ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 3.

ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 3.

19.02.2020 15:37

       Ильюшин Сергей Владимирович.

       Ильюшин Сергей Владимирович (30.03.1894-9.02.1977) - один из крупнейших авиаконструкторов ХХ века, создатель самолётов знаменитой марки «Ил».

       ИЛЬЮШИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ.

       «Черной смертью» («чумой») со страхом называли Ил-2 фашисты, «горбатым» добродушно называли его наши солдаты. Самолёт показал такие возможности, что был нужен фронту, по словам И. В. Сталина:

       «Как воздух, как хлеб».

       Это был самый массовый самолёт II Мировой войны (с модификациями выпущено более 41 тысячи штук). Ничего подобного ни враги, ни союзники создать так и не смогли. К этому бронированному штурмовику многие отнеслись поначалу скептически: мала скорость, мала высота, мала дальность. Однако авиаконструктор оказался более дальновидным в вопросах военной тактики, чем сами военные. Созданные им самолёты установили не так много мировых рекордов, но зато все они настолько отвечали своим задачам, настолько были просты в изготовлении и надёжны в эксплуатации (а военные самолеты - и настолько живучи), что становились самыми востребованными в авиации. Таков дальний бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4), на котором 8 августа 1941 года был совершён первый бомбовой налёт на Берлин. Таковы были и его послевоенные самолёты: первый советский фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28, стоявший на вооружении почти 30 лет, пассажирские Ил-14 и Ил-18. Последней его машиной был красавец-лайнер Ил-62, самый дальний и самый комфортабельный самолёт своего времени.

       Родился Сергей Владимирович в бедной семье вологодского крестьянина, с 7 лет учился в земской школе, с 15 работал в разных местах рабочим. В 1914 году его призвали в армию, служил он на аэродроме в Петрограде, где окончил лётную школу и стал лётчиком. В Гражданскую войну служил в авиаотрядах, потом учился в Военно-воздушной академии, где и состоялась первая конструкторская «проба пера» - пока только по части планёров. Затем прослужил в Научно-техническом комитете ВВС и только в 1933 году приступил, наконец, к настоящей конструкторской работе. Многим русским самородкам не удалось проделать путь «от деревни до столицы», и можно сказать, что Ильюшину повезло. Этот так. Но нашей авиации повезло во сто крат больше.

       Бронированный штурмовик Ил-2.

       Самый массовый боевой самолёт в мировой истории, эффективно применялся в борьбе с танками и скоплениями техники. Экипаж 2 человека (пилот и стрелок-радист), первоначально выпускался одноместным, что приводило к большим потерям. Двигатель водяного охлаждения А. А. Микулина АМ-38 мощностью 1 625 лошадиных сил. Взлётная масса 6 160 килограммов, скорость 414 километров в час, дальность 720 километров, потолок 5 500 метров. Вооружение:

       - 23-миллиметровый (позднее 37-миллиметровая) пушка, 

       - 2×7,62-миллиметровых пулемёта (в крыльях),

       - противотанковые бомбы ПТАБ-2,5,

       - реактивные снаряды РС-82 или РС-132.

       Немецкие пилоты-истребители называли его за живучесть «бетонным самолётом». Всего изготовлено Ил-2 и, более совершенных, Ил-10 около 41 тысячи.

      БРОНИРОВАННЫЙ ШТУРМОВИК ИЛ-2.

       Дальний бомбардировщик Ил-4.

       Он выпускался с двигателями воздушного охлаждения С. К. Туманского М-88 мощностью по 1 100 лошадиных сил. Взлётная масса 12 120 килограммов, скорость до 430 километров в час, потолок 8 900 метров, максимальная дальность полёта 3 800 километров (с 1 тонной бомб), максимальная боевая нагрузка 2,5 тонн бомб. Вооружение:

       - пулемёты 2×7,62-миллиметра ШКАС,

       - пулемёт 1×12,7-миллиметра УБ,

       - экипаж 4 человека.

       Использовался и как морской торпедоносец (Ил-4Т). В 1939-1945 годов было изготовлено 5 256 штук. На его прототипе (ЦКБ-26) лётчик В. К. Коккинаки 1 мая 1936 года на воздушном параде сделал мёртвую петлю - впервые в мире на тяжёлом двухмоторном самолёте, а 8 августа 1941 года морские лётчики на Ил-4 впервые бомбили Берлин.

       ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ИЛ-4.

       Климов Владимир Яковлевич.

       Климов Владимир Яковлевич (23.07.1892-9.09.1962) - учёный, конструктор, создатель самых массовых авиадвигателей водяного охлаждения - основных в нашей фронтовой авиации. Всего их было построено около 100 тысяч и установлено на 60 % самолётов, выпущенных в годы войны. Первые из них - М-105 (ВК-105) мощностью 1 100 лошадиных сил «сухим» весом всего 570 килограммов стояли на самых массовых советских истребителях марки «Як» и самых массовых бомбардировщиках Пе-2, а также на дальних бомбардировщиках Ер-2. Потом пошли ещё более совершенные моторы ВК-105ПФ и ВК-107. Последние развивали мощность до 1 650 лошадиных сил и отличались уникально малой удельной массой (отношением массы к мощности). Устанавливались они на последних модификациях истребителей Як-9 и пикирующих бомбардировщиков Пе-2. В конце войны был создан двигатель ВК-108 мощностью 2 000 лошадиных сил, с которым на самолете конструкции А. С. Яковлева удалось достичь рекордной скорости 745 километров в час. Этим практически завершилась работа над поршневыми авиационными двигателями в КБ профессора В. Я. Климова.

        КЛИМОВ ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ.

       Родился он в Москве, учился в знаменитом Комиссаровском техническом училище (на базе которого в советское время были созданы три вуза), в 1918 году окончил МВТУ. Начинал творческий путь с должности инженера-лаборанта, потом стал начальником отдела и помощником директора НАМИ, потом начальником отдела в ЦИАМ. Одновременно преподавал в МВТУ, руководил кафедрами моторостроения в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и в МАИ. По воспоминаниям его слушателей, он был широко эрудированным учёным и прекрасным лектором. В 1935 году Климов был назначен главным конструктором Рыбинского моторного завода. К тому времени он уже создал на основе французского «Испано-Сюиза» двигатель М-100, который был при тех же размерах на 30 % мощнее оригинала, а следующий - М-103 мощностью 850 лошадиных сил - уже выпускался серийно и устанавливался на самолётах А. А. Архангельского СБ и Р. Л. Бартини «Сталь-7». Как конструктор В. Я. Климов внёс ряд принципиальных новшеств в конструкцию двигателей, а как учёный - большой вклад в теорию смазки, в решение вопроса уравновешивания поршневых моторов и ряда других проблем.

       После войны ОКБ Климова, переехавшее в Ленинград, стало заниматься реактивными двигателями. С 1960 года ОКБ (ныне «ОАО Климов») возглавил достойный его ученик, будущий Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий С. П. Изотов (1917-1983). Его газотурбинными двигателями оснащались почти все советские вертолёты. Сам Владимир Яковлевич последние годы параллельно возглавлял ОКБ-45 в Москве (впоследствии переименованное в МКБ «Гранит», от которого ныне мало что осталось). Похоронен В. Я. Климов на Новодевичьем кладбище Москвы.

       Двигатель ВК-107.

       V-образный 12-цилиндровый, мощность до 1 650 лошадиных сил, «сухой» вес 750 килограммов. Серийно изготавливался в 1942-1945 годах.

       ДВИГАТЕЛЬ ВК-107.

       Котельников Владимир Александрович.

       Котельников Владимир Александрович (6.09.1908-11.02.2005) - создатель секретной ВЧ-связи. Когда заходит речь о военной технике, на ум приходят танки, пушки, самолёты, но нашу Победу обеспечивало не только стреляющее оружие. Одно из «нестреляющих» - высокочастотная (ВЧ) радио- и телефонная связь. В ней человеческий голос преобразуется в не поддающиеся расшифровке ВЧ-сигналы, а на другом конце вновь преобразуется в обычную речь.

       Создателем её был гениальный русский учёный-физик, основоположник современной теоретической радиотехники, будущий академик АН СССР и РАН, Владимир Александрович Котельников. С 1931 года (в возрасте 23 лет) он возглавлял работы по передаче шифрованного сигнала на большие расстояния, по засекречиванию телефонной и телеграфной информации, по созданию шифратора для засекречивания речевых сигналов с высокой стойкостью против дешифрования для ВЧ-связи. Его вклад в Победу, и немалый вклад, состоял в том, что за все годы войны врагу (и союзникам тоже) ни разу не удалось расшифровать перехваченные переговоры членов правительства и высшего военного командования. Прославленный маршал К. К. Рокоссовский так охарактеризовал этот вклад:

       «Использование средств правительственной связи в годы войны произвело революцию в управлении войсками».

       А по словам маршала И. Х. Баграмяна:

       «ВЧ-связь сыграла исключительную роль как средство управления войсками и содействовала выполнению боевых операций».

       Огромное влияние на развитие мировой науки оказали теоретические работы В. А. Котельникова: теорема отсчётов («Теорема Котельникова», сформулированная им в 25 лет), теория потенциальной помехоустойчивости и другие исследования. Президент международного Института электротехники и электроники Б. Айзенстайн сказал о нём:

       «Академик Котельников выдающийся герой современности. Его заслуги признаются во всём мире. Перед нами гигант радиоинженерной мысли, который внёс самый существенный вклад в развитие радиосвязи».

       Большой научный вклад он внёс также в радиофизику, радиоастрономию, электронику и информатику. Его энергии хватало на всё. Он возглавлял Институт радиотехники и электроники АН СССР (ныне носит его имя), заведовал кафедрой и был деканом в МЭИ, первым вице-президентом АН и даже председателем Верховного Совета РСФСР. Похоронен Владимир Александрович на Кунцевском кладбище Москвы. На почётном Новодевичьем, места ему не нашлось - настали иные времена.

        КОТЕЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ.

       Кошкин Михаил Ильич.

       Кошкин Михаил Ильич (3.12.1898-26.09.1940) - конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего и самого массового среднего танка Второй мировой войны. Сущность танка заключается в трёх свойствах:

       - огневая мощь,

       - броневая защита,

      - мобильность (высокая проходимость, подвижность, манёвренность).

       В 1930 годы среди военных и конструкторов всех стран шли споры о том, какое из них должно быть главным. Кошкин положил конец спорам, наилучшим образом совместив все три свойства и указав путь, по которому пошло всё последующее танкостроение. Ничего подобного ни у наших врагов, ни у наших союзников не было. Творческая жизнь М. И. Кошкина на конструкторском поприще исчислялась всего шестью годами, но за этот период во всём блеске проявился его талант и организаторские способности. Много сил он потратил не только на создание самого танка, но и на борьбу с его противниками, в том числе с начальником Главного артиллерийского управления маршалом Г. И. Куликом, который запретил КБ Кошкина заниматься Т-34, а когда танк внепланово был запроектирован и изготовлен, запретил показывать его в Москве. Танк всё же был показан и получил безоговорочную поддержку И. В. Сталина. Путь Михаила Ильича к творческой вершине изобиловал крутыми поворотами. Выходец из крестьян Ярославской губернии, он в 11 лет пошёл в Москву на заработки, приобрёл специальность кондитера. Потом служил в армии - вначале в Русской, потом в Красной. Занимался партработой в Вятке (город Киров), потом его направили на учёбу в Ленинградский машиностроительный институт. И лишь в возрасте 36 лет с дипломом инженера пришёл в танковое КБ Кировского (Путиловского) завода на должность рядового конструктора. Через 2,5 года стал заместителем главного конструктора, а затем был направлен возглавлять танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода - там и был создан знаменитый танк.

       В октябре 1940 года опытные образцы Т-34 своим ходом отправились в Москву. Во время перехода Михаил Ильич простудился и заболел пневмонией. Вылечить его не удалось. Ему установлены памятники и мемориальные доски, но главный памятник - это десятки победоносных «тридцатьчетвёрок», стоящих на пьедесталах в местах наших боёв с гитлеровцами.

        КОШКИН МИХАИЛ ИЛЬИЧ.

       Танк Т-34.

       Боевая масса 26,5-30,9 тонн, броня до 45 миллиметров (башня - до 52 миллиметров), 76-миллиметровая пушка, скорость до 54 километров в час, экипаж 4 человека. Основное производство было сосредоточено в Нижнем Тагиле и в Челябинске («Танкограде»). Танк постоянно совершенствовался, снижались трудозатраты, упрощалась технология изготовления - в Челябинске под руководством В. Л. Духова, в Нижнем Тагиле под руководством А. А. Морозова. Сварную башню заменили литой, затем в башне предусмотрели «командирскую башенку», затем 76-миллиметровую пушку заменили более мощной длинноствольной 85-миллиметров. Всего изготовлено 85 тысяч штук.

        ТАНК Т-34.

       Танк Т-34-85.

       Танк Т-34-85 с 85-миллиметровой длинноствольной пушкой, башней увеличенного объема и с «командирской башенкой». Боевая масса 32 тонны, экипаж 5 человек. Ещё в 1990 он состоял на вооружении армий почти 40 стран мира. В 1944-1958 годы изготовлено около 35 тысяч штук.

        ТАНК Т-34-85.

       СУ-100.

       На базе Т-34 на Уралмашзаводе в 1943 году были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-85 с 85-миллиметровой пушками, а в 1944 - СУ-100 (показана на этом снимке) со 100-миллиметровой пушками (обе пушки конструкции ОКБ Ф. Ф. Петрова). СУ-100 успешно расправлялись с немецкими «тиграми», «пантерами» и даже с «королевскими тиграми».

       СУ-100.

       Ледин Евгений Григорьевич.

       Ледин Евгений Григорьевич (9.04.1914-7.11.2008) - инженер-химик, изобретатель сверхмощного взрывчатого вещества. Родился он в Сухуми в семье земского фельдшера. Его младший брат Леонид (1916-1971) стал конструктором в области минно-торпедного вооружения, был награждён Сталинской и Ленинской премиями, званием Заслуженного изобретателя РСФСР.

       По окончании Ленинградского химико-технологического института (1938) Е. Г. Ледин поступил на работу в Артиллерийский морской НИИ. Там в 1939-1940 годах он и создал свою сверхэффективную взрывчатку А-IX-2 (А - Артиллерийский НИИ, IX - номер отдела, 2 - номер изобретения), состоящую из смеси тротила, гексогена и алюминиевой пудры. Лединская взрывчатка была в 2,5 раза мощнее применяемого в то время тола, но главный её эффект был в другом. При попадании снаряда в броню тол взрывался ещё на поверхности, не принося большого вреда, а применение замедлителей взрыва (флегматизаторов) снижало мощность бронебойного снаряда. В отличие от тола, А-IX-2 взрывался после пробивания брони, выжигая всё внутри. Отчёт о чудо-взрывчатке был отправлен во все инстанции, но ни одно ведомство на это не отреагировало. В октябре 1941 года матроса Ледина (тот в своё время отказался от офицерского звания, служил вольнонаёмным, а в начале войны был мобилизован как рядовой матрос) командировали в Наркомат ВМФ по другому вопросу. Это были дни, когда Москву охватила паника. Там ему было приказано принять участие в сжигании малоценных бумаг, среди которых он случайно обнаружил свой отчёт, адресованный наркомату. В отчаянии Евгений Григорьевич направил письмо Сталину.

       Вождь быстро оценил важность изобретения, 7 декабря принял Ледина и в присутствии ряда членов ГКО выслушал его обстоятельный доклад, после этого дело быстро пошло. Было создано Специальное экспериментально-производственное бюро при Наркомате боеприпасов для доведения изобретения до промышленного производства, Ледин назначен его руководителем. В тот же день личным приказом Сталина ему присвоено звание капитана III ранга.

       Взрывчаткой Ледина заряжали не только противотанковые снаряды, но и 2,5-киллограмовые противотанковые кумулятивные авиабомбы (ПТАБы), и снаряды авиационных пушек. На Курской дуге наши самолёты ПТАБами уничтожили почти 200 немецких «пантер» из имевшихся там 240. Напомнила о себе лединская взрывчатка и в Корейской войне. В одном воздушном бою 44 МиГа пушками уничтожили 12 из 21до зубов вооружённых американских «летающих крепостей» В-29, которых, к тому же, прикрывали 200 истребителей. Ни одного МиГа при этом потеряно не было. Американцы назвали этот день (30.10.1951) «чёрным вторником». Дальнейшая судьба Евгения Григорьевича представляет загадку. В 1943 году он назначается начальником Морской технологической лаборатории, в 1945 лабораторию закрывают, а его переводят в Министерство сельскохозяйственного машиностроения, где он занимает ничем не примечательные должности. В возрасте 56 лет инженер-полковника Ледина отправляют на пенсию. А секрет его гениального изобретения наши «стратегические партнёры» не могли раскрыть 50 лет. Возможно, не раскрыли бы и до сих пор, если бы не предатели, кишмя кишевшие на высоких должностях в стране в 1990 годы.

        ЛЕДИН ЕВГЕНИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ.

       Логинов Михаил Николаевич.

       Логинов Михаил Николаевич (21.11.1903-28.10.1940) - конструктор, создатель лучших зенитных пушек Второй мировой войны. Родился в Тверской губернии в крестьянской семье, окончил 4-летнюю земскую школу, с 1920 года работал жестянщиком и слесарем на артиллерийском заводе № 8 в Подлипках (ныне город Королёв Московской области). Окончив рабфак, поступил в МВТУ, с 4 курса был переведён в Ленинградский механический институт на только что созданное военно-механическое отделение. С дипломом инженера вернулся на родной завод, где вскоре обратил на себя внимание обширными знаниями, выдающимся конструкторским талантом и организаторскими способностями, и в 1937 году был назначен главным конструктором завода. Ещё в 1935 году на стрельбах в Подмосковье он сумел убедительно доказать Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе порочность идеи универсализма в артиллерии (активным сторонником которой был Тухачевский).

       Став главным конструктором, он принципиально по-новому организовал конструкторскую работу на заводе. После завершения конкретного проекта все ответственные специалисты приходили в цеха, от начала до конца контролировали процессы изготовления деталей, а потом и сборки орудия, сразу же внося необходимые изменения в чертежи. Этот метод резко увеличил скорость разработки и качество конструкторской документации.

       Под его авторским руководством только в 1937 году был создан целый ряд образцов артиллерийского оружий. Среди них и 45-миллиметровая противотанковая пушка, знаменитая «сорокопятка» (усовершенствована в 1942) - единственная советская противотанковая пушка в первый период войны и лучшая в мире среди пушек близкого калибра.

       В том же году была разработана 25-миллиметровая автоматическая (усовершенствована в 1940), в 1939 - 37-миллиметровая автоматическая и 85-миллиметровая зенитные пушки - самые совершенные и самые могущественные в мире в то время, сыгравшие решающую роль в обороне Москвы при воздушных налётах фашистов. Могущество орудия оценивается отношением кинетической энергии снаряда к кубу калибра. У логиновских пушек этот коэффициент равнялся 495 (калибр 85 миллиметров), 595 (37 миллиметров) и 778 (25 миллиметров), у немецких пушек близкого калибра соответственно 453, 430 и 598). По версии сайта russian7.ru, из семи легендарных артиллерийских орудий Великой Отечественной войны три - пушки Логинова (ещё две - Ф. Ф. Петрова, ещё две - В. Г. Грабина). Подсчитано, что одними только 85-миллиметровыми зенитными пушками было уничтожено около 4 тысячи самолётов противника. Пока не появились «зверобои» (самоходные артиллерийские установки - САУ), эти пушки эффективно боролись и с тяжёлыми немецкими танками «тигр» и «пантера».

       В 1940 году Михаил Николаевич занимался наращиванием производства разработанных им пушек, вёл теоретические работы по перспективным орудиям, пока к концу лета у него не обострился туберкулёз. Руководство завода направило его на лечение в Крым, но болезнь приобрела фатальный характер - он умер, не дожив до 37 лет. Похоронен М. Н. Логинов в Ливадии.

        ЛОГИНОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ.

       45-миллиметровая противотанковая пушка.

       45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1937 года. Скорострельность до 25 выстрелов в минуту. Пока немцы радикально не усилили бронезащиту своих средних танков Т-III и Т-IV, пушка успешно расправлялась и с ними. На дистанции 500 метров она пробивала броню толщиной 42 миллиметров при угле встречи 60о и толщиной 60 миллиметров при угле встречи 90о. При небольшой массе (560 килограммов) её позиция легко менялась силами самого расчёта. Всего было изготовлено 37 354 штуки (2 место после 76-миллиметровых дивизионных пушек ЗиС-3). В 1942, уже после смерти М. Н. Логинова, пушка была модернизирована (в том числе удлинён ствол, что повысило энергию выстрела), успешно боролась и со средними вражескими танками, имевшими усиленное бронирование. Модернизированные «сорокопятки» выпускали до конца войны (изготовлено более 10 тысяч штук).

        45-МИЛЛИМЕТРОВАЯ ПРОТИВОТАНКОВАЯ ПУШКА.

       37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка.

       37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка образца 1939 года. Скорострельность до 160 выстрелов в минуту. Имела несколько модификаций, в том числе для палубной корабельной артиллерии. Изготовлено около 19 тысяч штук. До сих пор состоит на вооружении армий ряда стран.

        37-МИЛЛИМЕТРОВАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА.

       85-миллиметровая зенитная пушка.

       85-миллиметровая зенитная пушка образца 1939 года. Скорострельность - до 20 выстрелов в минуту, досягаемость целей на высоте до 10,2 километра. Серийно производилась по 1945 год, состояла на вооружении до 1960, пока не появились зенитные ракетные комплексы. В годы войны часто использовалась в качестве противотанкового орудия, способного с дистанции 500 метров пробивать броню толщиной 90 миллиметра при угле встречи 60о и 110 миллиметров при угле встречи 90о. Успешно боролась с «тиграми» и «пантерами». Орудие послужило основой при создании длинноствольных пушек для танков Т-34-85 и самоходных установок СУ-85.

       85-МИЛЛИМЕТРОВАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

       Кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Валерий Габрусенко.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения