Главная » Здоровье » ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ. ТВ.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ. ТВ.

25.01.2017 18:53

       Присутствие бумажных газет и журналов на рынке постоянно сокращается. Последняя жертва этой тенденции - еженедельники «Власть» и «Деньги» издательского дома «Коммерсантъ». Их закрывают из-за падения доходов от рекламы. Уже не первый год многие российские и западные журналисты и медиа-эксперты пророчат смерть бумажных изданий. Причины кризиса классических СМИ называются разные. С одной стороны, винят развитие цифровых технологий и интернета, с другой - экономические и общественно-политические факторы. Но в итоге все сводится к тому, что печатные издания уже просто не могут отвечать запросам современности. Единого рецепта для выхода из этой ситуации до сих пор не найдено. Главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев, журналисты Олег Кашин и Юрий Сапрыкин рассуждают, что сейчас происходит с бумажными изданиями и есть ли для них место в будущем.

       Печатные СМИ исчезают.

       Павел Гусев:

       «Я связываю эти процессы с прошлой Госдумой и отношением правительства к традиционным СМИ. Предыдущий созыв парламента руками депутатов и управления внутренней политики администрации президента (которым руководил Вячеслав Володин) сделал все, чтобы планомерно уничтожать прессу, принимая поправки к всевозможным законам, которые бы сломали рекламный рынок и экономику СМИ. Вместе они делали все для того, чтобы пресса или не могла существовать, или жила бы только на государственные дотации. Была поставлена задача, уничтожить независимые средства массовой информации. Таким образом, те, кто хотел выживать и работать в информационном пространстве, должны были идти на поклон к государственным или связанным с государством структурам и получать различного рода субсидии, гранты и прочее. Это не общая проблема СМИ, а очень даже конкретная. И интернет-СМИ это касается в меньшей степени».

       Олег Кашин:

       «Любой специалист подробно объяснит вам про интернет и про рекламный рынок и приведет в пример западные бумажные СМИ, которые, как наши, погибают, усыхают и тому подобное. Но в переводных книгах, которые читали специалисты, к сожалению, не написано ничего о специфике России девяностых и нулевых, в которую массовый интернет пришел немного позже, чем умерла (или усохла, загнулась) бумажная пресса. То есть у нас технические и рыночные трудности наложились на наши политические и социальные особенности. Бумажная пресса - важнейший общественный и культурный институт, а у нас его, то ли грохнули, то ли не сберегли в процессе общей африканизации, которая в любом случае никак не связана с общемировым прогрессом».

       Юрий Сапрыкин:

       «Общая беда бумажных изданий длится уже не первый год. Аудитория, внимание, деньги рекламодателей - все постепенно утекает в интернет. Печатным медиа достается все меньше, а электронным - все больше. Но при этом и рост доходов за счет интернета не покрывает падения доходов бумаги. К тому же, ритм и структура редакции в интернете немного другие. В России все это усугубляется еще и тем, что традиции потребления печатной прессы, которые были в советское время, уже давно умерли. Сейчас очень массовые издания типа «Комсомольской правды» или «АиФ» ощущают себя очень неплохо. А вот такие качественные и достаточно штучные СМИ вроде «Коммерсантъ» и «Ведомости» чувствуют себя очень скверно. Их аудитория быстрее всего переходит на новые платформы и носители и быстрее всего отказывается от бумаги. А сверху на это еще накладываются политический климат, «звенья гребанной цепи» и прочие печальные обстоятельства».

       Кризис не победить.

       Павел Гусев:

       «Успешного опыта существования в нынешней ситуации ни у кого нет, потому что все средства массовой информации находятся в экономическом кризисе, практически в экономической дыре. Все существуют, используя всевозможные дотационные, грантовые и иные возможности. Рынок СМИ как таковой исчез. Экономических предпосылок для существования независимых редакций, по сути дела, не осталось. Сегодня повысилась цена на бумагу. Мы просили правительство вмешаться в этот процесс, или дотировать эту бумагу, или остановить безудержный рост цен, потому что он ничем не был обоснован для производителей. Когда стоимость бумаги вырастает на 25-30 % - это абсолютно нелепые цифры, которые не имеют никакого отношения к экономике, а только к обычной наживе. Есть вопрос, связанный с распространением печатной прессы через почту - здесь правительство отменило все льготы. В результате только после первого года 21 % изданий просто исчез. Правда, это мало кто заметил, потому что закрылись, в основном, муниципальные и региональные газеты, которые менее известны на федеральном уровне. В результате поправок к закону о рекламе и иным законам был уничтожен рекламный рынок. А в связи с тем, что рухнул малый бизнес, который сократился на 40 %, реклама тоже сократилась на 40-50 %. Ведь основной рекламодатель - это не какой-нибудь «Газпром», который финансирует федеральные каналы, а именно средний и малый бизнес».

       Олег Кашин:

       «Из российских изданий я бы выделил коммерсантовский «Уикенд». Понятно, что уходящая натура, но, по крайней мере, он выглядит как отлично сохранившийся осколок бумажной цивилизации, для которой имеют значение книжные рецензии и воспоминания о 1937 годе. Но такой образец, когда он помещен в вакуум, выглядит тоже довольно мрачно».

       Юрий Сапрыкин:

       «Все существующие бумажные издания успешны. В случае с «Властью» и «Деньгами» с трудностями столкнулся в целом издательский дом «Коммерсантъ». Там решили, что если у него есть подразделения, которые зарабатывают столько же, сколько и тратят, то они не нужны. Невзирая на читательские традиции, общественную значимость и прочее. В других местах с подобными трудностями люди готовы мириться, где-то давно уже все закрыли. Но в случае с этими двумя еженедельниками речь не о бумажных изданиях. В свое время ИД «Коммерсантъ» закрывало «Коммерсантъ ТВ» или переформатировало «Коммерсантъ FM». Но это же не значит, что у телевидения нет будущего. Это значит лишь, что в рамках этой компании люди не хотят продолжать тратить деньги на это направление. И оно даже не обязательно должно быть убыточным».

       Чем российский рынок печатной прессы отличается от иностранного.

       Павел Гусев:

       «И российский, и иной другой рынок развивается только на свободной экономике и экономическом развитии. Западные СМИ не получают дотаций и грантов от государства, в лучшем случае - от благотворительных организаций. Там существует очень большой рекламный рынок. Действительно, в некоторых странах количество печатных изданий сокращается, но это просто тенденция времени в связи с тем, что там очень активно развивается интернет-СМИ и много различных структур по типу Фейсбука. То есть СМИ часто заменяются платформами для коммуникации. Многие считают, что именно они и являются новыми медиа. Хотя они никакого отношения к средствам массовой информации не имеют. В России другая ситуация. У нас из 140 миллионов граждан всего 70 миллионов пользователей компьютеров. Причем, ежедневно ими пользуются порядка 50 миллионов. СМИ - это лишь составная интернета. На их долю приходится всего 17-20 % от всего того, что происходит в сети. Таким образом, меньше 10 миллионов человек читает прессу в интернете. Если посмотреть количество пользователей, которые заходят на популярные журналистские сайты, - это как раз и получается 7-8 миллионов человек. Все остальные миллионы россиян сидят в социальных сетях и прочем».

       Олег Кашин:

       «Насколько российская политическая система отличается от систем западных стран? Насколько наше общество отличается от других обществ? Уверен, что начинать надо с этих вопросов, пресса существует не в вакууме».

       Юрий Сапрыкин:

       «Отличие в том, что у с уровня любой большой ежедневной иностранной газеты, будь то The New York Times, The Guardian или Bild падение будет долгим. С небольшой высоты падать быстрее и больнее. Главная разница у нас - в размерах рынка и во внимании к какой-то привычке к потреблению печатной прессы. Еще есть различия в доле подписки, в доходах. В России подписка в 1990 годы практически умерла. Люди, выписывающие газеты, должны обладать какими-то ну очень консервативными привычками. А на Западе это вполне существенная доля доходов изданий. Это предоплата, которую медиа-компании получают на год или на несколько месяцев вперед.

       Выживет только гламур.

       Павел Гусев:

       «Если 10 миллионов граждан пользуются интернет-порталами, то остальные 100 миллионов используют традиционные СМИ. Поэтому говорить о смерти печатных изданий в России пока очень рано. В 1956 году, когда телевидение вышло на просторы Советского Союза, было заявлено, что через несколько лет все газеты и журналы умрут, а люди будут смотреть только телевизор. Но этого не только не произошло, но телевизор создал целую индустрию телегидов, телепрограммы, аналоги которых можно встретить сейчас и в печатных изданиях. Поэтому никогда до конца ничего не исчезнет. Тем более что на фоне всевозможных хакерских атак бумага, телевидение и радио намного безопаснее интернета в плане передачи информации».

       Олег Кашин:

       «Я думаю, печатные СМИ обречены».

       Юрий Сапрыкин:

       «У книг будущее есть, у альбомов про искусство есть. И пресса тоже может быть похожа на книгу или альбом про искусство - никто не говорит, что она может быть лишь в одном конкретном формате. Думаю, в какой-то отдаленной перспективе, скорее всего будущее, обеспечено каким-то штучным, ручным, малотиражным, рукодельным изданиям, нежели массовой прессе. Среди многотиражных бумажных газет и журналов, возможно, дольше всех продержится глянец. Просто потому, что рекламодателям нравится, когда реклама блестящая и ее можно потрогать. Но, вообще, все зависит от того, как люди потребляют продукт. Поэтому будущее есть еще и у изданий, про которые понятно, когда и в каких ситуациях люди будут их читать. Многие потребители любят, когда журнал можно полистать, например, в салоне красоты. Массовая многотиражная пресса как большой сегмент бизнеса и инструмент общественного влияния в бумажном виде, наверное, постепенно сойдет, на нет. Потом еще в какой-то момент неизбежно встанет вопрос о судьбе типографий, которые перестанут зарабатывать деньги. И тогда это тоже превратится в умирающий вид бизнеса, и напечатать что-то большим тиражом станет физически сложно».

       Загробная жизнь региональных бумажных изданий.

       Павел Гусев:

       «Большинство региональных газет в той экономической и ситуации и притом законодательстве, которые у нас есть, будут находиться на содержании или у государства, или у аффилированных с ним структур. И будут только единицы, которые сумеют выживать самостоятельно».

       Олег Кашин:

       «Региональные СМИ давно живут веселой загробной жизнью - договор на обслуживание местного правительства, телепрограмма и немного джинсы. В этом смысле за них переживать не стоит: чем больше от них вреда, тем больше у них шансов просуществовать как можно дольше».

       Юрий Сапрыкин:

       «Сейчас в интернете есть много живых, современных региональных СМИ. Подозреваю, что их доход от рекламы в бумажном виде достаточно невелик. Я верю в какие-то локальные медиа, но, мне кажется, платформой для них будут скорее электронные носители, а не бумага».

       Источник: http://www.arpp.ru/mneniya-ekspertov-intervyu/281558-chto-sejchas-proiskhodit-s-bumazhnymi-izdaniyami-i-est-li-dlya-nikh-mesto-v-budushchem.html

Материал предоставил Т. Токарев.

Комментарии

Валерий 25.01.2017, 21:30
Материал попал в топ-25 Белоруссии.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения