ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » УГРОЗА ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ.

УГРОЗА ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ.

31.07.2015 02:45

       Гармония - это Согласие разногласного. Раньше говорили, что мы живём так, как мы работаем. Сейчас же говорят, что мы живём так, как нами управляют.

       Известно, что главным и определяющим фактором обеспечения безопасности страны является образование. Разрушительные процессы, происходящие в сфере образования РФ (неуклонное падение качества выпускников школ и вузов) подтверждают мысль о несостоятельности системы управления сферой образования со стороны государственных, региональных и муниципальных служащих. Безопасность и надёжность любого биологического и социального образования, в том числе государства и его народа – один из ключевых элементов продления жизни, нормального функционирования и развития. Относительно государства обеспечение безопасности – это способность народа (общества) и государственной власти эффективно функционировать и развиваться, обеспечивать поиск и реализацию внутренних ресурсов, и прежде всего человеческих (духовно-нравственных, интеллектуальных, психоисторических, эмоционально-волевых и тому подобное). То есть, акцентировать внимание управленцев на раскрытие (имманентных, внутренне присущих субъекту и объекту управления), собственных сил. Обязательно учитывается конкурентоспособность всех своих компонентов, как самого субъекта управления, так и объекта. Сюда так же включается и способность противостоять угрозам посредством деятельности специальных (государственных и общественных) структур. 

       Безопасность страны в сфере образования имеет внешний и внутренний аспекты. Это предполагает деятельность по укреплению внутренних ресурсов системы образования РФ, и использование эффективных управленческих технологий противостояния и защиты от внутренних и внешних угроз. Разработка, принятие и реализация бесконечной чреды, непродуманных по своим управленческим последствиям, образовательных реформ. Например: принятие и осуществление ФГОС в системе общего образования и принципов Болонских соглашений («болонизация») в системе высшего профессионального образования. Почему и возникают в профессиональной среде педагогов, преподавателей и профессоров, среди родителей (РВС - Родительское Всероссийское Сопротивление), да и среди самих обучающихся, различные формы гражданского противостояния.

       Современная эпоха ничего не изменила в целях и задачах этого аспекта жизнеобеспечения и деятельности в сфере образования. Однако качественно изменилось содержание этой деятельности. Сегодня ключевым элементом силы, обеспечения конкурентоспособности, а также характера угроз и вызовов в сфере образования, стала высокоинтеллектуальное обеспечение управления. Это относится как к созидательным, так и к разрушительным процессам в образовательных системах и их подсистемам управления. Чтобы быть сильным, современное государство, его социально-экономическая и политическая системы, правоохранительные ведомства, должны быть обеспечены соответствующими кадрами, технологиями и административными структурами. Это необходимое условие для действенного противостояния угрозам, способным оказать разрушительное воздействие на граждан, общество и государство.

       Наиболее агрессивными субъектами управления в сфере образования, которые часто входят в конфронтацию с интересами государства, его суверенитетом, создают условия для снижения его эффективности с целью продвижения своих интересов, являются следующие носители негосударственных, межгосударственных:

       - глобализаторы,

       -  болонеореализаторы,

       - военно-политические блоки,

       - транснациональные корпорации антигосударственных интересов.

       Они всячески блокируют повышение эффективности образования как ведущего фактора системы национальной безопасности и ее развитие:

       - конкретные представительства тайных и явных зарубежных финансово-экономических, производственных, торговых, политических и других деловых структур, реализующих интересы и установки западного и восточного миров на территории России в виде различных НКО, культурных, образовательных, аналитических и так далее центров;

       - крупнейшие отечественные хозяйствующие и финансовые субъекты регионального, национального и мирового масштаба (ТНК, финансовые центры), интересы которых (корпоративные и частные интересы собственников) не совпадают и даже противоположны национально-государственным – их также довольно много;

       - криминальные и теневые структуры, поглотившие часть экономики России, в этом списке следует рассматривать и криминальное проникновение иностранных преступных организаций (формирование наркотрафика и рынка сбыта наркотиков из Центральной Азии, ИГИЛ и так далее);

       - значительная часть средств массовой информации, поскольку они включены в «деловой оборот» и имеют как собственные корпоративные деловые интересы, так и «деловые обязательства» перед «партнерами» либо «хозяевами», а также идеологические установки, например, на полное замалчивание запрет пропаганды отечественной культуры в России;

       - представители маргинальных субкультур, различные эпатирующие меньшинства, секты и так далее, находящиеся вне российской культурной традиции, но организованные в активные международные организации и сети, имеющие серьезную поддержку, как среди представителей отечественной элиты, так и в среде элит дальнего и ближнего зарубежья;

       - достаточно узкий слой российских носителей откровенно антироссийских убеждений, ориентирующихся на ценности других культурных миров (в первую очередь на либеральные ценности Запада), в своей деятельности опирающихся на интеллектуальные разработки западных научных центров, финансируемых западными политическими и экономическими кругами для организации и лоббирования антироссийской деятельности и представляющих на территории страны интересы других культур, других стран (такие, как ряд НКО).

       Большинство этих социальных сил обладает высокоинтеллектуальными кадрами и структурами (либо опирается на них), обеспечивающими развитие и продвижение собственных интересов в сфере образования. Они ориентированы на ослабление государства. Отсутствие аналогичных по мощности интеллектуальных (особенно экспертно-аналитических) структур у Российского государства резко снижает качество противостояния этим силам. Следует признать, что часть угроз просто не фиксируется, а значит, построение противодействия не происходит, не может происходить в принципе. Но и в случае, когда угроза хоть как-то отслеживается, организация противодействия и защиты не отвечает характеру новых угроз и вызовов, не приводит к повышению эффективности при перестроениях ведомственных структур. Именно в таком ракурсе следует видеть причины произошедших потерь в области образования и науки, вызвавших снижение национальной безопасности и обороноспособности страны.

       Главной причиной является отсутствие в государственных ведомствах (на Федеральном, региональном и муниципальных уровнях управления) стройной системы аналитической работы, что оказывает разрушительное воздействие на систему образования, как фактора обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Отсутствие аналитики создает реальные угрозы национальной безопасности. И наиболее очевидно это проявилось в провале реформ сферы образования РФ.

       Безусловным лидером по числу реформ является Министерство образования и науки России, которая и по неэффективности новаций также впереди всех. В этой связи вполне правомерен научный интерес к феномену устойчиво отрицательного результата. Почему все «как всегда»? С одной стороны, государственная власть не скупится на расходы системы образования, с другой – никак не удается достичь требуемых качеств подготовки выпускников общеобразовательных школ и специалистов вузов. Наоборот, с каждой реформой происходит ослабление ключевых направлений сферы образования, работы педагогических работников, причем, создается устойчивое мнение, что не только как неожиданного эффекта, но и как запланированного результата. Причем, реформы в сфере образования РФ происходили и «сверху», решением государственной власти, силами самих образовательных систем и сообществ, и «снизу», с использованием процедур общественного обсуждения и общественного мнения.

       Реформы «сверху», продиктованные исключительно видением доминирующих аппаратных групп, не обеспечили, да и не могли обеспечить эффективную работоспособность частей и, в целом, сферы образования как системы. Они осуществлялись по законам управления для создания вертикали путем «оптимизации» схем управления, сокращения штатов и затрат, создания конкурентных структур, уничтожения неугодных структур, смены руководителей, изменения названий и полномочий образовательных структур и так далее.

       Реформа силами государственных структур (прежде всего силами чиновников Минобраза) проводится каждым новым руководителем «под себя» и практически никогда не оправдывала себя. Классический результат – вместо сокращения штатов получали резкий рост численности чиновников, как вариант - сокращение действительно «рабочих» должностей при сохранении личного состава обеспечивающих подразделений. А последние реформы Минобразования и науки (реформа высшей школы и Академии Наук РФ) привели к еще одному итогу – органы управления наконец-то избавились от нонконформистов (так сейчас понимается «чистота рядов» педагогических работников общего образования и профессорско-преподавательского состава вузов).

       Реформы образования идущие «от общества» и «оценки граждан» были более жертвенны. Произошла ликвидация или смягчение жесткости некоторых функций. Появление автономных образовательных учреждений, коммерческих образовательных услуг, показательное усиление администрирования образовательных организаций и усиление наказания сотрудников за нарушения дисциплины и закона и так далее.

       Один из знаковых реформ образования снизу – популизм. Во-первых, это выразилось в процедуре общественного обсуждения. Во-вторых, в появлении и принятии Федерального закона «Об образовании» от 2012 года. Так, на основании закона в образовательных организациях созданы Попечительские, Управляющие и другие Общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых образовательных потребностей, интересов обучающихся, родителей и других категорий граждан, органов власти всех уровней, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности образовательных организаций. Например, в системе государственно-общественного управления образованием при образовательных организациях России входит более 500 000 человек: известные общественные деятели, представители науки, бизнеса, образования и здравоохранения, средств массовой информации, религиозных конфессий. Огромная сила! Но и это не помогает, никак не повышая эффективности деятельности органов управления образованием.

 

     МЫ ПРОТИВ ЕГЭ.

       Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения