тем самым, запредельное и форме бытия «ты еси»» - (глава IX, 2). В этом смысле Франк - иудео-христианский мыслитель.  

       Александр Мень - креститель советской интеллигенции, отсюда его прообразующая роль в развитии постсоветского православия, в отличие от дореволюционного. Это православие вобрало тот «интернационализм», который возник в советское время на русско-еврейской атеистической основе, - но придало этому союзу религиозное измерение. Речь не о христианизации иудаизма и иудаизации православия, не о взаимообращении вер, а о нахождение средних, переходных ступеней, о совместной традиции духовной жизни. Крещение русских евреев конца XX века: многих это не разлучает, а сближает с еврейством, возвращает в Авраамово и Давидово лоно, из которого вышли Христос и апостолы. Может быть, именно через русское еврейство, и дано христианству и иудаизму найти психологический подход друг к другу, сблизиться добровольно, как никогда раньше, только во времена первоапостольские - и в предвестие последних времен, обещанного и евреям и христианам прихода Мессии.

      И тогда понятно, почему сугубо отрицательный коммунистический опыт оказался поучителен для обоих народов, подтолкнув к поиску сближения на религиозных, а не атеистических путях. Раньше еврей и русский легче всего сближались в своем «идеалистическом материализме», в упрямом и фантастическом безбожии, в безверии как разновидности веры. Их атеизм, в отличие от европейского - рационального, просветительского - сам был верующим, утопическим; и мысль, отрицающая Бога, сама была религиозной. Атеистический коммунизм - это религия богоотрицания, в которой сходятся Маркс и Бакунин, Ленин и Троцкий. Коммунизм был сближением христиан и иудеев на путях отречения, как от христианства, так и от иудаизма - и тем самым, выявив отрицательный и саморазрушительный итог такого отречения, подготовил условия для положительного религиозного сближения двух народов. Вот почему Бердяев и Бубер, глубоко соприкоснувшиеся с опытом русского коммунизма и еврейского социализма и нашедшие себя на путях христианства и иудаизма, внутренне близки друг другу, как представители религиозного экзистенциализма.       

       Вячеслав Иванов еще в 1915 году (сборник «Щит»), наблюдая эволюцию «арийской» идеологии, высказывал мысль, что антииудаизм всегда закономерно превращается в антихристианство, что подтвердилось в последующей истории нацизма. История же коммунизма подтвердила, что, наоборот, антихристианство, в конце концов, превращается в антисемитизм. Иудаизм и христианство связаны не только исторически, но и соприродны друг другу, как система верований и ценностей, и отрицая одно, приходишь раньше или позже к отрицанию другого. В русском националистическом движении 1970 - 80 годы отрицание иудаизма, «христианский», «православный» антисемитизм, быстро перешел в отрицание и самого христианства с позиций ведизма, неоязычества, «родноверия».

       Источник: СНОБ 

       Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

 

 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения