ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » ПРИЧИНЫ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА.

ПРИЧИНЫ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА.

08.03.2019 16:04

       I) Более ста лет отделяет нас от Великого Октября. Конечно, это немного в масштабах эпохи. Можно сказать, что Россия прошла очень трудный путь. Многое испытала, выдержала она. Мы были первыми, кто провозгласил первое в мире социалистическое государство. Конечно, наша революция оказала огромное влияние на народы, населявшие Россию и на мировое развитие. Она потрясла мир, чтобы ни писали и не говорили - это наша история и мы, молодое поколение, должны знать и изучать в полном объеме, как в советское время. Несмотря на все противоречия - это борьба людей за свободу, мир, справедливость. И Ленин сыграл решающую роль, он сумел повести за собой людей, и именно его партия подняла людей на разрушение старого мира. Революция в России - это закономерность общественного развития. Сколько восстаний было в России за освобождение народа, но они были не подготовлены, а Владимир Ильич Ленин сумел создать партию, сплотить группу, которая повела за собой обездоленных трудящихся. Тема моей работы «Причины Великой Октябрьской революции 1917 года», которую я постараюсь раскрыть. Я из Калмыкии и мой народ тоже принял самое активное участие по установлению Советской власти у себя дома. Прежде чем написать эту работу, я прочитала много по истории Октябрьской революции, ведь по школьной программе почти ничего не дают. 

       II) Великая Октябрьская Социалистическая революция произошла 25 октября по старому стилю или 7 ноября по новому. Инициатором, идеологом и руководителем была партия большевиков - РСДРП (б). Возглавил ее товарищ Ленин. Но прежде всего я хочу обратиться к вопросу экономического положения в России. Какие события стали предпосылкой для революции? В начале XX века Россия была крупнейшей державой с большой площадью и огромной численностью населения. Развивались новые отрасли экономики, средства связи, новые промышленные районы. Но, тем не менее, Россия оставалась среднеразвитой страной, сохранялись мануфактуры, даже патриархально-натуральные отношения. Мы отставали от ведущих держав по уровню жизни, технологиям, имели задолженности другим государствам. Аграрный сектор был представлен мелкими крестьянскими хозяйствами, урожайность была низкой. Это объясняется тем, что крестьянское хозяйство представляло собой традиционное семейное хозяйство со слабо развитыми рыночными отношениями и еще аграрное перенаселение. Такое патриархальное сельское хозяйство не могло вывести Россию вперед. В начале XX века она продолжала оставаться абсолютной монархией. Здесь оставались пережитки в политической системе: законодательная и исполнительная власть в руках царя, бюрократизм в управлении, отсутствие представительной демократии, отсутствие легальных политических партий. Поэтому все это способствовало активности общественного движения крестьян и рабочих, студентов, национальных меньшинств, оппозиции. Особенно тревожными были выступления рабочих со второй половины XIX века. Они выдвигают не только экономические, но и политические требования. Создаются партии, политические организации, задачей которых становится переустройство российской действительности.

       Таким образом, общественное движение затрагивало самые болезненные точки в социально-экономическом и общественно-политическом строе России и предлагает свои пути решения. Здесь нужно сказать, что в это время до Октябрьской революции произошли два революционных взрыва. И эти две революции оказали влияние и на национальные окраины, в том числе и в Калмыкии. Главными предпосылками революции 1905-1907 годов было сохранение феодальных пережитков в экономической (помещичье землевладение, отрезки, община, чересполосица, отработочная система и так далее) и политической (самодержавие, сословные привилегии, отсутствие демократических прав и свобод) системе страны. А толчком к ней послужила Русско-японская война. Как сказал министр внутренних дел В. К. Плеве:

       «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

       Но война была проиграна. Это поражение обнажило технико-экономическую отсталость России по сравнению с отсталыми странами. Война принесла России ухудшение материального положения и человеческие потери. Потери России составили 400 тысяч убитыми и ранеными. Но для царского правительства более значимым, чем экономические и человеческие потери становится нарастание революционных настроев в обществе. Эта война, принесшая народу новые бедствия, ускорила развитие в стране революционных событий. Кровавая расправа 9 января 1905 года положила начало первой русской революции, везде проходили забастовки. Это была первая народная революция эпохи империализма. Именно в этой революции гегемоном впервые в истории выступил рабочий класс. На борьбу против царизма вместе с русскими поднялись рабочие и крестьяне национальных окраин России. История Калмыкии в первой русской революции - это неотъемлемая страница в истории России. Уже в марте 1905 года влияние революции начало сказываться и в Калмыкии. Это, прежде всего выступление против попечительской администрации, против задуманной царским правительством реформы местного управления и тех методов, которыми проводилась ее подготовка. Правительство пыталось столкнуть русских крестьян с калмыками, пыталось подстрекать к захвату земель (отчуждение калмыцких земель). Конечно, в Калмыкии не сложилось четкого размежевания классовых сил, не возникли советы, не сложился союз калмыцкого и русского крестьянства. Но революция вскрыла огромные возможности трудящихся в борьбе за ликвидацию национального гнета. Хотя революция потерпела поражение, но, тем не менее, поколебала устои царизма, вынудила пойти на некоторые экономические и политические уступки. В. И. Ленин отмечал:

       «Без такой «генеральной репетиции», как в 1905году, революция в 1917 году как буржуазная, февральская, так и пролетарская, Октябрьская, были бы невозможны».

       Царизм обрушил репрессии против рабочего класса и большевистской партии. Тысячи человек были казнены, сосланы на каторгу. Установился режим реакции и террора. Но партия большевиков укрепила свои ряды. Они использовали любую легальную возможность для пропаганды своих идей. Ленин сумел отстоять партию, развил учение о партии как высшей форме классовой организации. Я думаю, что роль Ленина в укреплении партии очень велика. Об этом говорил и М. С. Горбачев по случаю 70-летия Октябрьской революции:

       «Для судеб нашей страны решающее значение имело время, когда на заре XX века В. И. Ленин повел за собой тесно сплоченную группу единомышленников по пути создания в России пролетарской партии нового типа. Именно эта великая ленинская партия подняла народ, лучшие, честные его силы на штурм старого мира».

       На сегодняшний день много разных мнений о роли Ленина, его учения, но я согласна с М. С. Горбачевым. Наша революция - это воплощение мечтаний гуманистов прошлого. Как я уже писала ранее, после поражения революции 1905 года партия большевиков во главе с Лениным проводила работу по воспитанию масс, чтобы они поняли необходимость ликвидации старого строя. 

       Между двумя революциями Россия вступила в Первую мировую войну. Это на некоторое время сняло остроту социальных преобразований. Все сплотились в едином порыве по защите Отечества. Но не тут-то было. Одно поражение за другим на фронте, гибель россиян, ухудшение положения народа, вызванное войной - все это породило массовое недовольство. Также положение усугублялось экономическим кризисом в 1915-1916 годах. Промышленность, перестроенная на военный лад, в целом обеспечивала фронт. Но тыл страдал от нехватки предметов народного потребления. Цены повысились, росла спекуляция. В 1916 году разразились топливный и транспортный кризисы, продовольственный кризис привел к тому, что крестьяне, не получая промышленные товары, отказывались поставлять продукты на рынок. Появились очереди, процветала спекуляция. Меры правительства ни к чему не привели. Население страны устало от войны. Все чаще люди выходили на забастовки и митинги. Усилилось национальное движение. Большевики использовали все промахи правительства, призывая народы превратить войну из империалистической в гражданскую. Усилилось противостояние Государственной Думы и правительства. Рушилась основа третьей июньской политической системы - сотрудничество буржуазных партий с самодержавием. Николай II терял авторитет в обществе. К зиме 1916-1917 годов все слои общества понимали, что царское правительство не способно преодолеть политический и экономический кризис. Необходимо было решить задачи, которые были не решены со времен первой революции:

       - ликвидация помещичьего землевладения,

       - принятие прогрессивного фабричного законодательства,

       - ограничение власти царя Конституцией,

       - решение национального вопроса.

       И еще нужно было прекратить войну. Во всех странах буржуазные партии поддержали войну. И только большевики выступили против войны. Правительство усилило репрессии против большевиков, но антивоенная работа продолжалась. В стране разрастался продовольственный кризис. Нехватка рабочих рук, тягловой силы у крестьян, деревня не могла прокормить ни саму себя, ни город и армию. Денег на ведение войны не хватало. Царизм получал иностранные займы. С осени 1915 года стал быстро развиваться революционный кризис. Выдвигали требования всеобщего избирательного права, возобновление работы Думы. Забастовки повсеместно носили политический характер. Пролетариат встал во главе общедемократического фронта. Происходит перелом и в настроении солдат (дезертирство, отказ от выполнения приказов, братание солдат). Это тоже было формой протеста против войны. Усилилось крестьянское движение (300 выступлений). Начался подъем национально-освободительной борьбы. Большевики выдвинули лозунги:

       - демократическая свобода,

       - 8-часовый рабочий день,

       - конфискация помещичьей земли.

       Таким образом, мы видим, что партия большевиков была наиболее организованной политической силой. В стране большевистские организации действовали во многих городах, на фронте. Большевики Калмыкии тоже проводили большую разъяснительную работу. Важным фактором революционизации калмыцких трудящихся в годы войны стала их мобилизация на тыловые работы. Росло недовольство крестьян и рыбопромысловых рабочих кабальными условиями. В новых условиях классовой борьбы В. И. Ленин в своих работах «Империализм как высшая стадия капитализма» и других развил теорию социалистической революции, сделал вывод о том, что возможна победа социализма в одной, отдельно взятой, стране. Этот вывод развязал инициативу российского пролетариата в революционной борьбе против самодержавия. К этому времени в стране сложилась ситуация, когда, по Ленину, не только «низы не хотели», но и «верхи не могли жить по-старому». В стране обострились бедствия трудящихся. Но для того, чтобы революционная ситуация привела к революции, одних объективных условий мало, и как писал в то время В. И. Ленин нужна еще:

       «Способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, «не упадет», если его не «уронят»».

       И к этому времени российский пролетариат был готов к решительной схватке. Обстановка была такой, что достаточно было небольшой искры, чтобы вспыхнуло восстание. Этой искрой стали перебои в снабжении населения столицы хлебом. Но такая обстановка была во всех крупных городах России. К середине февраля бастовали рабочие Петрограда, а 23 февраля (8 марта) в Международный женский день на улицы Петрограда вышли рабочие с лозунгами:

       «Хлеба! Долой войну! Долой самодержавие!».

       Это и послужило началом новой революции. 25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. Митинги не прекращались. Вечером Николай II послал телеграмму из ставки С. С. Хабалову c требованием прекратить беспорядки. Но было поздно. Солдаты отказывались стрелять в народ. Председатель Думы Родзянко предупредил царя, что правительство парализовано, и что нужно создать новое правительство. Но царь отверг. Войска, посланные Николаем II, не пропущены в  столицу. Начался массовый переход солдат на сторону рабочих. И 27 февраля - победа революции. Проведены выборы в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем стал Н. С. Чхеидзе, меньшевик, заместителем А. Ф. Керенский, эсер. Трудящиеся полностью поддержали Петроградский совет. 27 февраля на совещании лидеров думских фракций был образован Временный комитет Государственной Думы во главе с Родзянко. Задача комитета:

       «Восстановление государственного и общественного порядка, создание нового правительства».

       28 февраля Николай II выехал из ставки в Царское село, но его задержали революционные войска. И 2 марта царь подписал Манифест об отречении от престола за себя и сына в пользу Михаила, но брат его тоже отрекся от престола. И на этом закончилось 300-летнее правление Романовых. Самодержавие было свергнуто. Это главный  итог революции. 2 марта было сформировано Временное правительство:

       - Председатель - князь Е. Львов,

       - министр иностранных дел - кадет П. Н. Милюков,

       - министр юстиции - А. Ф. Керенский от «левых партий».

       Это было эсеро-меньшевистское руководство Петроградского совета. Оно считало, что революция завершилась. В России установилось двоевластие. Это был переходный период в развитии революции. Февральская революция привела к тому, что в стране осталось два политических лагеря - буржуазия и рабочий класс. От остальных слоев населения зависел исход борьбы: или рабочий класс или буржуазия. Все зависело от крестьянства, за кем оно пойдет? Их было большинство, они требовали уничтожения крупной частной земельной собственности и передачи земли тем, кто ее обрабатывает. В деревнях создавались земельные комитеты и сельские сходы. Отношения с помещиками были на грани. А рабочий класс почувствовал к этому времени свою политическую силу и был готов с оружием защищать свои права. Буржуазия стремилась предотвратить развитие революции. Особой политической силой была армия, они хотели окончания войны, поддерживали рабочих и крестьян.

       Большевики после возвращения Ленина из эмиграции предусматривали переход от буржуазно-демократической революции к социалистической. В их программе была идея установления республики Советов рабочих и крестьянства и отказ от поддержки Временного правительства. В экономической сфере предлагалась конфискация помещичьей и национализация всей земли, контроль советов, национализация банков. Большевики выступили за выход из войны и захват политической власти. В это время Временное правительство обещало ввести политические свободы и широкую амнистию, отменить смертную казнь, запретить всякую дискриминацию. Но курс правительства был непоследовательным. Вопрос о 8-часовом рабочем дне отложен был до окончания войны, аграрный вопрос затягивался. Таким образом, Россия стояла на пороге новой революции. Я уже описала положение в стране после Февральской революции и теперь по пунктам рассмотрим основные причины Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года:

       1) Продолжение первой мировой войны.

       2) Победа Февральской революции не предотвратила дальнейшего углубления кризисного состояния страны.

       3) Экономическая разруха усиливалась.

       4) Новые проблемы: вопрос о власти, будущем и государственном строе и выход из кризиса.

       5) Аграрный вопрос.

       6) Национальный вопрос.

       7) Неспособность Временного правительства решить эти проблемы, все откладывалось до окончания войны.

       8) Правительственные кризисы.

       9) Нарастание возмущения рабочих, крестьян, волнения.

       10) Провалы на фронте.

       11) Репрессии против большевиков.

       12) Не примирение политических сил.

       И в этих условиях большевики во главе с В. И. Лениным начали подготовку к захвату политической власти. 12 октября 1917 года был сформирован ВРК (Военно-Революционный Комитет), фактическим руководителем стал Л. Троцкий, председатель Петроградского совета с сентября 1917 года. ВРК фактически стал центром подготовки восстания. 16 октября ЦК РСДРП (б) создал большевистский Военно-Революционный Центр (ВРЦ). Он влился в ВРК. В. И. Ленин вынужден был скрываться, но из подполья он определил ближайшие задачи партии. А именно письма, адресованные ЦК. Среди них письмо В. И. Ленина «Большевики должны взять власть». Он видел, что большинство народа за большевиков. Он писал:

       «На очередь дня поставить вопрос вооруженного восстания в Питере и в Москве (с областью). Обдумать, как агитировать за это, не выражаясь, так в печать».

       Далее Ленин пишет, что, получив большинство в обоих столичных Советах рабочих и солдатских депутатов, большевики могут и должны взять государственную власть в свои руки. Он уверен, что они смогут разбить противника, завоевать власть и удержать его. Он уверенно пишет о том, что предлагая демократический мир, землю крестьянам и свободы они создадут такое правительство, какого никто не свергнет. Ленин уверен, что массы пойдут за большевиками. Почему именно теперь большевики должны взять власть? Он пишет:

       «Предстоящая отдача Питера сделает наши шансы во сто раз хуже».

       В этом письме далее Ленин пишет о том, что нужно предложить мир именно теперь - это значит победить. В. И. Ленин уверен в том, что большевики, несомненно, одержат победу. Он писал в это время много писем. В письме членам ЦК он пишет:

       «Правительство колеблется. Надо добить его, во что бы то ни стало! Промедление в выступлении смерти подобно!».

       И 10 октября 1917 года ЦК РСДРП (б) принял резолюцию о вооруженном восстании. Были споры, но В. И. Ленин настаивал на немедленном взятии власти путем вооруженного восстания. Вечером 25 октября открылся II Всероссийский съезд Советов. Он принял воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам» и провозгласил установление Советской власти. Вечером 26 октября временное правительство было арестовано. В пять часов утра 26 октября съезд Советов принял государственную власть от ВРК и провозгласил переход всей власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. А вечером 26 октября на втором заседании съезда были приняты декреты о мире и земле. Это были первые декреты Советской власти. Сегодня спорят о том, кто написал эти декреты, я их прочла в собрании сочинений Ленина и уверена, что он автор этих документов. В декрете о мире, который я прочла, говорится о том, что мира жаждут большинство истощенных, измученных войной трудящихся всех воющих стран. Мир без аннексий и без контрибуций. Этот мир правительство России предлагает всем воюющим странам. Здесь также говорится о способах ведения переговоров о мире. И второй декрет - это декрет о земле. Здесь говорится, что вопрос о земле может быть разрешен только учредительным собранием.

       Ленин дает справедливое разрешение земельного вопроса. Земля переходит в пользование всех трудящихся, недра земли переходят в исключительное пользование государства и земли рядовых крестьян рядовых казаков не конфискуются. Сущность декрета - это ликвидация помещичьего землевладения, о котором долгие годы мечтали крестьяне. Таким образом, мы видим, что переход власти в руки большевиков происходил и мирным, и вооруженным путем. В Москве советская власть была установлена 3 ноября, в промышленных городах власть взяли мирным путем и быстро. На окраинах и в национальных районах установление Советской власти растянулось на много месяцев. На территории моей Калмыкии в течение четырех послеоктябрьских месяцев нарастала классовая борьба. Это угон скота у богачей, поджоги. Калмыки-бедняки убеждались, что им не по пути с богачами. Проводилась революционная агитация. Были и противники Советской власти. Первая ячейка коммунистов была создана в декабре 1917 года. Они проводили большую разъяснительную работу. В марте 1918 года на всей территории Калмыкии устанавливается Советская власть. Трудящимся Калмыкии предстояла большая работа по укреплению Советов, подготовка и создание советской автономии. Впереди у моего народа было прекрасное будущее.

       Итак, я попыталась описать предпосылки Октябрьской революции, цели революции, показать большую роль большевиков и В. И. Ленина в борьбе за установление власти. Во время работы я узнала много интересного, ведь мы почти не изучаем историю так глубоко, как наши родители, дедушки и бабушки. А здесь прочитала много литературы, было очень интересно. Конечно, мое поколение не знает о жизни в советское время, только со слов старших. Все тогда были уверены в завтрашнем дне. А я вот не уверена, образование платное, учиться за деньги не могу, бюджетных мест мало, безработица, медицина платная, зарплата и пенсии нищенские. Вот и вспоминают взрослые советское время, когда все было бесплатное и образование, и медицина. Нам бы пожить в том времени. 

       Чтобы не писали и не говорили о Великой Октябрьской Социалистической Революции, что это переворот, захват власти, насилие над народом, эта революция имела огромное значение. Большевики провозгласили установление в России экономического и социально-политического строя, не имевшего аналогов в мировой истории. Большевики распространили свою власть на огромную евразийскую территорию, оказали влияние на мировые процессы. Октябрьская революция привела к размаху национально-освободительного движения, к крушению колониальной системы империализма. Ленин это предвидел. В докладе М. С. Горбачева к семидесятилетию Октябрьской революции говорится о том, что революция в России явилась как бы вершиной освободительных устремлений, воплощением мечтаний лучших умов человечества. Именно В. И. Ленин на заре XX века повел за собой группы единомышленников по пути создания пролетарской партии нового типа.

       Именно эта партия повела на штурм старого мира. М. С. Горбачев пишет, что именно тогда проявилось политическое искусство Ленина. И мой народ обрел свободу в результате Октябрьской революции. С победой Великого Октября в Калмыкии началось планомерное созидание социалистического общества, справедливое решение земельного вопроса. В 1918 году был создан Калмыцкий уезд в составе Астраханской губернии, в 1920 году - Калмыцкая автономная область. Об этом мечтал мой народ на протяжении многих лет. Я считаю, что Великий Октябрь - это выдающееся событие XX века.

       Проголосовать за данную работу Вы можете здесь:

       Источник: http://rustod.ru/opros/10000530/

       Баглышева Заяна Валерьевна. 16 лет. Россия. Республика Калмыкия, Сарпинский район, посёлок Аршань-Зельмень, МКОУ «Аршань-Зельменская средняя школа».

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения