Главная » Новости » ВСТРЕЧА С ГЕРОЕМ.

ВСТРЕЧА С ГЕРОЕМ.

06.05.2016 10:19

       24 апреля 2016 года состоялась встреча с выдающимся офицером советской армии и не побоюсь назвать его настоящим героем СССР и России полковником Л. В. Хабаровым. Вначале встреча носила официальный характер, где он встретился с ребятами из парашютно-десантного клуба «Саланг» и ответил на их многочисленные вопросы о боевом прошлом, ну а затем состоялось неофициальное интервью, где десантник ответил на вопросы офицеров спецназа. И так приступим к самому интервью.

        ПОЛКОВНИК Л. В. ХАБАРОВ С ПЕРВОУРАЛЬЦАМИ.

       - Мне посчастливилось быть первым комендантом перевала Саланг. Взяли его в 1979 году 25 числа в 08-00 часов. Силами десантно-штурмового батальона 56 бригады, которой мне выпала честь командовать. Мы как нож сквозь масло прошли и выполнили боевую задачу. Не ожидал никто, что мы сумеем так мастерски и профессионально овладеть стратегической точкой.

       Перевал Саланг в переводе с афганского означает неприступный. Снег, ветер, нехватка кислорода – всё было против нас. Десантникам надо было не только жить там, но и отбивать постоянные атаки противника. Вырезали из снега снежные кирпичи и делали из них жильё. У чукчей это называется иглу. И ели и спали и бои вели и в разведку ходили, но перевал держали. Красота там неописуемая. Заснеженные горы. В обрыв посмотришь, а там облака проходят.

       - Леонид Васильевич, расскажите, как Вы пик ВДВ взяли?

       - Когда-то мне выпала честь командовать 100-ой разведывательной ротой в Фергане. Там стояла 105-ая воздушно-десантная дивизия. 40 лет тому назад, решили на день ВДВ взять безымянный горный пик. После нашего штурма вершины, во всех атласах появился пик ВДВ. Двое суток понадобилось нам, чтобы покорить эту «крепость».

       - А было ли Вам когда-нибудь страшно прыгать с парашютом?

       - Да было, но это не страшно, это интересно. Чуть-чуть другая формулировка. Прыжки с парашюта – это нечто такое, что не описать словами. ВДВ - это навечно. Если вы прыгнули первый раз, то будет тянуть совершить прыжок ещё и ещё. Летишь и видишь пол Европы. Где ещё такую красоту можно увидеть? Я не знаю что такое страх.

       - А в боевых действиях, Вам ведомо чувство страха?

       - В боевых действиях это уже выполнение задачи. Для десантника святое выполнить приказ, но не наобум Лазаря, а с головой. Ума много не надо бессмысленно погибнуть. Задача должна быть выполнена, а как, надо думать.

       - Опишите свой самый сложный бой в жизни.

       - Самый сложный бой… (тут полковник Л. В. Хабаров задумался). Это, скорее всего, когда мои разведчики под кинжальный огонь противника попали. Ну, там опять же хочу сказать, неумные действия командира сыграли свою роль. Цвет разведывательно-десантного батальона попал под шквальный огонь. Там уже духи собирались оружие с убитых снимать, но мы успели прийти на помощь и срезали их своим огнём. Это я считаю самый неудачный бой. Но опять же говорю, всё от командира зависит. Головой надо думать, когда организовываешь сражение.

       Этот командир, я не буду называть его имя, оставшуюся жизнь потом мучился. Вся служба над ним висела, словно Дамоклов меч. Он намного меня моложе, но уже ушёл в мир иной. Его вина заела. Когда он служил в Афганистане, то постоянно искал смерть.

       - Какое у Вас было самое опасное ранение, практически не совместимое с жизнью?

       - Рядовым десантникам выдаётся промидол – это обезболивающее средство и только санинструктор имел морфий. Разрешалось применять морфий только тем, у кого были самые неприятные ранения. Рука, нога – это терпеть можно. Другой рукой отстреливайся. В голову – уже понятно, нечего не болит. Самое неприятное ранение это в живот, поэтому бронежилеты и закрывают всё тело. Слава Богу, что у меня не было такого ранения. Тяжёлые ранения были, когда мне перебили правую руку один раз, затем второй. Война есть война. Ты в них стреляешь, они в тебя. Я бы в них не промахнулся, но они  плохо стреляют, раз я перед вами.   

       - А было ли у Вас чувство, когда казалось что всё, кончено и о чём Вы в этот момент думали?

       - Конечно, было. О чём я думал? У меня под рукой всегда была граната, а в ней усики разогнуты. Думал, когда подойдут, то с собой и их заберу, но она не понадобилась. Вот анекдот из жизни. Лежу и чувствую, зацепили меня крепко, а в правом кармане граната была. Лежу и жду, когда они подойдут. Прикрыть меня уже некому. Всех положили. Правая рука перебита, а я думаю, как мне исхитриться, чтобы левой рукой из правого кармана гранату вытащить. Начало темнеть и я уже забыл о её существование. Затем я потерял сознание, и меня подобрали. Прилетели вертушки, забрали убитых и раненых.

       Привезли меня в госпиталь в Ташкенте, где и сделали первую операцию. Такая тяжёлая операция была, часов 12 шла. От руки нечего не осталась. Хорошая пуля попала в меня, разрывная. Я даже не думал, что руку сохранят. Значит так, привозят меня с поля боя и завозят в операционную на каталке. На стол выгрузили и начали обрабатывать, а чтобы обрабатывать, надо было меня раздеть. Они разрезают штормовку и на пол её кидают и тут такой характерный металлический звук – бум. Доктора такие спрашивают друг у друга, что они там возят, кирпичи что ли? И тут я вспоминаю, что у меня лимонка лежит с разогнутыми усиками. Я им кричу, не трогайте её, но доктора подняли штормовку, и граната выкатилась из кармана.

       Ф-1 рвёт так, что дай Бог каждому. Радиус разлёта осколков хороший до 200 метров. Если бы она сработала, то я даже не знаю, кто бы там, в живых остался. Я чудом собрался и сел на стол. Весь этот персонал, как увидел лимонку, как дунет кто куда. У меня одна мысль, вылетела или не вылетела шпилька. Если вылетела, то у меня 5 секунд есть, можно в окно выпрыгнуть. Смотрю, чека не выскочила. Я потихонечку, держась за стол, крадусь к этой лимонке. Осторожно беру её и в этот момент отрубился. В общем, не чего не взорвалось.

 

        ПОЛКОВНИК Л. В. ХАБАРОВ И КАПИТАН ЗАПАСА В. А. СИВОКОНЬ.

       - А друзей с поля боя приходилось выносить?

       - Конечно, бывало, но командиру надо бой организовывать. Помню, смотрю, афганец лежит, я его пытаюсь тащить. Затем нашего увидел, а он признаки жизни проявляет. Я тогда беру нашего.

       - Наша современная армия сейчас в состояние полноценно вести оборону своих рубежей?

       - Я считаю, что выносливее и мужественнее нашего солдата никого нет. В кратчайшие сроки, парни в критической ситуации могут мобилизоваться и становятся самыми настоящими бойцами, сбросив с себя всю шелуху. Я готовил их в течение месяца. Они проходили обкатку и уже через короткое время шли в бой. Только низкий поклон моим ребятам. Может быть, мне везло на таких солдат, сержантов и офицеров. С ними можно было идти хоть на рога самого дьявола.

       Как не стараются наши стратегические «партнёры» (он опять допускает паузу, тщательно подбирая слова), но то, что у наших парней есть в генах, то непобедимо. Мы сумеем противостоять врагу, но, увы, только какой ценой вновь достанется победа. Это уже другой вопрос. Воевать нужно уметь. Да в любой профессии человек должен быть профессионал. У нас в генах заложено быть воинами. Почему? Да потому что мы всю жизнь воюем. Не дают нам покоя. То орды хана Батыя лезут, то тевтонские рыцари, то Европа, то фашизм. Почему нас не любят? Да потому, что у нас самая богатая территория по природным ресурсам и все хотят её захватить. Поэтому нас ненавидят и лезут все.

       Что не совсем здорово живём, так для этого вы и учитесь. Давайте будем менять ситуацию. У меня не получилось. Ваше же дело исправлять всё, с головы на ноги ставить, чтобы Россия процветала. Человек не просто должен жить и идти, как баран на убой, а для чего-то. Ради чего-то. Ради высокой цели. У каждого должен быть свой девиз по жизни. У наших разведчиков был девиз спартанцев:

       «Собственность бренна, человеческий род смертен, ты умрёшь, как и все остальные. Единственное что живёт в веках – это слава павших героев».

       Вот такой девиз был. С нашими разведчиками можно было дойти куда угодно. Хоть до Индийского океана, хоть до Вашингтона, хоть к дьяволу на кулички.

       - Что бы вы хотели пожелать нашим ребятам из парашютно-десантного клуба «Саланг»?

       - Чем сильна Россия? Только коллективом. Будет коллектив, будет жить Россия. Помните, надо жить ради России, а остальное всё будет. Нас стараются растащить. Уже 25 лет стратегические «партнёры» работают на это. Когда верхи полностью разложились,… Россия уже не раз возрождалась. Это как после тяжёлой болезни. Россия поднимется и всё встанет на свои места. Я не сомневаюсь. Не хотелось бы только, чтобы это было дорогой ценой.

       - Что для Вас значит, голубой берет и тельняшка?

       - Ну как это вам… Ну, наверное, это душа… Это мой символ. Я уйду в мир иной, и меня однозначно  переоденут в тельняшку и наденут, берет. А как по-другому? Это символ. Сколько известно подвигов когда наши ребята подрывали себя вместе с врагами, сколько раз заслоняли собой друга и командира, да сколько угодно. Неоднократно мои десантники поднимались в штыковую атаку, но я их за это наказывал. Они присоединяли штыки и шли на духов вперёд. Ну ладно, духи там обалдели и бежали, но могли и огнём ребят положить. Воевать надо так, чтобы самим остаться живым, а не бездумно в штыковую бросаться.

       - Было ли в Вашей жизни предательство? Предавали ли Вас?

       - Предательство? Нет, неисполнительность была, и я расцениваю это как предательство. Я вам рассказывал, когда мои ребята попали под кинжальный огонь. Цвет батальной разведки выбили. Командир батальона не выполнил моё распоряжение, а стал выполнять распоряжение старшего начальника. Выполняется всегда приказ своего непосредственного командира. Старший начальник может не располагать всей информацией, которой я располагаю. Я приказал своему подчиненному что делать, а он не выполнил, тем самым подставил людей под удар. Вот это я расценил, как предательство. Я всегда знал, что спина моя прикрыта. Куда я попал, я был уверен в том, что мои друзья меня оттуда вытащат, живого или мёртвого, но вытащат.

       - То есть русский народ раскрывает свою сущность, свою храбрость именно в критических ситуациях?

       - К сожалению, да.

       - В мирной жизни, полной соблазнов человек деградирует?

       - Да, вы правы. Раскисает наш народ. Своих подчинённых жалеть не нужно, их надо беречь и беречь так, что пока семь потов с них не спустите, в бой не пускать. Тогда меньше крови прольёте. Мне ребята звонят и говорят, раньше матери за Вас свечки ставили, а сейчас уже жёны ставят. Как же мы Вас не любили тогда, как ругали Вас, за то, что гоняли нас, но только потом поняли, что именно так и должно быть. Только благодаря этому мы живые остались. Это я считаю самая высшая награда, которую я получил от них.

       - Расскажите про свои спортивные достижения?

       - Я занимался боксом, потом стрельбой, борьбой, бегал неплохо. Занимался альпинизмом и парашютным спортом. Я разведчиков не отпускал на скалы до тех пор, пока они подъём переворот не делали 50 раз. Заместитель командира взвода у меня 200 раз подъём делал. Я назло 345 полку соперника делал 345 раз.

       - А были ли в Вашей жизни вершины, которые Вы не смогли взять или отступили от них?

       - Не успел, те, которые не успел. Как говорят в пословице:

       «Бодливой корове Бог рога не даёт».    

       - А были ли у Вас опасные случаи при прыжках с парашюта?

       - Были, конечно. Хорошо, что я тогда попал на край обрыва и там снег лежал. Так по краю и скатился, но эта была моя вина. Не выполнения инструкции. Есть такая байка про ВДВ:

       «Десантник может развить скорость до 280 километров в час, если у него не раскрылся парашют. Большую скорость может развить только сапёр».

       - Имея, такой богатый практический и теоретический опыт, Вы смогли бы возглавить ВДВ?

       - Я думаю, да. Как в народной поговорке:

       «Видит око, да зуб неймёт».

       Вот перед нами будущие командующие ВДВ сидят. Вот им придётся поднимать и ВДВ и Россию с колен. Ещё раз повторю, всё у нас есть и добрые хорошие люди. Поэтому нас растаскивают всех и выбивают моральную основу. Они хотят, чтобы каждый был сам за себя и один Бог был за всех. Будьте выше этого, учитесь и разбирайтесь, почему и отчего всё идёт.

       - Какой бы Вы военный ВУЗ посоветовали?

       - Спецназ, внешняя разведка. У кого какие призвания. Робототехника. Жизнь – это конкуренция. Побеждает не тот, кто контролирует пространство, а тот, кто захватывает будущее. Наши люди богаты находчивостью.

       - А в каких ВУЗах готовят спецназ ГРУ?

       - Новосибирской военной училище, да и у нас есть факультет в УПИ, но там надо будет заявление написать, чтобы направили в необходимое место, после окончания института.

 

        КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК А. И. ШАРАПОВ И ПОЛКОВНИК Л. В. ХАБАРОВ.

       - Как у Вас сейчас со здоровьем? Наладились ли у Вас отношения после «командировки» (имеется в виду арест полковника Л. В. Хабарова под надуманным предлогом. Офицерский корпус никогда не признает вину героя!)?

       - По здоровью, как говорят в народе, мы ещё поживём. Второе, как говорят, поживем, увидим. Это жизнь и как бы она не сложилась надо оставаться человеком, Человеком с большой буквой. Надо ко всем относиться одинаково, независимо от положения, будь этот человек хоть дворником, хоть президентом. Не делите людей.

       Если бы у меня не было хороших друзей, воспитанников моих и других людей, которые слышали обо мне, я бы здесь перед вами уже не стоял. Надо любить своё дело и жить им. Прежде всего это касается мужиков.

       - Вы сейчас сказали страшные слова, если бы не друзья,… неужели там настолько всё сгнило, что люди потеряли офицерскую честь и элементарную порядочность. Это страшно. Это страшно.

       - Судя потому, как мы присутствовали на суде – это было всё. На суде была показана полная несостоятельность.

       - Кто-то работал в меру своих возможностей. Как работают разведчики? Сделали свою работу и не афишируют её. Они своё дело делают, да ещё как делают. Точно также и помощь была оказана.

       - А расскажите про своих сыновей?

       - У меня два сына, которые пошли по моим стопам. Один ещё служит, а второй отслужил уже. Производственную травму получил. Ранение хорошее в Чечне получил. Без ноги. Сейчас занимается. Семья, дети. Жизнь продолжается. Они здесь на Урале.

       - Как Вам Турция сейчас?

       - Ну а что Турция. Всё зависит не от Турции, а от управления войсками. Мне кажется, работа правильная идёт. Действия наших в Сирии оставляют желать лучшего. Ну, вот как можно отправлять самолёты или вертолёты без прикрытия. Это азы воинского искусства. Сбили самолёт. Ну ладно сбили. Затем также отправили вертолёты. Ну, ребята, вы что делаете? Где 24-и? Недавно наш авианаводчик погиб. Достойно погиб. Молодец парнишка. Вызвал огонь на себя. Геройская смерть. Когда наш самолёт без прикрытия сбили, а затем вертолёты послали, надо погоны с командиров срывать, вместе с головой. Да разве можно так? Что это? Недоумение, головотяпство или что-то большее?

       Как это так, военная операция проходит выдавливания боевиков. Ну, выдавили их и они ушли. Это по принципу сообщающихся сосудов. Выдавили из одной местности, а они перетёкли в другую. Обкладывать нужно и уничтожать там. Ну не выпускать ни одного из этого котла. Куда их выдавили? В Афганистан, в Среднюю Азию, на Кавказ, в Африку. Ну и заполыхает сейчас всё вокруг. Не знаю, но так не проводятся боевые действия.

       - То есть мы тактически выиграли, а стратегически терпим поражение?

       - Да, безусловно. Безусловно. 

       - Что-то подобное был договор А. И. Лебедь в Хасавьюрте?

       - Значит по А. И. Лебедь. Я считаю, что это его заслуга, что там прекратилась война. Точно также была ситуация и в Афганистане. Это не вина наша, что мы до конца не оторвали голову духам. Нам не дали. Ещё хуже Чечня. Пришли – ушли. Пришли – ушли, не закончив дело. Тогда зачем заходили-то? Я когда в госпитале лежал меня солдаты спрашивали:

       «Зачем же мы тогда заходили»?

       Ну что я им отвечу, когда бессонными ночами сам пытался ответить на этот вопрос. Вот так мы и проиграли эту операцию. Мы не выиграли, мы ушли и притащили войну на своих плечах. Заполыхал Советский Союз. Пока мы в Афганистане кровь проливали, пятая колонна всё разлагала в России.

       Если А. И. Лебедь не подписал бы мирный договор, то Россия бы лопнула. Или озверевшие войска пошли бы на Москву, или отдельные воинские группировки. Он отсрочил этот бой, и Россия его ещё выиграет. Вот моя оценка действиям А. И. Лебедь.

       - Какое Ваше отношение к убиенному генералу Л. Я. Рохлину?

       - Л. Я. Рохлин настоящий офицер. Он грамотным показал себя в Афганистане, в Чечне. Его история чем-то похожа на мою. Просто его убрали. Его убрали. То, что на жену убийство повесили – это ерунда. Ну а тех, кто это сделал, потом сожгли.

       - Я слышал версию, что он этих троих всё-таки сам положил.

       - У меня такие данные, что тех, кто это сделал, затем убрали. Может быть с двойной страховкой. И тех, кто их нанял. И всё, концы в воду.

       - Ваше отношение к полковнику Ю. Д. Буданову?

       - А что Ю. Д. Буданов, его также убрали.

       - Какая-та чёрная линия тянется в истории России. Полковник В. В. Квачков в опале.   

       - Полковник В. В. Квачков – это светлая голова. Он стратег. Особенно в области современных войн. Вы же сами прекрасно знаете, что с ним. В России идёт охота за такими людьми.

       - Лучших из лучших выбивают с обоймы. Страшно себе представить, если они всех повыщелкивают, то тогда кто в действительности поднимет страну с колен?

       - Сейчас целая система информационных технологий. Вы себе представить не можете, как стравливают народ. В своё время людей во властных структурах перессорили между собой. Ельцин в один момент снял с должности Министра Обороны и Начальника Генерального штаба. Почему другие не вступились? Да потому что их стравили между собой. Это самые элементарные технологии:

       «Разделяй и властвуй».

       А разобраться каждый из них считает ниже собственного достоинства.

       - Как Вы относитесь к убиенному генерал-майору К. П. Петрову?

       - Он был у меня.

       - У него есть здравые мысли в иерархическом управление обществом?

       - Я тогда посчитал, что это несколько утопия была в его мировоззрение.

       - Его же также убрали.

       - Да, да, да. Многих людей убрали. Наносят так сказать превентивные удары. У американцев есть такие специалисты в области не летального оружия и им уделяется огромное внимание. Так что ребята за вами будущее.

       И по традиции я процитирую стихотворение известного народного поэта и философа с Урала Евгения Бастрикова:

РОССИЯ.

Как будто не случилось ничего!

Как будто бы страна не вымирает!

Все как всегда! И радио поет,

И балерины ножки задирают.

 

Как будто бы в святом моем Кремле,

Не либерал сидит и не убийца,

Как будто бы струится по земле,

Не кровь людей, а так себе – водица!

 

И смех кругом! И женщины в метро,

Балдеют от постыднейшего чтива,

И мужики блаженно льют в нутро,

Из ярких банок западное пиво.

 

И нет в глазах ни проблеска ума,

Ни доброты, ни прежней нашей стати.

Где Человек? Страну накрыла тьма,

В ней торжествует циник и предатель.

 

Где Гражданин, Мыслитель, где Герой?

Где Пастыри, зовущие на битву?

Где Минин, где Пожарский, где Донской?

Где Женщины, достойные молитвы?

 

Кругом одни шуты и торгаши.

Смотрю на них в упор и понимаю,

Свершилось обрезание души,

Россию превратившее в Израиль.

 

И за собой не ведают вины,

Все эти черепашки и вампиры.

Гляжу на них и вижу – без войны,

Нам не видать вовек Любви и Мира.

 

Жить рядом с ними? Хоронить страну?

Немыслимо и непереносимо!

И кличу я невзгоды и войну,

Чтоб, наконец, увидеть Гражданина!

 

       Личное мнение капитана запаса В. А. Сивоконь.

Комментарии

Александр из Германии. 06.05.2016, 13:57
Вот действительно символ России.
ответить
Кустарь. 06.05.2016, 17:33
Сильный человек.....
ответить
Патриот. 07.05.2016, 00:48
Поддерживаю предыдущие высказывания. Великий человек.
ответить
Алекс 08.05.2016, 12:13
Хабаров Л.В. и Квачков В.В. сильные люди. Действительно, это подлинные и внутренне присущие тысячелетней истории РОССИИ символы Российской мощи, воинского самопожертвования и благородства, высочайшего профессионализма!
Но они ещё и олицетворения МУЖЕСТВА!. Мало таких людей в РФ.
ФОВМХ "Россия сегодня" постоянно обращается к теме формирования, воспитания человека и гражданина. Авторы сайьа часто обращаются и к теме причин деградации, опошления и обесчеловечивания населения России.
См .http://rustod.ru/publicistika/10055878/
"Мужество как высокое нравственное качество человеческой личности не является природной генетической принадлежностью мужчины, вроде формы его носа или цвета его глаз. Мужественным мужчина не рождается, он им становится. Или не становится. Обретение мужества – процесс чрезвычайно важный для мужчины. Мужество как идеал венчает окончательное становление мужской натуры и мужской личности. Мужчина, который не обрёл качеств мужества, не чувствует себя полноценным, а потому обычно, в качестве компенсации, жаждет громко заявить о себе путём агрессивного поведения в быту. В народе таких называют «кухонный боец». Мужеподобное существо, крикливо демонстрирующее свои мужские «доблести», больше похоже на истеричную даму, впадающую в шумное недовольство от отсутствия у неё поклонников и всеми силами привлекающую их своими «чарами». Такой театр не для зрелого мужчины. По-настоящему мужественное поведение всегда скромно, самодисциплинированно, принципиально и адекватно ситуации (См. интервью с полковником Леонидом (ЛЬВОМ!!!) Васильевичом Хабаровым), а всякое бахвальство и непомерная претенциозность – признак незрелой натуры, оно простительно ещё несмышленому ребёнку, но не зрелому мужу.

Подлинное мужество далеко от саморекламы.
ответить
Лена. 08.05.2016, 23:47
Хороший человек, а за что его посадили?
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения