ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 6.

ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 6.

19.09.2020 00:40

       Рудницкий Михаил Алексеевич.

       Рудницкий Михаил Алексеевич (27.03.1897-17.01.1976) - кораблестроитель, создатель лучших в мире крейсерских подводных лодок (ПЛ) типа «К», которых моряки ласково называли «катюшами». Знаменитый подводник Герой Советского Союза И. А. Колышкин вспоминал:

       ««Катюши» - великолепные подводные крейсера, которые могут сделать честь флоту любой нации. Эти корабли очень мореходны, обладают большой автономностью, что позволяет им действовать в океане, далеко от своих баз. Соответствует этим задачам и вооружение».

       Союзники-англичане и американцы нам завидовали - их лучшие ПЛ уступали нашим «К» в скорости, дальности плавания и вооружении. Враги-немцы досадовали - у них вообще ничего похожего не было, и первую подобную ПЛ они ввели в строй лишь в апреле 1945. Необходимость в океанских подводных лодках, обладающих большой дальностью и автономностью плавания, высокой скоростью и мощным вооружением, была осознана в России ещё до революции. В 1910 году инженер Б. М. Журавлёв разработал проект большого подводного крейсера, но проект, к сожалению, опережал технические возможности того времени. Такие возможности появились к середине 1930, когда в СССР уже был накоплен хороший опыт проектирования и производства больших ПЛ конструкции Б. М. Малинина. В 1935 году СТО с участием наркома обороны К. Е. Ворошилова и наркома тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе рассмотрел и одобрил эскизный проект океанской подлодки «К» («крейсерская»), разработанный под руководством начальника секции подводных лодок НИИ военного кораблестроения М. А. Рудницкого, а в январе 1936 года проект был утверждён, и Рудницкий назначен главным конструктором и главным строителем. Первую серию планировалось построить из 12 «катюш» для Северного (СФ) и Тихоокеанского (ТОФ) флотов - Чёрное и Балтийское моря для них были слишком тесны. Заложили их в 1937 году сразу на трёх ленинградских верфях, но до войны успели сдать лишь 6 (все для СФ). Ещё 6 ПЛ, предназначавшихся для ТОФ, война застала на стадии строительства. Четыре из них вступили в строй в 1942-1943 годах и участвовали в боевых действиях Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) с конца 1944, когда уже была освобождена Прибалтика, а Финский залив разминирован. На боевом счету подводных лодок типа «К» насчитывалось 37 потопленных судов противника общим водоизмещением 82,6 тысячи тонн и 20 боевых кораблей и вспомогательных судов, а также 8 повреждённых судов (35,1 тысячи тонн) и 4 корабля. Из общего числа потопленных кораблей на долю мощной артиллерии подводных крейсеров пришлось 9 транспортов, 3 боевых корабля и 3 вспомогательных судна. Подлодки К-21 СФ и К-52 КБФ были награждены орденом Красного Знамени, а К-22 СФ стала Гвардейской.

       Родился М. А. Рудницкий в городе Вытегра на берегу Онежского озера в семье чиновника и, по совместительству, ротного командира Олонецкой дружины государственного ополчения, воевавшего в русско-японскую и I мировую войны. Окончил реальное училище, учился в Морском инженерном училище, после закрытия которого (1918) служил на военных кораблях. В 1923 году окончил Военно-морскую академию, служил на подводных лодках, досконально изучив их конструкцию и механизмы. С 1928 года работал в Научно-техническом совете ВМФ, под руководством Б. М. Малинина принимал участие в проектировании, строительстве и испытаниях первой советской ПЛ типа «Декабрист», разрабатывал тактико-технические задания для последующих типов ПЛ. После войны Михаил Алексеевич работал в Главном управлении кораблестроения, затем в Главном штабе ВМФ. Похоронен он на Кунцевском кладбище Москвы.

       РУДНИЦКИЙ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ.

       Подводная лодка типа «К».

       Характеристики:

       - водоизмещение (надводное/подводное) 1 500/2117 тонн,

       - длина 97,6 метров,

       - скорость (надводная/подводная) 22,5/10 узла,

       - предельная глубина погружения 100 метров,

       - автономность плавания 50 суток,

       - дальность плавания экономическим ходом в надводном /подводном положении 16 500/175 миль.

       Вооружение:

       - 2×100-миллиметровые и 2×45-миллиметровые пушки,

       - 6 носовых, 2 кормовых и 2 в надстройке торпедных аппаратов,

       - боезапас 24×533-миллиметроваых торпед,

       - 20 мин.

       Экипаж:

       - 67 человек, рядовые и старшины имели отдельные койки,

       - 10 офицеров - отдельные каюты.

       Впервые на советских ПЛ были предусмотрены душевые и электрокамбузы. 

        ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА «К».

       Саввичев Леонид Владимирович.

       Саввичев Леонид Владимирович (1914-1951) - инженер, создатель первого в мире прибора, автоматически раскрывающего парашют (ПАС-1). Об этом изобретении парашютист-исследователь, Герой Советского Союза В. Г. Романюк писал:

       «Прибор Леонида Саввичева предохранял воздушного спортсмена пусть от очень редких, но возможных ошибок лётчика. Представьте себе, что лётчик ошибся и «выбросил» вас для выполнения прыжка с задержкой раскрытия парашюта с высоты не пять тысяч метров, а четыре. По расчету же вы должны падать, не раскрывая парашюта, четыре тысячи метров. Если при этом вы будете проверять время своего падения по секундомеру, а точность вашего отсчёта гарантирует прибор-автомат, действующий по принципу часового механизма, то парашют может раскрыться у самой земли или вообще не успеть раскрыться. Прибор же ПАС-1, сконструированный Леонидом Саввичевым, все равно раскрыл бы парашют в тысяче метров над землей и прекратил свободное падение».

       ПАС-1поступил на вооружение Красной Армии в 1940 году. После Великой Отечественной войны Л. В. Саввичев совместно с конструкторами братьями Дорониными сконструировал новый прибор, в котором были объединены часовой механизм и барометр-анероид, сыгравший большую роль в развитии советского парашютизма. Работал он инженером-конструктором на 2 Московском приборостроительном заводе. Там с 1950 года серийно производились приборы АД-3 и КАП-3 (комбинированный автомат парашютный), разработанные Леонидом Владимировичем при участии офицера ВВС Н. Д. Доронина. Других сведений о его жизни и об обстоятельствах ранней смерти найти не удалось.

       САВВИЧЕВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ.

       Симонов Сергей Гаврилович.

      Симонов Сергей Гаврилович (4.10.1894-6.05.1986) - конструктор-оружейник, создатель противотанкового ружья ПТРС. Родился в крестьянской семье, с 16 лет работал в сельской кузнице, в 1915 году устроился слесарем на небольшой завод в городе Коврове. В 1917 году поступил слесарем на Ковровский пулемётный завод, с 1922 - мастер, затем старший мастер, с 1929 - начальник сборочного цеха, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1950-1970 годах до выхода на пенсию работал в НИИ-61 (ныне ЦНИИТОЧМАШ) в городе Климовске Московской области. Образование - три класса сельской школы, годичные технические курсы и два года учёбы в Промакадемии. Это - послужной список, но есть ещё главный - творческий. Когда в 1919 году лучший специалист России по стрелковому оружию В. Г. Фёдоров переехал из Сестрорецка на Ковровский завод, он сразу оценил изобретательский талант Симонова и подключил к доработке и отладке своего автомата (первого в мире). А далее уже сам Симонов разрабатывает свой ручной пулемёт и автоматическую винтовку - конечно, под руководством старших и опытных конструкторов В. Г. Фёдорова и В. А. Дегтярёва. Сделаны десятки вариантов, проведено много испытаний, но первого успеха конструктор добился лишь в 1936 году, когда на вооружение Красной Армии была принята его автоматическая винтовка АВС-36.

        СИМОНОВ СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ.

       Настоящая же слава пришла к Сергею Гавриловичу в 1941, когда фронту срочно потребовались противотанковые ружья. В первых же боях с гитлеровцами выяснилось, что даже их средние танки имеют относительно слабую броню, которую вполне можно пробивать бронебойными пулями калибра 14,5 миллиметров. Ружья были созданы всего за две недели, два одновременно. Одно - ПТРД, однозарядное конструкции Дегтярёва, другое - ПТРС, самозарядное конструкции Симонова. ПТРД было легче и проще, но, ПТРС имело более высокую скорострельность. Во всём остальном оба ружья показали одинаково превосходные боевые качества и потому оба были приняты на вооружение. Они сыграли неоценимую роль в сражениях под Москвой, под Ленинградом и, особенно, под Сталинградом.

       Особое место в истории советского автоматического оружия занял самозарядный (на 10 патронов) карабин Симонова - СКС, отличавшийся наибольшей завершённостью и в техническом, и в технологическом отношениях. Созданный в 1944 году, он участвовал в боевых действиях на 1 Белорусском фронте, а после доработки был принят на вооружение. В войсках новое оружие быстро прижилось, а снято оно с производства было через 10 лет - после того как существенно улучшенный автомат Калашникова был принят в качестве основного оружия пехотинца. Но в ВВС, ВМФ, РВСН, в строительных и железнодорожных войсках СКС оставался до середины 1980 годов, а благодаря превосходным эстетическим качествам до сего дня несёт службу в ротах почётного караула. Карабины Симонова, мировой выпуск которых составил 15 миллионов штук, были на вооружении более чем в 30 зарубежных странах, а в некоторых находятся и до сих пор. Этот карабин стал поистине шедевром оружейного искусства. Похоронен Сергей Гаврилович на Кунцевском кладбище Москвы, в Подольске ему ещё при жизни установлен памятник.

       ПТРС («Противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова образца 1941 года»).

       Технические характеристики:

       - калибр 14,5 миллиметров,

       - ёмкость магазина 5 патронов,

       - масса с патронами 22 килограмма,

       - начальная скорость пули 1 020 метров в секунду,

       - скорострельность 15 выстрелов в минуту,

       - прицельная дальность 1 500 метров,

       - бронепробиваемость 35 миллиметров на дистанции 300 метров, 40 миллиметров на дистанции 100 метров.

       В 1941-1944 годах изготовлено 190 615 штук.

       ПТРС («ПРОТИВОТАНКОВОЕ САМОЗАРЯДНОЕ РУЖЬЁ СИСТЕМЫ СИМОНОВА ОБРАЗЦА 1941 ГОДА»).

       Создатели авиационного пулемёта ШКАС.

       Создатели авиационного пулемёта ШКАС - самого скорострельного в мире. Это был первый советский специально разработанный авиационный пулемёт, и это был лучший в мире пулемёт. До него в самолётах с целью увеличения темпа стрельбы применяли спаренные, а то и счетверённые обычные пулемёты. Его неслыханная скорострельность (1 800 выстрелов в минуту) и сегодня вызывают изумление. Все, существовавшие в то время иностранные пулемёты обладали скорострельностью в 1,5-2 меньшей, нежели ШКАС:

       - немецкий MG-15 - 1 200 выстрелов в минуту,

       - американский Кольт-Браунинг - 1 100,

       - английский Виккерс - 1 050.

       Уникальные конструкторские решения сделали этот пулемёт самым эффективным и надёжным видом вооружения в своём классе. ШКАС, и по сей день остающийся непревзойдённым по скорострельности среди одноствольных пулемётов, сразу выдвинул СССР на самые передовые позиции в этой области вооружений. Проект пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решения ряда сложных вопросов автоматики, представил молодой инженер тульского Проектно-конструкторского бюро Б. Г. Шпитальный. Поскольку автор не имел опыта конструкторской работы и в его проекте было немало дилетантского, в помощь ему был направлен опытный профессионал И. А. Комарицкий. Очевидно, вклад последнего был очень весомым, так как амбициозный Шпитальный, не любивший ни с кем делить славы, включил его фамилию в название пулемёта. В 1930 году был готов первый образец, однако при последующих испытаниях выяснилась низкая живучесть возвратно-боевой пружины (не более 2 800 выстрелов). В 1933 году авторы представили усовершенствованный вариант, у которого живучесть возросла до 14 000 выстрелов (цифра - не досягаемая для иностранных пулемётов), а заодно и упростилась конструкция. В 1934 году пулемёт был принят на вооружение и запущен в серийное производство. В том же году для дальнейшего совершенствования ШКАС было создано ОКБ-15. Пулемётом оснащали все советские самолёты, выпускавшиеся до 1941 года (в их числе - «Яки», «ЛаГГи», «МиГи», «Пе», «Илы» и так далее), а в боевых действиях они участвовали до конца войны. В дальнейшем на смену ШКАСам пришли пулемёты более крупного калибра. Специально для ШКАС под руководством выдающегося инженера Н. М. Елизарова (создателя промежуточного патрона для автомата и автора ряда изобретений в области боеприпасов) были разработаны трассирующие и бронебойно-зажигательные патроны.

       Шпитальный Борис Гаврилович.

       Шпитальный Борис Гаврилович (7.08.1902-6.02.1972). Родился в Ростове-на-Дону в семье механика, окончил в Москве Комиссаровское техническое училище, затем Механический институт имени Ломоносова, работал в НАМИ. В 1934-1953 годах - начальник ОКБ-15 в Туле, которое занималось авиационным вооружением, затем профессор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

        ШПИТАЛЬНЫЙ БОРИС ГАВРИЛОВИЧ.

       Комарицкий Иринарх Андреевич.

       Комарицкий Иринарх Андреевич (1891-1971). Родился в Туле в семье приказчика, окончил Тульскую оружейную школу, преподавал в ней, в 1918 году перешёл на Тульский оружейный завод заместителем начальника опытной мастерской, с 1926 года находился на руководящих должностях в Совете военной промышленности, занимаясь одновременно изобретательством. Он участвовал не только в создании ШКАС, но и в модернизации винтовки С. И. Мосина, изменив конструкцию крепления штыка (1930), вместе В. А. Дегтярёвым разработал дисковый магазин к автоматам ППД-40 и ППШ-41, участвовал в создании первых советских мотоциклов «Иж», участвовал в разработке 37 миллиметровой авиадесантной пушки образца 1944 года, разработал принципиально новую конструкцию протезов для инвалидов войны и многое другое.

        КОМАРИЦКИЙ ИРИНАРХ АНДРЕЕВИЧ.

       Пулемёт ШКАС.

       Пулемёт ШКАС («Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный калибра 7,62 миллиметра»). Разработан в турельном, крыльевом и синхроннм вариантах. В зависимости от варианта технические характеристики:

       - масса 9,8-11,1 килограммов,

       - скорострельность 1 800-1 650 выстрелов в минуту,

       - начальная скорость пули 775-850 метров в секунду.

       В 1934-1944 годах выпущено около 150 000 штук.

       ПУЛЕМЁТ ШКАС.

       Создатели авиационных пушек.

       Беспристрастное сравнение авиационного бортового оружия показало, что по всем параметрам - скорострельности, весу, начальной скорости пули или снаряда советские пулемёты и пушки превосходили германские, английские и американские. После первых же боёв с советскими лётчикам немцы в спешном порядке начали разрабатывать новые типы вооружения. Англичане и американцы тоже лишь в ходе войны стали применять крупнокалиберные пулемёты, а за ними и пушки.

       Пушка ШВАК.

       Пушка ШВАК калибра 20 миллиметров - первая советская автоматическая пушка, самая массовая в мире пушка данного калибра во II мировой войне. Разработана в 1932 году С. В. Владимировым первоначально как крупнокалиберный 12,7 миллиметровый пулемёт с использованием отдельных конструктивных решений пулемёта ШКАС - отсюда и название: «Шпитального-Владимирова авиационный крупнокалиберный», хотя, по сути, это была новая конструкция. В 1935 году пулемёт был запущен в серийное производство и проявил себя грозным оружием во время боёв в Испании (1936-1939). Однако полигонные испытания выявили не только высокие боевые качества, но и большие резервы прочности. Тогда, не меняя основы, установили новый ствол и превратили пулемёт в пушку, с которой почти все наши самолёты успешно воевали до конца войны. Воевали также и лёгкие танки Т-60. Создание 12,7/20 миллиметровые системы ШВАК стало открытием нового направления в мировой военной технике - бикалиберного оружия. Технические характеристики:

       - масса пушки ШВАК 40-44,5 килограммов,

       - скорострельность 700-800 выстрелов в минуту,

       - начальная скорость снаряда 800 метров в секунду.

       С 1936 года и до конца войны изготовлено около 200 тысяч штук. Для сравнения: немецкая пушка того же калибра имела скорострельность 520 выстрелов в минуту, начальную скорость снаряда 600 метров в секунду.

       Владимиров Семён Владимирович.

       Владимиров Семён Владимирович (3.02.1895-12.07.1956) - создатель пушки ШВАК. Родился в городе Клин в семье железнодорожника, окончил техническое училище, работал механиком на фабриках в Ярославле и Петрограде, на приисках и рудниках Сибири и Дальнего Востока. В 1918-1922 годах служил в РККА, после демобилизации уехал в Тулу, где вначале работал слесарем в лекальной мастерской оружейного завода, затем инженером и старшим инженером-конструктором в ОКБ-15 в городе Коврове. Погиб Семён Владимирович от травмы при разборке пулемёта собственной конструкции. На доме, где он жил в Коврове, установлена мемориальная доска.

      ВЛАДИМИРОВ СЕМЁН ВЛАДИМИРОВИЧ.

       На счету этого выдающегося конструктора, кроме ШВАК, немало и других изобретений:

       - самозарядный пистолет под револьверный патрон,

       - ряд приспособлений для регулирования темпа стрельбы автоматического оружия,

       - новый универсальный колесно-треножный станок для пулемёта «Максим» (принятый на вооружение РККА под обозначением «станок образца 1931 года»),

       - двуствольный пулемёт (1928).

       В 1944 году был принят на вооружение его знаменитый крупнокалиберный пулемёт КПВ-44 под патрон калибра 14,5 миллиметров. В танковой модификации КПВТ выпускается до сего дня.

       Пушка Б20.

       Пушка Б-20 - автоматическая пушка калибра 20 миллиметров. Создана М. Е. Березиным на основе своего 12,7 миллиметрового авиационного пулемёта. При одинаковых боевых качествах она оказалась почти вдвое легче пушки ШВАК и проще в изготовлении и эксплуатации. Её технические характеристики:

       - масса 25 килограммов,

       - скорострельность 600-800 выстрелов в минуту,

       - начальная скорость снаряда 750-800 метров в секунду.

       Принята на вооружение в 1944 году, до конца войны изготовлено около 10 тысяч штук, применялась на истребителях Яковлева и Лавочкина.

       Пушка ВЯ-23.

       Пушка ВЯ-23 - автоматическая пушка калибра 23 миллиметра, создана в 1940 году в ЦКБ-14 в Туле (ныне «КБ приборостроения имени А. Г. Шипунова») конструкторами А. А. Волковым и А. А. Ярцевым, как средство борьбы с защищёнными наземными целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2. Испытания на Ил-2 были проведены в 1941 году, после этого пушка была принята на вооружение под именем ВЯ-23. Её технические характеристики:

       - масса пушки 66 килограммов,

       - скорострельность 550-650 выстрелов в минуту,

       - начальная скорость снаряда 900 метров в секунду,

       - его разрушающее действие вдвое выше действия 20 миллиметрового снаряда.

       Изготовлено 64,7 тысячи штук, устанавливалась на штурмовиках Ил-2 и Ил-10. В иностранных ВВС подобной пушки на вооружении не было.

       Волков Александр Александрович.

       Волков Александр Александрович (2.11.1905-12.01.1965) - один из создателей пушки ВЯ-23. Родился в семье крестьянина, после смерти матери жил с отцом в Туле. Учился в училищах при патронном и оружейном заводах, работал чертёжником, затем конструктором на машиностроительном заводе, преподавал токарное и слесарное дело в ФЗУ. С 1934 года - конструктор в ЦКБ-14. Кроме разработки пушки ВЯ-23, участвовал в разработке многих образцов авиационного вооружения с высокими тактико-техническими характеристиками.  Похоронен на Всехсвятском кладбище Тулы. 

       ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ.

       Ярцев Сергей Александрович.

       Ярцев Сергей Александрович (2.09.1906-9.07.1981) - один из создателей пушки ВЯ-23. Родился в Туле, окончил профтехшколу при оружейном заводе и техникум по специальности техник-конструктор. С 1926 года работал на оружейном заводе, затем в ЦКБ-14. Принимал участие в проектировании и отработке пулемета ШКАС. После войны разрабатывал эффективные образцы нового авиационного оружия.

        ЯРЦЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.

       Пушка НС-37.

       Пушка НС-37 - автоматическая пушка калибра 37 миллиметровой системы Нудельмана-Суранова, созданная для поражения как наземных целей (в том числе бронированных), так и воздушных (с возможностью сбить бомбардировщик одним попаданием). Разрабатывалась А. С. Сурановым с участием А. Э. Нудельмана в московском ОКБ-16 (ныне «КБ точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана). Принята на вооружение в 1943 году, устанавливалась на истребителях ЛаГГ-3 и Як-9-Т (в развале блока цилиндров двигателя водяного охлаждения) и штурмовиках Ил-2 (в подкрыльевых гондолах). Её технические характеристики:

       - масса пушки НС-37 140-170 килограммов,

       - скорострельность 240-260 выстрелов в минуту,

       - начальная скорость снаряда 900 метров в секунду.

       В 1943-1945 годах выпущено 6 833 штуки. У немцев пушек такого большого калибра не было, а американская М-4, стоявшая на ленд-лизовских «аэрокобрах», уступала НС-37 по скорострельности (140-150 выстрелов в минуту) и начальной скорости снаряда (600 метров в секунду).

       Нудельман Александр Эммануилович.

       Нудельман Александр Эммануилович (21.08.1912-2.08.1996) - один из создателей пушки НС-37. Родился в Одессе в семье владельца мастерской, в 1935 году окончил Одесский политехнический институт, работал в Москве в ОКБ-16, с середины 1941 года - там же главным конструктором. После войны ОКБ под его руководством разрабатывало реактивные снаряды, гранатомёты, противотанковые ракетные комплексы, малокалиберные корабельные орудия и другое.

      НУДЕЛЬМАН АЛЕКСАНДР ЭММАНУИЛОВИЧ.

       Суранов Александр Степанович.

       Суранов Александр Степанович (13.09.1913-?) - один из создателей пушки НС-37. О нём сохранилось мало сведений, неизвестен даже год его смерти. С 1935 года работал в ОКБ-16, в апреле 1941 года начал самостоятельную разработку 37 миллиметровой автоматической авиационной пушки, в августе уже были проведены её заводские испытания, в октябре 1941 - марте 1942 - государственные испытания, по результатам которых пушку было предложено переделать под патрон другой конструкции. А. С. Суранов справился с этой работой за три месяца, после чего НС-37 была принята на вооружение. В 1943 году конструктор создал 45 миллиметровую авиационную пушку (НС-45) для истребителя Як-9К, принятую на вооружение в 1944 году. Её технические характеристики:

       - масса 152 килограмма,

       - скорострельность 250 выстрелов в минуту,

       - начальная скорость снаряда 850 метров в секунду,

       - масса снаряда 1,07 килограмма.

       Когда в 1943 году был создан новый патрон калибра 23 миллиметра с уменьшенным зарядом, под руководством А. С. Суранова была разработана ещё одна пушка - НС-23, принятая на вооружение в октябре 1944 года. Её технические характеристики:

       - масса пушки всего 37 килограммов,

       - скорострельность 600 выстрелов в минуту,

       - начальная скорость снаряда 700 метров в секунду.

       Пушки изготавливались до 1954 года, всего выпущено 2247 9 штук. Устанавливались в конце войны на истребителях Як-9, а после войны на реактивных Як-15, Як-17, МиГ-9 и МиГ-15.

        СУРАНОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

       Кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Валерий Габрусенко.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения