ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 2.

ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 2.

10.10.2019 10:31

       Грачёв Виталий Андреевич.

       Грачёв Виталий Андреевич (1.01.1903-24.12.1978) - создатель лучших в мире внедорожных автомобилей военного и гражданского назначения, основатель русской конструкторской школы в этой области. Уроженец Томска, он в молодости служил техником в авиационных частях, работал киномехаником, несколько лет проучился в знаменитом Томском технологическом институте, но был изгнан за непролетарское происхождение (отец его, выходец из крестьян, был мелким предпринимателем). Высшего образования так никогда и не получил.

       В 1931 году безработный Грачёв по мобилизации был направлен в технический отдел строящегося автозавода в Нижнем Новгороде. Там и началась его конструкторская деятельность. Вот перечень его этапных работ:

       - Трёхосный пикап ГАЗ-АААА - лучший по проходимости среди всех остальных автомобилей (в том числе зарубежных) на Каракумско-Памирском автопробеге в 1936 году, за рулём которого был сам конструктор,

       - 1939 год: первый в мире полноприводный закрытый ГАЗ-61 с использованием серийных узлов и деталей от «эмки», который до сего дня остаётся непревзойдённым по проходимости легковым автомобилем. Он мог подниматься по твёрдому грунту под углом 41о, по песку - до 28о, спускаться под углом 40о, преодолевать препятствия высотой 39 сантиметров, ров - до 85 сантиметров, брод - до 80 сантиметров. А «на десерт» - подъём по лестнице волжского откоса (почти 300 ступенек). В войну эта машина использовалась даже в качестве артиллерийского тягача,

       - 1941 год: небольшой армейский автомобиль ГАЗ-64 с вырезами вместо дверей (в командирском и разведывательном вариантах), успешно игравший также и роль тягача 45-мм и 57-мм противотанковых пушек. На его базе - 2-местный бронеавтомобиль БА-64 с башенным пулемётом, предназначенный для разведки и поддержки пехоты и выпускавшийся все годы войны,

       - 1943 год: 4-местный вездеход ГАЗ-67 универсального назначения - знаменитый «козлик», ни в чём не уступавший ленд-лизовскому «виллису».

       Из-за нехватки заводских мощностей, занятых производством БА-64 и лёгких танков, массовое изготовление ГАЗ-67 развернулось лишь в конце войны и продолжалось до 1958 года. Потом на его основе (уже другими конструкторами) был разработан «председательский» ГАЗ-69, а за ним и «вечный» УАЗ-469. Много вездеходов сделал Виталий Андреевич и после войны. В их числе первый в СССР вездеход-амфибия БАВ-485 («Большой автомобиль водоплавающий»), не имевший равных в мире по проходимости. Серийное производство БАВ продолжалось до 1963 года. Потом знаменитый трёхосный грузовик-вездеход, «король бездорожья» ЗИЛ-157, по прозвищу «крокодил». За уникальную проходимость, неприхотливость, простоту и надёжность его любили и военные, и геологи, и лесозаготовители. В этом автомобиле впервые в мире была применена централизованная подкачка колёс, а задние колёса выполнены односкатными. Не зря его серийное производство продолжалось 36 лет (1958-1994)! Другие работы В. А. Грачёва менее известны, поскольку имели сугубо военное или специальное назначение:

       - четырёхосный ЗИЛ-134,

       - трёхосный бронетранспортёр БТР-152,

       - четырёхосный ракетоносец ЗИЛ-135 с поворотными передними и задними колёсами,

       - шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061, разработанный по заказу С. П. Королёва и предназначенный для поиска и спасения космонавтов в труднодоступных районах.

       На очередной планёрке Виталий Андреевич закрасил красным карандашом последнюю неделю декабря 1978 года и сказал:

       «Дальше будете работать без меня».

       Урна с его прахом покоится на Донском кладбище Москвы.

       ГРАЧЁВ ВИТАЛИЙ АНДРЕЕВИЧ.

       ГАЗ-61.

       Первый в мире легковой внедорожник с закрытым кузовом. Выпущено 195 штук для высшего комсостава РККА. Мощность двигателя 85 лошадиных сил, скорость до 105 километров в час. В войну на нём ездили маршалы Жуков, Василевский, Конев, Рокоссовский и другие командующие фронтами и армиями.

        ГАЗ-61.

       БА-64.

       Бронеавтомобиль на базе ГАЗ-64. Броня до 12 миллиметров, 7,62-мм танковый пулемёт Дегтярёва ДТ-29 в башне. В 1942-1945 годы выпущено 9 110 штук. Успешно использовался для разведки и поддержки пехоты.

       БА-64.

       ГАЗ-67.

       Скорость до 90 километров в час, мощность двигателя 53 лошадиные силы. При заводских испытаниях прошёл по бездорожью с пушкой ЗиС-3 на прицепе 2 200 километров без повреждений (притом ходовая часть пушки полностью вышла из строя). В 1943-1958 годы выпущено 92,8 тысячи штук. Предназначался для среднего и старшего комсостава и для связи. После войны много лет служил и «на гражданке».

        ГАЗ-67.

       Дегтярёв Владимир Алексеевич.

       Дегтярёв Владимир Алексеевич (3.01.1881-6.01.1949) - самый плодотворный советский конструктор-оружейник 1920-1940 годов ХХ века. Вот самые известные его работы:

       - Ручной пулемёт ДП-27 - первый советский пулемёт (вообще первый образец стрелкового оружия, созданный в советское время), принятый на вооружение Красной Армии. Был прост в изготовлении, безотказен в бою. До сих пор находится на вооружении в ряде стран. С вооружения РККА был снят в 1944 году в связи с принятием более совершенного его же пулемёта РПД-44, который служил до 1960 годов, пока не был заменён пулемётом М.Т. Калашникова. В 1929 году был создан танковый вариант пулемёта - ДТ-29,

       - Автомат ППД-34 - первый советский автомат, принятый на вооружение Красной Армии в 1934 году. Модернизировался в 1938 и 1940 годах (ППД-40), успешно воевал всю войну, серийно изготавливался до конца 1942 года, уступив место в производстве более совершенному автомату Г. С. Шпагина ППШ-41,

       - Крупнокалиберный пулемёт ДШК-38 - первый советский крупнокалиберный пулемёт. Создан Дегтярёвым, усовершенствован Шпагиным. В войну применялся в пехотном, зенитном, танковом и авиационном вариантах. Модернизирован в 1946 году (ДШКМ). Оказался настолько удачным, что до сих пор производится за рубежом и состоит на вооружении десятков стран. Состоял на вооружении в РФ, пока на смену не пришли более совершенные «Утёс» и «Корд»,

       - Противотанковое ружьё ПТРД-41 - первое (вместе с ПТРС С. Г. Симонова) серийное отечественное ружьё для борьбы с танками противника. Военные ожидали, что броня фашистских танков в предстоящей войне будет толщиной не менее 60-80 миллиметров, и противотанковым ружьям не придавали значения. Оказалось, однако, что германские «танковые клинья» состояли из слабо бронированных лёгких и средних танков. В начале июля 1941 года И. В. Сталин отдал приказ Наркомату вооружения срочно создать противотанковые ружья, благо что уже имелся хороший бронебойный патрон калибра 14,5 миллиметров. Через 22 дня одновременно были созданы два ружья - пятизарядное Симонова и более простое однозарядное Дегтярёва, изготавливать которое можно было на простейшем оборудовании в механических мастерских. Ружья настолько больно «жалили» танки немцев, что те были вынуждены навешивать на танки дополнительную броню. Даже когда появились «тигры» и «пантеры», ружья продолжали успешно воевать, уничтожая автомобили и лёгкую бронетехнику врага. Любопытно, что поступившие к нам по ленд-лизу первые партии средних американских танков «Шерман» «испытания» ружьями ПТРД не выдержали, и советское правительство от них отказалось.

       Родился Василий Алексеевич в Туле. Как квалифицированный мастер, военную службу проходил в оружейной мастерской при офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме. Под руководством крупнейшего учёного-оружейника и конструктора, автора первого в мире автомата В. Г. Фёдорова работал на Сестрорецком оружейном заводе в качестве слесаря-механика над созданием первой русской автоматической винтовки. В 1916 году создал своё первое оружие - автоматический карабин, успешно прошедший испытания. В 1918 году вместе со своим учителем переехал на недостроенный пулемётный завод в городе Коврове, где возглавил опытную мастерскую, а после отъезда Фёдорова в Москву - опытно-конструкторское бюро автоматического оружия, где создал замечательную школу, которую прошли будущие знаменитые конструкторы-оружейники:

       - Г. С. Шпагин,

       - С. Г. Симонов,

       - П. М. Горюнов.

       Он был удостоен многих званий и наград, пользовался уважением и безграничным доверием Сталина и при этом оставался простым, скромным и исключительно порядочным человеком. Известен случай, когда на вопрос Сталина, какой станковый пулемёт лучше - Горюнова (СГ-43) или Дегтярёва (СД-43), Василий Алексеевич безоговорочно отдал предпочтение пулемёту своего ученика. Мало того, отдав пулемёту Горюнова свой станок, он отказался от добавления буквы «Д» в марку пулемёта. Похоронен В. А. Дегтярёв в Коврове. В доме, где он жил, открыт музей, его имя носят завод и ВУЗ в Коврове, улицы в Петербурге, Туле, Новосибирске, Челябинске, Запорожье и других городах.

      ДЕГТЯРЁВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ.

       Ручной пулемёт ДП-27.

       Ручной пулемёт («Дегтярёва пехотный образец 1927 год») калибра 7,62 миллиметра. Масса снаряжённого пулемёта с сошками 9,12 килограммов, скорострельность 500-600 выстрелов в минуту, прицельная дальность 800 метров, ёмкость дискового магазина 47 патронов. Боевое применение:

       - бои на КВЖД (1929),

       - Гражданская война в Испании (1936-39),

       - бои на Халхин-Голе (1939),

       - Великая Отечественная война,

       - Корейская война (1950-1953),

       - войны в Индокитае (1946-1991).

       Всего выпущено 795 000 штук.

        ДП-27.

       РПД-44.

       Ручной пулемёт Дегтярёва образца 1944 года под «промежуточный патрон» образца 1943 года. Этот патрон был легче винтовочного, но мощнее пистолетного, что не только давало экономию при изготовлении, но и позволяло увеличить боезапас. Масса снаряжённого пулемёта 9 килограммов, скорострельность 650-750 выстрелов в минуту, прицельная дальность 1 000 метров, ёмкость коробки 100 патронов. До сих пор состоит на вооружении во многих странах мира, а в Китае и КНДР изготавливается серийно.

        РПД-44.

       Станковый пулемёт ДШК.

       Станковый пулемёт ДШК («Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный образца 1938 года»). Калибр 12,7 миллиметров, скорострельность 600-1 200 выстрелов в минуту, прицельная дальность 3 500 метров. До конца войны выпущено более 9 тысяч штук. После войны модернизирован («ДШКМ»), широко экспортировался, состоит на вооружении в десятках стран, а в Китае, Пакистане и других странах производится до сих пор.

       СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЁТ ДШК.

       ПТРД-41.

      ПТРД-41 («Противотанковое ружьё системы Дегтярёва образца 1941 года»), однозарядное. Калибр 14,5 миллиметров, масса 17,5 килограммов, скорострельность 8-10 выстрелов в минуту, прицельная дальность 1 000 метров, бронепробиваемость 35 миллиметров на дистанции 300 метров, 40 миллиметров на дистанции 100 метров. В 1941-1944 годах изготовлено 281 тысяча штук.

        ПТРД-41.

       Духов Николай Леонидович.

       Духов Николай Леонидович (25.10.1904-5.05.1964) - создатель лучшего тяжёлого танка II мировой войны ИС-2. Из 16 трижды Героев Социалистического Труда ровно половину составляли учёные-атомщики. Среди них - Николай Леонидович Духов. Однако первую медаль «Серп и Молот» (1945) он получил не за атомную бомбу, а за танки, созданию которых отдал почти половину своей творческой жизни, пройдя путь от начинающего инженера Кировского завода - ЛКЗ (1932) до главного конструктора танкового производства «Танкограда» (1943). В первые годы он занимался конструированием технологической оснастки для массового производства тракторов и созданием первого советского легкового автомобиля.  В 1936 его перевели в танковое КБ. Там он начал с разработки единой методики тягового и прочностного расчёта танков, которой инженеры впоследствии пользовались не один год, затем создал бортовую передачу принципиально новой конструкции для танка Т-28. Человек огромного аналитического ума, он раньше многих авторитетных специалистов понял, что будущее - только за однобашенными, и только за гусеничными танками, и в 1938 предложил технический проект новой машины - тяжёлого танка КВ («Клим Ворошилов»), став ведущим конструктором этого танка. В том же году началось серийное производство КВ-1. Именно они прорвали «линию Маннергейма» в Финской войне. Директор ЛКЗ И. М. Зальцман вспоминал:

       «Его вклад в создание танка КВ настолько значителен, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины».

       Лучшим танком II мировой войны по праву считается Т-34. Но это - средний танк. С прорывом укреплённых линий обороны врага он далеко не всегда справлялся. Лучшим здесь был КВ-1. Недаром командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков просил, чтобы ему присылали не Т-34, а КВ. Когда немцы создали «Тигр» и «Пантеру», оказалось, что наши 76-мм пушки их броню не пробивают. В ответ под руководством Николая Леонидовича в немыслимо короткие сроки был создан танк ИС («Иосиф Сталин»)-1, а затем и ИС-2 со 122-мм пушкой Ф. Ф. Петрова - лучший тяжёлый танк II мировой. Под его же руководством были созданы и мощнейшие самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152, и проведена коренная модернизация Т-34. Работал Духов в то время уже в Челябинске, главным конструктором «Танкограда» - Челябинского тракторного, объединенного с эвакуированным из Ленинграда Кировским заводом. В 1948 году в его судьбе произошёл крутой поворот - он стал заместителем главного конструктора КБ-11 («Арзамас-16»). За создание атомной бомбы он получил звание дважды Героя Социалистического Труда, а за создание водородной - трижды Героя. Вообще-то, за эти бомбы ему, как и другим главным ядерщикам, полагалось три Звезды. Но наверху посчитали, что четырежды Герой - это слишком, и вместо четвёртой Звезды вручили только орден Ленина.

       Последние 10 лет жизни он возглавлял филиал КБ-11, названный после его смерти «ВНИИ автоматики имени Н. Л. Духова». В стенах этого НИИ были созданы ядерные боеприпасы для стратегических и тактических баллистических ракет, ракет морского и авиационного базирования и другая техника, связанная с атомным оружием. Память члена-корреспондента АН СССР, лауреата 6 Сталинских и Ленинской премий Н. Л. Духова увековечена названием одной из улиц «Арзамаса-16», мемориальной доской на доме в Челябинске, где он жил, скульптурным бюстом в Челябинском политехническом институте (ныне ЮУрГУ), где он заведовал кафедрой танкостроения. В летописи ЧТЗ есть строки:

       «Николая Леонидовича по силе конструкторского таланта можно было сравнить с такими виднейшими конструкторами страны, как Швецов, Поликарпов, Яковлев. Когда он рассматривал чертёж, то казалось, будто видит его насквозь. Ни одна ошибка не ускользала от его слегка прищуренного, спокойного взгляда».

        ДУХОВ НИКОЛАЙ ЛЕОНИДОВИЧ.

       Танк КВ-1.

       Танк КВ-1. Масса 43 тонны, броня 60-75 миллиметров, 76-мм пушка, 3×7,62-мм пулемёта, дизельный двигатель 600 лошадиных сил, скорость до 34 километров в час, экипаж 5 человек. В 1939-1943 годах изготовлено около 4 500 штук.

       КВ-1.

       Танк ИС-2.

       Танк ИС-2 - лучший тяжёлый танк II мировой войны. Масса 48 тонн, броня 60-120 миллиметров, длинноствольная 122-мм пушка (ОКБ Ф. Ф. Петрова), пулемёты: 1×12,7 мм, 3×7,62 мм, скорость до 37 километров в час, экипаж 4 человека. В 1943-1945 изготовлено 3 395 штук. Модернизированный ИС-2М находился в боевом строю до 1990 годов.

        ИС-2.

       ИСУ-152.

       Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 на базе ИС-2 - «зверобой». Разработана в челябинском «Танкограде». Масса 46 тонн, скорость до 40 километров в час, 152-мм орудие (ОКБ Ф. Ф. Петрова). Выпущено в 1943-1946 годы. 3 242 штук. В эксплуатации до 1974 года.

        ИСУ-152.

       Иванов Илья Иванович.

       Иванов Илья Иванович (13.08.1899-2.05.1967) - конструктор и учёный, создатель выдающихся артиллерийских орудий. Родился в семье сапожника в Брянске, в 10 лет осиротел, работал курьером, рабочим Брянского арсенала, сапожником. Сумел окончить городское реальное училище, учился в Петроградской военно-технической артиллерийской школе (1918-1921), окончил Военно-техническую академию в Ленинграде (1928). С 1929 года работал в КБ завода «Большевик» (Обуховский орудийный завод), проектировал корабельные артиллерийские системы. Одновременно (1932-1937) заведовал кафедрой в Военной академии имени Дзержинского. В 1933 вышла в свет первая теоретическая работа Иванова, посвящённая расчёту лафетов. С 1937 года он - главный конструктор завода «Большевик», затем главный конструктор ОКБ на заводе «Баррикады» (Сталинград). Перед войной коллектив его ОКБ создал универсальную артиллерийскую установку Б-34 для крейсеров типа «Киров», башенные артиллерийские установки для речных мониторов, а также 280-мм мортиру БР-5 (аналогов которой у воюющих стран не было), 210-мм пушку Бр-17 и 305-мм гаубицу Бр-18 (две последние на основе чешских орудий). Эти тяжёлые орудия особенно успешно показали себя на завершающем этапе войны - при штурме вражеских укреплённых городов и фортов, в том числе при штурме Кёнигсберга.

       В годы войны под его руководством на основе зенитной пушки М. Н. Логинова создана 85-мм пушка для танков Т-34-85, которая успешно вела борьбу с новейшими немецкими танками и штурмовыми орудиями, даже броню «тигров» эти пушки пробивали с расстояния 1 000 метров. Затем И. И. Иванов создаёт замечательную 100-мм противотанковую пушку БС-3. Это превосходное орудие было немедленно запущено в массовую серию, долго стояло на вооружении Советской Армии и послужило базой при создании мощных противотанковых орудий, использующихся до настоящего времени. После войны он был бессменным начальником - главным конструктором Морского артиллерийского ЦКБ в Ленинграде (ныне КБСМ), где руководил созданием 100-мм зенитной пушки, 130-мм двухорудийной башенной установки, 152-мм подвижной установки береговой артиллерии, башенных артиллерийских установок для крейсеров типа «Чапаев» и эсминцев типа «Неустрашимый». Все они были приняты на вооружение. Позднее там же создавались и пусковые ракетные установки для подводных и надводных кораблей ВМФ СССР. После ухода в отставку (1959) до конца жизни преподавал в Ленинградском военно-механическом институте. Похоронен Илья Иванович на Богословском кладбище Петербурга. На территории КБСМ ему установлен памятник.

       ИВАНОВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ.

      280-мм мортира Бр-5.

       280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года. Масса 18,4 тонны, расчёт 15 человек, масса снаряда 200-287 килограммов, дальность 7,4-10,4 километра, скорострельность 0,25 выстрелов в минуту. После модернизации состояла на вооружении до середины 1970 годов.

      280-ММ МОРТИРА БР-5.

       100-мм полевая пушка БС-3.

       100-мм полевая пушка БС-3 образца 1944 года. Масса 3 650 килограммов, расчёт 6 человек, скорострельность 10 выстрелов в минуту, максимальная дальность 20,65 километров, дальность прямого выстрела - 1 080 метров. На дистанции 500 метров пробивала броню 160 миллиметров. Эффективно боролась со всеми немецкими САУ и танками, включая «королевские тигры», успешно использовалась и как корпусная пушка для стрельбы с закрытых позиций. В 1944-1951 годов выпущено 3 816 штук.

      100-ММ ПОЛЕВАЯ ПУШКА БС-3.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

       Кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Валерий Габрусенко.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения